Тема 6. Право международных договоров

1. Понятие права международных договоров.

2. Субъекты права международных договоров.

3. Виды, форма, структура международных договоров.

4. Заключение, вступление в силу, прекращение действия. международных договоров.

4.1. Заключение международных договоров.

4.2. Вступление договора в силу.

4.3. Основания, порядок прекращения и приостановления международных договоров.

 

Рекомендуемая литература

Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий. М., 1997.

Дружков МЛ. Заключение международных договоров в рамках и под эгидой международных организаций. Киев, 1986.

Евинтов В.И. Многосторонние договоры в современном международном праве. Киев, 1979.

Евинтов В.И. Многоязычные договоры в современном международном праве. Киев, 1981.

Захарова Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. М., 1987.

Каламаркян Р.А. Фактор времени в праве международных договоров. М., 1989. Комментарий к Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» / Под ред. В.П. Звекова, Б.И. Осминина. М., 1996.

О'Коннелл Д.П. Правопреемство государств. М., 1957.

Коробова М.А. Расширение сферы действия норм общего многостороннего договора. М., 1983.

Лукашук И.И. Стороны в международных договорах. М., 1966.

Ляхе М. Многосторонние договоры. М., 1960.

Перетерский И.С. Толкование международных договоров. М., 1959.

Талалаев А.Н. Право международных договоров. Общие вопросы. М., 1985.

Талалаев A.M. Право международных договоров. Действие и применение договоров. М., 1985.

Талалаев А.Н. Право международных договоров. Договоры с участием международных организаций. М., 1989.

Ульянова Н.Н. Общие многосторонние договоры в современных международных отно­шениях. Киев. 1981.

Шатров В.П., ШилтахВ.Х. Неправомерные договоры в международном праве. М„ 1986.

Шуршалов В.М. Право международных договоров. М., 1979.

Нормативные акты

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. // СМД СССР. М., 1988.Вып. X.LII.  С. 171-197.

Венская конвенция о праве договоров между государствами и международ­ными организациями или между международными организациями 1986 г. // ДМП.. М, 1996. Т. 1С. 372-409.

Регистрация и опубликование договоров и международных соглашений, правила для введения в действие статьи 102 Устава ООН. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г. // Там же. С. 428—432.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федера­ции» от 15 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // ВВС РФ. 1996. № 1.

Специальные термины

Альтернат, аннулирование, аутентичность, денонсация, депозитарий, джентльменское соглашение, клаузула, международный договор, недействительность международного договора, новация международного договора, оговорка, парафирование, подписание ad referendum, присоединение, пролонгация, промульгация, ратификация, ратификационная грамота, регистрация

Задания

1. Приведите примеры:

универсальных международных договоров; региональных международных договоров; двусторонних международных договоров, международных договоров-законов; международных договоров-сделок

2. Составьте проект небольшого международного договора о борьбе с загрязнением окружающей среды опасными отходами (вариант: об охране уссурийского тигра).

В этом проекте должны быть:

1) декларативная норма (причины и цели заключения договора);

2) дефинитивная норма (определение основных понятий);

3) нормы, предусматривающие обязанности государств-участ­ников;

4) нормы, предусматривающие права государств-участников;

5) норма, предусматривающая возможность оговорок (можно сформулировать допускаемую оговорку);

6) оперативная норма (вступление договора в силу).

Задачи

1. Ф.Ф. Мартенс делил международные договоры на политические и социальные. Попытайтесь дать определения этим группам междуна­родных договоров. К какой группе относятся следующие международ­ные договоры:

договор о гарантиях инвестиций;

договор о создании международной организации;

договор о защите капиталовложений;

договор о правовой помощи;

договор о таможенном сотрудничестве;

договор о мире;

договор об аренде части государственной территории?

2. США и Россия заключили соглашение по продаже компьютер­ных технологий. В соглашении предусмотрено, что права и обязанно­сти сторон регулируются правом штата Нью-Йорк. Является ли это со­глашение международным договором?

Являются ли международными договорами следующие акты:

договор между государством и иностранной компанией о строите­льстве здания, в котором указывается, что права и обязанности сторон будут регулироваться международным правом;

договор между США и ООН о размещении на территории США штаб-квартиры ООН;

договор о приобретении правительством Великобритании тысячи тонн мяса у правительства Аргентины;

договор между муниципальными образованиями разных госу­дарств о побратимских связях;

договор между двумя государствами, согласно которому они «обя­зуются поддерживать дружественные отношения и свидетельствуют о приверженности принципам международного права».

3. Во время ежегодной встречи глав правительств азиатских госу­дарств премьер-министры Японии и Тайваня выступили с совместным заявлением, что ни одно из правительств (ни Японии, ни Тайваня) не будет применять торговых санкций против другой стороны в течение двух лет.

Можно ли рассматривать такое заявление в качестве международ­ного договора?

4. В 1999 г. государство А подписало с государством В генеральный пакт о торговом сотрудничестве, в 2000 г. был подписан договор о торговле и мореплавании. Некоторые положения этих договоров противоречат друг другу. Государство В настаивает на применении генерального пакта 1999 г., ссылаясь на то, что более высокая юридическая сила этого документа вытекает из его названия. Дайте оценку доводам государства В.

5. Интересы каких государственных органов РФ должны быть уч­тены при заключении международного договора, посвященного:

защите прав национальных меньшинств;

охране окружающей среды и обеспечению экологической безопас­ности;

борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, лик­видации их последствий?

Каким образом осуществляется учет этих интересов?

6. Профессор В. А. Уляницкий писал: «Общие начала частного пра­ва относительно договорных обязательств применимы к международ­ным договорам лишь с некоторыми изменениями, соответственно осо­бой природе публичного международного права и самих контра­гентов»1.

В чем выражается влияние «особой природы» международного права и субъектов международного права на международные догово­ры? С какими гражданско-правовыми договорами у международных договоров имеется сходство?

В гражданском праве существуют способы обеспечения обяза­тельств (залог, задаток, гарантия и т.д.). Существуют ли аналогичные способы в международном  праве? Каким образом можно осуществить предварительное обеспечение международно-правовых обязательств?

7. Эмер де Ваттель приводит следующий пример из истории Древ­него Рима: «Консулы Т. Ветурий Кальвин и Спурий Постумий..., бу­дучи окруженными вместе с римской армией в Кавдипских ущельях, без надежды на спасение заключили с самнитами постыдное согла­шение, предупредив их, однако, что они не могут заключить настоя­щего договора... без веления римского народа, без фециалов и без обычных торжественных обрядов. Самнитский полководец удоволь­ствовался тем, что получил обещание от консулов и старших воена­чальников и взял шестьсот заложников. Он заставил римских воинов сложить оружие и пройти под ярмом, после чего отпустил их. Сенат Не согласился ратифицировать договор и выдал самнитам тех, кто за­ключил его. Самниты отказались принять их, и Рим счел себя сво­бодным от всех обязательств, а свое поведение — безупречным. Пи­савшие по этому вопросу расходятся во мнениях о таком поведении Рима. Некоторые из них считают, что, если Рим не желал ратифици­ровать договор, он должен был бы восстановить положение вещей, существовавшее до заключения соглашения, и должен был бы вернуть все войско в его лагерь в Кавдипском ущелье; именно этого требовали самниты»1.

Какие институты международного права могут быть применены в данном случае? Как можно оцепить данную ситуацию с позиций совре­менного международного права?

8. Гуго Гроций приводит следующий пример: «Локрийцы..., обе­щав соблюдать соглашения, пока ходят по этой земле и носят головы па плечах,... выбросили землю, которая была насыпана в их обувь, сброси­ли головки чеснока, которые были положены у них на плечах, и отказа­лись исполнить обещанное»2.

Дайте квалификацию данной ситуации с позиций современного международного права.

9. Обратите внимание на следующие положения Венской Конвен­ции о праве международных договоров 1969 г., которые можно рас­сматривать как воспроизводящие уже сложившиеся международные обычаи.

«Статья 51. Принуждение представителя государства

Согласие государства на обязательность для него договора, которое было выражено в результате принуждения его представителя действи­ями или угрозами, направленными против него, не имеет никакого юридического значения.

Статья 52. Принуждение государства посредством угрозы си­лой или ее применения

Договор является ничтожным, если его заключение явилось резу­льтатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объеди­ненных Наций.

Статья 53. Договоры, противоречащие императивной норме об­щего международного права (juscogens)

Договор является ничтожным, если в момент заключения он проти­воречит императивной норме общего международного права. Посколь­ку это касается настоящей Конвенции, императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и при­знается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.»

Распространяется ли действие этих норм на следующие договоры:

Договор, заключенный между Россией и США об уступке Аляски, которая к моменту заключения договора уже де-факто осваивалась американскими гражданами;

Соглашение между США и Ираном о выдаче американских залож­ников, захваченных проправительственными формированиями, кото­рое было заключено после замораживания иранских частных и пуб­личных вкладов в американских банках;

Соглашение между Чехословакией и гитлеровской Германией, за­ключенное под угрозой бомбардировки Праги;

Договор между Германией и марионеточным правительством Виши во Франции о передаче французских военнопленных для работы в германской военной промышленности;

Мирный договор государств антигитлеровской коалиции с Ита­лией;

Договор, заключенный под угрозой блокирования импортных опе­раций государства?

10. Утрехтский мирный договор 1713 г. (ст. 9) устанавливал в инте­ресах Англии, что порт и укрепления Дюнкерка (Франция) должны быть разрушены и никогда не подлежат восстановлению. Франция со­гласилась с этим условием, но одновременно начала строить в Марде-ке, на расстоянии одной мили от Дюнкерка, еще более крупный порт. Англия заявила протест на том основании, что Франция нарушает Ут­рехтский мирный договор.

Действительно ли нарушение договора имело место?

 

Тема 7. Дипломатическое и консульское право
(Право внешних сношений государств)

 

1. Понятие и источники права внешних сношений

2. Органы внешних сношений государств.

3. Порядок образования и функции дипломатического представительства.

4. Постоянные представительства государств при ООН и других международных организациях.


Рекомендуемая литература

Ашавский Б.М. Межправительственные конференции. М., 1980.

Блищенко И.П., Дурденевский В.Н. Дипломатическое и консульское право. М., 1962.

Блищенко И.Л. Дипломатическое право. М., 1972.

Бобылев ТВ., Зубков H.Г. Основы консульской службы. М., 1986.

Борисов Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. М, 1991.

Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972.

Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.

Джон В., Жан С. Дипломатический церемониал и протокол. М, 1976.

Замет Р. Дипломатическая служба. М., 1956.

Ивонин Ю.М. У истоков российской дипломатии нового времени. Минск, 1984.

Камбон Ж. Дипломат. М., 1946.

Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

Ковалев А..А. Азбука дипломатии. М., 1988.

Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 1986.

Кузнецов С.А.. Представители государств в международных организациях. М., 1980.

Левин Д.Б. Дипломатический иммунитет. М.-Л., 1949.

Левин Д.Б. Дипломатия. М., 1962.

Никифоров Д.С., Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в СССР. М., 1985.

Никольсон Г. Дипломатия. М., 1941.

Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962.

Петренко Н.И. Основы консульского права. М., 1986.

Сабашн А.В. Посольское и консульское право. М., 1934.

Сандровский К.К.. Право внешних сношений. Киев, 1986.

Сандровский К.К. Специальные дипломатические миссии. Киев, 1977.

Санчов В.Л. Консульское право. М. 1923.

Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961.

Селянинов О.П. Дипломатические представительства. М., 1986.

Серре Ж.. Дипломатический протокол. М. 1961.

Соловьев Ю. 25 лет моей дипломатической службы. М., 1928.

Фараг М. Дипломатическая служба арабских государств. М., 1962.

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации 1993 г.

Указ Президента РФ «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» от 12 марта 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1061.

Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.

Положение о Посольстве Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.

Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации (утверждено Указом Президента РФ от 29 сентября 1999 г.) // Российская газета. 1999. 7 окт.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. // СДД СССР. М., 1970. С. 136-148.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. // СДД СССР. М., 1991. Вып. XXIII.Вып. XLV. С. 124-147.

Конвенция о специальных миссиях 1969 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 562-582.

Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, от 14 марта 1975 г. // Там же. С. 582-615.

Правила процедуры для созыва международных конференций государств (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1949 г.) // Там же. С. 733-734.

Специальные термины

Агреман, административно-технический персонал, аккредитование, атташе, верительная грамота, дипломатия, дипломатический корпус, дипломатический персонал, дипломатический ранг, дипломатическое представительство, дуайен, иммунитеты и привилегии, консул, консульская экзекватура, консульский патент, консульский округ, консульское учреждение, органы внешних сношений, посольство, почетный консул, принимающее государство, специальная миссия, экстерриториальность, persona non grata.

Задания

1. Составьте агреман и ответ на него.

2. Вы являетесь дипломатом в одном из следующих государств: а) Мексика; б) Франция; в) Австралия.

Напишите короткую речь, выражающую позицию вашего государ­ства но поводу:

ядерных испытаний, проводимых этим государством; прихода к власти в этом государстве блока левых сил; заключения с этим государством договора о правовой помощи.

Задачи

1.Изучите следующие положения Конституции РФ:

«Статья 80

...3. Президент Российской Федерации в соответствии с Консти­туцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики госу­дарства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства пред­ставляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 83

Президент Российской Федерации:

...м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания диплома­тических представителей Российской Федерации в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

...е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными послани­ями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Фе­дерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Рос­сийской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

...г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Фе­дерации.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

...д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государ­ственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Каково соотношение полномочий Президента РФ и Правительства РФ, Президента РФ и Федерального Собрания РФ в сфере внешней политики? В каких нормативных актах законодательства Российской Федерации эти полномочия конкретизированы? Какие министерства и ведомства в структуре Правительства РФ специализируются на во­просах международных отношений?

2. При открытии дипломатического представительства России на территории государства А, власти государства А не согласились с пред­положительной численностью сотрудников посольства — 200 человек и предложили сократить ее до 150 человек.

Каким образом регулируются вопросы о численности персонала Венской конвенцией 1961 г.? Каким образом может быть разрешена данная ситуация?

3. Государство А открыло на территории государства В посольство. Государство В отказалось дать агреман на назначение в качестве посла г-на X, заявив при этом, что агреман не дан, поскольку г-н X — черно­кожий.

Квалифицируйте данную ситуацию. Обязательно ли указывать основания отказа в предоставлении агремана?

4. Государство А направило в государство В предложение об откры­тии своего посольства па территории государства В. В ответной ноте государство В указало, что необходимости в открытии такого посоль­ства не существует, поскольку связи между данными двумя государст­вами носят эпизодический характер и вполне могут осуществляться в рамках международных организаций.

В качестве ответной меры государство А отказалось допускать граждан государства В на свою территорию.

Квалифицируйте данную ситуацию. Оцепите позиции государств.

5. Помещение посольства государства А захвачено террористами и используется в качестве позиции для стрельбы.

Возможно ли в целях пресечения их деятельности проникнуть в по­мещение посольства несмотря па предписания ст. 22 Венской конвен­ции о дипломатических сношениях 1961 г., которая гласит: «Помеще­ния представительства неприкосновенны. Власти государства пребы­вания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства»?

Могут ли власти государства пребывания задержать иностранного дипломата, если последний, находясь в нетрезвом состоянии, идет по улице с огнестрельным оружием?

6. Дипломат из государства А в государстве В был застигнут на мес­те преступления во время кражи документов из посольства государст­ва А. Государство А лишило его всех иммунитетов и привилегий.

Может ли А избежать судебного преследования за кражу в государ­стве В, мотивируя это тем, что преступление было совершено на «ино­странной почве»?

7. Статья 22 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. гласит:

«1. Помещения представительства неприкосновенны. Власти госу­дарства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с со­гласия главы представительства.

2. На государстве пребывания лежит специальная обязанность при­нимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвраще­ния всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбле­ния его достоинства.

3. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения пред­ставительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий».

Гражданин государства А скрывается па территории посольства государства В от судебного преследования за политические убеж­дения.

Является ли нарушением Конвенции о дипломатических сношени­ях 1961 г. ситуация, когда государство А с целью воздействия на госу­дарство В устанавливает мощные аудиоколонки недалеко от посольст­ва и в течение суток транслирует музыку в стиле рок? Могут ли пред­ставители государства А проникнуть на территорию посольства госу­дарства В без согласия посла?

Является ли нарушением международного дипломатического пра­ва ситуация, когда государство А начало строительство недалеко от территории иностранного посольства химического завода?

Является ли нарушением международного дипломатического пра­ва ситуация, когда сотрудники посольства (консульства) государства В во время выдачи виз гражданам государства А оскорбляют их, за­ставляют несколько часов ждать в очереди, требуют деньги за ускоре­ние прохождения процедуры выдачи визы?

8. 8 августа 1990 г., после того как Ирак объявил об аннексии Ку­вейта, всем дипломатическим представительствам было предписано закрыться. Было также заявлено, что персонал представительств ли­шается дипломатического иммунитета. Совет Безопасности ООН вы­разил протест против действий Ирака и потребовал отмены вышеуказанных распоряжений. 24 августа 1990 г. вооруженные силы Ирака окружили и блокировали незакрывшиеся представительства.

Может ли Ирак лишить дипломатического иммунитета сотрудни­ков иностранных представительств? Оцените действия Ирака с учетом следующих положений Венской конвенции о дипломатических сноше­ниях 1961 г.

«Статья 2

Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуще­ствляются по взаимному согласию.

Статья 9

1. Государство пребывания может в любое время, не будучи обяза­но мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государст­во, что глава представительства или какой-либо из членов дипломати­ческого персонала представительства является personanongrata или что любой другой член персонала представительства является непри­емлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соот­ветственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в пред­ставительстве. То или иное лицо может быть объявлено personanongrata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания.

2. Если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, предусмат­риваемые в пункте 1 настоящей статьи, государство пребывания мо­жет отказаться признавать данное лицо сотрудником представитель­ства».

11. После свержения в феврале 1979 г. иранского шаха новый ре­жим, который установился в Тегеране, не всегда был в состоянии вла­деть ситуацией, и в беспорядке, который из этого проистекал, некото­рые действия фактических властей выходили из-под контроля властей законных. В ноябре 1979 г. манифестанты атаковали американское по­сольство и, несмотря на призывы персонала посольства о помощи, ад­ресованные силам иранской безопасности, взяли некоторых американ­ских граждан, имеющих дипломатический статус, в качестве заложни­ков. Учитывая отказ иранских властей произвести эвакуацию посоль­ства и освободить заложников, США обратились в Международный Суд ООН.

Дайте международно-правовую оценку данной ситуации. Какие нарушения международного права совершены Ираном?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: