Повыполнению самостоятельной работы

Лекции. Студент, изучающий дисциплину «Финансовое право», должен в значительной степени использовать материалы лекций. Для этого требуется регулярно посещать и подробно конспектировать лекции, уделяя особое внимание тем нормативным или научно-практическим положениям, на которых акцентирует внимание преподаватель.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы дисциплины, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Таким образом, материалы лекций являются основой для самостоятельной подготовки студента к практическим занятиям.

При написании конспекта лекций необходимо кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины.

В день, когда прослушана лекция, целесообразно внимательно прочесть ее конспект, что способствует более эффективному запоминанию материала. Рекомендуется проверять термины, понятия с помощью нормативных правовых актов, учебных изданий, энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием определений и толкований в тетрадь. При необходимости целесообразно обозначать вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии.

 

Практические занятия. Данный вид занятий представляет собой проработку рабочей программы, с акцентированием внимания на целях и задачах, структуре и содержании дисциплины.

Практическое занятие проводится в вузе под руководством преподавателя при активном использовании творческих способностей самих студентов. Целью практических занятий является закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над нормативными, научными, учебными и другими источниками.

В ходе практических занятий по дисциплине «Финансовое право» заслушиваются ответы на теоретические вопросы к темам практических занятий, проводятся дискуссии, заслушиваются и обсуждаются рефераты, выполняется решение тестовых заданий, осуществляется анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей. Это требует надлежащей самостоятельной подготовки студентов, обеспечить которую позволит следующий алгоритм действий. Во-первых, необходимо изучить имеющиеся судебные акты Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ, содержащие разъяснения о применении норм финансового законодательства, а также опубликованную арбитражную практику по возникающим в ходе финансовой деятельности спорам. Далее можно приступать к усвоению теоретического материала. Изучение теории следует начинать с конспектов лекций, после чего переходить к анализу материалов учебников и учебных пособий, актов финансового законодательства  (Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, законов о бюджетах и др.). После этого целесообразно ознакомиться со специальной юридической литературой. По каждой теме желательно прочесть одну монографию или несколько статей по своему выбору. Прочитанное рекомендуется кратко законспектировать.

В планах практических занятий рекомендуются темы, обязательные для изучения. Каждая тема снабжена перечнем теоретических вопросов.

Тестирование. Тестирование является одной из форм занятий, позволяющих оценить уровень знаний обучающегося путем выбора им одного из нескольких вариантов ответов на поставленный в тестовом задании вопрос. Возможно использование тестовых заданий, предусматривающих дачу обучающимся короткого и однозначного ответа на поставленный вопрос.

Под тестовым заданием понимается минимальная составляющая единица текста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания, может содержать набор ответов для выбора. Тестовые задания решаются студентами при подготовке к практическим занятиям, по которым предусмотрено тестирование, а также при проведении внутрисеместрового контроля.

 

Анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей. Данная форма занятий представляет собой погружение обучающегося в сущность проблемного задания посредством осмысления реальной профессионально – ориентированной ситуации с целью решения обозначенной проблемы.

Решение, получаемое в результате анализа деловых ситуаций, должно быть мотивированным и юридически обоснованным исходя из действующих норм финансового законодательства. Для этого оно должно обязательно содержать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт, акт Конституционного суда РФ, президиума Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ (при наличии такового) и (или) примеры из судебной и/или иной правоприменительной практики. Анализ деловых ситуаций проводится письменно в рабочей тетради.

Рефераты. В целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития навыков самостоятельного научного поиска практикуется написание рефератов.

Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников (от 3 до 5). Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение отдельной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в теме главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера.

Написанию реферата должно предшествовать самостоятельное изучение студентом рекомендованной литературы и других актуальных источников информации. По ходу их изучения делаются выписки цитат, при необходимости составляются иллюстрации и таблицы.

Рекомендуемый объем реферата – 5– 7 страниц (за исключением библиографического списка литературы).

Требования к содержанию реферата.

– творческий, самостоятельный подход к изложению материала, умение выразить свое мнение по исследуемому вопросу;

– подтверждение теоретических выводов примерами из практики с использованием рекомендуемых источников и литературы;

– цитирование первоисточников со ссылками на литературу и нормативные правовые акты, в том числе указанные в списке используемой литературы.

Требования к оформлению реферата.

Обязательными частями работы являются: титульный лист, оглавление (план, содержание), введение, основная часть, разделенная на сегменты (главы, вопросы), заключение (содержит общие выводы), списка использованной литературы и иных источников информации (в алфавитном порядке). Рекомендуется составлять приложения к основному тексту (таблицы, схемы, графики, иллюстрации и т.п.).

Выполнение реферата включает ряд этапов:

1) выбор темы и подбор источников;

2) изучение литературы, анализ и обобщение материалов по проблеме исследования;

3) формулирование основных положений и выводов;

4) оформление реферата.

Текст печатается в текстовом редакторе MSWord, оформляется черным цветом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через полтора интервала между строками, ориентация – книжная, шрифт – TimesNewRoman, кегль – 14. Необходимо соблюдать четкость текста по всему объему работы.

Текст оформляется с соблюдением следующих размеров полей: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – по 20 мм.

Текст работы должен быть поделен на абзацы, каждый из которых выражает самостоятельную мысль. Абзац следует начинать с новой строки отступом от левого поля на 1,25 см.

Сокращения должны быть единообразными, общепринятыми и общеупотребительными.

Цитаты выписываются из первоисточника. Вместо пропущенных слов ставят три точки, дословно воспроизводится текст, сохраняя в точности орфографию и пунктуацию подлинника.

Текст должен быть распечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А4).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа.

Студенты пишут рефераты по всем темам практических занятий. Количество рефератов, подготавливаемое на очередное практическое занятие студентами очной и заочной форм обучения, определяется преподавателем исходя из количества предусмотренных для этого занятия учебным планом и рабочей программой дисциплины интерактивных форм и времени на их реализацию, а также с учетом необходимости формирования у студентов компетенций в соответствии с требованиями соответствующих образовательных стандартов.

Рекомендованная к темам практических занятий тематика рефератов примерна. Студент, исходя из собственного научного интереса, вправе предложить иную тему реферата, согласовав ее предварительно с преподавателем.

Дискуссии. Указанная форма занятий представляет собой оценочное средство, позволяющее включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Учебная дискуссия характеризуется тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т.е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке и (или) практике, предстоит найти в учебном процессе в ходе семинара. То есть целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию.

При подготовке к дискуссии студенту необходимо: - выбрать из предлагаемых к теме занятия источников или источников, обнаруженных самим студентом, несколько работ, относящихся к теме дискуссии; - прочитать последовательно каждую из отобранных работ, уясняя особенности и сущность темы дискуссии; - выбрать из прочитанных работ и тезисно законспектировать информацию, наиболее полно и точно раскрывающую тему дискуссии. Темы дискуссий приводятся к отдельным практическим занятиям и не являются неизменными. Тематика дискуссий может варьироваться с учетом происходящих в государстве политических, экономических, социальных и правовых преобразований и/или в связи с научным интересом студентов в целях максимального формирования у них компетенций в соответствии с требованиями соответствующих образовательных стандартов.

 

Контрольная работа. Контрольная работа представляет собой: изучение научных, учебных, нормативных и других источников (далее– информационных источников); отбор необходимого по теме контрольной работы материала; формирование выводов и разработка конкретных рекомендаций по решению поставленной в контрольной работе цели и задач.

Выполнение контрольной работы способствует углубленному усвоению положений дисциплины, показывает возможности студентов заочной формы обучения к самостоятельной работе с информационными источниками, вырабатывает навыки обобщения правоприменительной практики, правильного применения норм финансового права в практической деятельности.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, следует внимательно ознакомиться с содержанием дисциплины, усвоить основные понятия и категории. Тему следует выбирать с учетом интереса к определенным вопросам (темам) дисциплины, доступности информационных источников, возможности использования личного опыта.

Написанию контрольной работы должно предшествовать изучение соответствующих теме информационных источников, подбор материалов правоприменительной практики для иллюстрации и подтверждения основных положений работы. В качестве информационных источников также рекомендуется использовать журналы «Финансовое право», «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», «Налоги», «Налоги и налоговое планирование», «Налоговая политика и практика», «Российский налоговый курьер», газеты «Финансовая газета», «Российская газета», «Кузбасс», «Кемерово» и др. Желательно обращение к специальной литературе, размещаемой в юридических справочно-информационных системах «Гарант», «КонсультантПлюс», на соответствующих информационных сайтах в сети Интернет.

Изложение работы должно быть логически последовательным и соответствовать разработанному плану. Основные вопросы плана в работе необходимо выделить в самостоятельные разделы, озаглавить.

Необходимым условием успешного выполнения контрольной работы должны быть самостоятельность ее написания, творческий подход к делу. Недопустимо механическое переписывание текста учебников и других источников литературы. Нарушение этого требования влечет за собой неудовлетворительную оценку и возращение студенту контрольной работы для выполнения ее заново.

Контрольная работа должна отражать знания студента, его умение использовать при анализе надлежащие информационные источники, сопоставлять различные точки зрения и высказывать свою собственную с соответствующей аргументацией.

Требования к оформлению контрольной работы.

Объем работы – не менее 12 машинописных страниц. Текст излагается машинописным (компьютерным) или рукописным способом на стандартных листах (обязательно разборчивым почерком и при соблюдении соответствующего объема). При выполнении работы на компьютере рекомендуется использовать шрифт TimesNewRoman, кегль 14, через полтора интервала.

Материал должен быть разделен на абзацы, каждый из которых включает самостоятельную мысль, завершенный тезис. Следует избегать сложных и громоздких предложений. Целесообразно применять условные общепринятые сокращения.

Обязательны ссылки (сноски) на информационные источники. Ссылки в работе даются внутри текста. Если студент использует материал из Интернета, нужно указать сайт, с которого он получен.

В ссылках внутри текста после упоминания источника или цитаты проставляются заключенные в скобки порядковый номер, под которым это название значится в списке литературы, номер тома (для многотомных изда­ний) и в необходимых случаях – страницы, например: [11, с. 14].

Нумерация страниц контрольной работы должна быть сквозной, включая список использованной литературы. Первой страницей является титульный лист, второй, план работы и т.д. Номера страниц проставляются арабскими цифрами в нижней части листа. На титульном листе номер страницы не ставится.

Контрольная работа выполняется студентами заочной формы обучения и сдается в деканат не позднее чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. Контрольная работа, выполненная без соблюдения нормативных требований или выполненная не полностью, не засчитывается и возвращается на доработку. Оценка «зачтено» является допуском к зачету по дисциплине. Работа с оценкой «незачтено» должна быть доработана и представлена на повторную проверку.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Тема 3. Финансово-правовые нормы и финансовые

Правоотношения

 

1. Финансово-правовые нормы классифицируют на:

1) обязывающие, запрещающие, уполномочивающие

2) обязывающие, разрешающие, уполномочивающие

3) разрешающие, уполномочивающие, делегирующие

4) санкционирующие, уполномочивающие, согласительные

 

2. Финансово-правовая ___________ представляет элемент финансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоблюдения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессуальном порядке.

 

3. Финансовые правоотношения возникают по поводу;

1) финансовых ресурсов организаций и физических лиц

2) финансовых ресурсов государства и муниципальных образований

3) финансовых средств субъектов коммерческой деятельности

4) денежных фондов хозяйствующих субъектов

 

4. Одной из сторон финансовых правоотношений всегда является:

1) физическое лицо

2) юридическое лицо

3) государство или его уполномоченный орган

4) президент

 

5. Реальный участник конкретных финансовых правоотношений – это ________________ финансового правоотношения.

Тема 4. Финансовый контроль

 

1. В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на:

1) первоначальный, текущий, окончательный

2) начальный, текущий, заключительный

3) предварительный, текущий, последующий

4) первичный, вторичный, итоговый

 

2. Органом парламентского финансового контроля является:

1) федеральное собрание

2) счетная палата

3) государственная дума

4) правительство

 

3. В зависимости от волеизъявления субъекта финансовых правоотношений выделяют:

1) обязательный и необязательный финансовый контроль

2) принудительный и обязательный финансовый контроль

3) обязательный и инициативный финансовый контроль

4) добровольный и приказной финансовый контроль

 

4. Обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности является _____________ финансового контроля.

5. Основные принципы организации финансового контроля:

1) диспозитивность

2) объективность

3) вменяемость

4) компетентность

 

   Тема 5. Бюджетное право. Бюджетное устройство

 

1. _____________– форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

 

2. Поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета являются __________бюджета.

 

3. Федеральный бюджет принимается в форме:

1) постановления правительства

2) федерального конституционного закона

3) указа президента

4) федерального закона

 

4. ___________ __________ – это подотрасль финансового права, включающая в себя систему финансово-правовых норм и принципов, регулирующих общественные отношения по формированию, распределению и использованию централизованных денежных фондов в целях финансового обеспечения финансово-экономического развития страны.

 

5. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты

2) консолидированный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты

3) федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов

4) государственный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

Тема 9. Правовое регулирование государственного                  и муниципального кредита

1. Государственный (муниципальный) кредит используется для:

1) привлечения денежных средств в распоряжение государства и решения проблем бюджетного дефицита

2) привлечения денежных средств в распоряжение государства (муниципальных образований) и решения проблем бюджетного дефицита

3) привлечения денежных средств в распоряжение муниципальных образований и решения проблем бюджетного долга

4) привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и решения проблем бюджетного профицита

 

2. В результате реализации финансово-правовых отношений по государственному кредиту образуется:

1) гражданскийдолг

2) бюджетныйдолг

3) банковскийдолг

4) государственныйдолг

 

3. Заемные средства государство мобилизует посредством:

1) выпуска государственных ценных бумаг и проведением эмиссии денежных знаков

2) выпуска муниципальных ценных бумаг и проведением лотерей

3) выпуска государственных ценных бумаг и получением кредитов

4) выпуска государственных (муниципальных) ценных бумаг и проведением реструктуризации долга

 

4. Обслуживание государственного (муниципального) долга производится:

1) правительством

2) центральнымбанком

3) министерствомфинансов

4) кредитнымиорганизациями

 

5. _____________ ________ – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: