Химиятяжелыхпереходныхметаллов

1. Напишите электронные конфигурации 4d и 5d элементов. Объясните особенности в заполнении валентных уровней. Сравните с 3d-металлами.

2. Для легких и тяжелых переходных металлов сравните и объясните различие в следующих характеристиках

а) максимальные степени окисления

б) атомные и ионные радиусы

в) стереохимия комплексных соединений

г) магнитные свойства

д) образование связей металл-металл

е) физико-химические свойства простых веществ

3. Сопоставьте формы и свойства (кислотно-основные, окислительно-восстановительные) аква-форм лёгких и тяжелых переходных металлов.

4. Сравните и объясните различие в галогенидных и оксо-галогенидных соединениях 3d-элементов и тяжелых переходных металлов.

5. Аффинаж платиновых металлов. Выделение платиновых металлов из руды.

6. Основные принципы металлокомплексного катализа. Механизм работы катализатора УилкинсонаRh(PPh3)Cl в реакции гидрирования алкенов.

 

Домашнее задание

1. Закончите и уравняйте химические реакции:

NbCl5 + NaOH (р-р) →                       Ag2O + H2O2

TaCl5 + H2O→                            AgNO3 (р-р) + NH3

(NH4)2MoO4 + HNO3→                       Au + O2 + KCN →

MoO3 + NH3→                           Ru + NaOH + NaNO3

RuO4 + NaOH→              Nb2O5 + Na2CO3

OsO4 + NaOH→              Rh + HNO3 + HCl + Cl2

WCl6 + H2→                               PtF6 + Ni →

Hg(NO3)2 + NH3→                      PdCl2 + NH3

KAuCl4 + FeCl3→                      Os + Na2CO3 + O2

2. Рассмотрите взаимодействие диокисида платины с раствором щелочи; с раствором соляной кислоты; с раствором соляной кислоты, содержащей хлорид калия.

3. Рассмотрите взаимодействие гидроксида палладия (II) с раствором щелочи; с раствором аммиака; с раствором хлорной кислоты.

4. Рассмотрите взаимодействие диоксида рения, диоксида технеция и триоксида рения с раствором щелочи; с раствором концентрированной азотной кислоты.

5. Используя эффект транс -влияния, покажите, как можно из тетрахлороплатината (II) калия получить цис -платин; цис -хлородиамминпиридинплатину (II); транс -дихлороамминэтиленплатину (II).

6. Дайте объяснения следующим реакциям и напишите их уравнения:

а) взаимодействие между гексафторидом платины и кислородом приводит к образованию соединения, магнитный момент которого свидетельствует о наличие двух неспаренных электронов. При взаимодействии этого соединения с фторидом калия образуется гексафтороплатинат (V), а гидролиз водяным паром приводит к образованию гексафтороплатиновой кислоты (IV), гидратированного диоксида платины (IV) и кислорода;

б) при взаимодействии ксенона с гексафторидом платины образуется смесь веществ, возгоняющихся в вакууме. Взаимодействие любого из них с водяным паром приводит к образованию гидратированного диоксида платины (IV) и ксенона.

7. Как легче всего:

а) осадить цирконий из водного раствора в присутствии алюминия;

б) приготовить MoCl4 из триоксида молибдена;

в) получить хлорид рения (III);

г) растворить триоксид вольфрама;

д) получить триоксид молибдена из оксопентахлоромолибдата (V) калия?

8. На столе стоят три стакана 1) с водой, 2) с 5М раствором щелочи, 3) с 5М раствором соляной кислоты. В каждый стакан высыпали небольшое количество безводного тетрахлорида циркония, тщательно перемешали. Опишите процессы, происходящие при этом, оцените возможность растворения тетрахлорида и форму существования циркония в растворе. Решите задачу, заменив ZrCl4 на высший оксид осмия, высший оксид ниобия, высший хлорид вольфрама, диоксодихлоромолибден (VI), оксид родия (III), нитрат ртути (II).

9. Предложите истинную структуру и опишите методом МО связь металл-металл

а) в «трихлориде рения»,

б) в «дихлоридемолбдена», 

в) в KReCl4.

10. Тетрабромопалладат (II) калия последовательно обработали хлоридом натрия, аммиаком, этиленом, фторидом калия и цианидом натрия. Изобразите структуры образующихся при этом комплексов, считая, что в каждом случае произошло монозамещение во внутренней сфере комплекса.



Химия f-элементов

1. Объясните значите терминов «редкоземельные элементы», «лантаноиды», «актиниды», «ураниды», «кюриды».

2. Напишите электронные конфигурации 4f и 5f элементов в основном электронном состоянии. Объясните особенности в заполнении валентных уровней. Какие лантаноиды проявляют степени окисления, отличные от +3?

3. Сравните степени окисления лантаноидов и актинидов в их соединениях. Какие степени окисления являются наиболее характерными?

4. Охарактеризуйте кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства лантаноидов и актинидов в водных растворах. Как меняются основные свойства высших оксидов в рядах La–Lu и Ac–Am?

5. Опишите особенности комплексных соединений лантаноидов (стереохимия, лиганды, магнитные свойства). Какие координационные числа характеры для 4f-элементов?

6. Рассмотрите методы разделения лантаноидов.

7. Опишите электронное строение иона уранила по методу валентных связей. Каков порядок связи металл-кислород? Как меняется устойчивость и окислительно-восстановительные свойства ионов MO22+ в ряду U–Am?

8. Сопоставьте формы и свойства (кислотно-основные, окислительно-восстановительные, устойчивость и т.д.) высших хлоридов в рядах La–Gd и Ac–Cm.

9. Какое соединение называют ураноценом? Какова природа химической связи в этом соединении?

 

Домашнее задание.

1. Закончите и уравняйте химические реакции:

U3O8 + HCl→                        U3O8 + HNO3 (конц)

Сe + O2→                              Ho + H2SO4

Tb + O2→                        Yb + H2

Lu(NO3)3 + KOH →                   Ce(OH)3 + H2O2

CeO2 + KON →                   EuCl3 + Zn →

EuCl2 + FeCl3→                    Pa + O2

U + F2→                                UO2(CH3COO)2 + Zn(CH3COO)2

2. Рассмотрите взаимодействие а) трихлорида гадолиния; б) тетрахлорида урана с циклопентадиенилом натрия NaCp. Каковаструктура образующихся комплексов?

3. Рассмотрите методику получения урана из урановой смолки U3O8.

4. Рассмотрите методику получения тория из монацита (Ln,Th)PO4.

5. Стандартный восстановительный потенциал пары Ce4+/Ce3+ составляет:

+1.28 В вHCl (2М);

+1.44 В вH2SO4 (1М);

+1.61 В вHNO3 (1М);

+1.70 В вHClO4 (1М).

Объясните зависимость потенциала от рН и природы анионов.

6. На столе стоят три стакана: 1) с водой; 2) с 5М раствором щелочи; 3) с 5М раствором соляной кислоты. В каждый стакан внесли небольшое количество безводного тетрахлорида урана и тщательно перемешали. Опишите происходящие процессы и формы существования урана в растворе. Решите задачу, заменив UCl4 на ThCl4, LaCl3, EuH2, CeO2.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: