МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по учебной дисциплине
«ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
направление подготовки: 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
направленность программы: Психология и социальная педагогика
Квалификация выпускника: бакалавр
Ялта, 2018
Ярая Т. А. Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Профилактика профессионального выгорания»для студентов направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Рецензент:
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине «Профилактика профессионального выгорания» разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и уровнем подготовки по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Ó ГПА «КФУ» имени В.И. Вернадского (г.Ялта), 2018
Ó Ярая Т.А., 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………….... | 4 |
1. Почасовое распределение занятий……………………………………….. | 9 |
2. Вопросы и задания для самоконтроля………………………………….... | 10 |
3. Тестовые задания для самоконтроля…………….………………………. | 17 |
4. Разработка и проведение тренинга………………………………………. | 21 |
5. Программа подготовки к зачету…………………………………………. | 22 |
6. Критерии оценки результатов по запланированным формам самостоятельной работы студентов……………………………………….... | 24 |
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………. | 25 |
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… | 28 |
Пояснительная записка
При организации самостоятельной работы важным является поиск механизмов включения студентов в продуктивную учебную деятельность.
Под самостоятельной работой студентов сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата.
Настоящий документ разработан на основании:
− Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
− Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации «Об активизации самостоятельной работы студентов высших с учебных заведений» от 27.11.2002 № 14-55-996 ин/15
− Приказа Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского № 90 от 31.12.2014 г. «Об утверждении Положения об организации самостоятельной работы обучающихся»
− Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
Согласно Положения об организации самостоятельной работы студентов на основании компетентностного подхода к реализации профессиональных образовательных программ, видами заданий для самостоятельной работы являются:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.), завершение аудиторных практических работ и оформление отчётов по ним, подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), материалов-презентаций, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Не умаляя значения аудиторной самостоятельной работы, в данных методических рекомендациях акцентируется внимание на проблемах, связанных с внеаудиторной самостоятельной работой и ее организацией. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она включает в себя:
- подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий;
- самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин;
- написание рефератов, докладов, эссе;
- подготовку мультимедийных презентаций, портфолио;
- выполнение письменных контрольных и курсовых работ;
- подготовку ко всем видам итогового контроля;
- подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной (бакалаврской) работы;
- работу в студенческих научных обществах и научно-практических конференциях, кружках, семинарах и др.;
- другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой образовательной организацией.
Выполнение заданий самостоятельной работы позволяет развивать у студентов творческие, креативные способности и формирует опыт практической деятельности в процессе изучения предмета. Можно выделить следующие виды заданий:
- написать сочинение, эссе («Что я слышал о профессиональном выгорании», «Психолого-педагогическая деятельность и профессиональное выгорание»;
- составить кроссворд, сканворд, лабиринт, тесты и т.д.;
- составить библиографический список книг и журнальных статей по теме;
- изучить и описать опыт деятельности по профилактике профессионального выгорания;
- разработать тренинговое занятие, направленное на профилактику профессиональных стрессов;
- разработать рекомендации педагогам по преодолению профессионального выгорания;
- разработать тематику социально-педагогических консультаций для педагогов на учебный год;
- подготовить мультимедийные презентации на разные темы («Педагог и выгорание», «Как справиться со стрессами на работе», «Симптомы профессионального выгорания» и пр.).