Обработка результатов беседы

В результате беседы у Вас должен получиться полный текст заданных Вами вопросов и полученных от собеседника ответов, который включается в приложение к отчету. В основную часть отчета Вы помещаете выводы, сделанные на основании беседы и сравнения ее результатов с данными, полученными посредством наблюдения за учеником / студентом. Интерпретация результатов беседы проводится по следующему плану.

1. Основные характеристики ученика/студента. Здесь Вы приводите те особенности ученика/ студента, выявленные в результате беседы, которые Вы полагаете наиболее значимыми для учебной деятельности, с обязательным обоснованием их значимости.

2. Возможности ученика/студента. Здесь Вам необходимо охарактеризовать те качества ученика/студента, которые, на Ваш взгляд способствуют эффективности его учебной деятельности. Особо отметьте те качества, которые способствуют освоению преподаваемого Вами предмета.

3. Ограничения ученика/студента. Здесь Вы отмечаете те качества ученика/студента, которые препятствуют его учебной деятельности, снижают ее мотивацию и эффективность. Детализируйте последствия этих особенностей, существующие в настоящий момент, и спрогнозируйте дальнейшие последствия. Особо отметьте те качества, которые препятствуют освоению преподаваемого Вами предмета.

4. Сравнение результатов наблюдения и беседы. Укажите, какие выводы, сделанные Вами относительно ученика/студента на основании наблюдения, не согласуются с тем, как он сам себя видит и что рассказал Вам о себе в ходе беседы. Проанализируйте возможные причины и последствия этой рассогласованности.

5. Рекомендации для педагогов. Сделайте выводы о том, каким образом выявленные Вами особенности ученика/студента могут быть учтены педагогами для обеспечения индивидуального подхода. Особо отметьте, что можно сделать педагогам для того, чтобы повысить успеваемость данного ученика/студента по преподаваемому Вами предмету.

При формулировке выводов необходимо корректно использовать понятийный аппарат, изученный Вами в курсе «Психология» / «Основы психологии». Основные выводы необходимо иллюстрировать краткими цитатами из текста беседы. Рекомендации для педагогов должны быть конкретными и доступными для реализации на практике.

 

Психологическая характеристика учащегося/студента

 Психологическая характеристика учащегося/студента представляет собой подробное описание выраженности психологических характеристик. Как правило, психологическую характеристику учащегося/студента составляют психологи, работающие в учебном заведении. Основанием для написания являются результаты специально проведенных психологических методик. Однако психологическая характеристика часто является компонентом педагогической характеристики (психолого-педагогическая характеристика). Такая характеристика, как правило, составляется преподавателем, непосредственно взаимодействующим с учащимся/студентом. Цели написания характеристики могут быть различны: по требованию родителей, для принятия решения о переводе  учащегося/студента из одного класса (одной группы) в другой (другую), из младшей школы – в старшую или при переходе в другую школу. По окончании школы для поступления в другое учебное заведение тоже может понадобиться характеристика. В военкоматах от призывников тоже не редко просят характеристику с места учебы, ее требуют в милиции, при постановке неблагополучного ученика на учет или при заведении уголовного дела, для принятия решения об обращении к психологу и др. Такая характеристика составляется на основании наблюдений и бесед с учащимся/студентом и его окружением.

Психологическая характеристика и педагогическая характеристика в своей структуре имеют один общий раздел: «общие данные». Однако между ними существуют различия: психологическая характеристика использует понятийно-категориальный аппарат общей психологии и ориентирована на описание и представление психологических особенностей учащегося/студента.

Структура психологической характеристики состоит из следующих частей: общие сведения об учащемся/студенте; особенности психических процессов и эмоций; описание личностных качеств; особенности темперамента и характера; социальная подструктура личности; выводы и рекомендации (самому учащемуся/студенту, учителям/преподавателям, классному руководителю/куратору, родителям. Характеристика может быть полной и включать все разделы, а может охватывать те, которые согласуются с целью написания характеристики.

 

Инструкция по написанию психологической характеристики

Учащегося/студента.

1.Просмотрите ранее подготовленные документы: карта наблюдения, отчет по результатам наблюдения, записанную беседу, отчет по результатам беседы.

2. Продумайте и запишите цель, с какой вы будете составлять психологическую характеристику учащегося/студента, для кого она будет предназначена.

3. Выберите в соответствии с целью разделы из структуры характеристики, которые вы будете описывать.

4. Для написания характеристики воспользуйтесь планом, представленным в этой методичке. Текст пишется в свободной форме.

5. Сделайте вывод, который должен согласовываться с назначением характеристики.

6. Продумайте, кому вы можете дать рекомендации: самому учащемуся/студенту, его преподавателям, его одноклассникам (однокурсникам), его родителям. Запишите эти рекомендации.

План полной психологической характеристики личности учащегося/студента

Раздел 1. Общие сведения об учащемся/студенте.

Анкетные данные

- Фамилия, имя.

- Возраст. 

- Школа, класс (группа).      

- Специализация школы (факультет, специализация в ВУЗе,СУЗе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: