Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено, прежде всего, на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП
«Универсальные учебные действия» — это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) «универсальные учебные действия» — это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Предназначение УУД:
-обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
-обеспечение целостности содержания образования;
-профилактика школьных трудностей обучающихся.
Важнейшим критерием — показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) — является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план.
|
|
Регулятивные УУД. Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля.
Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
-социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они могут учитываться при составлении портфолио достижений обучающихся.
Итоги оценивания метапредметных результатов освоения ООП будут свидетельствовать и о качестве организации внеурочной деятельности в ОУ.
При разработке системы оценивания уровня сформированности у обучающихся УУД важно дать верные определения основных понятий оценки в контексте формирования УУД:
-предмет оценивания — оперирование (владение) УУД;
-критерий оценивания — проявление в действиях ученика признаков УУД;
-источники информации для оценивания — осуществление обучающимся УУД;
-форма оценивания — та форма внеурочной деятельности, в ходе которой выполняется УУД;
-виды самооценки — суждение обучающегося о мере выполненного УУД, его результативности;
-эмоциональное отношение к тому, что сделано;
-фиксация результатов — то, что получилось в результате осуществления УУД.