Семинар 14. Теории элиты

1. Понятие элиты.

2. Теория элиты Г. Моска.

3. Теория циркуляции элиты В. Парето.

4. Теория элиты Р. Михельса.

5. Теория властвующей элиты Р.Ч. Миллса.

 

1. Понятие «элита» имеет два значения. Первое из них означает обладание максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. Например, элитное зерно, спортивная элита, элитные войска.

Во втором значении понятие «элита» относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной управлять ими. Современная политическая наука понимает под политической элитой небольшую по численности привилегированную группу, обладающую необходимыми для политической деятельности качествами и имеющую возможность прямо или косвенно влиять на принятие политических решений.

Современная политология представляет политическую элиту как внутренне дифференцированную, относительно интегрированную группу лиц, занимающих руководящее положение в общественных институтах и причастных к принятию управленческих решений. Главное, что объединяет элиту – это господствующее положение в обществе и связанные с ним привилегии. Вместе с тем очевидно, что в условиях демократии элита в той или иной степени подконтрольна массам и открыта для вхождения в нее тех, у кого есть соответствующие личные данные, квалификация и политическая ответственность.

2. Одним из основоположников классической теории элит считается итальянский мыслитель Гаэтано Моска (1858–1941). В 1895 году он опубликовал статью, в которой сделал вывод, что общество делится на два класса: класс правящих и класс управляемых. Класс правящих, хотя и составляет в любом обществе меньшинство, выполняет все политические функции, монополизирует власть и те преимущества, которые она дает.

Принадлежность к политическому правящему классу, по Моске, определяется такими признаками, как богатство, происхождение, личные качества, включая военную доблесть и искусство управления. Важнейшим свойством правящего класса по убеждению Моски, является его организованность и умение эффективно осуществлять властные полномочия. На основании исторических обобщений ученый делает вывод, что, несмотря ни на какие разговоры о народном представительстве и демократии, политическая власть везде и всегда сосредоточена в руках правящего меньшинства.

Вместе с тем Моска обратил внимание на наличие двух тенденций, присущих правящему классу, назвал их аристократической и демократической. Аристократическая тенденция проявляется в том, что обладающие властью слои стремятся закрепить свое господство и передать власть по наследству. При этом наблюдается, по выражению Моски, кристаллизация правящего класса, определенная застылость форм и методов управления, консерватизм. В этих условиях в обществе неизбежно вызревают мощные протестные движения, главной функцией которых становится замена неэффективного вырождающегося правящего класса новым, более жизнеспособным. Действие этой демократической тенденции приводит к тому, что правящий класс пополняется наиболее способными к управлению активными представителями низших слоев общества. Моска выделяет три способа, с помощью которых правящий класс закрепляет и обновляет себя: наследование, выбор и кооптация.

3. Во многом аналогичные представления о взаимоотношениях «верхов» и «низов» развивал итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето (1848–1923). Он сосредоточил внимание на закономерностях функционирования, воспроизводства и смены элит. Он же ввел в политический лексикон и термин «элита».

Парето использовал два представления об элите: широкое и узкое. Согласно широкому определению в элиту входят все, кто преуспел в своей области деятельности. К узкой элите Парето относит людей, которые непосредственно вовлечены в политико-управленческие процессы.

Парето констатирует наличие универсального закона кругооборота или циркуляции элит. При этом смена элит, как правило, сопровождается чередованием разных типов элит. Парето выделил два типа:

а) «львы», для которых характерно чувство преданности государству, консерватизм, грубые силовые методы управления;

б) «лисы», элиты, поддерживающие свою власть с помощью хитрости, изворотливости, политико-финансовых комбинаций.

Парето акцентирует внимание на трех причинах смены элит:

– изменение политической ситуации;

– постепенная утрата правящей элитой склонности к насилию (пока французская элита XVIII века развивала свою восприимчивость к прекрасному и вела утонченные разговоры о гуманизме, революционно настроенная контрэлита затачивала ей нож гильотины);

– личные свойства и задатки правящей элиты не передаются по наследству.

Прекращение циркуляции ведет к полному вырождению правящей элиты. Чтобы избежать внутреннего ослабления, правящая элита должна абсорбировать в свою среду новых претендентов. В этом плане Парето одобрительно оценивает опыт английских тори: английская аристократия вот уже несколько столетий уверенно сохраняет свое господство, потому что держит дверь открытой для наиболее одаренных представителей из числа тех, кто по рождению не принадлежит к ней.

Постоянное соперничество правящих элит, их непрерывная смена и циркуляция, позволяет, по мнению Парето, понять историческое движение общества. Оно предстает как «история смены аристократий», которые возвышаются, достигая власти, пользуются ею, приходят в упадок и заменяются новым правящим привилегированным меньшинством.

4. Третьим разработчиком и классиком теории элитизма является немецко-итальянский политолог Роберт Михельс (1876–1936). Он начинал как сторонник марксистских социалистических идей и первоначально верил в конечное торжество идеалов всеобщего равенства и социалистической справедливости. Стремясь помочь социалистическому движению Италии, он предпринял попытки изучения опыта самой авторитетной в то время из марксистских партий – социал-демократической партии Германии. И пришел к совершенно неожиданному для себя результату: партия, декларирующая свой демократический характер и провозглашающая идеалы равенства и справедливости, в своей практической деятельности воспроизводит неравенство. Партийное руководство все более отчуждается от основной массы членов и старается сохранить и закрепить свое привилегированное положение.

В итоге Р. Михельс делает вывод о существовании «железного закона олигархии». Его суть сводится к следующему: в силу закона разделения труда в любых, включая самые демократические, организациях всегда выделяется слой управляющих. Данный слой составляет меньшинство, но получает доступ к большей части ресурсов. В деятельности управляющих проявляется тенденция к тому, чтобы использовать эти ресурсы в собственных интересах при ослаблении контроля со стороны большинства. Это удается сделать, поскольку масса населения, как правило, пассивна и инертна, не обладает необходимыми для управления качествами. Постепенно господствующее меньшинство превращается в замкнутую олигархическую группу, стремящуюся сделать свое привилегированное положение наследственным, укрепляя и защищая его всеми возможными способами.

Р. Михельс считал, что открытый им закон носит универсальный характер и все рассуждения о равенстве не имеют под собой оснований. Демократический идеал в принципе недостижим и следует принять неизбежность господства элитарного меньшинства.

В принципе все три классика элитисткой теории отмечали, что смена элит происходит в процессе борьбы за власть. Господствующее положение стремятся занять многие люди, порой даже явно не обладающие какими бы то ни было основаниями для этого, но никто добровольно не уступает своего высокого социального положения. Поэтому скрытая или явная борьба за высокое положение в обществе неизбежна и бесконечна.

5. Либеральная трактовка элитарности общества отличает демократичность и отрицание ряда жестких установок классических теорий элиты. Активные его сторонники – австрийский экономист и социолог Йозеф Шумпетер и американский социолог Чарльз Райт Миллс.

Шумпетер отстаивал, по существу, концепцию конкурентного элитаризма, которая исходит не из единства правящей элиты, а из ее внутренней расколотости на конкурирующие группы – соперничающие элиты. Соперничество элит на выборах создает своеобразный политический рынок, в котором политики предстают как предприниматели, стремящиеся получить власть, а избиратели выступают как потребители. Однако обществу здесь отводится «весьма скромная роль – раз в несколько лет решать, какой элите править от его имени, а это порождает в нем пассивность, равнодушие и даже отчужденность».

Ключ к пониманию могущества американской элиты, по мнению Миллса, следует искать в иерархических институтах – государстве, корпорациях, армии, образующих собой орудие власти. Определяя элиту как «высшую социальную прослойку», как «центральное ядро» высших социальных классов, Миллс отмечал, что она представляет собой некое компактное и психологическое целое, члены которого связаны определенными деловыми и неформальными отношениями.

 

Литература для подготовки

1. Социология и политология:учеб.пособие под ред. Бондаренко Т.А. 2014 г. стр. 266-277.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: