Торговля как отрасль народного хозяйства нуждается в наличии постоянно действующей системы контроля, что позволяет ей развивать свою деятельность в рамках законодательства, экономической политики государства и при этом учитывать интересы конечный потребителей.
Контроль – это постоянная составляющая хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, защиты прав потребителей; один механизмов регулирования деятельности потребительского рынка в целом.
Под контролем также понимают отношения контролирующего органа и торгового предприятия на основе их подведомственности и подчиненности.
Система контроля позволяет:
- определить практические результаты торговых предприятий
- выявить слабые стороны, недостатки в деятельности торгового предприятия
- своевременно корректировать содержания по выполнению мероприятий установленных заданий
- оценить альтернативы развития
- оценить степень достижения целей.
По роду своей деятельности и полномочиям контролирующие органы подразделяются на государственные, органы местного самоуправления и общественные.
|
|
Государственные контролирующие органы:
Совет по координации контрольной деятельности в РБ.
Комитет государственного контроля.
Министерство торговли РБ.
Главное управление контроля потребительского рынка и сферы услуг.
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Центры стандартизации и метрологии).
Министерство здравоохранения РБ (Главное управление гигиены, эпидемиологии и профилактики; Центры гигиены и эпидемиологии).
Министерство экономики.
Министерство по налогам и сборам (налоговые инспекции).
Министерство финансов.
Национальный банк.
МВД.
МЧС (Управление государственного пожарного надзора).
Государственный таможенный комитет.
Прокуратура.
Хозяйственный суд.
Проверка – способ контроля, в котором которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Проверка торговой организации заключается в обследовании их общих характеристик, условий реализации товаров и предоставляемых услуг, наличия и заполнения необходимой документации, фактического соблюдения правил реализации товаров и предоставления услуг, в контроле качества и безопасности товаров и услуг, выполнение предписаний контролирующих органов и требований Закона О защите прав потребителей.
|
|
Осуществляется проверка по письменному приказу (распоряжению) руководителя контролирующего органа. На проведение каждой проверки выдается предписание. Должностные лица проводят проверки предприятий торговли по предъявлению служебного удостоверения с указанием срока полномочий на право проверки объекта. Допуск проверяющих за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации торгового предприятия. Проверка проводится только в санитарной одежде. Общий срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней. Запись о результатах проверки проверяющие вносят в книгу учета проверок (ревизий). По результатам проверки могут быть составлены:
- протокол,
- акт,
- справка.
Они подписываются проверяющим и руководителем проверенного торгового предприятия. В случае отказа от подписания протокола на нем делается соответствующая запись. К протоколу (акту) прилагается объяснение представителя проверяемого торгового предприятия. Один экземпляр протокола (акта) передается руководителю проверенного предприятия. На основании этих протоколов, актов, справок записей в книге учета проверок (ревизий) о результатах проверки торгового предприятия, а также предписаний контролирующих органов принимается решение об ответственности субъекта хозяйствования в соответствии с действующим законодательством. В случае приостановления или аннулирования лицензии на право осуществления торговли, торговое предприятие информируется в письменном виде органом, принявшим такое решение, не позднее трех дней с момента его принятия.
Во время проверок проверяемые имеют право:
- требовать предъявления служебного удостоверения и предписания на проведении проверки;
- обжаловать обоснованность проведения проверки;
- присутствовать при проверке ценностей, контрольных обмерах объемов выполненных работ и т.д.;
- знакомится с документами, составленными по материалам проверок;
- обжаловать незаконные действия лиц, проводящих проверку и др.;
В тоже время проверяемые обязаны:
- обеспечить допуск проверяющих на предприятие;
- предоставить по требованию проверяющих письменные объяснения по вопросам, возникшим в ходе проверки;
- выполнять предписания контролирующих органов, данные в пределах их компетенции;
- принимать меры к устранению недостатков, выявленных в ходе проверок, в том числе привлекать к ответственности виновных лиц и др.;
Все предприятия розничной торговли независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности должны иметь:
- книгу отзывов и предложений;
- книгу учета проверок (ревизий);
- санитарный журнал.