Место художественного слова в системе обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

          Как методический прием художественное слова можно использовать во всех возрастных группах и во всех структурных частях занятия – в начале или в конце, в процессе деятельности детей.

     Существуют разные варианты использования художественных произведений на занятиях по обучению изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

     1). Сообщение темы занятия посредством загадки, потешки, отрывки из стихотворения или прозаического произведения.

     а) Можно предложить ребенку отгадать, кого (или что) они будут сегодня рисовать (лепить, вырезать).

     В этом случае подбирается такой тест, в котором отражаются характерные внешние признаки и индивидуальные особенности образа (или явления), который дети должны угадать и передать в своих работах.

                                 Что за зверь лесной

                                 Встал, как столбик,

                                 Под сосной

                                 И стоит среди травы –

                                 Уши больше головы?

 

     б) В начале занятия детям предлагается прослушать художественный тест, в котором говорится о том, кого (или что) они будут сегодня рисовать (лепить, вырезать) затем зачитывается отрывок из прозаического или стихотворного произведения или потешка, в которых дается описание конкретного образа или явления. После чтения текста воспитателя еще раз уточняет, что дети будут изображать. В этом случае не должна использоваться беседа, отвлекающая внимание от художественного текста. Дети выполняют работу на тему, продиктованную художественным словом.

                        Расти, расти, яблонька подрастай!

                        Цвети, цвети, яблонька расцветай!

                        Золотое солнышко, ярче гори!

                        Созревайте, яблоки, поскорей!               

     После чтения этого стихотворения детям дается задание нарисовать яблоньку так, как они ее себе представляют по стихотворению.

 

     в) Художественный текст (стихотворение, проза) может быть дан и как основная тема для изображения. В этом варианте детям предлагается послушать потешку, отрывок из рассказа или стихотворения, а затем нарисовать (слепить, вырезать) про это кто как хочет. Чтобы у детей сложились определенные представления, содержание текста должно бать достаточно конкретным, а описание образным. Например, занятия по рисованию на тему известного рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей».

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры …

После чтения текста воспитатель предложил детям изобразить все это так, чтобы можно было догадаться, что они нарисовали.

 

2). Использование художественного слова для усиления эмоциональности восприятия объекта перед его непосредственным изображением (игрушка, предмет быта). Например, воспитатель показывает яблоко и предлагает послушать следующий текст.

                                 …Соку спелого полно,

                                 Так свежо и так душисто

                                 Так румяно – золотисто,

                                 Будто медом налилось!

                                 Видны семечки насквозь… (А.С. Пушкин)

 

     Или дети рассматривают ромашку, которую они должны рисовать с натуры, а воспитатель читает следующие строки:

                                           На полянке, у дорожки

                                           Рос цветок на тонкой ножке.

                                           С ярко-желтой серединой,

                                           С гибкой, как тростинка, спинкой,

                                           В белой шелковой рубашке,

                                           А зовут его ромашка.

     Слушая текст, дети стараются увидеть в предмете те признаки, детали, о которых говорится в отрывке стихотворения, более внимательно к нему приглядываются, проявляют определенное эмоциональное отношение.

 

     3). Художественное произведение может бать использовано с целью активизации впечатлений, полученных во время предварительных наблюдений на экскурсиях и прогулках. Под воздействием выразительно прочитанного текста дети вновь испытывают чувства, которые возникали у них при непосредственном контакте с объектом наблюдения. Воспитатель продумывает вопросы активизирующие мышление детей, конкретизирующие их предоставления. На занятиях по рисованию, например, на тему «Осень наступила…», в процессе беседы о том, что дети видели во время прогулок, экскурсии в парк, воспитатель может использовать последовательно несколько четверостиший, загадок:

 

                                 Осень. Обсыпается весь бедный сад

                                 Листья пожелтелые по ветру летят;

                             Лишь вдали красуются там, на дне долин,

                                 Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой)

 

                                           В белом сарафане

                                           Встала на поляне.

                                           Летели синицы

                                           Сели на косицы.

 

     4). При обучении сложно-тематическому рисованию по мотивам знакомых сказок, рассказов художественное слово можно использовать иначе.

     а) Иногда достаточно провести короткую беседу, чтобы дети вспомнили содержание знакомого произведения. точно сформулированные вопросы по тексту помогают детям вспомнить последовательность событий, ситуацию в которой происходили события. Во время беседы воспитатель направляет внимание детей на характер героев, вызывает определенное отношение к ним. Дети изображают любой эпизод из сказки, рассказа, какой захотят.

     б) В том случает, когда необходимо направить внимание детей на выполнение определенного задания, зачитывается только один, выбранный воспитателем отрывок.

«Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год, а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

- Ничего я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и все тут.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц длинные уши – косые глаза – короткий хвост» (Д. Мамин-Сибиряк)

         

     5). менее распространено использование художественного слова в процессе выполнения детьми задания. В отдельных случаях художественное слово применяют в коллективной и индивидуальной работе с детьми. Например, ребенок изобразил зимний пейзаж и не знает, что ему делать дальше. Воспитатель стараясь не мешать другим детям, читает ребенку стихи:

 

 

                                           Пришла, рассыпалась; клоками

                                           Повисла на суках дубов,

                                           Легла волнистыми коврами

                                           Среди полей, вокруг холмов… (А.С. Пушкин).

 

Ребенок дополнит свой рисунок.

Приведем еще один пример: дети рисовали на тему «Снегопад». В ходе работы воспитатель заметил, что у всех детей получаются одинаковые снежинки – пятна. И тогда педагог предложил послушать, что рассказал о снежинках писатель В. Архангельский: «С неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивей другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями…» И рисунки детей сразу расцвели необыкновенными цветами и звездами.

 

     6). Целесообразно использовать художественное слово и в конце занятия по изобразительной деятельности, при анализе детских работ. Потешки, стихи, загадки помогут эмоционально закончить занятие, подвести работу к логическому завершению.

     а) Можно предложить детям восстановить содержание литературного произведения, разместить сюжетные рисунки по порядку следования эпизодов. Затем рассказать рассказ, сказку с опорой на рисунки.

     б) В процессе рассматривания рисунков можно предложить детям вспомнить и рассказать стихотворение, потешку или загадать загадку об отдельных изображенных предметах или, наоборот, на текст художественного произведения найти соответствующий рисунок (лепку, аппликацию).

     Таковы основные способы применения художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: