Время: 2 часа.
I. Перечень отрабатываемых учебных вопросов (действий):
№ п/п | Отрабатываемые вопросы | Время, мин. | Литература |
1 | Регулирование имущественных, договорных и семейных отношений. | 30 | История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред. А.В. Вениосова. 2-е изд. - Минск, 2012. История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред. Н.В. Михайловой, А.А. Иванова/ Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/149260 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Юриспруденция, 2010. http://www.knigafund.ru/books/138638 Прудников М.Н. «История государства и права зарубежных стран» 6-е изд. Учебник для бакалавров/ Юрайт, 2014. |
2 | Особенности наследования имущества. | 30 | |
3 | Преступления и наказания. Судебный процесс. | 20 |
II. Методические указания обучающимся по подготовке к самостоятельной работе под руководством преподавателя:
Работая с «законами Ману» надо уяснить для себя отличие его от судебника в собственном смысле слова, поскольку эти «законы» есть плод теоретизирования брахманов. Вы сумеете отметить несколько мест, где отличия от собственно судебника выражены более чётко.
Особое внимание надо уделить вопросу о варнах, выяснению того, что это такое, совпадают ли они с классами. Надо дать характеристику каждой варне и определить, в чём выражается их неравноправие. Найдите статьи, устанавливающие барьеры между варнами, регулирующие браки между представителями разных варн. Обратите внимание на то, как идеологически обосновывается деление на варны. Оцените систему варн с точки зрения экономического, социального и культурного развития Индии. Можно найти (по другим хрестоматиям и пособиям), как отражается система варн в заметках античных авторов: Арриана и Страбона.
Работая над вопросом о рабстве в древней Индии, определите источники рабства, положение рабов в обществе и в семье, положение детей рабов, уделите внимание долговому рабству. Охарактеризуйте в итоге рабство в Индии - «классическое» оно было или патриархальное.
Обратите внимание, на основе каких мест в «законах Ману» может возникнуть мнение, что шудры и рабы это одно и тоже, и какие места противоречат этому взгляду.
Характеризуя политический строй древнеиндийского общества, обратите внимание на обожествление царя и теоретическое обоснование царской власти, на наличие царского хозяйства и верховную собственность царя на землю, на то, какую структуру имел государственный аппарат.
III. Перечень руководств и учебных пособий, подлежащих изучению перед занятием:
Основная литература:
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
А.В. Вениосова. 2-е изд. - Минск, 2012.
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Н.В. Михайловой, А.А. Иванова/Юни-Дана, 2012.
http://www.knigafund.ru/books/149260
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Юриспруденция, 2010. http://www.knigafund.ru/books/138638
Прудников М.Н. «История государства и права зарубежных стран»
6-е изд. Учебник для бакалавров/ Юрайт, 2014.
Дополнительная литература:
Аракелян М.А. Индийская, китайская, исламская цивилизации от древности к современности (основные этапы развития): Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014.
Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие/Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106681
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Михайловой Н.В./Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106679
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран
(Древность и Средние века): учебное пособие/ Кафедра государства и права МГУ им. М.В. Ломоносова, сост. В.А. Томсинов.-М.:ЗЕРЦАЛО-М, 2012.
При подборе литературы и определении содержания сообщения обучающимся рекомендуется проконсультироваться с преподавателем.
СЕМИНАР 4.3.