1. Напишите электронные конфигурации 4d и 5d элементов. Объясните особенности в заполнении валентных уровней. Сравните с 3d-металлами.
2. Для легких и тяжелых переходных металлов сравните и объясните различие в следующих характеристиках
а) максимальные степени окисления
б) атомные и ионные радиусы
в) стереохимия комплексных соединений
г) магнитные свойства
д) образование связей металл-металл
е) физико-химические свойства простых веществ
3. Сопоставьте формы и свойства (кислотно-основные, окислительно-восстановительные) аква-форм лёгких и тяжелых переходных металлов.
4. Сравните и объясните различие в галогенидных и оксо-галогенидных соединениях 3d-элементов и тяжелых переходных металлов.
5. Аффинаж платиновых металлов. Выделение платиновых металлов из руды.
6. Основные принципы металлокомплексного катализа. Механизм работы катализатора УилкинсонаRh(PPh3)Cl в реакции гидрирования алкенов.
Домашнее задание
1. Закончите и уравняйте химические реакции:
NbCl5 + NaOH (р-р) → Ag2O + H2O2→
|
|
TaCl5 + H2O→ AgNO3 (р-р) + NH3→
(NH4)2MoO4 + HNO3→ Au + O2 + KCN →
MoO3 + NH3→ Ru + NaOH + NaNO3→
RuO4 + NaOH→ Nb2O5 + Na2CO3→
OsO4 + NaOH→ Rh + HNO3 + HCl + Cl2→
WCl6 + H2→ PtF6 + Ni →
Hg(NO3)2 + NH3→ PdCl2 + NH3→
KAuCl4 + FeCl3→ Os + Na2CO3 + O2→
2. Рассмотрите взаимодействие диокисида платины с раствором щелочи; с раствором соляной кислоты; с раствором соляной кислоты, содержащей хлорид калия.
3. Рассмотрите взаимодействие гидроксида палладия (II) с раствором щелочи; с раствором аммиака; с раствором хлорной кислоты.
4. Рассмотрите взаимодействие диоксида рения, диоксида технеция и триоксида рения с раствором щелочи; с раствором концентрированной азотной кислоты.
5. Используя эффект транс -влияния, покажите, как можно из тетрахлороплатината (II) калия получить цис -платин; цис -хлородиамминпиридинплатину (II); транс -дихлороамминэтиленплатину (II).
6. Дайте объяснения следующим реакциям и напишите их уравнения:
а) взаимодействие между гексафторидом платины и кислородом приводит к образованию соединения, магнитный момент которого свидетельствует о наличие двух неспаренных электронов. При взаимодействии этого соединения с фторидом калия образуется гексафтороплатинат (V), а гидролиз водяным паром приводит к образованию гексафтороплатиновой кислоты (IV), гидратированного диоксида платины (IV) и кислорода;
б) при взаимодействии ксенона с гексафторидом платины образуется смесь веществ, возгоняющихся в вакууме. Взаимодействие любого из них с водяным паром приводит к образованию гидратированного диоксида платины (IV) и ксенона.
|
|
7. Как легче всего:
а) осадить цирконий из водного раствора в присутствии алюминия;
б) приготовить MoCl4 из триоксида молибдена;
в) получить хлорид рения (III);
г) растворить триоксид вольфрама;
д) получить триоксид молибдена из оксопентахлоромолибдата (V) калия?
8. На столе стоят три стакана 1) с водой, 2) с 5М раствором щелочи, 3) с 5М раствором соляной кислоты. В каждый стакан высыпали небольшое количество безводного тетрахлорида циркония, тщательно перемешали. Опишите процессы, происходящие при этом, оцените возможность растворения тетрахлорида и форму существования циркония в растворе. Решите задачу, заменив ZrCl4 на высший оксид осмия, высший оксид ниобия, высший хлорид вольфрама, диоксодихлоромолибден (VI), оксид родия (III), нитрат ртути (II).
9. Предложите истинную структуру и опишите методом МО связь металл-металл
а) в «трихлориде рения»,
б) в «дихлоридемолбдена»,
в) в KReCl4.
10. Тетрабромопалладат (II) калия последовательно обработали хлоридом натрия, аммиаком, этиленом, фторидом калия и цианидом натрия. Изобразите структуры образующихся при этом комплексов, считая, что в каждом случае произошло монозамещение во внутренней сфере комплекса.
Химия f-элементов
1. Объясните значите терминов «редкоземельные элементы», «лантаноиды», «актиниды», «ураниды», «кюриды».
2. Напишите электронные конфигурации 4f и 5f элементов в основном электронном состоянии. Объясните особенности в заполнении валентных уровней. Какие лантаноиды проявляют степени окисления, отличные от +3?
3. Сравните степени окисления лантаноидов и актинидов в их соединениях. Какие степени окисления являются наиболее характерными?
4. Охарактеризуйте кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства лантаноидов и актинидов в водных растворах. Как меняются основные свойства высших оксидов в рядах La–Lu и Ac–Am?
5. Опишите особенности комплексных соединений лантаноидов (стереохимия, лиганды, магнитные свойства). Какие координационные числа характеры для 4f-элементов?
6. Рассмотрите методы разделения лантаноидов.
7. Опишите электронное строение иона уранила по методу валентных связей. Каков порядок связи металл-кислород? Как меняется устойчивость и окислительно-восстановительные свойства ионов MO22+ в ряду U–Am?
8. Сопоставьте формы и свойства (кислотно-основные, окислительно-восстановительные, устойчивость и т.д.) высших хлоридов в рядах La–Gd и Ac–Cm.
9. Какое соединение называют ураноценом? Какова природа химической связи в этом соединении?
Домашнее задание.
1. Закончите и уравняйте химические реакции:
U3O8 + HCl→ U3O8 + HNO3 (конц)→
Сe + O2→ Ho + H2SO4→
Tb + O2→ Yb + H2 →
Lu(NO3)3 + KOH → Ce(OH)3 + H2O2→
CeO2 + KON → EuCl3 + Zn →
EuCl2 + FeCl3→ Pa + O2→
U + F2→ UO2(CH3COO)2 + Zn(CH3COO)2→
2. Рассмотрите взаимодействие а) трихлорида гадолиния; б) тетрахлорида урана с циклопентадиенилом натрия NaCp. Каковаструктура образующихся комплексов?
3. Рассмотрите методику получения урана из урановой смолки U3O8.
4. Рассмотрите методику получения тория из монацита (Ln,Th)PO4.
5. Стандартный восстановительный потенциал пары Ce4+/Ce3+ составляет:
+1.28 В вHCl (2М);
+1.44 В вH2SO4 (1М);
+1.61 В вHNO3 (1М);
+1.70 В вHClO4 (1М).
Объясните зависимость потенциала от рН и природы анионов.
6. На столе стоят три стакана: 1) с водой; 2) с 5М раствором щелочи; 3) с 5М раствором соляной кислоты. В каждый стакан внесли небольшое количество безводного тетрахлорида урана и тщательно перемешали. Опишите происходящие процессы и формы существования урана в растворе. Решите задачу, заменив UCl4 на ThCl4, LaCl3, EuH2, CeO2.
|
|