Составитель: О.В. Куртеева
ФГОС ООО (далее – Стандарт) содержит требования к реализации основной образовательной программы (ООП), по которой работает каждая школа в России.
ООП - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов
Главный итог усвоения ООП - формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметные – это знания, умения в конкретной учебной дисциплине (истории, русского, биологии)
Метапредметные – освоенные на базе одного или нескольких учебных предметов понятия и способы деятельности (универсальные учебные действия), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
(например, Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, строить логические рассуждения, давать оценку своим действиям, выражать свое мнение)
Личностные - истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе (осознание себя гражданином, осознание уникальности своей личности, формирование системы значимых социальных и межличностных отношений,
Достижение этих результатов происходит в урочной и внеурочной деятельности (слайд).
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в первую очередь, личностных и метапредметных.
ВД задумывалась как продолжение того, что происходит на уроке, она носит дополняющий характер, решает задачи, которые не удается решить на уроке. При этом меняет формы и направления.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе урока.
Основные задачи:
· выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
· создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
· развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
· развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
· расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности:
· соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с учебной деятельностью;
· опора на традиции и ценности воспитательной системы школы;
· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка (ВД не может быть приказной, должна опираться на позитивный опыт ребенка. В плане работы школы должен быть максимальный выбор форм)
· Результаты внеурочной деятельности не являются предметом оценивания, но могут учитываться при составлении портфолио достижений обучающихся.
· Внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении, проектной группе и т. д. Коллектив может состоять из детей разного возраста из разных классов
Требования стандарта к организации ВУД школьников:
- На ВД отводится до 10 часов в неделю на каждого школьника
- Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
- Часыиспользуются по желанию обучающихся и их родителей.
- Аудиторных занятий не должно быть более 50%
- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности учеников (кроме учебной), в которых возможно решение задач их воспитания и социализации.
Реализуется по направлениям развития личности. Формы реализации может выбирать сама школа
Типология форм внеурочной деятельности школьников
Духовно-нравственное
Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов, встреч, бесед.
Общеинтеллектуальное
Школьное научное общество, Предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, олимпиады, конференции, опыты, эксперименты, проектная деятельность (учебный проект, диспуты
Социальное
Волонтерская деятельность, социальное проектирование, беседы, целевые прогулки, ролевые и деловые игры, практикумы, экспедиции, дебаты
Общекультурное
Конкурсы, концерты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия, субботники, экологические десанты,
Физкультурно-спортивное и оздоровительное
Походы, экскурсии (например, в психоневрологический диспансер), «Дни здоровья», подвижные игр, «Весёлые старты», внутришкольные спортивные соревнования, встречи с приглашенными специалистами
Характеристика направлений по презентации
Внеурочная деятельность реализуется в разных видах и организационных формах.
Формы (слайд), комментарии.
Формы организации внеурочной деятельности определяет школа.