1. Понятие и виды источников международного права.
2. Международный договор как источник международного права.
3. Обычай как источник международного права.
4. Иные источники международного права.
5. Понятие принципов международного права.
Рекомендуемая литература.
Даниленко Г.М. Обычай в международном праве. М., 1988.
Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. М., 1991. Каламаркян РА. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 1984.
Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988.
Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977.
Лихачев В.Н. Установление пробелов в современном международном праве. Казань,1989.
Лукашук И.И. Источники международного права. Киев, 1966.
Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 1997.
Миронов Н.В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М., 1980.
Мовчан А.Л. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М, 1972.
Общепризнанные нормы в современном международном праве/ отв. ред. Н.Н. Ульянова. Киев, 1984.
|
|
Проблемы реализации норм Международного права / отв. ред. Г.В. Игнатенко. Свердловск, 1989.
Суворова В.Я. Реализация норм международного права. Екатеринбург, 1992.
Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М, 1979.
Филимонова М.В. Источники современного международного права. М., 1987.
Шестаков Л.Н. Императивные нормы в системе современного международного права. М, 1982.
Нормативные акты
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. //СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г№ 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // БВС РФ. 1996. № 1.
Статут Международного суда ООН // СДД СССР. М., 1956. Вып. XII.С. 47-63.
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. // ВВС СССР. 1986. № 37. Сm. 772.
Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. // ДМП. Т. 1. М, 1996. С. 372-409.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. // Там же. С. 65-73.
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. // СДД СССР. М., 1977. Вып. XXXI. С. 544-589.
Декларация Хельсинкской встречи на высшем уровне 1992 г. // ДМП. М., 1996. Т. 1. С. 92-98.
Положение о Комиссии международного права 1947 г. (с изм. и доп. 1981 г.)// Там же. С. 58-64.
Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств. Резолюция 36/103 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1981 г. // Там же. С, 99-102.
|
|
Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или се применения в международных отношениях. Резолюция 42/22 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 ноября 1987 г. // Там же. С. 58-64.
Итоговый документ Венской встречи 1986-1989 гг. представителей государств - участников СБСЕ, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшем шагам после совещания // там же. С. 83-91.
Специальные термины
Доктрина, международная вежливость, международно-правовой обычай, «мягкое» право, принцип права, обыкновение, обычай, общепризнанные нормы международного права, «серое» право, ex acquo еct bono, jus cogens, opinio juris.
Задания
1. Приведите примеры:
- норм «мягкого» международного права;
- норм juscogens.
2. Приведите примеры универсальных и партикулярных (локальных) норм международного права.
3. Опишите материальные источники современного международного права (тенденции развития общественных отношений, влияющие на формирование и реализацию норм международного права).
4. Дайте характеристику одному из основных принципов международного права.
Задачи
1. Какие из нижеперечисленных документов содержат нормы международного публичного права:
договор между Мексикой и США об установлении границы;
договор между несколькими государствами об отказе от использования силы в международных отношениях;
резолюция Генеральной Ассамблеи ООН;
часть 4 ст. 15 Конституции РФ;
обычай не подвергать тюремному заключению дипломатов;
закон о налоге на иностранных физических лиц;
договор между Новосибирской областью РФ и Ферганской областью Узбекистана о создании межрегиональной ассоциации «Ферганская долина»;
французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г.;
соглашение между итальянской фирмой и российским правительством о добыче нефти на территории Российской Федерации;
договор между Японией и Таджикистаном о гарантиях инвестиций, осуществляемых физическими лицами;
учебник «Международное право» под ред. Г.В. Игнатенко и О.И.Тиунова(М., 1999);
правило, согласно которому на дипломатических приемах держать вилку следует в левой руке, а нож - в правой?
Что предпочтительнее для регулирования гражданско-правовых отношений с участием иностранного элемента: международные договоры (например, Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.) или наличие в различных государствах единообразных положений гражданского законодательства?
4. Свыше 100 государств подписали Московский договор 1963 г.2 о запрещении ядерных испытаний в трех сферах.Означает ли это, что в данной области сложилась обычная норма? Может ли Австралия требовать от Франции отказа от проведения ядерных испытаний в Южной части Тихого океана, ссылаясь на этот международный обычай, несмотря на то, что Франция с самого начала возражала против этой нормы и не является участником Московского договора?
Сколько государств должны придерживаться определенной практики для того, чтобы был сформирован международный обычай? Действует ли норма обычного права в отношении государства, которое постоянно и последовательно выражало свое несогласие с этой нормой?
Если Франция причинила вред Новой Зеландии вследствие проведения ядерных испытаний, может ли Франция ссылаться на отсутствие обычной нормы, запрещающей ядерные испытания, для избежаниямеждународно-правовой ответственности?
5. Может ли межгосударственная конвенция, например Конвенция о праве международных договоров, быть доказательством существования обычая? Какие еще доказательства существования международного обычая могут использоваться? Какими средствами доказываются оба элемента международного обычая: opiniojuris и существующая практика?
|
|
При разрешении международного спора судья международного арбитражного суда в отсутствие применимых норм международного права сослался на мнение английского юриста Макнейра, в соответствии с которым: «Государство, на чьей территории вспыхнуло восстание, не несет ответственности за потери или убытки, понесенные иностранцем, если не будет доказано, что правительство этого государства проявило небрежность при использовании (или неиспользовании) находящихся в его распоряжении средств для предотвращения или подавления восстания»2.
Может ли данное мнение быть положено в основу решения суда? Какую роль играет доктрина в международном праве? Может ли доктрина рассматриваться как источник международного права?
Какую роль играют судебные решения в международном праве? Носят ли они прецедентный характер?
6. Можно ли считать источниками международного права: резолюцию Совета Безопасности ООН о применении санкций против государства, создающего угрозу международному миру и безопасности;
решение Международного Суда ООН по спору между двумя государствами;
резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах сотрудничества государств в области использования ядерной энергии»;
правила полетов над открытым морем, утвержденные решением Международной организации гражданской авиации;
решение Комиссии Европейского Союза о наложении штрафа на предприятие, нарушающее антимонопольное законодательство Европейского Союза?
7. В 1974 г. свыше 100 развивающихся государств сумели добиться большинства в Генеральной Ассамблее ООН при принятии Хартии экономических прав и обязанностей государств. Развитые страны (США, Франция, Великобритания и др.) не голосовали за принятие данной резолюции. В соответствии с этим документом развивающиеся страны имеют право регулировать и контролировать иностранное инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции, регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций, национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность.
|
|
Можно ли утверждать об образовании в данном случае общей обычной нормы международного характера?
После принятия данного документа представитель США заявил, обращаясь к представителям развивающихся государств: «Мы разделяем ваши надежды, мы вместе с вами».
Можно ли говорить о выражении в данном случае opiniojuris?