Семинар 11. Современные политические системы

1. Понятие политической системы.

2. Политическая система современной России.

3. Политическая система современных США.

4. Традиционные политические системы.

 

Политическая система общества – это сложная совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов. При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на следующее:

1. Существует несколько основных подходов к пониманию политической системы общества. Основными являются: марксистский, или политэкономический, системный и структурно-функ-циональный подходы.

2. Политические институты – один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Ядро политической системы – государство. Государство – многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур.

3. Политическая система обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения стабильного состояния общества.

4. В современной политической науке используются различные классификации, позволяющие выделить основные типы политических систем. К основным типам относятся закрытые и открытые системы; примитивные, традиционные и современные системы; системы англо-американского и континентально-европейского типа, коммунистические системы; тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Определение Российской Федерации как демократического государства предполагает, что единственным источни­ком власти в России является народ, который эту власть осуществляет как непосредственно, так и через органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления. Граждане российского государства равноправны и об­ладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государ­стве установлена выборность органов законодатель­ной власти и представительных органов местного са­моуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации,главрегиональной и местной администрации и т. д.

Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее предста­вительного и законодательного органа - Федерально­го Собрания, состоящего из двух палат - Совета Фе­дерации и Государственной Думы.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и сво­бод человека и возложения на государство обязан­ности соблюдать и защищать права и свободы челове­ка и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Кон­ституцией и законами, причем в рамках предусмотрен­ных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Республиканская фор­ма правления предполагает либо выборность высших ор­ганов государственной власти на определенный срок, либо их формирование общенациональными избранными представительными учреждениями. Гла­вой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на 6 лет, а предста­вительным и законодательным органом – Федераль­ное Собрание (парламент), одна из палат которого – Совет Федерации – составляется из двух представите­лей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая – Государ­ственная Дума – избирается населением сроком на пять лет.

Государственная власть в Российской Федера­ции осуществляется на основе разделения на зако­нодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной влас­ти самостоятельны. Согласно Конституции, на общефедеральном уров­не законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судеб­ную - федеральные суды (Конституционный Суд, Вер­ховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные феде­ральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согла­сованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.

По мнению большинства политологов и политических деятелей, политическая система в России по-прежнему находится на переходном этапе развития. Серьезные социально-политические и экономические изменения конца 1980-х и 1990-х годов не привели к качественной перестройке политического устройства страны.

Продолжает функционировать механизм номенклатурного отбора работников государственных структур, компенсирующий отсутствие необходимых гражданских институтов. При федеративном устройстве государства сохраняется высокий уровень централизации государственной власти в лице Президента и его Администрации. Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации провозглашена независимость всех ветвей власти, Президент при этом не отнесен ни к одной из них. Несмотря на провозглашенный отказ от авторитарного принципа в реализации политической власти, демократические институты в России остаются слабыми. Гражданское общество разобщено с государством. Политические партии, активно участвующие в политике, больше тяготеют к полюсу государства, нежели гражданского общества. Большое влияние на политику государства оказывают олигархи и сложившиеся вокруг них политические структуры.

Опираясь на введенные нами критерии, следует отметить, что политическая система США является демократической, функционирует, как правило, в демократическом режиме, форма правления — президентская республика, а территориальное устройство страны можно охарактеризовать как федерацию штатов (см. схему 7.3).

Конституция США — первая Конституция Нового времени была принята 17 сентября 1787 г. Теоретической основой американской Конституции являются такие основополагающие политические теории, как категория естественных прав, теория общественного договора, теория разделения властей. Кроме того, в Конституции США воплощены важные «функциональные» теории: теория федерализма, теория сдержек и противовесов, позволяющие бескризисно работать всем уровням власти (федеральному правительству властям штатов, местным властям) и всем ветвям власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Традиционные политические системы различаются по форме и размеру:

· сельские демократии,

· города-государства,

· племенные королевства,

· патримониальные государства,

· феодальные образования,

· абсолютные монархии,

· бюрократические империи.

 

Согласно Макиавелли, королевства, известные в истории, управлялись двояко: «либо государем и его слугами, которые в качестве министров по его милости и с его изволения помогают в управлении государством» (Османская империя); либо государем и баронами, «которые занимают свое положение не по изволению правителя, а в силу древности своего рода» (средневековая Франция).

В феодальном государстве «все исполнительные функции общества — экономические, судебные, административные, военные — осуществляются одновременно одними и теми же индивидами и при этом государство состоит из небольших общественных образований, каждое из которых обладает всеми органами, требуемыми для самодостаточности» (Г. Моска).

В бюрократическом государстве «центральная власть аккумулирует значительную часть общественного богатства посредством налогообложения и использует ее для содержания прежде всего военных учреждений, а затем большего или меньшего числа государственных служб» (Г. Моска). В такой системе монарх обладает большей властью, чем в децентрализованных системах. Бюрократическое государство более стратифицировано и создает каналы социальной мобильности, что не наблюдается в системах феодального типа. В нем также возникают тенденции к разделению функций осуществления политической власти.

В бюрократическом государстве вся земля часто является собственностью короля, и на практике именно он осуществляет основной контроль за ее распределением.

В феодальном государстве собственность на землю обычно рассредоточена и передается по наследству; монарх едва ли может влиять на ее распределение. В бюрократическом государстве король или император есть единственный источник легитимности и власти;

Сущность бюрократического государства составляет однонаправленность передачи полномочий от вышестоящего к подчиненному; сущность феодального государства составляет двусторонняя система взаимных прав и обязанностей между находящимися на разных уровнях социо-политико-военной структуры.

 

Политическая структура

Роль монарха

  активная (правящая) пассивная (олигархическая)
централизованная (бюрократическая) Римская империя Эфиопия Китай Корея Япония эпохи Мэйдзи Таиланд
рассредоточенная (феодальная) Средневековая Европа Япония эпохи Токугава

Традиционные политические системы

 


 

 

Типы существующих монархий

 

Традиционные

Современные
  правящие олигархические парламентские
Основная функция монархии править и царствовать царствовать царствовать
Основной источник легитимности монархия монархия народ
Основной носитель реальной власти монархия, бюрократия, армия и, возможно, партии армия и бюрократия кабинет, партии и парламент
Масштабы участия населения в политической жизни от малого до среднего малые широкие

 


Литература для подготовки

Бондаренко Т.А. и др. Социология и политология. Учебное пособие. Изд-во ДГТУ, 2014. С. 101–120.

Политология. Учебник под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2012.

Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 159–163.


Семинар 12. Власть и легитимность

 

1. Понятие власти. Виды власти.

2. Политическое господство.

3. Легитимность власти.

 

При рассмотрении первого вопросапрежде всего следу­ет осмыслить понятие власти. Власть может быть определена как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на содержание и направление деятельности и поведения людей и социальных групп посредством экономических, идеологи­ческих и организационно-правовых механизмов, а также с помо­щью авторитета, традиций или принуждения. На основании этого можно сделать вывод, что сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.

В структуре власти социологи выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти.

В качестве субъектов власти выступают государство и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся индивиды и социальные группы, а также боль­шие массы людей: население той или иной территории или целого государства.

Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, бо­гатство, интерес, тайна, знания, идеи, организация.

«Основания власти» и «ресурсы власти» - понятия близ­кие, но не совпадающие полностью. Под основаниями власти по­литологи понимают фундамент, на котором базируются источники власти. Социальными основаниями власти выступают те социаль­ные слои и группы, на которые данная власть способна опираться. Административным основанием государственной власти является ее административный аппарат со всеми входящими в него инсти­тутами и учреждениями. Выделяют также культурно-информа­ционные и юридические основания власти.

Понятие «экономические основания власти», по сути, пол­ностью совпадает с понятием «экономические ресурсы власти». Для государственной власти экономическими основаниями можно считать объем ВВП в целом и на душу населения, а также объем ВВП, распределяемый через государственный бюджет. К экономи­ческим основаниям власти относится золотой запас, уровень ста­бильности национальной валюты, наличие природных ископаемых, производственные мощности, земля и другие материальные объ­екты, находящиеся в государственной собственности.

Социальными ресурсами власти является ее способность менять при помощи различных рычагов, включая экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей. Выделяют также демографические, силовые, правовые и культурно-инфор­мационные ресурсы власти.

Исторический опыт показал, что существенное значение для реальной демократизации общества и реализации всего ком­плекса прав человека имеет разделение властикак по горизонта­ли, так и по вертикали. Разделение властипо горизонтали реали­зуется как распределение власти между властными органами (ино­гда их нестрого называют «ветвями» власти) - законодательными, исполнительными и судебными. По вертикали власть разделяется на общенациональную, или центральную, региональную и мест­ную.

Политическая власть никогда не бывает всеисключающей. Рядом с ней и нередко в противовес ей существует множество других источников и форм власти и авторитета, которые призваны уравновешивать и ограничивать ее. Это власть авторитета тради­ции и обычая, разного рода организаций, объединений, институ­тов гражданского общества, общественного мнения и др.

При подготовке квторому вопросу прежде всего сле­дует уяснить смысл понятий «политическое господство» и «леги­тимность власти».

По форме проявления власти обычно выделяют влияние, принудительный контроль и господство.

Влияниеесть форма власти, реализуемая путем следова­ния конкретным моделям и образцам поведения, идеалам и миро­воззренческим установкам.

Принудительный контрольреализуется через команды, подкрепленные позитивными или негативными санкциями.

Политическое господствоозначает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организацион­ное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий - с одной стороны, и исполнительского - с другой.

Господство неразрывно связано с политической властью и является формой ее организации в обществе. Власть, опираясь на вооруженную силу, может возникнуть и до установления господ­ства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.

При подготовке к третьему вопросу, следует иметь ввиду, что Господство как институционализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, при­нятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Ле­гитимная власть обычно характеризуется как правомерная и спра­ведливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граж­дан, с консенсусом общества.

Понятие «легитимность» ввел в научный оборот М.Вебер, указывая на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании, поддержке. М. Вебер выделил три основных типа леги­тимного господства: традиционное, харизматическое и легальное.

 Литература для подготовки

1. Понеделков А.В. Основы политологии: учебное пособие. Изд. Феникс РнД., 2012 стр.87-103.

2. Социология и политология:учеб.пособие под ред. Бондаренко Т.А. 2014 г. стр. 229-236

3. Вебер М. Типы господства / М. Вебер // Личность, куль­тура, общество. Международный журнал социальных и гуманитар­ных наук. - 2008. - Т. X. - вып. 1. - С.31-47.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: