Тема 14. Международное космическое право

1. Понятие, источники, субъекты международного космического права

2. Правовой статус космического пространства и небесных тел

3. Правовой статус космонавтов

4. Ответственность в международном космическом праве

 

Рекомендуемая литература

Борьба СССР за мирное использование космоса. 1957-1985. Документы и материалы в 2 т. М., 1985.

Василевская Э.Г. Правовой статус природных ресурсов Луны и планет. М., 1978.

Верещетин В. С. Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. М., 1977.

Верещетин B.C. Правовые проблемы полета человека в космос. М., 1986. Жуков Г.П. Космос и мир. М, 1985.

Жуков Г.П. К истории советской доктрины международного космического права. М., 1990.

Каменецкая Е.П. Космос и международные организации: международно-правовые проблемы. М., 1980.

Колосов Ю.М., Сшашевский С.Т. Борьба за мирный космос: Правовые вопросы. М., 1984.

Копылов М.Н., Постышев В.М. Международное космическое право и развивающиеся страны. М„ 1990.

Международное космическое право. М., 1999.

Международное космическое право / Под ред. А.С. Пирадова. М., 1985.

Новое в космическом праве (на пути к международному частному космическому праву) / Под ред. B.C. Верещетина. М., 1990. Нозари Ф. Космическое право. М., 1979.

Постышев В.М. Освоение космоса и развивающиеся страны (международно-правовые проблемы). М., 1990.

Правовые проблемы полетов человека в космос / Под ред. B.C. Верещетина. М., 1986.

РудевА.И. Международно-правовой статус космических станций. М., 1982. Словарь международного космического права. М., 1992.

Нормативные акты

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и исполь­зованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. // СДД СССР.. М., 1972. Вып. XXV С. 41-45.

Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвра­щении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. // СДД СССР. М., 1972.Вып. XXV.  С. 45-48.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный кос­мическими объектами, 1972 г. //СДД СССР. М., 1975. Вып. XXIX. С. 95-101.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое простран­ство, 1975 г. // СДД СССР. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 442-446.

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. // ДМП. М., 1997. Т. 3. С. 639-647.

Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использова­нию космического пространства 1991 г. // МЖМП. 1994. № 4.

Конвенция о передаче и использовании данных дистанционного зондиро­вания Земли из космоса 1978 г. // СДД СССР.., 1981. Вып. XXXV. М С. 435-438.

 Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания 1982 г. // ДМП. М., 1997. Т. 3. С. 647-651.

Принципы по дистанционному зондированию Земли из космоса 1986 г. // Там же. С. 651—654.

Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, 1992 г. // Там же. С. 654—661.

Положение о Межгосударственном совете по космосу 1992 г. // БМД. 1994. № 4. С. 26-28.

Закон РФ «О космической деятельности» от 20 августа 1993 г. (в ред. от 29 ноября 1996 г.) // Российская газета. 1993. 6 окт.

Специальные термины

Геостационарная орбита, дистанционное зондирование Земли, космический объект, космическое пространство, космонавт, небесные тела.

Задания

1. Сформулируйте свои предложения относительно правового ре­гулирования использования ресурсов космического пространства и небесных тел.

2. Сформулируйте свои предложения относительно правового ре­гулирования возможных отношений человечества с инопланетной ци­вилизацией.

Задачи

1. До заключения Договора о принципах деятельности государств но исследованию и использованию космического пространства, включая Лупу и другие небесные тела 1967 г. существовало несколько теорий, обосновывающих правовой режим космического пространства. Часть авторов утверждала, что нет необходимости ограничивать верхнюю гра­ницу территориальной власти государств. Другие авторы доказывали, что космическое пространство является «ничейной территорией» и при­надлежит любому лицу, которое это пространство намерено использо­вать. По мнению третьих, космическое пространство является досто­янием всего человечества и подлежит регулированию международным правом с учетом интересов всего международного сообщества.

Какой из подходов был закреплен в Договоре 1967 г.? Чьим интере­сам служит каждый из вариантов? Чем отличается режим космического пространства от режима открытого моря и воздушного пространства?

2. С т а т ь я 2 Договора о принципах деятельности государств но исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. содержит следующее правило: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».

Дэннис Хоуи, 49-летний предприниматель из Калифорнии, объя­вил себя в начале 1997 г. собственником Солнечной системы, всех пла­нет и их спутников, включая и спутник Земли — Луну. Перед этим он направил послания о намерении приватизировать «бесхозные небес­ные тела» в адрес ООН, Белого дома в Вашингтоне и Кремля в Москве. Ответа он не получил. Затем Д. Хоуп открыл собственную контору под названием «Лунное посольство» и стал продавать участки своей «соб­ственности»1.

Допустима такая деятельность с точки зрения международного права?

3. До сих пор вопрос о нахождении границы между воздушным и космическим пространством не разрешен до конца. Существует неско­лько позиций. Граница между космосом и воздушным пространством проходит:

там, где заканчивается атмосфера;

где заканчиваются возможности государства по контролю над сво­им воздушным пространством;

на самой низшей высоте полетов спутников;

где аэродинамическое воздействие уступает место силе всеобщего тяготения;

на максимальной высоте полета воздушных судов;

на уровне, где невозможно поддержание человеческой жизни;

на высоте 100—110 км (средняя высота полетов спутников).

В чем заключается значение границы между космосом и воздуш­ным пространством? Интересы каких государств выигрывают при ис­пользовании того или иного подхода?

4. Если искусственный спутник Земли, принадлежащий государст­ву А, пролетает над территорией государства, можно ли говорить о нарушении территориального суверенитета государства? Может ли спутник осуществлять аэрофотосъемку территории государства или дистанционное зондирование территории государства?

5. Является ли нарушением международного космического права: использование спутников в целях обеспечения военной связи; развертывание в космосе лазерных установок, предназначенных

для антиракетной обороны (программа «звездных войн» США);

размещение на Луне радиоактивных материалов;

обустройство центра противовоздушной обороны на Луне, в откры­том космосе, на Марсе;

использование военных специалистов для строительства базы на Луне;

причинение вреда дому гражданина государства в связи с падени­ем космического аппарата государства?

6. Космический корабль РФ вошел в контакт с инопланетным ко­раблем, на котором находятся представители неземной цивилизации. Российское правительство уполномочило космонавтов заключить с представителями этой цивилизации договор от имени РФ. Был заклю­чен договор, который предусматривает обмен делегациями в составе 10 человек. Российская делегация привезла ряд радиоактивных мате­риалов, которые были использованы в работе Российской академии наук.

Какое право регулирует данный договор? Соответствуют ли дейст­вия РФ международному праву? Каков по вашему мнению должен быть порядок вступления в контакт с инопланетной цивилизацией?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: