ТЕМА 1. Социология как наука: объект, предмет, категории, законы, структура и функции социологии. Взаимосвязь социологии с другими науками

С. П. Романова

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

Минск 2007, 2012


УДК 316(075.8)

ББК 60.5 я 73

Р 691

Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПУ,

рекомендовано секцией гуманитарных наук

(протокол № 10 от 02.03.07)

 

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор кафедры социологии БГУ

А. Н. Елсуков

 

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры молодежной политики ГУО «Республиканский институт высшей школы»

С. А. Кулеш

 


Романова, С. П.

Р 691 Социология: учеб.-метод. пособие / С. П. Романова. – Минск, 2007, 2012.

ISBN

 

В пособии изложен авторский лекционный материал по курсу «Социология» в виде схем, что значительно облегчает восприятие теоретической информации и последующую подготовку студентов к зачетам и экзаменам. Информация структурирована таким образом, что их легко можно использовать в качестве базиса для подготовки мультимедийного сопровождения чтения курса лекций по социологии. В пособии представлены также планы семинарских и практических занятий, которые могут служить в качестве основы для проведения разнообразных форм аудиторной работы со студентами, способны выступать в качестве базиса для организации контролируемой самостоятельной работы студентов, а также на них можно опираться при планировании работы научно-проблемных групп по курсу «Социология».

Адресуется студентам БГПУ всех профилей и форм обучения, изучающих дисциплину «Социология», преподавателей, читающих соответствующий курс в вузе.

 

УДК 316(075.8)

ББК 60.5 я 73

ISBN © Романова С.П., 2007, 2012  


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое пособие по социологии задумано автором как сжатое изложение основ социологического знания. Ставя своей целью ознакомление студентов со спецификой предмета социологии, ее главными методологическими принципами и особенностями, автор попытался построить краткий и емкий учебный курс, включающий материалы лекций и учебно-методические разработки в виде планов практических и семинарских занятий.

Такая структура пособия определена авторским представлением о том, какой материал требует систематизированного изложения в виде схем, а какой должен выноситься на семинарские и практические занятия. Это сделано с целью формирования у студентов творческого мышления, развития критического отношения к различным социальным процессам и явлениям. В силу обозначенной позиции лекционный курс выглядит именно в виде комплекта схем, цель которых – четко зафиксировать все то, о чем идет речь на лекциях. Планы семинарских и практических занятий, во-первых, тематически выстроены вокруг специальных социологических теорий, а во-вторых, заостряют внимание на наиболее актуальных, далеко не однозначных, зачастую даже спорных, проблемах современного общества.

В материалах лекций основное внимание фиксируется на раскрытии сущности базисных понятий социологии. Это сделано для того, чтобы сформировать у студента навыки активного и осмысленного употребления социальных терминов. Стараясь сделать изложение максимально доступным, автор, тем не менее, вынужден был допустить известную его многослойность, что диктовалось спецификой современного социологического знания, многообразием в нем научных школ и направлений.

В первом разделе рассматриваются общие вопросы теории и истории социологии. Определяются объект, предмет, категории, законы, структура и функции социологии, обозначается место социологии в системе научного знания посредством изучения взаимосвязи социологии с другими науками. Представлен структурированный материал по истории развития социологии, начиная с эпохи Античности и заканчивая теоретическими разработками современных социологов.

Во втором разделе внимание сконцентрировано непосредственно на объекте исследования социологии, т. е. на обществе. Рассматриваются различные подходы к определению и описанию понятия «общество», изложены характеристики его базовых структурных компонентов, которыми являются социальные институты, социальные организации, социальные общности, социальные группы и индивиды.

В третьем разделе представлены схематизированные материалы, раскрывающие сущность методологии конкретного социологического исследования и описывающие основные методы сбора социологической информации, а именно опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов.

В последний, четвертый раздел включены планы семинарских и практических занятий. Они тематически сосредоточенные на таких «теориях среднего уровня», как социология молодежи, семьи и брака, образования, науки, религии, культуры, политики, управления, рекламы, массовой коммуникации и многих других. В планах предложены тематические перечни докладов и рефератов, творческие задания, темы эссе, контрольные вопросы и специально подобранные библиографические списки литературы по каждой теме.

Цель таких занятий заключается в том, чтобы познакомить студентов с последними результатами различных социологических исследований, направленных на изучение социальных явлений и процессов. Следует обратить внимание будущих специалистов на острые проблемы, которые сегодня существуют в мире в целом  и в белорусском обществе в частности. Все это необходимо для того, чтобы нынешние студенты научились критично и здраво воспринимать разнообразные потоки социальной информации, которые представляются под общим названием «социология».

Таким образом, автор надеется, что предлагаемое пособие станет надежным помощником как студентам, так и преподавателям в процессе изучения сложной и одновременно очень интересной науки социологии.

 

 



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ»

 

 

Разделы и темы Лекции

Семинары

СРС
1 2

3

4

Раздел 1. Общие вопросы теории и истории социологии

1. Социология как наука: объект, предмет, категории, законы, структура и функции социологии. Взаимосвязь социологии с другими науками 2

 

 
2. Основные этапы исторического развития социологической мысли 2

 

2

Раздел 2. Проблема определения общества в социологии и его системно-структурная характеристика

3. Социальные институты, социальные организации и социальные общности как элементы социальной структуры общества 2

 

 
4. Группа как система и элемент социальной структуры общества. Теории социального взаимодействия  

 

2
5. Личность как элемент социальной структуры общества 2

 

 
6. Социальное поведение личности: понятие, виды и различные подходы к его изучению  

 

2
7. Понятие и теории социальной стратификации и социальной мобильности в социологии  

 

2

Раздел 3. Методология и методика проведения социологического

исследования

8. Социологические исследования: сущность, виды, этапы, программирование социологических исследований 2  

 

9. Основные методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, эксперимент и анализ документов 2  

 

Раздел 4. Специальные социологические теории*

10. Социология глобализации, экологическая социология и социальная демография  

2

 
11. Социология образования и воспитания. Социология науки  

2

 
12. Социология молодежи  

2

 
13. Гендерная социология  

 

2
14. Социология семьи и брака  

 

2
         

 

1 2 3 4
15. Социология культуры     2
16. Социология религии     2
17. Социология управления     2
18. Экономическая социология     2
19. Социология политики     2
20. Социология девиантного поведения     2
21. Социология массовой коммуникации     2
22. Социология рекламы     2
Всего часов 12 6  

 

* Тематический перечень специальных социологических теорий, изучаемых на практических занятиях, и количество отводимых на них часов определяются учебными планами факультетов.


ЧАСТЬ 1. КУРС ЛЕКЦИЙ В СХЕМАХ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И




ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 1. Социология как наука: объект, предмет, категории, законы, структура и функции социологии. Взаимосвязь социологии с другими науками

План лекции

1. Социология как наука, предмет социологии.

2. Социальные законы и социологические категории.

3. Структура социологического знания.

4. Задачи и функции социологии.

5. Взаимосвязь социологии с другими науками.

 


 




 






 


 


 


 

 


 

 

 

           


 

 


 

 


 

 


 

ТЕМА 2. Основные этапы исторического развития социологической мысли























План лекции

1. Философско-теоретические предпосылки возникновения социологии.

2. Классические концепции теоретической социологии в ХІХ – начале ХХ в.

3. Теоретические направления современной западной социологии.

4. Этапы становления социологии в России и Беларуси.


 

 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 


 

 


 

 





 


РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: