Разработка и проведение тренинга

 

Разработать и провести в группе тренинговое занятие, направленное на профилактику и преодоление симптомов профессионального выгорания, обучение навыкам преодоления стрессов. При разработке тренинга учитывать тематику.

Структура тренинга должна содержать:

1. Название тренинга, возрастная группа, на которую он ориентирован.

2. Цель и задачи тренинга.

3. Продолжительность тренинга, необходимое оборудование.

4. Введение

5. Основная часть.

6. Заключение

Структура упражнений должна соответствовать следующим требованиям:

- Название упражнения.

- Цель, сколько времени занимает упражнение.

- Необходимое оборудование.

- Ход упражнения.

- Обсуждение (при необходимости).

Обязательным является использование в тренинге таких методов как мозговой штурм, дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций, ролевые и деловые игры. Возможно применение диагностических процедур

Темы для разработки тренингов

1. Профилактика синдрома профессионального выгорания

2. Как не «сгореть» на работе: помощь молодым специалистам

3. Развитие навыков преодоления стрессовых ситуаций

4. Релаксационный тренинг

5. Арт-терапевтические приемы в профилактике профессионального выгорания

6. Профилактика стресса и эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

7. Мотивационный тренинг

8. Тренинг личностного роста

9. Развитие навыков позитивного самовосприятия

10. Развитие навыков тайм-менеджмента

Программа подготовки к зачету

 

Цели и задачи зачета: закрепить основные понятия и категории курса; различать основные методы и формы психолого-педагогической деятельности по профилактике профессионального выгорания; обеспечить формирование социально-педагогических знаний и умений студентов; стимулировать профессиональное развитие педагога-психолога.

1. Предупреждение профессионального выгорания.

2. Преодоление личностно-профессиональных деформаций педагога через его включение в инновационную деятельность.

3. Основные направления психологической профилактики «выгорания».

4. Практическое обучение, направленное на развитие ресурсов противодействия «выгоранию», формирование духовного благополучия и психологического (душевного) комфорта.

5. Личностные ресурсы противодействия профессиональному «выгоранию».

6. Информационные и инструментальные ресурсы противодействия профессиональному «выгоранию».

7. Стратегии, способствующие предотвращению и уменьшению риска профессионального «выгорания».

8. Направления в профилактической деятельности на различных уровнях. Уровень института повышения квалификации работников образования и уровень образовательного учреждения.

9. Эмоции: понятие, характеристика, механизмы образования.

10. Классификация и функции эмоций.

11. Эмоционально-волевая регуляция педагогической деятельности.

12. Механизмы формирования эмоционального «выгорания» в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

13. Интегративная модель эмоционального «выгорания».

14. Однофакторная модель эмоционального выгорания.

15. Двухфакторная модель эмоционального выгорания.

16. Трехфакторная модель эмоционального выгорания.

17. Основные и факультативные признаки эмоционального «выгорания.

18. Эмоциональная истощенность.

19. Деперсонализация, как деформации отношений с другими людьми.

20. Сокращенная профессиональная реализация.

21. Фазы и симптомы «выгорания».

22. Методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» (модификация методики В.В. Бойко).

23. Экспресс-оценка «выгорания» (Капови В., Новак Т.).

24. Определение психического «выгорания» (А.А.Руковишников).

25. Методика диагностики профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой).

26. Методические мероприятия с использованием интерактивных форм работы с педагогами «Пути преодоления профессионального «выгорания» педагога»: тесты, игры, управление дыханием, упражнение на самоодобрение (самопоощрение).

27. Методы диагностики субъективного контроля.

28. Тренинг «Профилактика синдрома профессионального «выгорания». Личностные ресурсы, развиваемые в тренинге. Режим занятий. Специфические черты тренинга.

29. Организационные аспекты комплектования групп и проведение занятий.

30. Содержательные аспекты тренинговой программы. Методологические основания тренинга. Структура тренинговой программы.

Критерии оценки результатов по запланированным формам самостоятельной работы студентов

№ п/п Содержание выполненной работы студентом Кол-во баллов
1. Составление тестовых заданий по выбранной теме 1-10
2. Составление глоссария по дисциплине 1-5
3. Составление рекомендаций для педагогов по профилактике профессионального выгорания. Представление результатов работы в виде буклета 1-10
4. Подготовка мультимедийной презентации 1-10
5. Заполнение сравнительных таблиц 1-10
6. Проведение комплексного диагностического обследования и составление заключения по его результатам 1-10
7. Подготовка программы занятия для педагогов с использованием активных методов, техник и приемов арт-терапии 1-10
8. Подбор техник и приемов саморегуляции, представление их в виде портфолио 1-10
9. Составление блок-схем по выбранной теме 1-5
9. Разработка тренингового занятия и проведение его в группе 1-10
10. Подготовка выступлений на студенческих научно-практических конференциях, написание научных тезисов 1-10
  Общая сумма баллов 100

В соответствии с критериями, практика оценивается по шкале ECTS:

90 – 100 баллов – отлично (А);

82 – 89 баллов – хорошо (В);

75 – 81 балл – хорошо (С);

69 -74 баллы – удовлетворительно (D);

60 -68 баллов – удовлетворительно (Е);

35 – 59 баллов – неудовлетворительно с возможностью повторной сдачи (FX);

1 -34 баллы – неудовлетворительно с обязательным повторным курсом (F).



ГЛОССАРИЙ

Авторитет – человек, достигший квалификации мастера, к тому же обладающий неформальными лидерскими качествами.

Адаптант – человек в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен приспособиться к трудовому коллективу, условиям труда.

Адаптация – процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования

Адепт – человек, осваивающий азы профессиональных знаний и умений, приобщающийся к традициям и профессиональным ценностям сообщества профессионалов.

Деперсонализация – циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

Интернал – человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности.

Кризис профессионального развития – непродолжительный по времени период (до года) кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменения вектора ее профессионального развития.

Мастер – человек, овладевший вершинами профессионального мастерства, умеющий выполнять самые сложные профессиональные задачи.

Наставник – человек, владеющий вершинами мастерства, передающий свое мастерство.

Оптант – человек, выбирающий профессию, карьеру, профессиональное учебное заведение.

Профессиональная адаптация – адаптация к рабочему месту, орудиям и средствам труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектам труда, предмету труда, характеру взаимоотношения между работниками в процессе труда

Профессиональная деструкция – это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда.

Профессиональная деформация (от лат. deformatio) – когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Профессиональное выгорание – «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений.

Профессиональные деструкции – это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности.

Психическая переадаптация – внутренняя работа личности (в форме переживаний), которая направлена на преодоление, восстановление нарушенного душевного равновесия, возникшего под влиянием экстремальной ситуации. При этом происходит коррекция состояния психической дезадаптации, связанная с переосмыслением ценностей, жизненных планов и пр.

Психическая реадаптация – процесс перестройки адаптационных механизмов, сложившихся в экстремальных профессиональных условиях, неадекватных для обычной жизни.

Психическое выгорание – комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Психофизиологическая адаптация – адаптация к условиям труда, режиму работы, отдыха.

Регресс – направление развития целостности (в нашем случае – личности профессионала), которое сопровождается снижением энергетических ресурсов, сужением поля и форм ее активности, ухудшением устойчивости целостности по отношении к воздействиям меняющейся среды.

Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Синдром эмоционального выгорания – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Социально-психологическая адаптация – процесс вхождения личности в коллектив, формирование личностных связей и отношений с другими людьми

Хроническая усталость – специфический вид усталости, обусловленный, постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей

Эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, и указывает, что это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.

Эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Эмоционально-мотивационное утомление – вид профессиональной деформации, при которой появляются субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость



ЛИТЕРАТУРА

Основная учебная литература:

1. Вараева, Н.В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов  «Работа в радость «. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 53 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/44117

2. Мандель, Б.Р. Психология стресса. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 252 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/51882

3. Ярая Т.А. Профилактика профессионального выгорания в психолого-педагогической деятельности: учебно-методическое пособие. – Ялта: РИО ГПА, 2016. – 188 с.

4. Основы профессиональной психодиагностики: учебно-практическое пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет», Институт дистанционного и дополнительного образования; сост. Е.Б. Черная. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 262 с.: ил, табл., схем. – Библ.в кн. – ISBN 978-5-9795-1290-7; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363454

Дополнительная учебная литература

Шабанова Т.Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шабанова Т.Л. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2014. – 121 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19530.html. – ЭБС «IPRbooks»

Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс. Роль эмоционального интеллекта в преодолении синдрома выгорания у педагогов [Электронный ресурс]: монография/ Солодкова Т.И. – Электрон. текстовые данные. – Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 140 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11456.html. – ЭБС «IPRbooks»

Вараева, Н.В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость»: учебное издание / Н.В. Вараева. – Москва: Флинта, 2013. – 53 с.: ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9765-1708-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363920 (31.01.2018).

Ахметова Г.К. Профессиональные деформации личности педагога [Электронный ресурс]: теоретические основы и профилактика/ Ахметова Г.К., Мынбаева А.К., Маликова Н.А. – Электрон. текстовые данные. – Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2012. – 102 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61207.html. – ЭБС «IPRbooks»

Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. М. Рамендик. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 179 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-00205-8.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. Профессиональное выгорание // Электронный ресурс. Режим доступа: http://constructorus.ru/zdorovie/professionalnoe-vygoranie.html

2. Профилактика профессионального выгорания педагогов // Электронный ресурс. Режим доступа: http://cdk-detstvo.centerstart.ru/node/464

3. Единое окно доступа к информационным ресурсам http://window.edu.ru/catalog/resources?p_str=%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

4. Национальная электронная библиотека – http://нэб.рф/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: