Для занятий по изодеятельности

Департамент науки и профессионального образования

Кемеровской области

Новокузнецкий педагогический колледж № 2

 

 

Использование произведений художественной

Литературы на занятиях по обучению

Изобразительной деятельности

Детей дошкольного возраста.

(методические рекомендации)

 

                                                                        Составитель: Капустина Л.И.

                                                                        преподаватель методики развития

                                                                        детского изобразительного

                                                                        творчества

 

2004



Аннотация

 

     Представленные вашему вниманию методические рекомендации содержат требования к отбору художественных произведений для использования их на занятиях по обучению изобразительной деятельности; описаны возможные варианты включения художественных произведений литературы в занятия, раскрыта методика использования художественного слова как приема обучения в разных возрастных группах. В приложении содержатся стихотворения, загадки различной тематики для разных возрастных групп, примерные конспекты занятий по рисованию с использованием художественного слова.

     Данный материал может быть использован студентами при подготовке к проведению занятий по педагогической деятельности на педагогической практике.


 


Требования к отбору художественных произведений

для занятий по изодеятельности.

          Воспитатель учит детей эмоционально воспринимать окружающее, расширяет и углубляет их представления о предметах и происходящих явлениях.

В процессе обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности особая роль отводится художественному слову, которое рассматривается в педагогике как один из приемов словесного метода. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.) обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений будит детскую фантазию, развивает творческое воображение. В процессе восприятия художественной литературы у детей развивается эстетическое восприятие, воспитывается любовь к искусству слова. Поэтичность языка, музыка стихотворной речи способствуют развитию эстетических качеств, художественного вкуса ребенка.

Методически грамотное использование на занятиях по изобразительной деятельности сказок, стихов, загадок, потешек открывает большие возможности для обогащения детских работ, для проявления творческого воображения. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Поэтому развивать у детей способность восприятия художественного слова и воплощение его в изобразительных работах – важная задача эстетического и художественного воспитания.

Широкие возможности использования художественных произведений на занятиях по обучению изобразительной деятельности обуславливают необходимость предварительного определения цели использования художественного слова, учета возраста детей, вида изобразительной деятельности, программных задач конкретного занятия.

Воспитателю следует серьезно подойти к отбору художественных произведений и отрывков из них. Не каждое художественное произведение может быть использовано с целью развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста.

Во-первых, литературные произведения должны отличаться высокой художественностью и достоверностью. Реалистическое изображение объектов, явлений природы способствует правильному пониманию детьми окружающей действительности, накоплению окружающего запаса знаний.

Во-вторых, стихи нужно подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. При отборе загадок также необходимо учитывать возраст детей, запас их знаний об окружающем. Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях (о времени: год, месяц), о жизни, смерти, родстве. Незнание детьми смысла слов и выражений, встречающихся в тексте загадки, также затрудняют отгадывание. Наиболее трудны метафорические загадки т.е. в которых слова используются в переносном значении.

В-третьих, словесный образ, заложенный в поэтических строчках, должен формировать в сознании дошкольника яркие, зримые, конкретные образы. Следовательно, важным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа. Изобразительность как черта художественного образа помогает реально представить цвет, форму, пропорции, состояние, расположение предмета в пространстве, т.е. внешние признаки объектов и явлений действительности. Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства у ребенка, подчеркивать главное, обобщать существенные признаки. Этого требования необходимо придерживаться и при отборе загадок и т.д.

В-четвертых, у детей возникнет желание воспроизвести в рисунке впечатления от стихотворения, если использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Ритм стиха создает определенное настроение у ребенка, развивает способность осмысленно запоминать стихотворные строки.

В-пятых, для детского рисования важно использовать произведения, в которых имеет место олицетворение в них природы посредством метафор; произведения, в которых образы природы показаны в действии, в развитии. Например, в стихотворении И. Токмаковой «Ели» говорится о том, как маленькие «внучата-елочки… водят хоровод.»

В-шестых, лучше всего отбирать произведения, где природа развивается в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Например, в стихотворении А. Толстого «Осень» описываются листья «пожелтелые», кисти «ярко-красные», т.е. прямо указывается на цвет того или иного объекта. Художественные средства помогают также передать определенный колорит пейзажа. Например, в произведении А.С. Пушкина «Идет волнуется зима» передать колорит помогают глаголы «пришла», «рассыпалась», «повисла», «легла».

Проза, стихотворения о природе помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию, решить композиционную задачу. Например, строчки А. Толстого «вдали красуются … листья ярко-красные вянущих рябин.» (Осень) помогают в перспективе изображения деревьев на заднем плане листа. Кроме того, эпитеты, сравнения, метафоры, повторы помогают подчеркнуть в рисунке какие-то индивидуальные особенности образа, сделать его более выразительным. Даже если словесный образ очень конкретен и ярок, ребенку надо многое додумать и представить: обстановку, расположение, детали и многое другое.

В-седьмых, художественный текст следует подбирать с учетом вида изобразительной деятельности. Например, на занятиях по рисованию важно подчеркнуть не только форму, величину, характерные детали, но и цвет.

                        Остренькие зубки,

                        Рыженькая шубка.

                        Хитрый маленький зверек

                        По деревьям прыг да прыг. (Загадка).

 

На занятиях лепкой важно подчеркнуть не цвет, а форму, величину строение предметов.

                        Под кочкой крошка

                        Только шляпка да ножка

                        Шапка да ножка

                        Вот и весь Ерошка (гриб)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: