Тема 8 (19). Физиология сосудов

Мотивация изучения темы: В организме человека существует сложнейшая и вместе с тем уникальная по своей целесообразности система регуляции кровяного давления. Трудно однозначно сказать, какой компонент в ней является главным – сосудистый, сердечный, гуморальный, нервный, эндокринный, почечный и др. Сложная «мозаика» включения различных звеньев регуляции обеспечивает адекватный потребностям организма органный и тканевой кровоток.

Цели занятия.

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

 

Конкретные цели и задачи:

В результате освоения темы студенты должны:

  «Знать» основные законы гемодинамики, функциональную организацию кровеносных сосудов, факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам высокого и низкого давления, виды кровяного давления; факторы, определяющие его величину, артериальный и венный пульс, их происхождение.

 «Уметь»  оценивать основные показатели гемодинамики при выполнении практических работ и решении ситуационных задач

 «Владеть» методами исследования гемодинамики (определение артериального давления, пальпация пульса).

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы.

    1. Морфофункциональная классификация сосудов   (каф. анатомии человека, гистологии, цитологии и эмбриологии)

2. Сосуды большого и малого кругов кровообращения (анатомия человека)

3.Основные законы гидродинамики (каф. физики.)

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

   

Вопросы для самоподготовки:

1. Функциональная характеристика сосудистого русла.

2. Характеристики основных показателей гемодинамики

3. Артериальное давление как клинико-физиологический показатель системной гемодинамики. Типы гемодинамики.

4. Методы исследования гемодинамики (прямой и косвенный методы определения АД, артериальная осциллография и др.)

5.Кривые колебаний артериального давления, выявленные К.Людвигом в остром опыте (волны первого, второго и третьего порядков).

6.Особенности движения крови по венам. Венозное давление, методы определения, значение.

7. Артериальный и венный пульс, анализ сфигмограммы и флебограммы.

8. Возрастные особенности артериального давления  

 

Задания для СРС во внеучебное время.

1. Запишите функциональную классификацию сосудов.

2. Перечислите места пальпации пульса.

3.Нарисуйте и расшифруйте сфигмограмму и флебограмму, обозначьте их компоненты.

4.Нарисуйте кривую артериального давления, зарегистрированного в остром опыте, объясните происхождение волн на кривой АД.

 Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию.

1.Как меняется давление крови в сосудах по мере удаления от сердца: аорта, крупные артерии, артериолы, капилляры, венулы, полые вены?

2.Что такое боковое и ударное давление?

3.Какое давление крови называют систолическим и диастолическим?

4.Что такое пульсовое, базальное и случайное давление?

5.Что такое катакрота сфигмограммы?

6.О чем свидетельствует анакрота сфигмограммы?

7.О чем свидетельствует дикротический зубец?

8.Что такое систолический коллапс на флебограмме?

9.Что такое диастолический коллапс на флебограмме?

10.Назовите положительные волны венного пульса и их происхождение.

11.В какую фазу сердечного цикла возникает вентрикулярная волна венного пульса?

12.Что отражает центральное венозное давление?

13.О чем свидетельствует увеличение центрального венозного давления?

14.Какая зависимость между центральным венозным давлением и притоком крови к сердцу?

Этапы проведения практического занятия

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
1 2 3 4

                             Вводная часть занятия                                                                              

1 Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин.
2 Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

Основная часть занятия

80-90%
3 Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам  Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний 30 мин
4 Задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе 5 мин.
5 Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 25 мин.
6 Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин.
7 Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля 15 мин

                              Заключительная часть занятия

5-10%
8 Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 3 мин.
9 Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: