Контроль за работой торговых предприятий

    Торговля как отрасль народного хозяйства нуждается в наличии постоянно действующей системы контроля, что позволяет ей развивать свою деятельность в рамках законодательства, экономической политики государства и при этом учитывать интересы конечный потребителей.

    Контроль – это постоянная составляющая хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, защиты прав потребителей; один механизмов регулирования деятельности потребительского рынка в целом.

    Под контролем также понимают отношения контролирующего органа и торгового предприятия на основе их подведомственности и подчиненности.

    Система контроля позволяет:

- определить практические результаты торговых предприятий

- выявить слабые стороны, недостатки в деятельности торгового предприятия

- своевременно корректировать содержания по выполнению мероприятий установленных заданий

- оценить альтернативы развития

- оценить степень достижения целей.

    По роду своей деятельности и полномочиям контролирующие органы подразделяются на государственные, органы местного самоуправления и общественные.

    Государственные контролирующие органы:

Совет по координации контрольной деятельности в РБ.

Комитет государственного контроля.

Министерство торговли РБ.

Главное управление контроля потребительского рынка и сферы услуг.

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Центры стандартизации и метрологии).

Министерство здравоохранения РБ (Главное управление гигиены, эпидемиологии и профилактики; Центры гигиены и эпидемиологии).

Министерство экономики.

Министерство по налогам и сборам (налоговые инспекции).

Министерство финансов.

Национальный банк.

МВД.

МЧС (Управление государственного пожарного надзора).

Государственный таможенный комитет.

Прокуратура.

Хозяйственный суд.

       Проверка – способ контроля, в котором которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия.

       Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

       Проверка торговой организации заключается в обследовании их общих характеристик, условий реализации товаров и предоставляемых услуг, наличия и заполнения необходимой документации, фактического соблюдения правил реализации товаров и предоставления услуг, в контроле качества и безопасности товаров и услуг, выполнение предписаний контролирующих органов и требований Закона О защите прав потребителей.

       Осуществляется проверка по письменному приказу (распоряжению) руководителя контролирующего органа. На проведение каждой проверки выдается предписание. Должностные лица проводят проверки предприятий торговли по предъявлению служебного удостоверения с указанием срока полномочий на право проверки объекта. Допуск проверяющих за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации торгового предприятия. Проверка проводится только в санитарной одежде. Общий срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней. Запись о результатах проверки проверяющие вносят в книгу учета проверок (ревизий). По результатам проверки могут быть составлены:

- протокол,

- акт,

- справка.

       Они подписываются проверяющим и руководителем проверенного торгового предприятия. В случае отказа от подписания протокола на нем делается соответствующая запись. К протоколу (акту) прилагается объяснение представителя проверяемого торгового предприятия. Один экземпляр протокола (акта) передается руководителю проверенного предприятия. На основании этих протоколов, актов, справок записей в книге учета проверок (ревизий) о результатах проверки торгового предприятия, а также предписаний контролирующих органов принимается решение об ответственности субъекта хозяйствования в соответствии с действующим законодательством. В случае приостановления или аннулирования лицензии на право осуществления торговли, торговое предприятие информируется в письменном виде органом, принявшим такое решение, не позднее трех дней с момента его принятия.

       Во время проверок проверяемые имеют право:

- требовать предъявления служебного удостоверения и предписания на проведении проверки;

- обжаловать обоснованность проведения проверки;

- присутствовать при проверке ценностей, контрольных обмерах объемов выполненных работ и т.д.;

- знакомится с документами, составленными по материалам проверок;

- обжаловать незаконные действия лиц, проводящих проверку и др.;

       В тоже время проверяемые обязаны:

- обеспечить допуск проверяющих на предприятие;

- предоставить по требованию проверяющих письменные объяснения по вопросам, возникшим в ходе проверки;

- выполнять предписания контролирующих органов, данные в пределах их компетенции;

- принимать меры к устранению недостатков, выявленных в ходе проверок, в том числе привлекать к ответственности виновных лиц и др.;

       Все предприятия розничной торговли независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности должны иметь

- книгу отзывов и предложений;

- книгу учета проверок (ревизий);

- санитарный журнал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: