Практика сказкотерапии с детьми дошкольного 5 страница

Жил-был мальчик. Звали его Петя-вредина. Да, конечно, имя его было просто Петя, но его настолько давно прозвали врединой, что просто Петей его уже никто не называл. А все дело в том, что Петя не умел играть. Он не признавал никаких правил, если они ему не нравились, а обычно это так и было. Он не любил никому уступать и всегда хотел не того, что дру­гие дети. В конце концов он так надоел остальным, что они уходили как можно дальше, как только Петя-вредина выходил погулять. Пете было решительно не с кем дружить. Но он не огорчался. «Мне не нужны их дурацкие забавы, я считаю, что не должен играть так, как хотят они, — думал Петя, — у меня бу­дет что-нибудь такое, что они сами запросятся поиграть, а я еще подумаю. А это будет, будет...» И Петя представил себе замечательное животное: передние его лапки были крошечные, их было семь, и каждая держала по маленькому колокольчику. Задние лапы были сильные с крепкими копытами, голов было дВе — обе с розовыми гривами и с белым рогом посреди лба.

— Меня зовут Единорог Семь Колокольчиков, — сказало чудесное животное, — дай я тебя покатаю.

Петя охотно согласился. И весь день провел с Единорогом Семь Колокольчиков. Но, отправляясь домой, Петя даже не сказал Единорогу «до свидания». И на следующий день на дво­ре его не увидел. Но теперь он знал, что делать. На этот день ему составил компанию Змеелев, который показывал ему фо­кусы. На следующее — быстро бегающий Летучий Свинслик; с ним Петя бегал наперегонки, а летать ему запретил из вредно­сти. А еще на следующий день Петя-вредина вспомнил про других ребят. «Пусть они не думают, что я так легко оставлю их в покое, — мечтал Петя, — я придумаю такое...»

И придумал. Новое животное было очень страшным: с крас­ной гривой, пятнистым телом, пастью, полной больших острых зубов. Оно выжидательно зевнуло.

— Что ты здесь торчишь? — закричал на него Петя. — Ты ребят ищи!

— Во-первых, — визгливым голосом проверещало живот­ное, — не кричи на меня. Я тебе не кто-нибудь, а Опудало, и со

61

мной так нельзя! Во-вторых, я никого искать не собираюсь. Ты меня придумал, и тебе самому придется со мной играть. Лучше не начинай меня сердить, а то узнаешь, что такое мои когти и зубы. А уж если я всерьез рассержусь,— заявило Опудало,— то я тебя просто съем.

— Ну ладно, — испугался Петя, — скажи, как ты хочешь играть.

И целый день Петя ползал, бегал, стоял смирно по коман­де чудовища, надеясь, что назавтра он сумеет выдумать что-нибудь поприятнее. Вечером, когда он собрался уйти, Опудало загородило ему дорогу:

— Ты что такой невежливый? Если ты не скажешь «до сви­дания», я тебя проглочу!

И Петя сказал. В результате на следующее утро Опудало поджидало его во дворе. И еще на следующее утро тоже. А ве­чером сказало:

— А почему это я должно ночевать во дворе? Я хочу играть с тобой и ночью, то-то будет весело!

Петя взмолился:

— Дорогое Опудало, я не успел приготовить тебе помеще­ние, подожди до завтра.

— Ишь какой! — возмутилось Опудало и больно хлестнуло Петю колючим хвостом. — Смотри мне, только до завтра.

Грустно поплелся домой Петя, ему осталась одна ночь, чтобы что-нибудь придумать.

Петя думал всю ночь. Сначала он хотел придумать другое страшное чудовище, которое могло бы победить жуткое Опуда­ло. Но что с ним делать потом? Думал Петя и о том, чтобы опять позвать Единорога Семь Колокольчиков, Змеельва и Свинсли-ка, но понял, что добрые звери не справятся с Опудалом. Петя хотел попробовать помириться с ребятами, но не знал, как это сделать. И чем помогут ребята, тоже не знал. На какое-то мгно­вение ему пришла идея рассказать обо всем маме. Но вдруг Опудало съест маму?

Дальше Петя думать не стал — Опудало просто нельзя пус­кать домой. «Может быть, самому не выходить? Заболеть или даже умереть, но как бы не навсегда — пусть только исчезнет страш­ная выдумка. Но ведь это я выдумал Опудало, — устыдился вдруг Петя. — Не зря ребята прозвали меня врединой, если я смог при­думать такой ужас, значит, этот ужас есть во мне самом?»

62

— Еще чего, снова возник в его ушах визгливый голос, — мы с тобой одно, будем жить вместе, и все будут нас бояться.

— И мама тоже?

— А что такое мама? У... маменькин сыночек!

— Ты не смеешь оскорблять мою маму!

— Я все смею. Я — это ты!

Петя испугался. «Неужели я такой ужасный?! Наверное, да, ведь я не хотел играть с Опудалом, оно меня заставило. И ребя­та не хотят со мной играть. Но, может быть, я не всегда такой? Я же придумывал и других зверей — добрых и веселых. Если это ужасное Опудало меня не съест, я постараюсь стать другим, даже если мне придется играть так, как хотят ребята. Я больше не буду врединой, — пообещал сам себе Петя. — А что делать сей­час?!» И Петя решил: «Если я хочу исправиться, я начну сейчас — я не буду врать Опудалу, что приготовлю ему помещение, а ска­жу ему так: „Спасибо тебе, Опудало. Теперь я понимаю, какой я, ты меня многому научило. Если хочешь, попробуем вместе стать другими — такими, чтобы с нами хотели играть"». Петя очень боялся, но понимал, что другого выхода у него нет. Весь дрожа, он шагнул во двор, навстречу чудовищу.

Во дворе никого не было.

«Ребята, как вы думаете, почему исчезло чудовище? А ска­жите, пожалуйста, можно ли придумывать друзей? Что значит «уметь играть с другими»? Что делать, если тебе не нравятся правила игры? Расскажите, что в сказке запомнилось вам боль­ше всего, а затем нарисуйте это».

Включается запись спокойной музыки, и дети рисуют то, что понравилось, запомнилось больше всего. Затем дети рас­сказывают о своих рисунках, и занятие заканчивается.

ЗАНЯТИЕ 8. «СЛОНЕНОК С ШАРИКАМИ»

Задачи:

1) коррекция нежелательных черт характера и поведения;

2) коррекция негативных поведенческих реакций. Необходимые материалы. Бумага; краски; кисточки; ста­каны с водой.

Ход работы. «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня я хо 'у прочитать вам сказ1 v о слоненке с шариками».

63

Дети располагаются на ковре, кому как удобно, психолог читает сказку, периодически предлагая показать действия, происходящие в сказке.

Жил-был маленький слоненок. Мама и папа его очень лю­били. Они вместе играли, гуляли, купались в реке и пускали фонтаны из своих длинных хоботов. Маленький слоненок очень любил проводить время со своими родителями.

Но однажды, гуляя с мамой и папой по парку, слоненок увидел у обезьянки большой воздушный шарик. Слоненку он очень понравился, и он захотел такой же.

— Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите мне, пожа­луйста!

(Детям предлагается показать, как слоненок просил шарик.)

Мама и папа очень любили своего сыночка и решили пора­довать малыша. Они купили ему красивый желтый шар.

Слоненок был счастлив, он повсюду ходил со своим шари­ком. А когда ложился спать, привязывал его к своей кроватке.

Вскоре, гуляя по парку, слоненок увидел у медвежонка очень красивый зеленый шар и, конечно же, попросил родите­лей купить ему такой же. Мама и папа не хотели расстраивать своего любимого сына и купили ему зеленый шарик. Слоненку он очень понравился.

Но вскоре малыш захотел иметь красный шар и синий тоже. И любящие родители снова не смогли ему отказать... Но сло­ненку хотелось еще и еще воздушных шариков, а у родителей уже не осталось денег. И тогда малыш стал капризничать и говорить:

— Ну купите, купите мне этот шарик, ведь у меня такого еще нет!

(Дети показывают, как слоненок требовал шарик.)

Тогда родителям слоненка пришлось брать дополнитель­ную работу, чтобы заработать побольше денег на шарики. И чем больше сын просил у них шариков, тем дольше они стали за­держиваться на работе. Они меньше стали бывать со слонен­ком, играть с ним, а совместные прогулки по парку совсем прекратились.

Слоненку становилось грустно одному, и даже многочис­ленные воздушные шарики его уже не радовали».

(Психолог спрашивает детей о том, почему слоненку было грустно, и просит показать, как слоненок грустил.)

64

И вот настал день, когда в комнату к слоненку уже невоз­можно было войти. В ней было столько шаров, что малыш не мог даже пошевелиться.

Тогда слоненок собрал все шары и вышел на улицу. Но шаров оказалось так много, что они стали поднимать слоненка высоко-высоко в небо. Малыш испугался, что навсегда улетит от родителей, и стал звать на помощь.

Он кричал:

— Помогите! Помогите!

(Детей просят представить, что все они летят, и в этот момент им страшно.)

Прилетели воробьи и острыми клювами стали клевать шары — один за другим. Так постепенно слоненок опустился на землю.

Он сел на траву и задумался.

«Как вы думаете, о чем задумался слоненок? Может быть, он задумался о том, как было хорошо с папой и мамой гулять, играть, купаться в реке и пускать большие фонтаны из хобота?..

Как вы думаете, что может слоненок для этого сделать? Подскажите ему, пожалуйста».

Дети обсуждают, что неправильно делал слоненок и как ему можно помочь.

«Молодцы, вы помогли слоненку понять, что он делал не так, и исправить свои ошибки. А теперь я хочу предложить вам нарисовать то, о чем вы услышали в сказке».

(Дети берут листы бумаги, краски и рисуют то, что им боль­ше всего запомнилось.)

«Спасибо, ребята! Наше занятие подходит к концу, и давай­те напоследок немного поиграем в игру „Ласковый дождик"».

Все становятся друг за другом и, двигаясь по кругу, делают массаж плеч, спины, ягодиц идущего впереди. Затем направ­ление движения меняется, и игра повторяется. Направление движения можно менять несколько раз.

«Спасибо. До свидания!»

ЗАНЯТИЕ 9. «ССОРА»

Задачи:

1) обучение отреагированию эмоций в конфликте;

2) формирование адекватных форм поведения.

65

Необходимые материалы. Песочный поднос; мелкие фигурки животных, людей, растений; зеркальце.

Ход работы. Дети заходят в кабинет психолога и стано­вятся вокруг песочницы, накрытой тканью.

«Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в сказочное путешествие. Сейчас каждый из вас посмотрится в волшебное зеркальце, превратится в волшебника и перенесется в сказоч­ную страну.

(Когда все дети посмотрелись в зеркальце, психолог сни­мает с песочницы ткань, и дети видят ровное пространство песочницы.)

Посмотрите, Сказочная Страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Дорогие волшебники, да­вайте попробуем все вместе создать Сказочную Страну.

(Дети с помощью психолога создают реку (озеро), сажают лес.)

А теперь подойдите, пожалуйста, к полке с фигурками и выберите себе фигурку того героя, кем вы сегодня будете в нашей сказочной стране».

Возможен и другой вариант работы: можно заранее приго­товить фигурки тех персонажей, которые встречаются в сказ­ке, и предложить детям выбирать героев из их числа.

Психолог берет фигурку в последнюю очередь, в соответ­ствии с теми персонажами, которых взяли дети, или же зайца (во втором варианте).

«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители. Давайте познакомимся, кто живет в нашей Сказочной Стране?»

Дети по очереди рассказывают о своих персонажах, как их зовут, чем они занимаются, какие у них привычки. Психолог о своем герое говорит в последнюю очередь, после чего начина­ет рассказывать сказку. По ходу изложения сказки дети вместе с психологом обыгрывают все ситуации, тем самым принимая активное участие в рассказываемой истории.

Ссора

Встретились однажды на лесной полянке Зайчонок и Мед­вежонок.

— Эй, Медвежонок, давай играть! — прокричал Зайчонок в самое ухо Медвежонку, прыгая от нетерпения на месте.

— Давай, а во что мы будем играть?

66

— В догонялки. Я, чур, убегаю, а ты догоняешь!

Начали зверята играть, да только ничего у них не вышло. Как ни старался Медвежонок поймать Зайчонка, ничего у него не получалось.

— Так нечестно, ты слишком быстро бегаешь!

— А ты пошевеливайся быстрее! Что ты ползаешь, как че­репаха!

Расплакался Медвежонок от обиды и домой ушел. А Зайчо­нок дальше по лесу побежал. Прибежал он к речке, а там Боб­ренок с Барсучонком замок из песка строят.

— Ух ты, какой замок! Я тоже с вами строить буду, — вос­кликнул Зайчонок.

— Строй, только сначала тебе нужно воды из речки прине­сти, чтобы песок намочить, — ответили зверята.

— Вот еще, я лучше башню вот эту поправлю, а то она у вас кривая какая-то.

С этими словами Зайчонок ткнул в самую большую башню лопаткой, и она упала.

— Что ты наделал! Уходи от нас. Мы не хотим с тобой играть!

— Подумаешь, не очень-то и хотелось. Вот вам за то, что вы такие!

И Зайчонок прыгнул в самую середину тщательно постро­енного сказочного Замка, а потом побежал дальше по лесной тропинке. Тропинка вывела Зайчонка прямо на поляну, где ве­селились зверята, ученики лесной спортивной школы.

— Эй, во что это вы здесь играете?

— В футбол. Хочешь с нами играть?

— Тоже мне, игроки нашлись! Смотрите, как надо! Зайчонок выбежал на середину поляны, оттолкнул Енота,

ударил Лисенка, сделал подножку Бельчонку, так, что тот упал и кубарем покатился прямо в кусты репейника. Затем Зайчо­нок схватил мяч и побежал к воротам.

— Ты что маленьких обижаешь! — закричал Волчонок. — Уходи, мы не хотим с тобой играть. А то как наподдам сейчас!

Зайчонок испугался, бросил мяч и убежал в лес.

С тех пор стало Зайчонку скучно и одиноко. Никто не хотел с ним дружить. Все звери или убегали, или прогоняли Зайчонка, а он только хорохорился и говорил, что ему и так никто не нужен. Но вот однажды Зайчонок в одиночестве гулял по берегу реки, не заметил на пути кочку, споткнулся и полетел прямо в воду.

67

— Спасите, помогите, тону! — закричал Зайчонок, ведь он совсем не умел плавать.

Зверята услышали крик Зайчонка и всей гурьбой броси­лись ему на помощь. Они вытащили его из воды и помогли дойти до дома. Задумался Зайчонок: «Что же я всех зверят обижал? Они вон какие хорошие. Меня в беде не оставили, спасли от гибели. Надо обязательно попросить у всех проще­ния». И в самом деле, Зайчонок попросил прощения у каждого, кого когда-то обидел. Зверята простили Зайчонка и стали дру­жить с ним. А Зайчонок никогда никого больше не обижал. Он стал помогать тем, кому нужна была помощь, придумывать разные игры, делать только добрые дела. И все лесные жители очень полюбили Зайчонка и стали гордиться тем, что он живет рядом с ними.

Когда сказка рассказана до конца, психолог говорит:

«Дорогие мои Волшебники! Мы сегодня с вами славно по­трудились. Мы создали сказочную страну, рассказали историю о ее жителях. А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте поставим все фигурки на место и с помощью нашего волшеб­ного зеркальца отправимся в обратный путь.

(Все дети ставят фигурки на место, по очереди смотрятся в зеркальце, песочница снова накрывается тканью.)

Вот мы и вернулись. А теперь расскажите, пожалуйста, в какой сказке мы сегодня побывали? Какие герои там были? Что происходило? Чем закончилась сказка?

Здорово, ребята! Нам было очень интересно в сказочной стране. А сейчас я хочу вам предложить поиграть в одну очень интересную игру. Мы сейчас будем разыгрывать разные ситу­ации, которые могут происходить с нами в жизни».

Предлагаются следующие ситуации:

• Два мальчика поссорились, нужно их помирить.

• Ты и твой друг хотите играть одной и той же игрушкой.

• Твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попро­буй помириться.

• Твой друг попросил поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной.

• Ребята из вашей группы играют в интересную игру, а ты опоздал в детский сад и пришел, когда игра уже нача­лась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если ребята не захотят принять тебя?

68

Дети в парах по очереди разыгрывают вышеописанные ситуации. Можно использовать для проигрывания и те ситуа­ции, которые возникают в ходе реальной игры. При проигры­вании хорошо использовать такой прием, как «обмен ролями», когда дети меняются ролями в ходе проигрывания. Это дает конфликтному ребенку хорошую возможность почувствовать себя в роли слабого и обиженного.

«Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. На этом наше занятие заканчивается. До свидания!»

ДЕНЬ ЗА ДНЕМ В СТРАНЕ ФАНТАЗИЯ

(Н. А. САКОВИЧ)

Программа развития самосознания детей 6-9 лет

Время. Продолжительность каждого занятия составляет 50-60 минут.

Необходимые материалы. Магнитофон, аудиозаписи (ре­лаксационная и др. музыка), большое зеркало, свеча, песочница и фигурки для песочницы, изобразительные материалы (каран­даши, краски, кисти и др.), бумага разного формата, цветная бумага, старые журналы, ножницы, клей, различные куклы, мас­ки, костюмы сказочных героев или элементы костюмов, грим.

Рекомендуется иметь также фотоаппарат для съемки наи­более интересных работ и ключевых моментов программы. Это важно не только для протоколирования работы. Фотографии работ могут стать для детей эмоционально положительным ресурсом на долгое время.

ЗАНЯТИЕ 1. «ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ»

Задачи:

1)создание мотивации на совместную работу;

2) развитие творческих способностей;

3) знакомство с групповыми нормами.

Ритуал входа в сказку

На входе в комнату ставится большое зеркало. Дети под­ходят к нему, смотрятся в него и прризносят волшебные слова

69

«В зеркале я отражусь, где захочу— там окажусь!», после чего оказываются в комнате, где будет происходить занятие.

Ритуал повторяется в начале каждого занятия.

«Мы с вами благодаря волшебному зеркалу попали в стра­ну под названием Фантазия. Кто из вас знает, что такое фанта­зия и что значит «фантазировать»? (Детям дается возможность как можно полнее ответить на этот вопрос.)

Да, это действительно удивительная страна. Она существу­ет потому, что мы мечтаем, фантазируем, воображаем. Стоит нам только придумать что-то необычное, не существующее в реальном мире, как оно сейчас же появляется в стране Фанта­зия и начинает жить своей жизнью. В этой стране живут все сказочные герои всех стран мира, все сны, все мечты различных людей и каждого из вас. Чем чаще мы мечтаем и фантазируем, тем богаче мир страны Фантазии. Здесь могут сбыться все ваши желания, сколько бы вы их ни загадывали. Давайте с помощью своей фантазии и изобразительных материалов, которые для вас приготовлены, оживим эту страну. Постарайтесь вложить в эту работу все свои самые сокровенные мечты и желания».

«Страна Фантазия» (групповой коллаж)

Необходимые материалы. Бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши.

Ход работы. На листе ватмана, который размещается в центре стола или на полу, ребята с помощью предложенных материалов изображают страну Фантазию. Важно участие каж­дого ребенка. В это время звучит приятная «сказочная» музы­ка. Ведущий помогает детям выбирать картинки из журналов, вырезать их, приклеивать, размещать на ватмане. Хорошо, если будут заранее приготовлены картинки на различные темы, что позволит сократить время их поиска в журналах.

Обсуждение. Когда коллаж готов, необходимо провести обсуждение, во время которого каждому ребенку предлагает­ся рассказать о том, какие свои фантазии, мечты и желания он отобразил в коллективной работе.

Ход работы. «Мы с вами попали в Фантазию в очень не­простое для этой страны время. Ей угрожает ужасное Ничто — ничто больше не радует, ничто больше не интересует, ничто больше не привлекает ее жителей.

70

Человеческие дети к нам забыли путь.

Перестали верить книгам,

А Фантазия за то

С каждым часом, с каждым мигом

Превращается в Ничто...

Ничто— это то, что разрушает сказки, мечты, сны, фанта­зии взрослых и детей. Оно приходит к нам в виде плохого на­строения, грусти, злости, обиды. Грусть уничтожает радость, и вместо веселых песен слышится завывание холодного ветра. Злость разрушает любовь и замораживает наши сердца. Оби­да не дает нам быть счастливыми и свободными. И тогда, спра­шивая у грустного друга: «Что с тобой?», вы слышите в ответ «Ничто!».

Ничто уже начало свой путь по стране Фантазии, так как многие люди грустны, обижены и злы. Они перестали мечтать и верить в чудеса. Там, где Великое Ничто уже побывало, вме­сто цветущего сада Надежд образовалось болото Печали. От­правляясь в наш путь по Фантазии, нам необходимо это боло­то преодолеть. Помните: продвигаясь по болоту, нельзя впа­дать в грусть и печаль. Как только надежда оставит ваше сердце, болото затянет вас, и вы не сможете продолжать свой путь».

«Болото» (игра)

Участникам необходимо перебраться через болото, грани­цы которого обозначаются психологом условно или очерчива­ются мелом на полу. Кроме этого, в границах болота распола­гаются кочки, на которые можно наступать, и кочки-ловушки, встав на которые игрок проваливается в болото и возвращает­ся к началу пути. Кочки можно сделать из бумаги или цветной пленки. Они должны быть небольшого размера и располагать­ся достаточно далеко друг от друга, тем самым создавая до­полнительные трудности для движения. Ребята выстраиваются друг за другом и начинают путь. Можно помогать и поддержи­вать друг друга. Если кто-то наступил на ловушку или упадет с кочки в болото, ведущий говорит об этом, и игрок возвращает­ся к началу пути. Эти кочки-ловушки не должны выделяться ни цветом, ни размером. Ребята должны в процессе игры сами их вычислить и избегать. Игра заканчивается, когда все благопо­лучно переберутся через болото.

71

«Мы прекрасно справились с первым препятствием, хоть многим из нас было очень нелегко. Сейчас мы подошли к краю болота. Здесь, уже многие тысячи лет живет мудрая Морла, громадная древняя черепаха. Ей одной ведомо все неведомое. Она подскажет нам, что мы должны сделать, чтобы спасти стра­ну Фантазию от гибели».

«Встреча с Морлой»

Необходимые материалы. Маска или кукла черепахи Морлы.

Ход работы. «Присаживайтесь на полянке (на стульчиках по кругу или на ковре)».

Появляется Морла: «Я рада видеть вас в Фантазии. Сейчас мало кто из детей сюда заглядывает. Разучились мечтать и верить в свои мечты, в себя, и поэтому нашей стране грозит опасность уничтожения. Но вы, я знаю, нам поможете. Я очень давно живу здесь и знаю, спасти Фантазию не может ни один из ее жителей. Это подвластно только детям из реального мира. Они должны пройти через трое ворот: ворота Волшебного Зеркала, Ворота Сфинксов и Ворота Без Ключа и обрести в пути семь чудесных умений:

• Уметь любить себя.

• Уметь любить других.

• Уметь слышать.

• Уметь видеть.

• Уметь говорить.

• Уметь дружить.

• Уметь творить добрые дела».

Морла исчезает. После этого психолог обращается к детям: «Морла ничего не объяснила нам. Что значит— уметь лю­бить себя? Давайте постараемся разобраться». (И так по всем семи умениям. Необходимо стараться включить в обсуждение всех ребят.)

«Волшебный Лес» (разминка)

Необходимые материалы. Магнитофон и аудиозапись звуков природы, леса.

Ход работы. «Дальше наш путь идет через Волшебный Лес. Он населен различными сказочными существами. И каждый из

72

вас сейчас имеет возможность превратиться в такое сказоч­ное существо. Прислушайтесь к музыке и превращайтесь. По­двигайтесь, как оно двигается, можете издавать какие-либо зву­ки. Постарайтесь превратиться в самое невероятное существо и передать в движении его характер, способности, его отличия от других (3-4 минуты).

А теперь мы сядем, и каждый по очереди нам покажет свое существо. Наша задача отгадать, что это за сказочный герой. Если такого героя раньше не существовало, мы попробуем рассказать о том, какой он, что он любит. И т. д.»

Постарайтесь выделить в этом упражнении положительные стороны каждого ребенка (через выделение важности его ска­зочного существа).

Ритуал выхода из сказки

Ритуал выхода из сказки такой же, как и ритуал входа. Этот ритуал должен повторяться в начале и в конце каждого занятия всю программу.

ЗАНЯТИЕ 2. «СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ...»

Задачи:

1) создание мотивации на познание себя;

2) знакомство с понятием «любовь к себе»;

3) развитие рефлексивных способностей; 4)развитие самосознания;

5) развитие воображения.

Необходимые материалы. Зеркало; заготовленные зара­нее листы бумаги, на которых нарисованы три зеркала; каран­даши цветные; свеча.

Ритуал входа в сказку

См. занятие 1.

Повторение материала

Рекомендуется начинать с этой процедуры каждое заня­тие. Важно еще раз обобщить приобретенные на прошлом

73

занятии знания и навыки, исследовать мысли ребят по поводу происходящего на занятиях.

«Фантазия рада встрече с вами. Давайте вспомним: где мы путешествовали в прошлый раз? Что с нами происходило? Что нового мы узнали?»

«Встреча с Зеркальным Оракулом» (упражнение)

Необходимые материалы. Маска или кукла Зеркального Оракула.

Ход работы. «Пройдя через болото и Волшебный Лес, мы оказались у ворот Волшебного Зеркала. Их охраняет Зеркальный Оракул».

Появляется Зеркальный Оракул: «Оракул Волшебного Зер­кала приветствует вас, смелые отроки. Сегодня вам предстоит пройти нелегкие испытания. Путники, проходящие через мои ворота, сталкиваются с самым необъяснимым, с самым непо­знанным в своей жизни — с собой. Иногда они ненавидят свое отражение, иногда боятся его, иногда считают его чужим... Прой­ти ворота смогут лишь те, кто знает, любит и принимает себя. А знаете ли вы того, кто отражается в зеркале?»

«Рисование в зеркалах» (упражнение)

Ход работы. Ребятам раздаются заранее подготовленные бланки, на которых нарисовано три зеркала. Под первым зер­калом находится надпись «Я глазами родителей». Под вторым — «Я глазами друзей». Под третьим — «Каким я вижу себя». Дети должны цветными карандашами нарисовать в зеркалах себя в соответствии с надписями.

Обсуждение. По окончании работы проводится обсужде­ние. Примерные вопросы:

• Что я знаю о себе?

• Каковы мои положительные и отрицательные стороны?

• Что объединяет и что различает три отражения в зерка­лах? И т. п.

Зеркальный Оракул: «Ну что же, попробуйте пройти через ворота Волшебного Зеркала».

74

«Зеркала» (игра)

Ход работы. Группа делится на пары, которые садятся друг напротив друга. По очереди каждый партнер становится то зеркалом, то смотрящим в зеркало (по пять минут на каждую из ролей). Задача смотрящего в зеркало — показать себя, свои любимые движения, настроения, мимику. Задача зеркала — все это точно отражать.

Обсуждение. По окончании проводится обсуждение:

• Каким увидело зеркало смотрящего в него человека?

• Как воспринималось собственное отражение?

• Что было наиболее сложным и наиболее простым в этой игре? И т. д.

«Мы прошли ворота Волшебного Зеркала и очень устали. Нам необходимо отдохнуть. Сядьте поудобнее и закройте гла­за. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...»

«Улыбка» (релаксация)

«Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдо­хом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза... Теперь вдох­ни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка... Повтори это еще раз. Теперь снова вдох­ни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щек... Сделай это еще раз и попробуй улыб­нуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке. (Важно увидеть улыбку на лицах всех детей.)

Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка перехо­дит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши и улыбайся... И ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка.

Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступ­ней. Ощути тепло солнца под подошвами ног.

Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя.

75

Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение ды­хание. Представь, что в твоей груди находится большой золо­той шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова набери побольше воздуха, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И когда ты еще пару раз так же глубоко вздохнешь и позволишь солнцу улыбнуться, ты сможешь заметить, как спокойно, безмятежно и радостно стало у тебя на душе. Ты и потом сможешь вызывать в себе это приятное чувство, вспо­миная картину улыбающегося солнца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: