Тема 2. Этапы исторического развития философии (Краткая история философии)

КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

 

 

С.О. Лебедева, В.Ю. Ивахнов, Ю.П. Дубровченко

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Методические указания

 

 

Волгоград

 2016     

 

                   

УДК 101 

Рецензент:

 

кандидат философских наук, доцент Е.А. Приходько

 

 

Издается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 

 

,

Лебедева,С.О. Философия [ Электронный ресурс ]: методические указания / С.О. Лебедева,  В.Ю. Ивахнов, Ю.П. Дубровченко //Сборник «Методические указания» Выпуск.-Электрон. текстовые дан.(1файл:67Kb) – Волжский: ВПИ (филиал) ВолгГТУ,2016.-Систем.требования:Windows 95 и выше; ПК с процессором 486+; CD-ROM.

 

Методические указания включают планы семинарских занятий, комплекс опорных понятий, перечень необходимой для подготовки к семинарам основной и дополнительной литературы, вопросы к зачету.

Представленные в методических указаниях материалы предназначены для использования в учебной работе студентами вуза, обучающимися на всех направлениях бакалавриата независимо от формы обучения.

 

                      ÓВолгоградский         

       государственный                                                                                                                            технический

университет, 2016

Ó Волжский                                                                                                                                                         политехнический                                                                                                                            институт, 2016 

Оглавление

Тема 1. Философия, ее сущность и назначение……………………………….5

Тема 2. Этапы исторического развития философии (Краткая история философии)………………………………………………………………………6

Тема 3. Философское учение о бытии (онтология)…………………………..8

Тема 4. Бытие природы………………………………………………………..10

Тема 5. Философская антропология………………………………………….11 

Тема 6. Сознание……………………………………………………………….12

Тема 7. Познание. Научное познание…………………………………………13

Тема 8. Философия общества и истории……………………………………..15

Тема 9. Общество в социокультурном измерении…………………………..16

Темы рефератов (контрольных работ)……………………………………….18

Правила выполнения рефератов (контрольных работ)……………………..18

Вопросы к экзамену……………………………………………………………22

 

Тема 1. Философия, ее сущность и назначение

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы: миф, религия, философия.

2. Предмет философии и круг ее проблем. Функции философии.

3. Структура философского знания.

4. Соотношение и взаимосвязь философии, науки, религии, искусства.

Опорные понятия темы

Мировоззрение, миф, религия, философия, наука, онтология, гносеология, логика, аксиология, этика, эстетика, рефлексия.

Литература

1. Горелов, А.А. Философия (Бакалавриат). / А.А. Горелов / под ред. Горелова А.А. - Москва: КНОРУС, 2016. - 320 с.

2. Маритен Ж. Философ во граде // Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994. С. 19-21.

3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1992. С. 14-26.

4. Франк С.Л. Философия и религия // Философия и мировоззрение.- М.,1990. С.319-335.

Вопросы для обсуждения

- Как формируется мировоззрение человека?

- Поясните суждение М.В.Ломоносова о том, что «истинный химик должен быть теоретиком и практиком. Следовательно, должен быть также философом».

- «Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров…каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (Р.Декарт. Начала философии»). Согласны ли Вы с таким пониманием роли философии?

Литература

1. Зорина Е.В., Рахманкулова Н.Ф. Философия в вопросах и ответах. под ред. Алексеева А.П., Яковлевой Л.Е. - Москва: Проспект, 2006. - 336 с.

2. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс Учебник для вузов. 5-е изд., доп. и перераб. / В.А. Канке. - Москва: Логос, 2010. - 376 с.

3. Леонтьева, Е.Ю. Основы философии. [Электронный ресурс] / Е.Ю. Леонтьева, Ю.В. Артюхович, Н.Л. Виноградова, др. и. - Волгоград: ВолгГТУ, 2014. - 156 с.

4. Марков, Б.В. Философия Учебник для вузов. / Б.В. Марков. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 432 с.

5.Новейший философский словарь. 3-е изд., под ред. Грицарова А.А. - Минск: Книжный дом, 2003. - 1280 с.

6. Радугин А.А. Философия Курс лекций. 2-е изд. - Москва: Библионика, 2006. - 272 с.

7. Спиркин, А.Г. Философия для технических вузов Учебник для академического бакалавриата. / А.Г. Спиркин. - Москва: Юрайт, 2016. - 392 с.

8. Философия 6-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс] / под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. - Москва: Проспект, 2015. - 672 с. (Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/54818/)

9. Философия Вузовский учебник. / под ред. Чумакова А.Н. - Москва: Инфра-М, 2014. - 432 с.

 

Тема 2. Этапы исторического развития философии (Краткая история философии)

1. Основные черты и идеи античной философии.

2. Классическая философия Древней Греции: Платон и Аристотель.

3. Основные идеи и принципы средневековой философии. Патристика. Учение Августина.

4. Схоластика. Философия Ф.Аквинского. Проблема универсалий.

5. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Гуманизм и натурфилософия (Н.Кузанский, Дж.Бруно).

6. «Коперниканский переворот» в картине мира. Влияние на развитие философии идей Коперника, Галилея, Ньютона.

7. Поиск методов познания (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Рационализм и эмпиризм в новоевропейском мышлении.

8. Целесообразность бытия общества – предмет философии Просвещения.

9. Теория познания и этическая концепция И. Канта. Абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

Опорные понятия темы

Космоцентризм, логос, субстанция, апейрон, апории, атомизм, бытие, небытие софист, идея, объективный идеализм, логика, материя, форма, содержание.

Апологетика, патристика, схоластика, теоцентризм, креационизм, откровение, универсалии, номинализм, реализм, вера, знание, душа, тело, воля, томизм, антропоцентризм, гуманизм, Реформация.

Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, идолы познания, принцип cogito, прогресс, нравственный категорический императив, законы диалектики.

Литература

1. Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991. - 488 с.

2. Горелов, А.А. Философия (Бакалавриат). / А.А. Горелов / под ред. Горелова А.А. - Москва: КНОРУС, 2016. - 320 с.

3. Асмус В.Ф. Учение Платона об «идеях» («видах») //Античная философия. М.,  1998. С.131-142.

4. Кессиди Ф.Х. Проблема происхождения греческой философии и переход от образа к понятию // От мифа к логосу. М.1972. С.102-144.

5. Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время// Вопросы философии, 1998, № 10.

6. Бандурковский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологий» Фомы Аквинского // Вопросы философии,1997, № 9.

7. Неретина С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопросы философии. 1999. № 11.

8. Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И.Канта// Вопросы философии. 1996. № 10.

9. Лифшиц М. Эстетика Гегеля и современность//Вопросы философии. 2001. № 11.

10. Фома Аквинский. О сущем и сущности// Историко-философский ежегодник. М., 1988.

Вопросы для обсуждения

- Кого из философов Милетской школы относили к «семи мудрецам» и за какие знания? Что Вы можете о них рассказать?

- Что такое «золотое сечение», где оно применяется и какая философская школа Древней Греции его разработала? Чем еще знаменита эта школа?

- Объясните смысл высказывания Парменида: «Ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто».

- В чем заключается «метод иронии» Сократа?

- Почему Платона называют родоначальником объективного идеализма?

- «Академия», «Ликей», «Сад». Кем и с какой целью были созданы эти учреждения?

- Чем отличается теология от философии?

- Почему средневековую философию называют схоластикой?

- Приведите доказательства бытия Божьего так, как это делал Фома Аквинский. Сможете ли Вы его опровергнуть?

- Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он возник, кто его основатель и в каком виде он существует в настоящее время?

- Почему идеи Н. Коперника и Дж. Бруно встретили сопротивление церкви?

- В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эмпиризмом Бэкона.

- Раскройте особенности индуктивного и дедуктивного методов познания.

- Прокомментируйте положение Р.Декарта из «Начал философии» о том, что вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола.- все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике…Она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Согласны ли Вы с автором? Каково соотношение частных наук между собой и с философией в наше время?

- Что такое «априорное знание» по Канту? Имеется ли такое знание?

- Что такое «абсолютная идея» Гегеля, почему она так называется? Какие синонимы можно подобрать к этому понятию?

Литература

1. Асмус В.Ф. Античная философия. - Москва: Высшая школа, 1998. - 400 с.

2. Виноградова, Н.Л. История философии, / Н.Л. Виноградова, Н.А. Гулевская, А.В. Захаров, др. и. - Волгоград: ВолгГТУ, 2013. - 64 с.

3. Грицанов А.А. История философии. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис, 2002. - 1376 с.

4. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс Учебник для вузов. 5-е изд., доп. и перераб. / В.А. Канке. - Москва: Логос, 2010. - 376 с.

5. Мареев, С.Н. История философии (общий курс) [Электронный ресурс] / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - Москва: Академический Проект, 2004. - 880 с

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб., 1994. Т.2.

7. Спиркин, А.Г. Философия для технических вузов Учебник для академического бакалавриата. / А.Г. Спиркин. - Москва: Юрайт, 2016. - 392 с.

8. Философия 6-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс] / под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. - Москва: Проспект, 2015. - 672 с. (Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/54818/)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: