1. Понятие, источники, субъекты международного космического права
2. Правовой статус космического пространства и небесных тел
3. Правовой статус космонавтов
4. Ответственность в международном космическом праве
Рекомендуемая литература
Борьба СССР за мирное использование космоса. 1957-1985. Документы и материалы в 2 т. М., 1985.
Василевская Э.Г. Правовой статус природных ресурсов Луны и планет. М., 1978.
Верещетин В. С. Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. М., 1977.
Верещетин B.C. Правовые проблемы полета человека в космос. М., 1986. Жуков Г.П. Космос и мир. М, 1985.
Жуков Г.П. К истории советской доктрины международного космического права. М., 1990.
Каменецкая Е.П. Космос и международные организации: международно-правовые проблемы. М., 1980.
Колосов Ю.М., Сшашевский С.Т. Борьба за мирный космос: Правовые вопросы. М., 1984.
Копылов М.Н., Постышев В.М. Международное космическое право и развивающиеся страны. М„ 1990.
Международное космическое право. М., 1999.
Международное космическое право / Под ред. А.С. Пирадова. М., 1985.
|
|
Новое в космическом праве (на пути к международному частному космическому праву) / Под ред. B.C. Верещетина. М., 1990. Нозари Ф. Космическое право. М., 1979.
Постышев В.М. Освоение космоса и развивающиеся страны (международно-правовые проблемы). М., 1990.
Правовые проблемы полетов человека в космос / Под ред. B.C. Верещетина. М., 1986.
РудевА.И. Международно-правовой статус космических станций. М., 1982. Словарь международного космического права. М., 1992.
Нормативные акты
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. // СДД СССР.. М., 1972. Вып. XXV С. 41-45.
Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. // СДД СССР. М., 1972.Вып. XXV. С. 45-48.
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. //СДД СССР. М., 1975. Вып. XXIX. С. 95-101.
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. // СДД СССР. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 442-446.
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. // ДМП. М., 1997. Т. 3. С. 639-647.
Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1991 г. // МЖМП. 1994. № 4.
Конвенция о передаче и использовании данных дистанционного зондирования Земли из космоса 1978 г. // СДД СССР.., 1981. Вып. XXXV. М С. 435-438.
Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания 1982 г. // ДМП. М., 1997. Т. 3. С. 647-651.
|
|
Принципы по дистанционному зондированию Земли из космоса 1986 г. // Там же. С. 651—654.
Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, 1992 г. // Там же. С. 654—661.
Положение о Межгосударственном совете по космосу 1992 г. // БМД. 1994. № 4. С. 26-28.
Закон РФ «О космической деятельности» от 20 августа 1993 г. (в ред. от 29 ноября 1996 г.) // Российская газета. 1993. 6 окт.
Специальные термины
Геостационарная орбита, дистанционное зондирование Земли, космический объект, космическое пространство, космонавт, небесные тела.
Задания
1. Сформулируйте свои предложения относительно правового регулирования использования ресурсов космического пространства и небесных тел.
2. Сформулируйте свои предложения относительно правового регулирования возможных отношений человечества с инопланетной цивилизацией.
Задачи
1. До заключения Договора о принципах деятельности государств но исследованию и использованию космического пространства, включая Лупу и другие небесные тела 1967 г. существовало несколько теорий, обосновывающих правовой режим космического пространства. Часть авторов утверждала, что нет необходимости ограничивать верхнюю границу территориальной власти государств. Другие авторы доказывали, что космическое пространство является «ничейной территорией» и принадлежит любому лицу, которое это пространство намерено использовать. По мнению третьих, космическое пространство является достоянием всего человечества и подлежит регулированию международным правом с учетом интересов всего международного сообщества.
Какой из подходов был закреплен в Договоре 1967 г.? Чьим интересам служит каждый из вариантов? Чем отличается режим космического пространства от режима открытого моря и воздушного пространства?
2. С т а т ь я 2 Договора о принципах деятельности государств но исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. содержит следующее правило: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».
Дэннис Хоуи, 49-летний предприниматель из Калифорнии, объявил себя в начале 1997 г. собственником Солнечной системы, всех планет и их спутников, включая и спутник Земли — Луну. Перед этим он направил послания о намерении приватизировать «бесхозные небесные тела» в адрес ООН, Белого дома в Вашингтоне и Кремля в Москве. Ответа он не получил. Затем Д. Хоуп открыл собственную контору под названием «Лунное посольство» и стал продавать участки своей «собственности»1.
Допустима такая деятельность с точки зрения международного права?
3. До сих пор вопрос о нахождении границы между воздушным и космическим пространством не разрешен до конца. Существует несколько позиций. Граница между космосом и воздушным пространством проходит:
там, где заканчивается атмосфера;
где заканчиваются возможности государства по контролю над своим воздушным пространством;
на самой низшей высоте полетов спутников;
где аэродинамическое воздействие уступает место силе всеобщего тяготения;
на максимальной высоте полета воздушных судов;
на уровне, где невозможно поддержание человеческой жизни;
на высоте 100—110 км (средняя высота полетов спутников).
В чем заключается значение границы между космосом и воздушным пространством? Интересы каких государств выигрывают при использовании того или иного подхода?
4. Если искусственный спутник Земли, принадлежащий государству А, пролетает над территорией государства, можно ли говорить о нарушении территориального суверенитета государства? Может ли спутник осуществлять аэрофотосъемку территории государства или дистанционное зондирование территории государства?
|
|
5. Является ли нарушением международного космического права: использование спутников в целях обеспечения военной связи; развертывание в космосе лазерных установок, предназначенных
для антиракетной обороны (программа «звездных войн» США);
размещение на Луне радиоактивных материалов;
обустройство центра противовоздушной обороны на Луне, в открытом космосе, на Марсе;
использование военных специалистов для строительства базы на Луне;
причинение вреда дому гражданина государства в связи с падением космического аппарата государства?
6. Космический корабль РФ вошел в контакт с инопланетным кораблем, на котором находятся представители неземной цивилизации. Российское правительство уполномочило космонавтов заключить с представителями этой цивилизации договор от имени РФ. Был заключен договор, который предусматривает обмен делегациями в составе 10 человек. Российская делегация привезла ряд радиоактивных материалов, которые были использованы в работе Российской академии наук.
Какое право регулирует данный договор? Соответствуют ли действия РФ международному праву? Каков по вашему мнению должен быть порядок вступления в контакт с инопланетной цивилизацией?