Понятие, и особенности источников экологического права

Нормативно-правовые акты местного самоуправления регулирующих экологические правоотношения.

Экологическое законодательство субъектов РФ как источники экологического права.

Е. Постановления Правительства РФ как источник экологического права.

Д. Указы Президента РФ как источники экологического права.

Б. Федеральные законы как источники экологического права.

А. Конституция РФ-источник экологического прав.

Система источников экологического права.

Понятие и особенности источников экологического права.

Лекция 2

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение предмета и объекта экологического права.

2. Раскройте смысл понятия «экологизация законодательства».

3. Выделите существенные признаки объектов, по поводу которых складываются экологические отношения.

4. Раскройте сущность понятий «природопользование», «охрана окружающей природной среды» и «обеспечение экологической безопасности».

5. В чем состоит сущность устойчивого развития России?

6. Перечислите принципы Общей части экологического права.

7. Назовите приоритеты Особенной части экологического права.

Источники экологического права

в. Федеральный закон «об экологической безопасности как источник экологического права.

г. Федеральный закон «об охране окружающей природной среды как источник экологического права.

ж. Нормативные акты министерств и ведомств как источники экологического права.

Понятие источников экологического права. Под источником экологического права обычно понимаются исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и определяет поддержку содержащихся в них норм, государственную обеспеченность.

Следует отметить, что основной источник права – нормативный акт, т.е. официальный документ, содержащий обязательные для исполнения юридические нормы. Акт может принимать форму закона, указ, постановления, распоряжения, приказа и т.д. Совокупность таких нормативно-правовых актов образуют законодательство как внешнее выражение права. Сказанное имеет прямое отношение к экологическому праву России, являющемуся составной частью российскому праву.

Таким образом, источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму – в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов.

3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и постановления; Правительство РФ – постановления и распоряжения; Президент РФ издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие федеральные органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т.д.

4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, обусловленную огромным массивом и численностью нормативно-правовых актов, которые приняты и принимаются в стране. Например, ежегодно прирост юридической информации только на общесоюзном уровне составил более 10 млн. законов, а в республиканских уровнях он намного выше.

Поэтому преодоления информационного барьера необходимо осуществлять через классификацию информационного массива:

1. По юридической силе все источники можно подразделить на законы и подзаконные акты.

Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительными и законодательными органами РФ. Согласно ст.104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ по вопросам их ведения.

Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительства республик входящих в состав РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими права на принятие данных актов.

2. По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные.

Общие источники характерны тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Например, Конституция РФ регулирует не только экологические отношения, но и гражданские, имущественные, жилищные, семейные и другие общественные отношения.

Специальные источники отличаются от общих тем, что предметом их регулирования являются только экологические или преимущественно экологические отношения. (Закон об охране и использованию животного мира по поводу дикой фауны как природного объекта и т.п.).

3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные.

Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов, (эксплуатация земель, водных объектов, участков леса, выделенных под рубку и т.д.).

Процессуальные источники, в отличие от материальных, направлены на процедуру обеспечения экологопользования, являются формой его обеспечения.

4. По степени значимости в регулировании экологических отношений источники экологического права можно подразделить на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные.

Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию действующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц, общий характер экологических проступков и т.п. Например, земельным законодательством предусмотрена обязанность рационально использовать закрепленную за землепользователями землю.

Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, как правило, технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или иной нормативно-правовой акт к регулируемому отношению. Так, ГОСТы, о земле. Термины и определения позволяют правильно раскрыть понятие «рациональное использование земли» всеми ее пользователями. Вспомогательный акт позволяет правильно применить ответственность за нарушение рационального использования земель и предъявить соответствующие требования к пользователям земли.

Особое место среди источников экологического права занимают источники, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: