Методы воспитания учащихся

Направления воспитательной работы

А) Нравственное воспитание- процесс целенаправленного формирования у школьников нравственного поведения, нравственных чувств, нравственного сознания.

У школьников с тнр осуществляется с учетом их речевого недоразвит. Практика воспитан детей в условиях спец шк подтверждает возможность высокого нравственного развит ребят. Выпускники владеют знаниями о нормах морали современного общва и навыками нравственного поведения.

Успешность решения задач нравственного воспитан зависит от воспитания в семье, где ребят приучают к нормам поведения, учат общению с окружающими.

Б) Трудовое воспитан- процесс формирования положит отношения к труду, потребности трудится, воспитания уважения к людям труда.

Для детей с тнр трудовая деятельность имеет коррекционную значимость, тк формирует потребность в речевом общен, развивает чувство коллективизма, содействует соц адаптации в дальнейшем.

Существующая в РБ система трудового воспитан лиц с речевой патлогией позволяет не только подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности, но и сформировать положительное отношен к труду.

В)Умственное воспитан- процесс формирован системы научных знаний и культуры умственного труда, совершенствование познавательной деятельности, овладения учебными умениями.

Умственное воспитан детеей с тнр отражает потребность ощва в специалистах высокой квалификации, котор владеют умением управлять автоматизированным производством.

Отечественная наука отстаивает идею возможности высокого умственного развит детей с тнр с опорой на их компенсаторные механизмы, путем организации спец обучен. Часть выпускников спец шк поступает не только в колледж, но и в ВУЗы.

Г) Эстетическое воспитан -процесс формирован эстетического восприятия и понимания прекрасного в природе, искусстве, общве.

Система эстетич воспитан учеников с спец шк предусматривает проведен спец уроков (рисован и тд), внеклассных мероприятий, вовлечение ребят в худ кружки.

Опора на сохранные анализаторы, развитие всех сторон речи позволяет добиваться значительных результатов в эстетическом воспитан ребят.

Д) Физическое воспитан- процесс формирован физически здорового организма, совершенствование физич качеств детей, котор обеспечивают готовность учеников с тнр к физич и умственному труду.

Специалисты отмечают наличие отклонений в физичразвит учеников с тнр (нарушение равновесия, координации движен и тд). Система уроков физкультуры, музыкально-ритмических занятий, режим спцшк организация спортивных секций способствуют физич и речевомурарзвит школьников.

Вспецшк важен медицинский контроль. Включение учеников в разные виды деятельность, котор требуют физич нагрузки, осуществляется только после разрешен медиков.

Методы воспитания учащихся.

Методы воспитания- пути воздействия педагогов на воспитанников с целью формирован у них положительных черт личности.

В науке выделяются следующие группы методов воспитан:

А) информационные: рассказ, объяснение, беседа (общественно-политическая, эстетическая, этическая), чтен газет и книг, просмотр фильма, жизненные примеры.

Направленны на просвещение в области норм морали, нравственности, общественной жизни страны.

Б) практические: упражнен и практические задания, игра (сюжетно-ролевая, деловая), организация общественно-полезной деятельности, создание и решение проблемных ситуаций.

Направлены на выработку умений, поведения учеников, закрепления норм морали в их собственной деятельности.

В) стимулирующие: поощрение (похвала, вручен грамот, звездочек, цветочка за хорошо выполненное задан), наказание (запись в дневник, замечание).

На практике все группы методов действуют взаимосвязно и применяют с учетом возрастных, индивидуальных, речевых возможностей. Особенно важно соответствие методов задачам воспитания. Напр, воспитывая трудолюбие воспитатель опирается на практические методы. Остальные методы в данном случае выполняют второстепенную роль.

В процессе воспитан интереса к искусству, сначала преобладают информационные методы, а потом все больше привлекаются практические.

14 Спец учреждения образован. Комплектование классов.Формы интегрированного обучен.

Воспитание и обучение детей с нарушениями речи осуществляется в следующих типах образовательных учреждения:

-ясли-сад для детей с нарушениями речи;

-специальный детский сад для детей с ТНР

- специальные группы для детей с ТНР при детских садах общего типа;

- группы интегрированного обучения при детских садах общего типа;

- специальные классы для детей с ТНР на базе массовых школ;

-школы и школы интернаты для детей 1 и 2 отделения;

- ПКПП на базе массовых школ;

- спец гурппы для детей с нарушениями речи пр детских домах общего типа;

-ЦКРОиР (оказывается помощь детям от 0 до 21 года с тяжелыми и множественными нарушениями)

Спец школа для детей с ТНР (V вида) – это тип специального школьного учреждения, предназначенного для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично – сохранившимся интеллекте.

Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у детей данной категории, эффективно лишь вспец школе, где используется особая система коррекционного воздействия.

Первая спец школа для детей с ТНР была открыта в Ленинграде в 1954 году.

Вместе с задачами общеобразовательной школы вспец школе решаются специальные задачи:

- преодаление различных нарушений устной и письменной речи учащихся с ТНР;

- коррекция особенностей психического развития учеников с ТНР;

- профессионально – трудовая подготовка учащихся с ТНР;

Вспец школу принимаются ребята 7-ми лет с нормальным слухом и первочно сохраненным интеллектом. Школа состоит из двух отделений.

В первое отделение принимаются дети с общем недоразвитием речи тяжелой степени. Зачисляются дети с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией а также имеющие общие недоразвития речи в более мелкой форме его сопровождающего заикания.

Во второе отделение принимаются дети страдаюшие тяжелой формой заикания при нормальном развитии других компонентов речи.

Комплектование классов осуществляется областным, городским, районным отедалми образования на основе заключения психолого – медикопедагогических комиссий. Наполняемость классов вспец школе 8-12 человек, при комбинированных дефектах – 6.

Выпускники спец школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

Состав учеников вспец школе пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речевого дефекта учеников переводят в массовую школу.

В РБ существуют другие формы получения образования:

- индивидуальне обучение на дому;

-интегрированное обучение;

- обучение в условиях стационарного лечебного учреждения

Избранная родителями форма специального образования может изменятся в зависимости от познавательных возможностей и учебных успехах ребенка, его физической и психической рабтоспособности.

Для взрослых людей с ОПФР открыты вечерние спец школы, спец группы в колледжах, реабилитационные центры, учебные и производственные мастерские от общест инвалидов. В связи с этой реформой в РБ сокращается число спец садов и спец школ, развиваются различные методики интегрированного обучения.

Так, с 1995 года в РБ интегрированное обучение детей с ОПФР проводится по следующим формам:

А) классы (группы) интегрированного обучения.Наполняемость 20 человек, среду которых может быть до 6 учениов с разными нарушениями (легкой степени). В классе работают 2 учителя: основной и учитель – дефектолог.

Б)спец классы (группы) в массовой школе 8-12 человек.

В) Корекционно – педагогическое консультирование – охватывает детей с ОПФР. Которые обучаются в сельских школах и учеников нуждающихся во временной позиции из-за перенесенной болезни.

15. характеристика содержания образовани.

Под содержанием образован в школе для детей с тнр понимается определенный обьем и система знаний умений и навыков котор должен овладеть учащийся в процессе обучения. Знания -основной элемент содержания образования которой является результатом познания учащимися предметов и явлений окружающей действительности законов развития природы и общества. знания школьников с реевой патологий должны обладать следующими качествами –полнотой глубиной систематичностью системность гибкостью конкретностью обобщенностью осознанностью проностью. Умения -сложная система осознанных действий которая выполняется учащимися на основе приобретенных знания в соответствии с поставленными задачами. Навык и-вырабатываются путем многократных повторений одних и тех же действий. навыки –автоматизированные действия которые выполняются точно быстро без особого напряжения умственных и физических сил.

В зависимости от степени нарушения речевой деятельности и от качества спец воспитания и обучения лица с речевой патологией могут осваивать разные уровни образования. Так часть людей с тнр способна не только к освоению общего среднего образования но и получению среднего профессионального и высшего образования. Требования к содержанию образования учащихся с тнр к уровню коррекционно-развивающей работы, а также к трудовой и начальной проф подготовке детей данной категории отражены в специальном образовательном стандарте. Содержание школьного образования учащихся с тнр отражаются в учебных планах программах учебниках и пособиях. Учебный план -госдокумент в котором определены учебные предметы порядок и последовательность их изучения количество асов отводимых на каждый учебный курс, продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул. Особенность учебного плана спец школы заключается в наличии как блока общеобразовательных дисциплин так и коррекционного блока. Учебные программа составляются на основе образовательных стандартов по каждому школьному предмету. В них конкретизируется содержание учебных предметов. В соответствии с учебными программами по каждому предмету составляются учебники в котрых излагается содержание учебного предмета. Главное назначение учебник –помочь учащимся с тнр углубить и закрепить знания полученные на уроке. Детей учат работать с книгой. Умение самостоятельно работать с книгой важное условие дальнейшего образования и самообразования школьников.при обучении детей с тнр (заикание)используются учебники для общеобразовательных школ, специальные логопедические пособия и технические средства обучения(компьютерные программы)

16.формы организации учебного процесса. в массовой школе используются следующие формы образовательного процесса –урок, домашняя учебная работа, занятия с отстающими, экскурсии, факультативы,лабораторно-практические занятия к кабинете и на участке, производственная практика трудовая деятельность. В практике обучения учащихся с тнр все эти формы используются. Но вспецшк также используются и спец формы обучения-индивидуальные логопедические занятия, занятия по лечебной гимнастике для детей с нарушением моторики, музыкально-ритмические занятия. Урок является основной формой учебной деятельности. Урок-такая единица учебного процесса в которой воплощаются задачи содержание принципы и методы обучения. Задачи урока - образовательны е –вооружение учащимися знаниями практическими умениями и навыками. Воспитательные - воспитание нравственных качеств личности развитие познавательных интересов способностей самостоятельности. Коррекционно-развивающие - проведение специальной работы по коррекции и развитию всех сторон речи школьников активизации их мыслительной деятельности совершенствованию слухового восприятия мелкой и общей моторики. В школе для детей с тнр в специальных классах с речевыми нарушениями проводятся уроки как по общеобразовательным предметам (математика) так и специальные уроки (коррекция произношения ритмике).по основной дидактической задаче выделяют следующие типы уроков-вводный урок овладения новыми знаниями умениями и навыками, урок применения полученных знаний умений и навыков,урок обобщения и систематизации знаний,урок проверки и контроля знаний умений и навыков.в специальных школах наиболее распространен комбинированный тип урока решающий не одну а несколько дидактических задач. Все уроки с спецшколе имеют следующие особенности-на первом уроке проводится речевая зарядка (2-5 мин) речевая зарядка - форма работы над произношением. Ее задача закрепление и совершенствование произносительных навыков. На речевой зарядке может проводиться работа над звуками голосом речевым дыханием словесным и логическим ударением нормами орфоэпии темпом речи.содержание речевых зарядок в каждом классе определяет логопед. Он сообщает педагогу над какой стороной устной речи ведется работа на уроках по произношению(отрабатывается звук с-ш). учитель предлагает детям упражнения на чтение с ш в слогах в словах в словосочетаниях и предложениях. Ребята сначала хором читают словесный материал потом проговаривают индивидуально. На речевых зарядках также используется чтение стихов загадок скороговорок. В ходе уроков учитель осуществляет контроль за речью школьников предлагает упражнения на развитие фонематического слуха учащегося. В начальных классах –физкультминутки. Домашняя работа -форма обучение которая закрепляет знания полученные на уроке развивает у школьников навыки самостоятельного труда.домашнюю работу организуют и контролируют воспитатели. Индивидуальные логопедические занятия проводятся по 15-20 мин с каждым учеником 3 раза в неделю. Занятия проводятся в спец кабинете логопедом который составляет для каждого ученика программу с учетом его индивидуальных возможностей. Сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы обеспечивает преодоление речевых нарушений у школьников. Музыкально-ритмические занятия –особая форма учебной работы. Их цель развитие слухового восприятия и двигательной активности детей. В учебном процессе много часов отводится на производственное трудовое обучение. Труд является важным коррекционным средством для преодоления дефектов развития и формирования личности. Экскурсии имеют большую познавательную и воспитательную ценность. в ходе экскурсии ученики могут познавать учебный материал в естественной обстановке. Факультативы особая форма занятий на которых обучаются сильнейшие учащиеся для углубления знаний по отдельным учебным предметам. В начальных классах спецшколы общеобразовательные уроки проводят учителя дефектологи спец уроки и логопедические занятия логопеды, самоподготовку и внеклассную работу- воспитатели.

 

 

17. предмет и задачи методики обучения рус яз.. Основным учебным предметом в спец школе для детей с тнр является начальный курс русского яыка.Поэтому в науке актуальной остается проблема разработки спец методики обучения рус языка детей с тнр. Входит в состав педагогических наук и относится к области спец педагогики. Предметом- закономерности педагогического процесса обучения языку учеников с нарушениями речи(т.е. способы формирования речи приемы обучения письму чтению и грамматике). Задачи 1-определяет содержание обучения рус яз учащихся с тнр(разрабатывает учебные программы учебники,(чему учить?)2-определяет пути и средства обучения рус яз учащихся с тнр(разрабатывает методы и приемы обучения, создает различные методические рекомендации и методические пособия, (как уить?)3-методика обеспечивает проверку эффективности существующих методов обучения,так на основе изучения и анализа опыта педагогов осуществляет выбор оптимальных методов и приемов обучения русского языка учеников с тнр(почему так учить?). существуют различия в понятиях обучения рус языка норм развивающихся учеников и ребят с тнр.так в 1 случае идет процесс осознания детьми той языковой системы которой они уже владеют практически до начала школьного обучения (т.е. здоровые ученики на высоком уровне владеют устной речью.) на этой основе ученики изучают грамматику изучают фонетику лексику словообразование орфографию совершенствуют устную и письменную речь. Для детей с речевой патологией обучение русскому языку начинается в условиях речевого недоразвития и своеобразия познавательной деятельности. Поэтому под обучением русскому языку в спецшколе для детей с тнр понимают формирование у них речи как средства общения и орудия познания создание необходимых предпосылок для изучения языка как предмета. в школе для детей с тнр сначала происходит практическое усвоение языка(учителя и логопеды сначала формируют у детей устную речь). По мере практического овладения русского языка ребята приобретают возможность изучать его как систему усваивать сведения о нем как о лингвистической науке. Специальная методика связана с –логопедией(изучает причины нарушений речи их структуру разрабатывает их вопросы о способах преодоления речевых расстройств полученный логопедией материал интересует и специальные методики русского языка – с методикой русского языка и в общеобразовательной школе –с языкознанием(филология лингвистика)-с психологией и психолингвистикой так как они изучают язык речь речевую деятельность и познание –с общей специальной дидактикой (теория обучения)-с методикой обучения русского языка иностранцев(в случае двуязычья в семье ребенка)

 

18. направления обучения русскому яз. 1Обучение русскому языку в начальных классах для детей с тнр включает следующие направления. 1Развитие понимания обращенной к детям устной речи – работа начинается с обучения простых понимаю простых поручений учителя подкрепленные наглядной ситуацией.в начале от детей не требуется ответов они просто выполняют задания учителя(раздают книги).позже от ребят учитель требует отчета о проделанной работе ответа на вопрос. высказывания постепенно усложняются. 2-фомирование активной устной речи учащихся -обучение начинается с повторения учениками образца высказывания учителя. Дольше педагог учит ребят строить фразы с опорой на образец предлагает упражнения на дополнение пропущенных слов в предложениях. Постепенно совершается переход от кратких высказываний учеников к более развернутым. В дальнейшем проводится работа по формированию диалогической и монологической речи учеников. 3-обучение произношению -у учеников с тнр формируются не только навыки верного произношения звуков слогов слов и предложений но и организованное наблюдение за особенностями звуков знакомятся с терминологией(согл, гл., зв.,твр.,мкг )4-обучение письму и чтению 5-формирование словарного запаса -расширение лексики учеников с тнр осуществляется в ходе всего учебно воспитательного процесса. Учитель не только увеличивает обьем словаря учеников но и учит правильно у потреблять слова в устной и письменной речи. 6-формирование грамматического строя речи -работа над усвоением грамматического строя языка организованная на знакомом словарном материале в процессе выполнения практических упражнений(возьми стул, возьми стульик).младшие школьники усваивают грамматические категории и закономерности изменения слов в словосочетаниях в предложениях. 7-изучение и усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике морфологии синтаксису орфографии графике пунктуации

19.. принципы коммуникативной системы. Вместе с обще дидактическими принципами в основе коммуникативной системы обучения рус яз детей с тнрлежат следующие спец принципы 1-генетический предполагает учет общих закономерностей речевого развития норм развивающихся детей при определении содержания форм и методов обучения рус языку учащихся с тнр. Так учитель рус яз должен знать этапы развития речи в норме и при речевой патологии. Так он может более эффективно планировать и осуществлять обучение рус языку учащихся с тнр. На основе данного принципа построен букварь для спецшкол.

Исходя из данного принципа также возможно определение условия в котором обучение устной речи протекает наиболее полноценно. Так на уроках рус языка широко используется практическая деятельность ребенка применяются наглядные способы представления речевых средств показывается артикуляция таблички с печатными словами .. 2-принцип коммуникативного направления обучения рус языку. Этот принцип предполагает что усвоение и развитие речи учеников с тнр более эффективно осуществляется в условиях общения:входе дидактических игр в процессе бесед в процессе чтения инсценировки литературных произведений. В ходе этой речевой деятельности детей актуализируется личный опыт ребят.стимулируется их самостоятельное высказывание. Только создав базу в виде практического владения русским языком можно приступать к его изучению как предмета.

 Отбор речевого материала также подчинён коммуникативным целям. так сначала отрабатывают обиходный словарь и простые речевые конструкции которые являются доступными для ребят с тнр. Постепенно словарь материально усложняется вводятся некоторые термины усложняют предложения. Для более полной реализации этого принципа в спецшколе для детей с тнр создается единый речевой режим - система требований к речи детей, учителей воспитателей обеспечивающие развитие речевой деятельности в разных видах и формах. 3-принцип единства развития речи и мышления. речь тесно связана с дрпсихич процессами чел Она возникает и развивается под их воздействием однако речь оказывает обратное влияние на мышление внимание память эмоционально-волевую сферу. Следовательно этот принцип обязывает педагога в ходе обучения рус языку предлагать ученикам с тнр тренировочные упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия памяти мышления(учителя предлагают загадки которые надо прочитать записать и отгадать) 4-принцип взаимосвязанного формирования фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов языка. Этот принцип обязывает учителей на уроках русского языка предлагать учащимся здания на развитие фонематического восприятия (назови первый звук в слове сок). Также на уроках учитель должен предлагать задания на развитие звукопроизношения детей (произнесите следующие звуки и слоги с са со су). В ходе обучения русскому языку ребятам предлагают задания на развитие словарного запаса (мебель….). для помощи предлагают соответствующие картинки. Предлагают ребятам упражнения на развитие грамматического строя речи(составить словосочетание из данных слов(красный чашка) составить предложения (по картинке из данных слов)

20.содержание логопедической работы В системе обучения школьников с тнр выделен специальный раздел произношение. Его основная задача-воспитание у учеников четкой внятной и выразительной речи. Коррекция фонематического недоразвития формирования навыков звукового анализа и синтеза слов. Содержание логопедической работы определяет учитель логопед так как в рб до сих пор отсутствует развернутые школьные программы для логопедических занятий. При планировании фронтальных и индивидуальных занятий логопед учитывает состояние речевого и общего состояния учеников ориентируется на программное содержание курса «русский язык». Н аправления логопедической работы. 1- речевое дыхание -формирование умения правильно пользоваться дыханием воспроизводя слитно наодномвыдохе слова и короткие фразы. 2-голос -формирование у детей навыка пользования голосом нормальной высоты силы тембра. 3-звуковая сторона речи -осуществляется развитие фонематического восприятия учеников с тнр. Проводится отработка и уточнение сохранных звуков. осуществляется коррекция звукопроизношения учеников (постановка-автоматизация дифференциация звуков).коррекция звукопроизношения у детей с тнр осуществляется в определенной последовательности. Так в первом классе работают над звуками (а, у, м,к и тд.) потом(с з ит.д.) 4-отрабатывается программный материал раздела(обучение грамоте и развитие речи). происходит уточнение и закрепление знаний о звуках и буквах. Ребята усваивают гласные и согласные звуки буквы. Происходит формирование произношения твердых и мягких согласных закрепление их обозначения и глухих согласных. Происходит обучение осуществлять звуковой и слоговой анализ и синтез слов. на более поздних этапах работы осуществляют уверенный анализ и синтез слов. Проводится работа над чтением учеников(слоговое чтение целыми словами учитывая знаки препинания). Осуществляется списывание слов предложений текстов. 5)-формирование словаря и грамматического строя речи. Проводится работа по расширению пассивного и активного словарного запаса по лексическим темам которые отражены в программе (школа, професси). Проводится работа по усвоению ребятами обобщающих слов. В речь вводятся наиболее потребляемые глаголы (кто как передвигается,кто как голос подает). 6)-связная речь -осуществляется работа над диалогической речью.совершенствуются навыки ведения диалога. Осуществляется формирование умения у ребят задавать самостоятельный вопрос. Проводится работа по формированию и развитию монологической речи. Формируется умение описывать предметы картинки. Происходит обучение составлению рассказов по картинке по серии сюжетных картинок. Ребята учатся пересказывать рассказы сказки ит.д. осуществляется заучивание стихов потешек и т.д. 7) коррекции познавательной деятельности (т.е. для развития слухового зрительного ит. Д. восприятия внимания мышления памяти и т.д

 

21. Формы организации логопедич работы: -специальные уроки произношения - индивидуальные логопедические занятия- речевая зарядка

Формирование общения у учащихся с ТНР осуществляется на спец.урокахпроизнощения. Эти уроки проводит логопед в спец.кабинете. Структура урока «Произношения»

1 этап – артикуляционное упражнение 5-7 мин. В ходе обучения артикуляционные упражнения могут быть заменены упражнениями в произнесении различных звуковых комплексов

2 этап – изучение нового звука 15-20 минут

Выполнение упражнениц на различение на слух определнных пар звуков. Упражнения п знакомству с буквой, обозначающей новый звук, с артикуляционным профилем звука.

3 этап – физкультминутка

4. этап повторение правильного произносимых звуков на материале слов, предложений 15-20 мин. Это упражнение на запоминание и различия фраз, рядов, слов, на тренировку произносительных навыков, на разыитие чувства ритма, речевого дыхания.

5 – этап упражнения на звукослоговой анализ и синтез слов 5-7 минут. Это упражнения на нахождение места звука в слове, наделение слов на слоги и тд.

6 этап – Итог урока. Оценка деятельности учеников.

К уроку необходимо продумать и подобрать наглядные пособия, зеркала игровой материал. В кабинете должно быть настенное зеркало размером 60-150 мм.

Индивид логопедич занятия проводятся по 15-20 минут с каждым учеником 3 раза в неделю. Индивидуальные занятия можно

Проводить и с подгруппой 2-3 человека (например при постановке одного звука) однако ученики должны иметь одинаковый уровень общего и речевого развития.

На индивидуальных занятиях с младшими школьниками с ТНР осуществляется следующая работа:

- развитие движений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произношения звуков (т.е артикуляционная гимнастика)

- формирование навыков правильногопроизношения звуков

- преодаление нарушений произношения слов сложного слогового состава

-развитие навыков звукого анализа и синтеза слов

-коррекция дисграфии

Речевая зарядка -форма работы над произношением. Проводится в начале урока 3-5 мин Ее задача закрепление и совершенствование произносительных навыков. На речевой зарядке может проводиться работа над звуками голосом речевым дыханием словесным и логическим ударением нормами орфоэпии темпом речи.содержание речевых зарядок в каждом классе определяет логопед. Он сообщает педагогу над какой стороной устной речи ведется работа на уроках по произношению(отрабатывается звук с-ш). учитель предлагает детям упражнения на чтение с ш в слогах в словах в словосочетаниях и предложениях. Ребята сначала хором читают словесный материал потом проговаривают индивидуально. На речевых зарядках также используется чтение стихов загадок скороговорок.

 

22.основная цель уроков грамоты.этапы обучения грамоте. Характеристика до букварного периода. Главная цель занятия грамотой- формирование навыков чтения  и письма у школьников с тнр. Процесс обучения грамоте делится на 3 периода-до букварный (подготовительный)-букварный период(самый длительный и ответственный)-после букварный в течении которого совершенствуются навыки чтения и письма. До букварный период обучения грамоте необходим в спецшколе для детей с тнр так как у ребят не сформирована грамматическая сторона речи. Глубокое речевое недоразвитие учащихся затрудняет овладение чтением и письмом. Поэтому добукварный период занимает от 2 нед-до 1.5мес. основная задача развитие фонематического слуха и правильного произношения. В этот период особое внимание уделяет формированию навыков звукового анализа и синтеза слова.детей сначала учат определять последовательность звука в звуковом ряду в слогах и в словах. В конце этого периода переходят к анализу и синтезу слова состоящих из 3-4 знакомых звуков(ребята работают со следующим дидактическим материалом: цветной картинкой и схемой изучаемого слова с цветными фишками синего красного зеленого цветов). В этот период детям не предъявляют графический знак букву. Обучение чтению и письму тесно связано с формированием произносительных навыков у учащихся с тнр. Таким образом обучение грамоте идет только на материале усвоенных звуков или звуков которые отрабатываются на логопедических занятиях. Также осуществляется подготовка ребят к письму. ученикам предлагают задания на развитие мелкой моторики –штрихов-создание точек пунктиров. В настоящее время для спецшкол разработаны прописи со специальными письменными заданиями (для до букварного и после букварного) ребят знакомят с некоторыми техническими и гигиеническими

 

23.цель букварного периода. характеристика спец приемов слияния звуков в слог.. Букварный период является периодом овладения буквами (печатными и рукописными).длится с 1 класса 2 четверти до 2 класса 3-й четверти. В букварный период продолжается развитие фонематического слуха учащихся с тнр. ребят учат соотносить знакомый звук с соответствующей буквой. Обучение чтению. Когда ребёнок научился соотносить звук с буквой его обучают слитному чтению слога. Однако школьники с речевой патологией затрудняются не только в передаче затрудняются не только в передаче звуко-буквенного состава слова но и в слиянии звуков в слог и слогов в слово. Существуют специальные приемы слияния звуков в слог:1-чтение по следам анализа. Его суть состоит в том что ученик делит слово на слоги слоги на звуки а затем быстро соединяет выделенные звуки в слоги а слоги в слова(мама,ма-ма,м-а-м-а,ма-ма,мама)2-чтение по подобию или преобразование слов вследствие чего образуются целые цепочки слов(мама-маша,маша-каша,каша-саша(зайцева)3-прием наращивания звуков(букв)в начале и конце слова(ум-шум,осы-росы,шар-шары)4-прием длительного произношения согласных звуков с переходом на гласный(м –а,м—а,ма,ма).ученик несколько раз произносит сочетания звуков при каждом повторении длительность согласных звуков сокращается в результате достигается слитное произношение звуокв(ма,ла,са). Этот прием используется только для чтения слогов с согласными звуками которые можно произносить длительно. В букварный период дети овладевают слого-аналетическим чтением. они усваивают что звуки бывают гласные и согласные в слове столько слогов сколько гласных звуков. Ученики с тнр учатся осознавать что они читают-слог или слово. учитель предлагает положить рядом буквы разрезной азбуки с и о и спрашивает: что получилось(со-он уточняет-это слово(нет это слог) затем он меняет порядок букв(ос) и опять спрашивает ребят –это слово. Потом учитель у слогу со добавляет букву к ученики говорят что получилось слово сок. По ходу чтения учителем осуществляется контроль за правильностью чтения и за пониманием слов и фраз(с помощью рисунков демонстративных предметов). В букварный период материалом для чтения служат –таблички  с предложениями и словами заготовленные для урока-тексты букваря для специальных для детей с тнр.-слоги слова фразы которые составляют дети из разрезной азбуки-записи на доске. Речевой материал сначала читает учитель потом ориентируясь на данный образец дети читают в слух.

В букварный период дети овладевают слого- аналитическим чтением.  Они усваивают, что звуки бывают гласными и согласными, в слове столько слогов сколько гласных букв.

Учеников учат осознавать, что они читают- слог или слово. Учитель предлогает положить рядом буквы разрезной азбуки СО и спрашивает: «Что получилось?» Он уточняет: «Это слово?» (нет это слог). Затем он меняет порядок букв (ОС) и опять спрашивает ребят: «Это слово?» потом учитель к слогу СО прибавляет букву К,ученики говорят, что получилось слово СОК.

 

24.. обучение письму.виды письменных упр. уроки грамоты не делятся на уроки чтения и письма. Часть времени отводится на чтение а часть на письмо- урок является комбинированным. Это позволяет поддерживать внимание и интерес учащихся на протяжении всего урока. Задачи обучения письму в букварный период. 1 научить правильно сидеть держать тетрадь пользоваться ручкой 2 научить придерживаться строки и соблюдать поля 3 писать в соответствии с прописями все буквы рус алфавита строчные и заглавные, соединять их в слова 4 научить детей переводить печатный текст в письменный 5 научить записывать слова и предложения из 3-4 слов 6 6обучать элементам орфографии: соблюдать расстояние между словами красную строку ставить точку.современные методы обучения письму безотрывное послоговое письмо. Обучение написания букв проводится следующим образом: 1. На наборном полотне помещаются знакомые детям слова которые они читают и к ним подбирают соответствующую картинку 2. затем учитель выделяет в этих словах изучаемую букву. Эту букву дети хорошо знают и произносят. 3. потом педагог предъявляет детям образец буквы печатной и прописной. ребята обводят ее контур на доске и в воздухе пальцем. 4. затем учитель делит изучаемые буквы на элементы. Ребята прописывают элементы буквы в прописях. 5. затем дети учатся писать изучаемую букву. 6. потом ребята учатся писать верхнее и нижнее соединение букв. Написание каждой буквы дети усваивают на отдельном уроке. Используются следующие упр в письме. 1. -списывание слов и фраз из букваря или с доски с предварительным проговариванием анализом указанием на те или иные трудности. То что дети списали они снова читают. 2 -дописывание знакомых слов со вставкой пропущенных букв слогов. Перед тем как дети начнут писать задание слово воспроизводят устно целиком и подвергают анализу дописывание слова может сочетаться с предъявлением соответствующей картинки. 3 -дописывание знакомых предложений из 2-3 слов с использованием соответствующих картинок (идет дождь )4 -используются различные варианты диктантов (слуховой и зрительный)зрительный диктант:на доске учитель записывает знакомы детям слова фразы. Ребята 2-3 мин. Читают эти слова. Затем учитель закрывает их а дети должны самостоятельно их записать. потом записанное детьми сверяется с образцом. Зрительный диктант развивает орфографическую зоркость зрительную память и внимание. Выполняя упражнение дети усваивают правило написания заглавной буквы(в именах людей в начале предложения) а также постановки точки в конце предложения.

25.задачи и сод. работы по развитию диалогической р На начальном этапе работы над диалогом общение организуется между учителем и учеником(т.е учитель спрашивает, а ученик отвечает). Затем дети учатся задавать вопросы друг др.

Построение первых диалогов рекомендуется начинать со с след.вопросов: кто?,чего?чтоделает?какой?куда? итд.

Учитель и воспитатель организуют короткие беседы о выходном дне, каникулах и др. Итак, темы первых диалогов связаны с жизненным опытом учеников.

Учитель проводит краткие беседы в начале урока (о погоде, дежурстве, о деятельности детей на данном уроке)

На начальном этапе обучения диалогу широко используются дидактические,сюж-роль, подвижные игры. Напр. играя в лото, дети учатся задавать вопросы и отвечать на них: -У кого собака?- у меня собака.

В ходе дальнейшей игры воспитатель (педагог) задает вопросы о внешнем виде животных, об их питании и тд.

Обьём речевого материала каждой игры зависит от возможностей школьников с тнр.

Активно проводятся диалоги по картинкам. Сначала учитель сам задает вопросы об изображенном предмете или явлении и потом помогает школьникам построить ответы.

На более поздних этапах обучения педагог организует диалог по закрытой картинке. Педагог располагает на доске картинки, но не показывает ее детям. Дети задают вопросы учителю по закрытой картинке, на котор он отвечает, краткие ответы педагога записываются на доске. Затем учитель предлагает детям рассказать и нарисовать то, как они представляют закрытую картинку. Потом рисунки сравниваются с картинкой. Устанавливается, что у некоторых детей ягоды красного цвета (а речь шла о чернике), вместо корзинки -ведро. Эти несоответствия обсуждаются коллективно.

Таким образом, работа над диалогом по картинке подготавливает к составлению рассказов (устных и письменных).

Для развития диол-й речи используются практические поручения учителя (открой книгу и тд). После их выполнения ребята отчитываются о выполненном задании (я открыл книгу)

Также проводится тренировочные упражнения, в процессе которых отрабатывается навык в построении просьб, вопросов, ответов и тд. Высказывания школьников включаются в диалог.

Для обучения простым диалогам используются инсценировки (т.е драматизации). Например, инсценировка сказки «Колобок», отрабатывается длительное время на уроках и на самоподготовке. Учитель составляет короткие реплики и выразительно их проговаривает. ребята повторяют фразы (опора на доске), в течении урока дети меняются ролями несколько раз.

Работа над диалогом осуществляется на: уроках, в ходе экскурсии, в процессе внеклассных мероприятий, в ходе трудовой деятельности.

Особое внимание уделяется отработке произношения фраз (ритма, темпа, интонации). Педагог показывает образец выразительного высказывания и просит повторить. В результате многократногоповт-я уч усваивают интонацию, логическое ударен, темп и тд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: