Развит монологической р

Развитие монологической р- очень сложный процесс. Уровень речевого развития первоклассников не позволяет самостоятельно строить высказывания. поэтому работа по развитию монолог. р проводится лишь после овладения диалогической. Развить навыки повествования, описания рассуждения можно только через несколько лет обучения.

Развитие связной речи происходит последовательно. Так, в 1ом классе ребят учат устно и письменно составлять простые предложения, по демонстрации действий, предметов, картинок, схем. Напр сначала детям предлагается рассмотреть картинку, на которой мальчик рисует. Учитель предлагает составить по ним предложение из 2-х слов. Затем он просит поставить к каждому слову вопрос. Мальчик (кто?) рисует (что делает?).

Наследующим этапе дети учатся по картинке (по серии сюже-х картинок) составлять короткие рассказы (3-5 предложений).

В начале такой работы пед-г организует анализ картинки, в ходе которого уточняется сюжет и содержание изображенного. Вопросы и опорные слова записываются на доске.

Напр, картинка «Игра в прятки». На картинке изображены: дом, деревья, двор, дети играют в прятки.

Сначала учитель задает вопросы (записаны на доске): - где играют дети?-кто прячется за деревом? И тд.

Героям картинки можно дать имена. Ученики с опорой на вопросы устно составляют предложения. Затем эти предложения зап-я на доске и реб-а придумывают названия рассказа.

Для развития моно-й речи используются след виды работы: составление предложений из данных слов; заполнение пропусков в предложении; составление предложений по аналогии; составление предлож заданным учителем.

На уроках предлогаются короткие тексты, в которых предлож-я даны в неправильном порядке (деформированные тексты). С помощью вопросов, уч-ки тренируются устанавливать логическую последовательность этих предложений.

Большей самостоятельности требуют задания на дополнение текста нужными предложениями (Миша взял рюкзак и вышел из дома.Он …).

Более сложными являются упражнения в составлении коротких сообщений-отчетов овыполненном задании, о погоде, о семье и тд. Учитель помогает ребятам оформить их высказывания.

Развивая монологическую речь, особое внимание уделяется формированию умения рассуждать, аргументировать свои мысли.

27Методика обучен написания писем

Наиболее доступным для учен с тнр, является умение написать письмо. При написании писем дети осознают, что такое обращение, учатся правильно употреблять местоимения, практически усваивают роль употребления уменьшит-ласкат суффиксов, тренируются в умении задавать вопросы.

Перед уроком проводят экскурсию на почту, встречу с почтальоном, беседу по сюжетной картинке «Почта». Затем проводится словарная работа: объясняются слова: конверт, письмо, марка.

Вначале детей знакомят с образцом письма. Учитель пишет на доске письмо, якобы присланное кому-либо из ребят. Дети читают письмо хором, в ходе беседы выясняют его содержание (Кто написал? Кому? О чем сообщил? Какие вопросы задал?) Ребята вместе с учителем выделяют части письма и составляют его план: 1.обращение 2.содержание 3.вопросы и просьбы 4. Пожелания 5. подпись 6. дата. Затем по готовому плану составляется коллективное ответное письмо.

На этом этапе можно использовать следующий вид работы : составляется таблица: слева пишется план в виде поручений (1поздороваться,2 спросить о здоровье 3 ответить на вопросы 4.написать пожелания 5попрощаться и тд); справа- основа письма.

Пользуясь таблицей ученики составляют ответное письмо на доске, читают его, с помощью учителя соотносят с пунктами плана. Затем правая часть таблицы закрывается, самостоятельно пишут письмо. Слабым разрешается подсматривать. Через 1-2 нед. ребята вновь пишут коллективно письмо по готовому плану родителям, другу.

В процессе обучения детям предлагают: упражнения в восстановлении деформированного текста письма; написание письма по опорным предложениям, словам; работа по деформированному плану письма: учитель с детьми раскрывает смысл каждого пункта плана, помогает восстановить логическую последовательность плана

 

28. задачи и содержан уроков чтения Чтение играет важную роль в развитии речи уч с ТНР. Книга позволяет расширить жизненный и нравственный опыт, обогатить кругозор уч с ТНР.

Знания, полученные на уроках чтения и дополненные на др занятиях, служат базой для изуч-я литературы, географии и тд. Таким образом уроки чтения выполняют пропедевтическую функцию (подготовительную).

Уроки чтения имеют коррекционную направленность, то есть осущ-я развитие всх сторон речи уч-я, совершенствуется фонематический слух, а также корректируются память, мышление, внимание и др познавательные процессы.

Задачи уроков чтения:

1.Обучение чтению (сознательному, правильному, беглому, выразительному, чтению в слух и про себя);2 форм-я умения полноценно воспринимать художественные произведения; 3 развитие речи уч с ТНР; 4 совершенствование познавательных процессов (особенно словесно-логического мышления).5 формир-я у уч-в интереса к книге и к самостоятельному чтению. 6 расширение и уточнение представлений детей об окружающем мире.

Основная задача - научить детей владеть книгой, самостоятельно читать и понимать ее содержание – достигается на уроках чтения в спец школе путем обьяснительного чтения. При таком чтении учитель объясняет слова, предложения, раскрывает общее содержание прочитанного.

 

В школьной программе по чтен отражаются следующие умения и навыки, которыми должны овладеть мл.школьники с ТНР: правильность чтения; беглость; сознательность; выразительность чтения.

Правильность чтения требует четкого произношения слов и фраз без искажения, без пропусков или замены букв, с правильным ударением, с соблюдением основных требований орфоэпии.(Использование натированныхтабл).

Беглость чтения развивается в течении всего обуч-я в шкле.

Сознательность чтения  требует того, чтобы уч-к понимал содержание рассказа. Нельзя допускать чтение без понимания, даже если оно правильное и быстрое (при сенсорной алалии и интеллектуальной недостаточностью). Уч с ТНР с трудом добиваются сознательного чтения. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что уч с ТНРзатрудняются в понимании содержания текстов.

В связи с этим педагоги специально подбирают тексты или одаптируют их.

Выразительность чтения обнаруживает степень понимания учеником того, что он читает. Выразительное чтение в нач классах – это постоянный вид работы. Выразительной должна быть речь уч-ка не только при чтении, но и при пересказе.

Обращается внимание ребят на то, что чтение произведений разных жанров имеет свои особенности. Детей с ТНР учат читать рассказы, стихи, басни и тд.

Развитие техники чтения уч с ТНР возможно при постоянной тренировке. Поэтому на уроке чтения проводится многократное чтение текста. Виды чтения текста: а) чтение целого текста; б) чтение по частям и по предложениям; в) чтение отдельных трудных слов;г) выборочное чтение; д) чтение по ролям; е) чтение наизусть.

Все это способствует достижению основной цели-выроботке нужных навыков чтения у уч с ТНР. Разные виды чтения сочетаются с беседой по содержанию текста с драматизацией, с рассматриванием рисунков. Однако в центре внимания находится само чтение (35 мин урока

 

29. анализ содержан худ произведения. Ученики с тнр. затрудняются в понимании описанных в произведениях фактов, явлений, осознании первично следственных связей. чем младше школьник тем больше затруднений. поэтому при анализе текста требуется проводить специальные работы по осмыслению его содержания. Так, учитель просит ребят второй раз прочитать текст. повторное чтение сочетается с работой с наглядностью и с практической деятельностью учеников. Возможны следующие варианты сочетания чтения с наглядно-практической деятельность учеников 1. Чтение и работа с иллюстрацией. Учитель заранее подбирает картинки нужные и нет к тексту. Ребята должны выбрать нужные картинки и расставить их в правильной последовательности. К каждой картинке они находят и читают соответствующие предложение текста. 2. чтение и зарисовки. Учитель учит ребят схематично зарисовывать прочитанное. Затем рисунки коллективно рассматриваются и соотносятся с текстом. 3. Чтение и изготовление аппликаций. На уроках ручного труда или как домашнее задание дети должны сделать аппликацию по прочитанному тексту. 4. Чтение и драматизация прочитанного. с текстами в которых есть прямая речь диалоги организовывается инсценировка. Дети у доски с помощью учителя выполняют необходимые действия и используя книги читают свои реплики. остальные ребята следят за правильностью выполнения действий. Инсценировка проводится 2-3 раза. 5. Чтение и работа с конструктивными картинками. (макетом).конструктивная картинка дает возможность наглядно восстановить сюжетную линию рассказа. И путем передвижения фигурок воссоздать поступки персонажей. конструктивная картинка к тексту создается заранее. По ходу чтения на ней демонстрируются события описанные в тексте. При анализе произведения проводится также и беседа в ходе которой учитель задает вопросы к тексту. В спецшколе вопросы записываются на доске. ученикам с тнр. предлагаются следующие вопросы.-вопросы выясняющие осмысление конкретного содержания текста (о ком рассказ? Что сделал герой?)-вопросы выясняющие понимание в конкретном тексте значений слов и словосочетаний -вопросы помогающие восстановить причинно-следственные связи -вопросы побуждающие к оценке действующих лиц -вопросы побуждающие к рассуждению -вопросы на определение авторской и жанровой принадлежности текста. Дети читают каждый вопрос хором. на вопросы дети отвечают по разному выборочным чтением и своими словами. при ответе на вопросы учитель требует разные варианты высказывания. ответы ребят контролирует учитель и товарищи по классу. В ходе анализа текста учитель учит ребят задавать вопросы друг другу.

 

30.. внеклассное чтение – раздел школьной программы по обучению чтению. внеклассное чтение решает следующие задачи 1 формирование интересов ученика с тнр к книгам 2формирование положительных отношений к самостоятельному чтению 3 речевое и общее развитие учеников с тнр 4 закрепление навыков чтения. уЧеники с тнр постепенно овладевают читательскими знаниями, умениями и навыками. они знакомятся с разными жанрами художественной и научно публицистической литературы. ребята запоминают фамилии детских писателей,названи книг. Узнают основные элементы книги из назначение, знакомятся с формами библиотечно- библиографической помощи, осваивают правила бережного отношения к книгам. Внеклассное чтение организовывается в 3 кл. воспитателем (во 2 половине дня по 15 мин.). важно привлечь внимание детей к книге, вызвать желание ее пытаться читать.. с 4 кл. уч. с тнр становятся читателями школьной библиотеки, знакомиться с периодической печатью. У ребят формируется умение осознанно выбирать книгу. Дети учатся вести диалог с библиотекарем, заполнять карточку читателя.. дети с тнр затрудняются как при самом чтении так и при осознании прочитанного. выделяют следующие особенности понимания читаемого текста уч. с тнр.-затрудняются в понимании отдельных слов, словосочетаний и фраз. особую сложность представляет лексика которая отражает эмоции человека,-непонимание употребленных в тексте местоимений. дети не умеют соотносить местоимение с соответствующими существительными,-неумение ориентироваться в тексте, стремление к дословному пересказу,-затрудняются в осмыслении причинно-следственных связей. В связи с особенностями чтения у младших школьников с тнр особую роль в организации внеклассного чтения играет воспитатель (внеклассное чтение в спецшколе проводиться в классе). На первых этапах внеклассного чтения читает воспитатель. дети слушают учатся запоминать прочитанное отвечать на вопросы. Для прослушивания специально подбираются сказки рассказы стихи. Большое место в работе с детьми с тнр уделяется стихам. Ритм и плавность стихов оказывают помощь в совершенствовании произношения детей. Самостоятельное чтение у уч. с тнр начинается с книжек с картинками где даны только подписи под картинками. в дальнейшем тексты усложняются.   В ходе внеклассного чтен воспитатель формирует у детей правильное и осознанное чтение. особое внимание уделяется подготовке детей к чтению худ. Произведения. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации в книге которые дети будут читать, он проводит беседу по данным картинкам. Также проводится словарная работа в ходе которой уточняется лексическое и грамматическое значение слов. Таким образом облегчается понимание уч. читаемых текстов. При организации внеклассного чтения в спецшколе надо учитывать специфику речевого дефекта и индивидуальные возможности уч. поэтому предлагается разные задания на внеклассное чтение. одним уч. предлагается читать про себя с последующим рисованием картинок к тексту. Другим дается выборочное чтение по вопросам в слух, 3 чтение в слух всего произведения. В работе над содержанием произведения широко используется инсценировки. Внеклассное чтение связано с уроками чтения и развитием речи 

 

31.Приемы рекомендации книг.Форма учета прочитанного. Исходя из требований школьной программы и возможностей учеников, учитель составляет список литературы, при этом руководствуется следующими положениями: 1) при выборе книг для в.ч. следует поддерживать тематическую и жанровую связь с классным чтением 2) книги должны соответствовать возрасту, уровню речевого и общего развития 3) сначала рекомендуются книжки-картинки (красочные, с краткими подписями), затем иллюстрированные произведения детских писателей 4) выбор книг должен производится с учетом воспитательной направленности 5) постепенно расширяются знания о писателях, их произведениях, о жанровом разнообразии литературы. Приемы рекомендации литературы: 1) рекомендовать весь список литературы 2) прием прерванного рассказа-учитель читает рассказ, на самом интересном месте останавливается рекомендует дальше прочитать самостоятельно 3) показ иллюстрации к книге, определение по ним темы чтения и героев. 4) показ портрета читателя, сообщение сведений о нем 5) выставка книг 6) посещение спектакля, просмотр фильма.

1) Ведение читательских дневников. Дневники могут быть представлены в следующем виде:№, автор, название, гл.герои, краткое содержан. Учитель проверяет дневники. 2) индивидуальный контроль за самостоятельным чтением осуществляет воспитатель 3) взаимоконтроль самими учениками 4) уголки внеклассного чтения, которые предусматривают коллективный контроль.

Виды массовых школьных мероприятий по вн чтению: литературные утренники, вечера сказок, инсценировки, викторины, экскурсии, книжные выставки, встреча с писателями

 

32. задачи и содержания уроков ручного труда Трудовое обучен учеников с ТНР является важным звеном в учебной и коррекционно – воспитательной работе спец.школы. Это связанно с огромным значением трудовой подготовки для успешной социализации школьников с речевой патологией в будущем

Уроки ручного труда в начальных класса являются первым этапом в системе трудовой подготовки учеников с ТНР.

Задачи уроков ручного труда:

1 Формирование трудовых умений и навыков у учеников с ТНР

2 Развитие устной речи детей (особенно диалогической)

3. Коррекция познавательных процессов и мелкой моторики у школьников с ТНР

4. Формирование житейских понятий и представлений как базы для обучения общеобразовательным предметам

5. Воспитание положительных качеств личности у ребят (самостоятельности, аккуратности и тд)

На уроках ручного труда решается важная задача спец.школы – создание речевой среды, обучения ребят языку как средству общения

На уроках труда ученики знакомятся с разными инструментами и материалами, овладевают трудовыми операциями, усваивают элементы техники безопасности

Учитель учит ребят планировать свою практическую деятельность (то есть планировать изготовление подделки), что способствует развитию логического мышления и речи.

В процессе трудового обучения происходит коррекция нарушений умственного и физического развития учеников с ТНР. Так у ребят формируются предпосылки анализа и синтеза обобщения и другие, что необходимо для развития интеллектуальных трудовых умений, а так же развивается мелкая моторика пальцев рук. Детей обучают умениям ориентироваться в задании (то есть анализировать образец поделки), планировать ход работы над изделием, выбирать необходимые материалы и инструменты, отчитываться и проделанной работе.

Важное место в процессе трудового обучения школьников с ТНР отводится развитию мышления, воображения, творческих способностей.

В процессе уроков тр у ребят создается база дл изучения др школьных предметов (то есть уроки тр выполняют пропедевтическую функцию). Так на этих уроках дети овладевают разными понятиями (круг, шар, больше, меньше и др),которые необходимы на уроках математики, чтения и тд. Таким образом, у ребят расширяется словарь специальных и технических терминов

Важным является формирование умений работать индивидуально, парам, коллективно. Т.о. создаются условия для развития коммуникативных умений ребят (то есть диалогической речи)

Итак, использование практической деятельности является важным средствам для всестороннего развития личности реб с речевой патологией.

Педагоги работают по программам для массовых школы, когда проводят уроки ручного тр с детьми с ТНР. Однако, учитывая индивидуальные особенности детей, учителя могут адаптировать программный материал.

На уроках тр организуются след.виды практической деятельности:

-лепка

-аппликация

-моделирование и конструирование

- работа с тканью, мозаикой. Разными материалами

Ребята делают поделки доступной сложности и понятного назначения.

Уроки ручного труда проходят в классе или в спец.кабинете, их проводит учитель начальных классов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: