В разных возрастных группах

 

     В младшей группе  возможности применения художественного слова еще ограничены. Главным образом, художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя. Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка. Загадки и образы стихотворения должны быть просты и понятны детям, иначе умственное напряжение, связанное с их восприятием снизит эмоциональный настрой и желание рисовать. Этот же стишок можно вспомнить и в конце занятия при рассматривании рисунков и продекламировать его всем вместе.

     Художественный образ влияет на содержание детских работ, хотя это еще не иллюстрированное рисование. Динамика образа (снег кружится, падает), указания на цвет (белый снег) влияют на выразительность детских работ.

 

     В среднем дошкольном возрасте  использование художественного слова занимает больше места, чем предыдущих группах. Во-первых художественный словесный образ можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни. Следует предлагать стихотворения с описанием одного конкретного образа в конкретной ситуации или несложного явления природы. Например, начиная занятие с чтения стихотворения:

                                           Падают, падают листья,

                                           В нашем саду листопад,

                                           Желтые, красные листья

По ветру вьются летят, -

воспитатель старается воспроизвести в памяти детей видимый ими листопад. Восприятие стиха должно обязательно опираться на непосредственное наблюдение этих объектов или явлений в природе.

     Для детей этого возраста сложно найти законченные поэтические произведения на темы, которые можно изобразить, поэтому допустимо выбирать законченные строчки, строфы, в которых описываются доступная детям среднего возраста картина природы. иногда заранее можно провести просматривание иллюстрации, отражающей конкретное произведение.

     На занятии по изодеятельности еще раз читается стихотворение, проводится беседа, уточняющая представления детей. для облегчения выполнения задания воспитатель может показать некоторые приемы изображения пейзажа.

     Нарисовать различные картины природы детям этого возраста помогают произведения А. Плещеева «Травка зеленеет», С. Маршака «Дождь», И. Бунина «Крупный дождь» и т.д.

     В другом случае воспитатель выбирает загадку, которая дает образ с некоторыми отличительными признаками, например:

                                           Комочек пуха,

                                           Длинное ухо,

                                           Прыгает ловко,

                                           Любит морковку, -

и предлагает нарисовать отгадку. В этом случае словесный образ станет содержанием детских работ. При анализе рисунков в конце занятия эта загадка будет служить критерием правильности рисунка.

 

     В старшей группе   использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие.

     Продолжая знакомить детей с пейзажными произведениями, воспитатель нацеливает их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких ее образах.

     Беседы о поэтической произведениях проводятся уже до занятий по рисованию, поскольку дети рисуют на темы более сложных стихотворений чем в средней группе. В старшей группе постановка темы должна настраивать детей не только на изображение ряда предметов, но и на передачу в рисунке определенной ситуации. Рисуя по литературному произведению, ребенок вспоминает последовательность событий, стремится передать характеристику основных образов, воспроизвести описание деталей пейзажа.

     Отдельные приемы передачи художественной выразительности показывает воспитатель: способы изображения деревьев, особенности кроны, составление красок для получения нужного тона, подбор фона для рисунка, компоновка на листе образов, описанных в стихотворении.

     Целесообразно использовать мотивы двух произведений об одном явлении природы, по-разному представленном в стихах. Так, осенние пейзажи дети старшей группы могут нарисовать по произведениям Е. Трутневой «Ходит-бродит осень» и А. Толстого «Осень».

     Необходимо также проводить беседы о замысле рисунка о главном образе, о средствах наибольшей выразительности рисунков. Дети старшей группы могут представить картину природы без предварительного наблюдения, опираясь только на поэтическое слово.

     Наиболее целесообразно использовать сочетание методов и приемов, направленных на углубленное восприятие детьми пейзажной поэзии в следующей последовательности:

     1 этап – наблюдение с чтением произведения, рассматривание иллюстраций, рисование;

     2 этап - чтение произведения, рассматривание одной-двух картин, беседа, рисование;

     3 этап – чтение произведения, беседа, рисование.

     Дети старшей группы рисуют сюжеты на темы сказок, рассказов. Использование художественных образов помогает в раскрытии замысла. Перед началом рисования по собственному замыслу или на заданную тему следует помочь детям из всей массы впечатлений отображать то, что относится к данной теме, т.к. совершенно самостоятельный выбор иногда бывают случайным, неполным, неправильными.

     Литературное произведение следует разбить на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия. Дети пяти лет не всегда могут самостоятельно справиться с этим. Воспитатель в начале занятия организует беседу с детьми, дети определяют какие картины можно нарисовать по данному произведению, что было сначала, потом, чем оно заканчивается. Например, при рисовании на тему сказки «Теремок» воспитатель предлагает изобразить, как в дверь стучат один за другим звери, а кто именно, ребенок выбирает самостоятельно. Затем из детских рисунков можно составить книжку, по которой дети будут рассказывать сказку.

     Художественное слово широко применяется и при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством. Авторские стихотворения обогащают детей яркими представлениями, и оживляют сказочный образ народной игрушки, помогают увидеть ее особенности, которые затем отражаются в детских работах:

 

 

                                           Девица в венце,

                                      Румянец на лице,

                                           Собой хороша,

                                           Стоит не дыша.

 

                                                     Барашек – свисток,

                                                     Левый рог – завиток,

                                                     Правый рог – завиток,

                                                     На груди цветок. (Дымковская игрушка)

 

     В подготовительной группе  больше возможностей в использовании художественных словесных образов. воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Дети в этом возрасте уже приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенными навыками в изобразительной деятельности. Именно поэтому словесный образ (без наглядного пособия) у них уже вызывает работу мысли и воображения.

     Методика использования поэзии с целью развития выразительности рисунков усложняется. В этой группе также целесообразно использовать несколько поэтических произведений об одном и том же явлением, чтобы дети могли творчески решить поставленную перед ними задачу. Подготовка к рисованию пейзажей в этой группе основывается на проведении активных наблюдений, во время которых дети в природе отыскивают образы или картины, описание в том или ином поэтическом произведении. Предварительное рассматривание иллюстраций или репродукций, как в предыдущей группе, уже может не проводиться. Дети рисуют картины природы, основываясь только на восприятии поэтического текста, однако он отличается многоплановостью сюжета, разнохарактерным описанием явлений природы. например, очень, нагляден в этом отношении образ, созданный М. Клюковой в стихотворении «Дед Мороз». Образ Деда Мороза ясно зрелый: рост его «огромный»; одежда – «весь в обновах, весь в звездах, в белой шапке и пуховых сапогах. Вся в серебряных сосульках борода, у него во рту свистулька изо льда»; видны его движения – «с елки слез», «вышел из-за елок и берез. Вот затопал, ухватился за сосну и похлопал снежной варежкой луну». Есть и детали окружающей обстановки – «ночью в поле снег летучий, тишина. В темном небе в мягкой туче спит луна. Тихо в поле, темный, темный смотрит лес». Изобразительные приемы использованные автором, помогут детям сделать рисунок образным, выразительным.

     В этой группе уже можно предлагать по произведению, в котором отсутствует описание конкретных образов, а время года представлено очень обобщенно. Например, на основе произведения А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами…» дети могут нарисовать раннюю весну, используя различные средства выразительности: цвет, композицию, ритм. Итогом работы с детьми подготовительной группы может быть коллективное рисование на тему «Четыре художника». Воспитатель предлагает детям объединиться в небольшие группы, каждая из которых будет рисовать одно из времен года (по желанию). Устроив по окончании работы выставку, педагог с детьми отмечает, что характерно для художников весны, художников зимы и т.д. Можно предложить детям рассказать о любой понравившейся работе, отобрать работы с самым красивым цветосочетанием, необычной композицией; прочитать понравившиеся строчки из стихотворения, соответствующие содержанию рисунков. Итак, в подготовительной группе можно рекомендовать следующие методы и приемы обучения пейзажному рисованию на темы литературных произведений (следует соблюдать ту последовательность, в которой они рекомендуются.)

1. наблюдение явлений природы, передающих общее содержание стихотворения; беседа о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка;

2. предшествующее наблюдению рассматривание картин, иллюстраций, отражающих поэтические образы;

3. рисование только на основе восприятия поэтического произведения;

4. рисование с натуры картин природы, описанных в стихотворении.

Итак, использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности способствует более глубокому познанию реальной деятельности, природы; помогает воспитателю добиться выразительности детских рисунков.

 

Приложение 1. Стихи и загадки.

                                               


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: