Разработать и провести в группе тренинговое занятие, направленное на профилактику и преодоление симптомов профессионального выгорания, обучение навыкам преодоления стрессов. При разработке тренинга учитывать тематику.
Структура тренинга должна содержать:
1. Название тренинга, возрастная группа, на которую он ориентирован.
2. Цель и задачи тренинга.
3. Продолжительность тренинга, необходимое оборудование.
4. Введение
5. Основная часть.
6. Заключение
Структура упражнений должна соответствовать следующим требованиям:
- Название упражнения.
- Цель, сколько времени занимает упражнение.
- Необходимое оборудование.
- Ход упражнения.
- Обсуждение (при необходимости).
Обязательным является использование в тренинге таких методов как мозговой штурм, дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций, ролевые и деловые игры. Возможно применение диагностических процедур
Темы для разработки тренингов
1. Профилактика синдрома профессионального выгорания
2. Как не «сгореть» на работе: помощь молодым специалистам
3. Развитие навыков преодоления стрессовых ситуаций
4. Релаксационный тренинг
5. Арт-терапевтические приемы в профилактике профессионального выгорания
6. Профилактика стресса и эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
7. Мотивационный тренинг
8. Тренинг личностного роста
9. Развитие навыков позитивного самовосприятия
10. Развитие навыков тайм-менеджмента
Программа подготовки к зачету
Цели и задачи зачета: закрепить основные понятия и категории курса; различать основные методы и формы психолого-педагогической деятельности по профилактике профессионального выгорания; обеспечить формирование социально-педагогических знаний и умений студентов; стимулировать профессиональное развитие педагога-психолога.
1. Предупреждение профессионального выгорания.
2. Преодоление личностно-профессиональных деформаций педагога через его включение в инновационную деятельность.
3. Основные направления психологической профилактики «выгорания».
4. Практическое обучение, направленное на развитие ресурсов противодействия «выгоранию», формирование духовного благополучия и психологического (душевного) комфорта.
5. Личностные ресурсы противодействия профессиональному «выгоранию».
6. Информационные и инструментальные ресурсы противодействия профессиональному «выгоранию».
7. Стратегии, способствующие предотвращению и уменьшению риска профессионального «выгорания».
8. Направления в профилактической деятельности на различных уровнях. Уровень института повышения квалификации работников образования и уровень образовательного учреждения.
9. Эмоции: понятие, характеристика, механизмы образования.
10. Классификация и функции эмоций.
11. Эмоционально-волевая регуляция педагогической деятельности.
12. Механизмы формирования эмоционального «выгорания» в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
13. Интегративная модель эмоционального «выгорания».
14. Однофакторная модель эмоционального выгорания.
15. Двухфакторная модель эмоционального выгорания.
16. Трехфакторная модель эмоционального выгорания.
17. Основные и факультативные признаки эмоционального «выгорания.
18. Эмоциональная истощенность.
19. Деперсонализация, как деформации отношений с другими людьми.
20. Сокращенная профессиональная реализация.
21. Фазы и симптомы «выгорания».
22. Методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» (модификация методики В.В. Бойко).
23. Экспресс-оценка «выгорания» (Капови В., Новак Т.).
24. Определение психического «выгорания» (А.А.Руковишников).
25. Методика диагностики профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой).
26. Методические мероприятия с использованием интерактивных форм работы с педагогами «Пути преодоления профессионального «выгорания» педагога»: тесты, игры, управление дыханием, упражнение на самоодобрение (самопоощрение).
27. Методы диагностики субъективного контроля.
28. Тренинг «Профилактика синдрома профессионального «выгорания». Личностные ресурсы, развиваемые в тренинге. Режим занятий. Специфические черты тренинга.
29. Организационные аспекты комплектования групп и проведение занятий.
30. Содержательные аспекты тренинговой программы. Методологические основания тренинга. Структура тренинговой программы.
Критерии оценки результатов по запланированным формам самостоятельной работы студентов
№ п/п | Содержание выполненной работы студентом | Кол-во баллов |
1. | Составление тестовых заданий по выбранной теме | 1-10 |
2. | Составление глоссария по дисциплине | 1-5 |
3. | Составление рекомендаций для педагогов по профилактике профессионального выгорания. Представление результатов работы в виде буклета | 1-10 |
4. | Подготовка мультимедийной презентации | 1-10 |
5. | Заполнение сравнительных таблиц | 1-10 |
6. | Проведение комплексного диагностического обследования и составление заключения по его результатам | 1-10 |
7. | Подготовка программы занятия для педагогов с использованием активных методов, техник и приемов арт-терапии | 1-10 |
8. | Подбор техник и приемов саморегуляции, представление их в виде портфолио | 1-10 |
9. | Составление блок-схем по выбранной теме | 1-5 |
9. | Разработка тренингового занятия и проведение его в группе | 1-10 |
10. | Подготовка выступлений на студенческих научно-практических конференциях, написание научных тезисов | 1-10 |
Общая сумма баллов | 100 |
В соответствии с критериями, практика оценивается по шкале ECTS:
90 – 100 баллов – отлично (А);
82 – 89 баллов – хорошо (В);
75 – 81 балл – хорошо (С);
69 -74 баллы – удовлетворительно (D);
60 -68 баллов – удовлетворительно (Е);
35 – 59 баллов – неудовлетворительно с возможностью повторной сдачи (FX);
1 -34 баллы – неудовлетворительно с обязательным повторным курсом (F).
ГЛОССАРИЙ
Авторитет – человек, достигший квалификации мастера, к тому же обладающий неформальными лидерскими качествами.
Адаптант – человек в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен приспособиться к трудовому коллективу, условиям труда.
Адаптация – процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования
Адепт – человек, осваивающий азы профессиональных знаний и умений, приобщающийся к традициям и профессиональным ценностям сообщества профессионалов.
Деперсонализация – циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.
Интернал – человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности.
Кризис профессионального развития – непродолжительный по времени период (до года) кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменения вектора ее профессионального развития.
Мастер – человек, овладевший вершинами профессионального мастерства, умеющий выполнять самые сложные профессиональные задачи.
Наставник – человек, владеющий вершинами мастерства, передающий свое мастерство.
Оптант – человек, выбирающий профессию, карьеру, профессиональное учебное заведение.
Профессиональная адаптация – адаптация к рабочему месту, орудиям и средствам труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектам труда, предмету труда, характеру взаимоотношения между работниками в процессе труда
Профессиональная деструкция – это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда.
Профессиональная деформация (от лат. deformatio) – когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.
Профессиональное выгорание – «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений.
Профессиональные деструкции – это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности.
Психическая переадаптация – внутренняя работа личности (в форме переживаний), которая направлена на преодоление, восстановление нарушенного душевного равновесия, возникшего под влиянием экстремальной ситуации. При этом происходит коррекция состояния психической дезадаптации, связанная с переосмыслением ценностей, жизненных планов и пр.
Психическая реадаптация – процесс перестройки адаптационных механизмов, сложившихся в экстремальных профессиональных условиях, неадекватных для обычной жизни.
Психическое выгорание – комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Психофизиологическая адаптация – адаптация к условиям труда, режиму работы, отдыха.
Регресс – направление развития целостности (в нашем случае – личности профессионала), которое сопровождается снижением энергетических ресурсов, сужением поля и форм ее активности, ухудшением устойчивости целостности по отношении к воздействиям меняющейся среды.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Синдром эмоционального выгорания – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Социально-психологическая адаптация – процесс вхождения личности в коллектив, формирование личностных связей и отношений с другими людьми
Хроническая усталость – специфический вид усталости, обусловленный, постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей
Эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, и указывает, что это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.
Эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Эмоционально-мотивационное утомление – вид профессиональной деформации, при которой появляются субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость
ЛИТЕРАТУРА
Основная учебная литература:
1. Вараева, Н.В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость «. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 53 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/44117
2. Мандель, Б.Р. Психология стресса. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 252 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/51882
3. Ярая Т.А. Профилактика профессионального выгорания в психолого-педагогической деятельности: учебно-методическое пособие. – Ялта: РИО ГПА, 2016. – 188 с.
4. Основы профессиональной психодиагностики: учебно-практическое пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет», Институт дистанционного и дополнительного образования; сост. Е.Б. Черная. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 262 с.: ил, табл., схем. – Библ.в кн. – ISBN 978-5-9795-1290-7; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363454
Дополнительная учебная литература
Шабанова Т.Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шабанова Т.Л. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2014. – 121 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19530.html. – ЭБС «IPRbooks»
Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс. Роль эмоционального интеллекта в преодолении синдрома выгорания у педагогов [Электронный ресурс]: монография/ Солодкова Т.И. – Электрон. текстовые данные. – Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 140 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11456.html. – ЭБС «IPRbooks»
Вараева, Н.В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость»: учебное издание / Н.В. Вараева. – Москва: Флинта, 2013. – 53 с.: ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9765-1708-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363920 (31.01.2018).
Ахметова Г.К. Профессиональные деформации личности педагога [Электронный ресурс]: теоретические основы и профилактика/ Ахметова Г.К., Мынбаева А.К., Маликова Н.А. – Электрон. текстовые данные. – Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2012. – 102 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61207.html. – ЭБС «IPRbooks»
Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. М. Рамендик. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 179 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-00205-8.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Профессиональное выгорание // Электронный ресурс. Режим доступа: http://constructorus.ru/zdorovie/professionalnoe-vygoranie.html
2. Профилактика профессионального выгорания педагогов // Электронный ресурс. Режим доступа: http://cdk-detstvo.centerstart.ru/node/464
3. Единое окно доступа к информационным ресурсам http://window.edu.ru/catalog/resources?p_str=%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
4. Национальная электронная библиотека – http://нэб.рф/