Семинар 14. Политическое развитие и модернизация

 

1. Политическое развитие и политическая модернизация.

2. Этапы и пути политической модернизации.

3. Кризисы политического развития.

 

Ответ на первый вопрос предполагает определение и анализ основных понятий «политическое развитие» и «политическая модернизация». Также следует рассмотреть различные критерии, используемые в политической науке и идеологии для оценки политического развития. В контексте выделения основных теорий политического развития целесообразно рассмотреть источники политических изменений и политического развития. Показать, что модернизация оценивается в различных теориях неоднозначно и наиболее полно соответствует подходу либерализма в политике. Важно рассмотреть причины появления теории модернизации.

Во втором вопросе следует предпринять обсуждение преимуществ и недостатков практической реализации теории модернизации. Обсуждение целесообразно совместить с заслушиванием небольших докладов об исторических примерах модернизации. Проблемный вопрос для дискуссии: является ли неэффективность теорий модернизации следствием их неадекватности и искусственности, или причина этого заключается в неподготовленности стран к модернизации и демократизации по западному типу? В ходе обсуждения оцените тезис Д.А. Растоу: «Процесс зарождения демократии не обязательно должен быть единообразным во всех точках земного шара: к демократии может вести множество дорог».

В третьем вопросе следует рассмотреть основные кризисы политического развития с актуальными примерами и проанализировать их связь с процессами политического развития. Отдельно необходимо обсудить вопросы окризисах политического развития современной России. Какое значение в этом вопросе играет поиск "национальной идеи"? Могут ли основой национальной идеи являться религиозные ценности? Как можно оценить динамику кризиса распределения в России после распада СССР и до сегодняшнего дня по критерию распределения в обществе социальных пристрастий?

1. Политическое развитие и политическая модернизация. Политическое развитие – это качественное изменение  политических систем и условий политической деятельности людей. Это процесс исторический, который сочетает моменты постепенного (эволюционного) изменения и скачкообразного (революционного) преобразования. В нем объединяются действия объективных        и субъективных факторов. Политическая модернизация – это       политическое развитие стран в условиях перехода от традиционного общественно-политического уклада к современному, демократическому.

Критерии политического развития формулируются соответственно общей оценке сущности политической деятельности.

Критерий либерализма: реализация основополагающих прав человека, возрастание политической доминанты гражданского общества, духовной свободы. Источники политического развития: потребность в материальной и духовной свободе, идеалы.

Критерий марксизма: обеспечение политической системой господства исторически прогрессивных производительных сил и производственных отношений. Источники политического развития: социально-исторические противоречия (столкновение уровня производительных сил, воплощенных в интересах социальных классов с характером производственных отношений, т.е. отношений собственности).

Критерий консерватизма: поддержание политической системой преемственности форм правления, моральных принципов политической деятельности, базовых принципов организации политической власти. Источники политического развития: политическая воля, выражающая моральные ценности.

Основная причина появление теорий модернизации во второй половине ХХ в. – неравномерное развитие стран в период промышленного подъема стран Запада и колониализма. После падения колониальной системы и выделения стран Третьего мира (слаборазвитых и развивающихся) возникла необходимость обеспечения их экономического развития.

Теория модернизации сложилась в западной науке, поэтому образцом «современного общества» являлись США. Соответственно модернизация справедливо оценивалась как вестернизация (изменение общества по образцам и нормам западных стран). Примером могла служить Япония, которая в короткие сроки после войны вошла в группу промышленно, технически и технологически развитых стран, став членом «западной цивилизации», несмотря на свою культурно-историческую автономность и своеобразие.

2. Этапы и пути политической модернизации. Теория модернизации как процесса модификации политических систем и перехода от традиционного к современному обществу восходит к социологическим концепциям Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, М. Вебера, Т. Парсонса. Основные черты этого перехода можно выразить в таблице.

 

Традиционное общество Современное общество
– аграрное производство; – закрытая социальная структура; – доминанта государственной власти; – преобладание традиций в соци–альном и политическом поведении, традиционный тип легитимности власти. – индустриальное производство, высокий уровень разделения труда; – открытая социальная структура; – возрастающая роль гражданского общества; – рациональная организация власти и социальных отношений, легально-рациональный тип легитимности власти.

Переходное

общество

– процессы индустриализации, смешанный тип экономики;

– возрастание социальной мобильности, урбанизация;

– возрастание политической активности масс, революционные процессы;

– возрастание роли харизматического типа легитимности и политического лидерства.

Два типа политических изменений в переходных условиях. Первый тип: нарушается отношение внешних элементов системы, ее равновесие, но не затрагивается фундаментальная структура общества: экономический строй, организация политической власти, идеология. Второй тип: изменения затрагивают несущую структуру общества и политической системы (экономические и политические институты, государственное устройство, форму правления, идеологию). 

Недостатки модернизации. Выявились в ходе модернизации африканских, азиатских и латиноамериканских стран. Либерализация политических и социальных отношений, парламентаризм и другие политические формы вели к коррупции государственного аппарата, катастрофическому расслоению населения по уровню жизни, социальному напряжению и конфликтам. Процесс модернизации осуществлялся по принципу копирования американских институтов и догоняющего развития, поэтому он не давал ожидаемого успеха.

Изменения в теории и практики модернизации 1970–80-х гг. Был осуществлен поиск возможных сочетаний политического и экономического развития с сохранением функциональности традиционных институтов в организации власти, образования, производства, семьи и др. Шел поиск приоритетов в последовательности направления модернизации (см. таблицу).

 

Авторы концепции Ведущий фактор успешной модернизации
У. Мур и А. Экстайн Индустриализация общества.
К. Гриффин Реформа сельского хозяйства.
С. Эйзенштадт Выработка институтов, учитывающих и обеспечивающих перемены.
У. Шрамм Развитие политических институтов и трансляции соответствующих модернизации ценностей.
Б. Хиггинс Обеспечение урбанизации поселений.
Р. Арон Установление среднего класса как проводника модернизации.

Структурные трудности модернизации. Для осуществления модернизационного перехода наиболее сложными, но необходимыми условиями являются: 1) технологическое обеспечение и стандартизация товарного производства; 2) качественное увеличение затрат на образование; 3) онаучивание и рационализация процессов экономического и политического управления; 4) обеспечение социальной мобильности максимально широким слоям населения; 5) плюрализм политической системы.

Основные варианта развития событий в процессе модернизации:

1) приоритет конкуренции элит над участием граждан; складываются оптимальные предпосылки для последовательной демократизации общества и осуществления реформ;

2) возвышение роли конкуренции элит при ощутимом снижении активности основной части населения; складываются предпосылки установления авторитарных режимов и торможения преобразований;

3) доминирование политического участия гражданского населения над конкуренцией элит (бывает, если активность населения опережает профессиональную активность политических элит); способствует нарастанию охлократических тенденций и провоцирует авторитаризм и замедление преобразований;

4) одновременная минимизация соревновательности элит и политической активности масс; ведет к хаосу и дезинтеграции политической системы, может провоцировать приход третьей силы и установление диктатуры.

3.Кризисы политического развития. Кризис идентичности. Наступает в период распада идеалов и ценностей, обеспечивавших доминирование определенной политической системы и политической культуры. Его можно также определить как кризис политического сознания. Утрата привычных политических ориентиров заставляет людей искать новые ценности и вырабатывать новую политическую и социальную идентичность. Распад СССР, по мнению ряда исследователей, сопровождался длительным кризисом политической идентичности большинства граждан как советских людей (многие десятилетия этот идентификационный признак, по сути, имел международное и историческое значение). Роль харизматической личности в кризисе идентичности заключается в умении выдающихся политиков, вождей, лидеров брать на себя ответственность за выбор политической стратегии общества, вырабатывать и утверждать новые ценности политической культуры.

Кризис распределения материальных и культурных благ. Авторитет власти и его поддержка со стороны населения или гражданского общества зависит от объема и качества потребляемых благ. Переходные правительства нередко меняют стандарты и условия доступа к благам, что ведет к их противоречию с социальными ожиданиями населения и, соответственно, к социальному напряжению. Примеры такого кризиса наиболее многочисленны. В России он назрел сразу после распада СССР, начала приватизации и либерализации экономики.

Позиции, с которыми сталкивается власть (распределение социальных пристрастий): 1) положительное отношение к прежним социальным стандартам при положительном отношении к новым; 2) положительное отношение к прежним социальным стандартам и отрицательное – к новым; 3) отрицательное отношение к прежним социальным стандартам и положительное – к новым.

Кризис участия. Обусловлен ломкой привычных схем участия гражданского населения в политике при повышении общей политической активности масс. Проявляется как противодействие правящей элиты включению новых политических групп в активную политическую деятельность. Модернизация всегда открывает доступ к управлению новых социальных групп, интересы которых могут сталкиваться с традиционными политическими институтами. Кризис может провоцировать нелегальную политическую активность и даже агрессивные намерения (радикализм, терроризм). Способствующие кризису факторы: острые внутригосударственные политические конфликты, например, между властью и оппозицией или внутри правящей элиты, сепаратистские тенденции в обществе. Также ему сопутствует кризис «проникновения», вызываемый конфликтом центральной и территориальной власти (например, в национальных республиках или регионах, где доминирует оппозиция). Государственные законодательные инициативы сталкиваются с инициативами местного уровня и блокируются.

Кризис легитимности. Возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями большинства населения о необходимых формах организации и методах осуществления политической власти (политического правления и режима). Считается, что в правовом демократичном обществе условием непрерывного поддержания легитимности являются институты и нормы взаимодействия гражданского общества и государства: общественные организации, советы разного уровня, самоуправление, гражданское право и др. Период двоевластия между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года в России – это яркий пример различных аспектов кризиса легитимности. В прошлом кризис легитимности в России случился во время Смутного времени 1598–1613 гг.

 

Литература для подготовки

1. Социология и политология:учеб.пособие под ред. Бондаренко Т.А. 2014 г. стр. 257–266.

2. Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2010. – Гл. 22.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: