В письменной форме сделать интерпретацию результатов самооценки психологической компетентности педагога-практиканта

Методические рекомендации для студентов по выполнению психологических заданий в рамках педагогической практики

 

для студентов 4-5 курсов

 

И.В.Гулис, М.С.Фабрикант, С.М.Ширко

Введение

Компетентность представляет собой способность личности к эффективному выполнению какой-либо деятельности. Соответственно, психологическая компетентность педагога, - это единство теоретической и практической готовности педагога к решению психологических задач.

Студенты старших курсов университета должны обладать основными необходимыми знаниями, включенными в программу курсов «Психология» («Основы психологии»), а также уметь применить их в педагогической деятельности. Выполнение заданий по психологии в рамках педагогической практики позволяет студенту интегрировать теоретическую и практическую стороны психологической компетентности.

Цель психологического компонента педагогической практики – формирование у студентов психологической компетентности педагога посредством интеграции теоретической и практической готовности к педагогической деятельности.

Задачи психологического компонента педагогической практики:

1. развить у студентов способность к критической самооценке своей педагогической деятельности;

2. научить студентов корректному наблюдению за деятельностью других педагогов с выявлением психологических приемов, используемых в работе;

3. выработать у студентов навыки составления обоснованной психолого-педагогической характеристики;

4. привить студентам этические принципы использования психологических знаний и психологического инструментария в педагогической деятельности.

На 4-5 курсе студенты проходят практику в учреждениях среднего, среднего специального образования и в вузе. Психологические задания дают студентам возможность изучить личности учащихся и студентов методами наблюдения и беседы, а так же приобрести навыки составления развернутой психолого-педагогической характеристики. На основании характеристики практиканты могут принять решение об индивидуальном подходе и определении дальнейших перспектив в работе с учащимися и студентами.

 

 

Задания для 4-5 курса

Задания по психологии, рекомендуемые для выполнения студентам во время прохождения педагогической практики

В учреждениях общего среднего и среднего специального образования

І. Во время прохождения педагогической практики в учреждениях общего среднего и среднего специального образования студент должен выполнить следующие задания по психологии:

1. Провести структурированное наблюдение за учеником и заполнить карту наблюдения.

Во время посещения уроков, проводимых учителями, а также в процессе самостоятельного проведения уроков студент наблюдает за одним из учащихся (по выбору). По результатам наблюдения заполняется карта наблюдения за поведением ученика, данные которой будут использованы при составлении комплексной психологической характеристики учащегося. Карта наблюдения представляет собой таблицу, предназначенную для фиксирования данных наблюдения. Образец карты и инструкция по ее заполнению представлены в методическом пособии по выполнению заданий по психологии во время прохождения психологической практики (с. 10-15).

В письменной форме сделать интерпретацию карты наблюдения за учащимся.

Интерпретация карты наблюдения за учащимся должна быть корректной и логически последовательной.

3. После проведенного наблюдения подготовить и провести беседу с учеником.

Беседа представляет собой полуструктурированное интервью с тем учащимся, за которым проводилось наблюдение, и опирается на результаты наблюдения. Список примерных вопросов для беседы с учениками разного возраста включен в методическое пособие по выполнению заданий по психологии (с. 15-18). Текст беседы записывается.Интерпретация данных, полученных в результате беседы, включается в психологическую характеристику учащегося.

4. В письменной форме обобщить результаты беседы с учащимся.

5. Провести сравнительный анализ результатов структурированного наблюдения и беседы с учеником.

При сравнительном анализе необходимовыявить общее и различное между внешне наблюдаемыми и выявленными в беседе психологическими характеристиками учащегося.

По результатам сравнительного анализа составить развернутую психолого-педагогическую характеристику личности учащегося (с опорой на материалы учебных курсов «Основы психологии» / «Психология»).

В характеристике необходимо отметить психологические особенности учащегося, значимые для изучения предмета, указать связанные с этим возможные трудности и предложить пути их преодоления. План-схема и пример психологической характеристики личности учащегося представлен в методическом пособии (с. 18-27).

Провести структурированное самонаблюдение в процессе проведения урока и заполнить карту самооценки психологической компетентности педагога-практиканта.

По результатам самонаблюдения заполняется карта самонаблюдения, которая позволяет оценить психологическую компетентность педагога-практиканта. Карта самонаблюдения представляет собой таблицу, предназначенную для фиксирования данных наблюдения.Заполненная карта прилагается к отчету. Образец карты и инструкция по ее заполнению представлены в методическом пособии по выполнению заданий по психологии во время прохождения психологической практики (с. 27-31).

В письменной форме сделать интерпретацию результатов самооценки психологической компетентности педагога-практиканта.

Необходимо корректно и логически последовательно проинтерпретировать карту самонаблюдения.

 

ІІ. Выполненное задание по психологии включает восемь компонентов:

1) заполненную карту наблюдения за учащимся;

2) интерпретацию карты наблюдения за учащимся;

3) текст беседы с учащимся;

4) обобщение результатов беседы с учащимся;

5) сравнительный анализ результатов наблюдения и беседы;

6) психолого-педагогическую характеристику личности учащегося;

7) заполненную карту самооценки психологической компетентности педагога-практиканта;

8) интерпретацию результатов самооценки психологической компетентности педагога-практиканта.

 

ІІІ. Оценка деятельности практиканта осуществляется по качественно-количественной системе: за выполнение каждой части задания студент получает соответствующий балл, итоговая отметка представляет собой сумму всех набранных баллов.

 

  Часть задания Баллы за выполнение
1 Заполненная карта наблюдения за учащимся [0-1]
2 Текст беседы с учащимся [0-1]
3 Психологическая характеристика учащегося: 3.1. Интерпретация карты наблюдения за учащимся 3.2. Обобщение результатов беседы с учащимся 3.3. Сравнительный анализ результатов наблюдения и беседы 3.4. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося   [0-1]   [0-1] [0-1]   [0-2]
4 Корректное использование понятийного аппарата психологии [0-1]
5 Заполненная карта самонаблюдения [0-1]
6 Самооценка психологической компетентности педагога-практиканта [0-1]
  Всего до 10 баллов

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: