Информационная логистика - часть логистики, которая организует поток информации, сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии. Информационная логистика управляет процессами движения и складирования товаров на предприятии, обеспечивая своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, требуемой комплектации и нужного качества из места их производства до места потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом.
Основные понятия информационной логистики:
информационный поток;
информационная система;
информационная технология.
Основная задача информационной логистики заключается в доставке информации к системе управления предприятием и от нее. Информационная логистика выполняет функции:
собирает возникающую информацию;
анализирует информацию;
перемещает информацию;
накапливает и хранит информацию;
фильтрует поток информации (отбирает необходимые для того или иного уровня управления данные и документы);
объединяет и разъединяет информационные потоки;
выполняет элементарные информационные преобразования;
управляет информационным потоком.
Информационный поток - совокупность сообщений, циркулирующих как внутри логистической системы, так и между нею и внешней средой, которые необходимы для управления логистическими операциями.
Выделяют виды информационных потоков в зависимости от вида связываемых потоком систем:
горизонтальный - поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления управления;
вертикальный - поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы.
от места происхождения:
внешний - поток, протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде;
внутренний - поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы либо одной из подсистем.
он направления потока:
входной - поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем;
выходной - поток сообщений, выходящих за пределы логистической системы либо одной из подсистем.
от срочности:
обычные; срочные; очень срочные.
от степени секретности:
обычные; содержащие коммерческую тайну; содержащие государственную тайну.
от значимости почтовых сообщений:
простые; заказные; ценные.
от скорости передачи:
традиционные (почта); быстрые (факс, эл.почта, телеграф, телефон...).
от области охвата:
местные; иногородние; дальние; международные.
При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.
1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:
o обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;
o повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
o снизить их стоимость;
o ускорить их построение.
2. Принцип возможности поэтапного создания системы.
Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т. е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.
3. Принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики».
4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек — машина».