· Сангвиник.
- Живой, энергичный, работоспособный.
- Откликается живо на все что привлекает его внимание.
- Сравнительно легко переживает неудачи и неприятности.
- Быстро адаптируется к новому
· Холерик.
- Реактивность преобладает над активностью.
- Несдержан, нетерпелив, вспыльчив.
- Настойчив
- Сложности в переключении внимания
· Меланхолик.
- Болезненно чувствительный.
- Инертный.
- Быстро утомляется, мало работоспособен.
- Не уверен в себе.
· Флегматик.
- Мало проявляет эмоций.
- В трудных ситуациях сохраняет спокойствие и невозмутимость.
- Трудно сходится с новыми людьми.
- Трудно адаптируется к изменениям,
- В поведении проявляет стереотипность.
Раздел 5. Социальная подструктура личности
Отношение к людям:
· Коллективизм.
- Всегда проявляет заботу о знакомых и незнакомых людях, старается оказать помощь и поддержку.
- Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
- Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
|
|
- Как правило, равнодушен к другим, по своей инициативе им не помогает.
- Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».
· Честность. Правдивость.
- Всегда правдив по отношению к другим людям. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно.
- Почти всегда правдив по отношению к другим людям.
- Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
- Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.
- Склонен к вранью.
· Справедливость.
- Активно борется с тем, что считает несправедливым.
- Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
- Редко выступает против того, что считает несправедливым.
- Не добивается справедливости.
- Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
· Бескорыстность.
- В своих поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде.
- Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.
- Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.
- В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
- В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
· Общительность.
- Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
- Как правило, с удовольствием общается с людьми.
- Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.
- Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
- Замкнут, необщителен.
· Чувство товарищества.
- Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
|
|
- Как правило, помогает товарищам.
- Помогает товарищам, когда его просят.
- Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
- Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
· Отзывчивость.
- Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
- Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
- Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.
- Почти не умеет сочувствовать другим.
- Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
· Вежливость, тактичность.
- Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
- Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
- Часто бывает, невежлив и нетактичен.
- Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
- Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Положение учащегося в коллективе.
· Авторитет в классе (учебной группе).
- Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
- Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
- Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой - то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.)
- Пользуется авторитетом у остальных учащихся/студентов.
- В классе/группе авторитетом не пользуется,
· Симпатия.
- Является любимцем класса (группы), ему прощаются отдельные недостатки.
- В классе (группе) ребята относятся к нему с симпатией.
- Пользуется симпатией только у части учащихся/студентов.
- Пользуется симпатией у отдельных учащихся/студентов.
- В классе (группе) его не любят.
В структуру характеристики могут входить не все разделы плана, а только те, которые соответствуют целям и назначению характеристики.
Карта самооценки профессионально значимых качеств педагога
Инструкция
Для выполнения задания Вам необходимо оценить выраженность в своей педагогической работе представленных психологических компонентов. Оценка производится по пятибалльной шкале: 1 – низший балл (соответствующее качество не развито или почти не развито); 5 – высший балл (соответствующее качество развито в совершенстве.Оценка производится на основании Вашей деятельности во время прохождения педагогической практики, а также другого опыта Вашей педагогической работы, при его наличии.
1. Компетентность в области личностных качеств | ||||||||
1.1 Социально-психологическая компетентность | ||||||||
№ | Проявление психологических компонентов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Все обучающиеся безбоязненно обращаются ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса | |||||||
2. | Умею смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания | |||||||
3. | Умею поддержать обучающихся и коллег по работе | |||||||
4. | Умею находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося | |||||||
5. | Умею анализировать причины поступков и поведения обучающихся | |||||||
1.2 Самоорганизованность | ||||||||
1. | Умею организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока | |||||||
2. | Рабочее пространство учителя хорошо организовано | |||||||
3. | Конструктивно реагирую на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности | |||||||
4. | Своевременно вношу коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации | |||||||
5. | Сохраняю самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой | |||||||
2.Компетентность в области мотивации учебной деятельности
| ||||||||
2.1Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности | ||||||||
1. | Умею вызвать интерес у обучающихся к своему предмету | |||||||
2. | Отмечаю даже самый маленький успех обучающихся | |||||||
3. | Демонстрирую успехи обучающихся родителям | |||||||
4. | Демонстрирую успехи обучающихся одноклассникам | |||||||
5. | Умею дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех | |||||||
2.2 Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся | ||||||||
1. | Выстраиваю деятельность на уроке с учетом уровня развития интересов учащихся и направленности мотивации | |||||||
2. | Владею большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета | |||||||
3. | Использую знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности | |||||||
4. | Умею создать доброжелательную атмосферу на уроке | |||||||
5. | Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой мной: содержание, методы, результаты и др. | |||||||
3. Компетентность в области организации учебной деятельности | ||||||||
3.1 Умение организовать учебную деятельность обучающихся | ||||||||
1. | Использую методы и приемы, развивающие внимание, мышление, память, речь | |||||||
2. | Формирую у обучающихся навыки учебной деятельности | |||||||
3. | Излагаю материал в доступной форме в соответствии с особенностями восприятия | |||||||
4. | Подаю учебный материал с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся | |||||||
5. | Умею организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа- пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.) | |||||||
3.2 Умение реализовывать педагогическое оценивание
| ||||||||
1. | Учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании | |||||||
2. | Аргументирую оценки, показываю обучающимся их достижения и недоработки | |||||||
3. | При оценивании учитываю ценности учащихся | |||||||
4. | Умею сочетать методы педагогического оценивания, самооценки и мотивации обучающихся | |||||||
5. | Способствую формированию навыков самооценки учебной деятельности. | |||||||
4. Коммуникативная компетентность | ||||||||
1. | Поддерживаю инициативу учащихся и всегда даю всем высказать свое мнение | |||||||
2. | Задаю уточняющие закрытые и открытые вопросы | |||||||
3. | Умею устанавливать контакт, применяю индивидуальный подход в общении с учащимися | |||||||
4. | Открыто, свободно выражаю своим мысли, чувства | |||||||
5. | Гибко перестраиваюсь в случае возникновения в общении напряжения, разрешаю конфликты |
После заполнения карты самооценки Вам необходимо подсчитать сумму всех баллов отдельно по каждому виду педагогической компетентности и общую сумму баллов для общей оценки педагогической компетентности. По результатам подсчета заполните следующую таблицу.