Винт, гайка-рейка и шарики подгняются при заводской сборке, поэтому менять их следует только комплектно. На торце шлицевого конца вала зубчатого сектора нанесена метка для правильной установеи рулевой сошки. Метка сошки и конца вала сектора при сборке должны быть совмщены. В верхней части картера – отверстие для заливки смазки, в нижней сливное; оба отверстия закрыты пробками.
Люфт рулевого управления (люфт руля)
Люфт руля – свободное вращение рулевого колеса без поворота колес (управляемых колес переднего моста).
Согласно ПТЭ («Правил технической эксплуатации») он должен быть в пределах 20о, а согласно «Инструкции завода-изготовителя» - в пределах от 8 до 15о.
Система гидроусилителя руля
Включает в себя:
1. Гидронасос;
2. Гидроусилитель руля.
Гидронасос
Гидронасос предназначен для подачи жидкости в гидроусилитель под давлением.
Насос приводится в работу с помощью электродвигателя Г-732 через резиновую эластичную муфту.
Давление, создаваемое гидронасосом – 65 ÷ 70 атм (кг/см2).
|
|
Устройство насоса:
I. Состоит из бачка, внутри которого имеются два фильтра.
1. Бачок закрыт крышкой с маслостойкой прокладкой, закрепленной гайкой-барашком.
2. В крышке заливное отверстие и сапун.
II. В картере насоса установлен его механизм:
1. Вал на подшипниках, он заканчивается шлицами.
2. На шлицы вала устанавливается ротор.
3. Снаружи ротора имеются канавки, в которые вставлены подвижные лопасти.
4. Ротор с лопастями вращается во внутренней полости статора.
5. Внутренняя область статора элепсообразна.
6. За статором установлен перепускной диск.
7. В корпусе картера насоса имеется отверстие для подсоединения штуцера со шлангом высокого давления.
8. Канал этого отверстия имеет сообщение к предохранительному клапану и перепускному клапану.
Режим эксплуатации насоса - непрерывный
Работа гидронасоса
Вал с ротором вращается на шарикоподшипнике и на игольчатом подшипнике, установленном на конце вала перед статором. При вращении ротора центробежная сила прижимает лопасти к овальной (элипсообразной) внутренней поверхности статора. В результате между лопастями насоса образуются полости всасывания и нагнетания.
Насос имеет два клапана:
1. Предохранительный – помещенный внутри перепускного, ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении > 65 ÷ 70 атм.
2. Перепускной клапан ограничивает количество масла, подаваемое насосом при повышении частоты вращения электрического привода.
Неисправности гидронасоса
1. Подтекание масла.
2. Сильный шум при работе насоса – недостаточный уровень масла в системе гидроусилителя руля.
|
|
3. «Тяжелый руль», т.е. насос гидроусилителя не создает давление в системе гидроусилителя:
a. порвана резиновая оболочка эластичной муфты электродвителя насоса;
b. заедание лопастей в пазах ротора насоса;
c. максимальный износ лопастей.
4. Износ подшипников.
5. Загрянение фильтров.
Гидроусилитель руля
Гидроусилитель облегчает работу водителя при поворотах, реализуя давление насоса при подаче жидкости в усилитель.
Устройство:
1. Состоит из силового цилиндра (справа) с поршнем и штоком. На поршне установлены компрессионные кольца.
2. Механизма следящего действия (посередине):
- два шаровых пальца;
- сферические сухари (на пальцах);
- компенсирующие пружины;
- регулировочные пробки.
3. Золотниковая камера с золотником (слева). Золотник посредством тяги связан с 1м шаровым пальцем (1й слева).
Работа гидроусилителя
Гидроусилитель представляет собой агрегат, состоящий из силового цилиндра (поршень, шток) и распределителя.
Распределитель состоит из золотникового устройства и корпуса шарниров с шаровыми пальцами 1м и 2м. при этом 1й шаровой палец расположен в подвижном стакане, который посредством пробки и болта соединен с золотником.
При повороте рулевого колеса усилие через тягу сошки передается 1му шаровому пальцу, который вместе с подвижным стаканом перемещает золотник в сторону от нейтрального положения и далее жидкость через полости золотника в трубопровод и силовой цилиндр.
Если прекратить вращение рулевого колеса золотник останавливается, а корпус золотника надвигается на золотник и устанавливается в нейтральное положение. поворот управляемых колес троллейбуса прекращается.
Для кратковременного управления троллейбусом, при неработающем гидроусилителе, в корпусе золотника устанавливается обратный клапан, перепускающий жидкость из одной полости силового цилиндра в другую.
Связь гидроусилителя с рулевым приводом
Осуществляется в 3х точках:
1я точка | Поршень со штоком шарнирно-неподвижно к кронштейну первой поперечной шасси. |
2я точка | Первый шаровый палец к большой продольной тяге с сошкой. |
3я точка | Второй шаровой палец к маятниковому рычагу. |
Неисправности гидроусилителя
1. Нарушение герметичности гидросистемы (шланги, трубки).
2. Максимальный износ поршневых колец (т.е. жидкость переходит из одной камеры в другую произвольно, руль становится «тяжелым»).
Заправка системы гидроусилителя
Заправка системы – полный объем ≈ 6 литров. Заливается через отверстие в кабине, справа от сиденья водителя около контроллера (в некоторых моделях прямо через крышку бачка).
Перемещение золотника в золотниковой камере составляет всего 1,8 ÷ 2,2 мм в обе стороны.