Практика сказкотерапии с детьми дошкольного 2 страница

Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:

Сказка информативна. Через анализ придуманной клиен­том сказки психолог получает информацию о его жизни, акту­альном состоянии, способах преодоления трудностей и миро­воззренческих позициях.

Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драмати­ческой реальности, как клиент, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиента к терапевтическому процессу.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополня­ет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, кос­тюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевти-ческих сессиях клиент накапливает положительный эмоциональ­ный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

16

Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Еще одним большим достоинством сказки является отсут­ствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых яв­ляется «родным языком», но и с подростками «группы риска». Последние, как правило, характеризуются противоречивостью Я-концепции, в связи с чем им довольно сложно выстраивать отношения с миром. Используя богатый ресурс сказкотерапии, психолог способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я-концепции подростка.

Педагоги и родители также с интересом участвуют в сказ­котерапевтических занятиях. Их внутренний ребенок пробуж­дается и активно вступает в игру, позволяющую не только рас­слабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассмат­риваться как значимый психопрофилактический фактор. Исполь­зование сказкотерапевтических технологий дает психологу воз­можность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадап­тацию, способствовать интеллектуальному развитию.

ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО

И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки...

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

ПЕРВЫЕ ШАГИ В СКАЗОЧНОМ МИРЕ

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется фор­мированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действитель­ности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой си­стемы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.

Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм — стремление

18

приписать неодушевленным предметам или животным челове­ческие черты [22]. Он исчезает в процессе умственного и эмо­ционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистичес­кими, хотя и не исчезают совсем.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно ак­тивизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять вы­ражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, для ребенка, который чего-то боится, подби­рается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллю­страции к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой рабо­ты ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три есте­ственные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается спо­собным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя мо­жет терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, нахо­дится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убе­гает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является ак­тивным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

19

1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание парт­неров, стимулировать их коммуникативность, управлять про­цессом общения, эмоционально откликаться на состояние парт­неров;

3) социальная компетентность, которая состоит из несколь­ких компонентов;

а) мотивационного, включающего отношение к другому че­ловеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопережи­вания и содействия);

б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные си­туации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмо­циональный опыт.

Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошколь­ного и младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников состав­ляет от трех до двенадцати человек.

В начальной школе сказкотерапевтическая группа может быть организована на базе группы продленного дня, в которой один или два раза в неделю на протяжении всего года психолог будет проводить занятия, направленные на развитие и коррек­цию аффективной и познавательной сфер («В гостях у сказки»). Дети очень любят такие занятия. Они сплачивают группу, позво­ляют детям научиться способам снятия напряжения, новым эф­фективным моделям поведения и др.

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая про­грамма для детей старшего дошкольного и младшего школьно­го возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в ска­зочный мир», включающее в себя любое необходимое количе­ство сказочных образов и сюжетов.

20

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обя­зательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из дра­матической реальности в обыденную. Для детей младшего воз­раста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебны­ми предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чте­ние волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводни­ка. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудив­шая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль про­водника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено игра­ми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

ИГРЫ ДЛЯ СКАЗОЧНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

«Волчьи игры»

Задача. Снятие напряжения и отреагирование агрессии. Ход работы.

Вариант 1. Молодые волки очень любят играть, бегая за сво­им хвостом. Дети выстраиваются в шеренгу. Первый — это го­лова волка, последний — хвост. Голова должна схватить хвост, а он должен увильнуть. Важно, чтобы каждый ребенок побыл в обеих ролях.

Вариант 2. Молодые волки тренируются показывать зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвос­том и обнажают клыки, грозно рыча. Группа разбивается на пары. Один в паре — волк, другой — зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает все, что делает волк. Затем они меняются. Такой вариант игры можно вставить в сказ­ку «Маугли», и тогда перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учиться предупреждать, что он злой, и пони­мать аналогичные предупреждения со стороны партнера.

Вариант 3. Молодые волки (сказка «Три поросенка») тре­нируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из кар­тона по принципу карточного домика складывается дом. Задача

21

молодого волка — сильным дыханием разрушить дом. Волки могут объединять свои силы.

«Стойкий оловянный солдатик»

Задача. Обучение саморегуляции.

Ход работы. «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий оловян­ный солдатик на" посту, ты честно несешь свою службу, огля­нись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. Молодец!»

Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям предлагается изобразить остальных героев сказки Г.-Х. Андер­сена «Стойкий оловянный солдатик»: балерину, черта в табакер­ке и др. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях.

«Водный карнавал»

По возможности в сказкотерапевтические занятия могут быть включены элементы танцевально-двигательной терапии, «упакованные» в сказочный контекст. Примером такой работы может служить это упражнение. (Для детей с 4 лет.)

Ведущий (психолог) предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, руса­лочек, ракушек, крабов, морских коньков и т. д. Под звуки плав­ной музыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (психолог) хвалит танцоров.

«Тень»

Задача. Снятие мышечного напряжения и развитие коор­динации (для детей с 5 лет).

Ход работы. Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, наги­бается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять за ним движения. Затем ведущий меняется.

Это упражнение можно включать в занятие с использова­нием сказки Г.-Х. Андерсена «Тень».

22

«Волшебники»

Задача. Развитие эмоциональной сферы.

Ход работы. Вначале ребенку предлагаются две совершен­но одинаковые фигуры «волшебников». Его задача— дорисо­вать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

Вторая часть задания состоит в том, что ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».

В заключение каждого ребенка просят изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомиму, придумать для каждо­го из них танец, подобрать тему на музыкальном инструменте.

Такую игру хорошо использовать в контексте путешествия с Элли по дороге из желтых кирпичей к Изумрудному городу.

В группе целесообразно сделать выставку рисунков и об­судить их.

СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ

На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказ­ке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Так наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформиру­ются. По сути, в сказке оказываются зашифрованы алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказоч­ные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам, позволяющим справляться с трудностями.

Сказочные задачи широко используют педагоги системы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) при работе с детьми. По этой технологии издано достаточно большое коли­чество сборников со сказочными задачами, и их можно исполь­зовать для занятий.

По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои. Задачи можно выписать на отдельные карточки и сделать из них целую сказочную картотеку под раз­личную проблематику.

23

«Спаслание» (по сказке А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»)

Дождь лил неделю, не переставая. Вода все прибывала и прибывала. Винни-Пух давно забрался на дерево и смотрел на проплывающий под ним всякий мусор. Вдруг он увидел, что плывет большой горшок с закрытой крышкой. В горшках обыч­но бывает мед, и медвежонок спустился вниз, чтобы поймать эту ценную вещь. Меда в горшке не оказалось, зато в нем ле­жала записка.

«Это Спаслание!»— подумал Пух.

Писать умеет только Кристофер Робин, значит, что-то у него произошло. Надо плыть к нему. Только на чем? На ветке не поплаваешь, а бревна, как назло, не проплывали.

Что делать Винни-Пуху?

«Лиса и тетерев» (по одноименной русской народной сказке)

Бежит лиса, видит — тетерев на березе сидит. Подбежала к дереву, думает, как бы ей тетерева на землю сманить и съесть. Начала лиса такие речи:

— Сойди, тетеревочек, на землю, поговорим, погуляем. Нын­че ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не тро­гать, а жить в мире и согласии.

Как же ему проверить, правду ли говорит лиса? Хочет тете­рев вниз слететь, но боится: вдруг лиса обманет?

«Сказка без конца» (по мотивам восточных сказок)

Один император больше всего на свете любил слушать сказки. Но все сказки имели конец, что не очень нравилось императору. Чем сказка дольше, тем лучше, считал он. Однаж­ды приказал император рассказать ему бесконечную сказку. Если рассказчик доходил до конца, то его казнили. Много длин­ных сказок услышал император, много голов полетело с плеч, но никто не рассказал бесконечную сказку. Но один юноша не испугался императорского условия и пришел во дворец.

Что же он придумал?

Необходимо придумать как можно больше вариантов реше­ния сказочной задачи, разбирая плюсы и минусы каждого из них.

24

Варианты, предлагаемые ребенком, дадут психологу диагно­стическую информацию о тех способах преодоления трудностей, которые он использует в своей жизни.

Сказочные головоломки можно использовать в коррекци-онно-развивающих занятиях, направленных на развитие позна­вательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете подать в виде сказочного сюжета, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.

«Семимильные сапоги» (М. Мэнделл)

Великан-людоед обнаружил, что в потемках достал из сво­его чулана шестимильные сапоги. И с досады зашвырнул их обратно. Чтобы поскорее добраться до намеченной цели, тре­бовались только семимильные сапоги.

Если в кладовке у великана стояли четыре шестимильных сапога и восемь семимильных, то сколько всего сапог ему нуж­но вытащить не глядя, чтобы среди них оказалась пара семи­мильных?

(Поскольку в кладовке хранилось четыре шестимильных са­пога, то великан наверняка получит хотя бы пару семимильных, если достанет шесть сапог.)

«В лесу» (М. Мэнделл)

Желая поупражняться в стрельбе из лука, королевские дети Абел, Бен и Пола вместе со своим старшим другом сэром Каем отправились в лес. Поначалу у каждого из них имелось одинаковое количество стрел. Когда все они были выпущены, выяснилось, что:

1. Сэр Кай набрал больше очков, чем принцесса Пола.

2. Пинц Бэн чаще попадал в цель, чем сэр Кай.

3. Принцесса Пола стреляла точнее, чем принц Абел. Кто же в тот день стрелял лучше всех?

(Принц Бэн.)

25

«Четверо братьев» (М. Мэнделл)

Рассердившись из-за того, что все попытки провести Абу закончились ничем, джинн превратил купца и трех его братьев в животных. Одного — в свинью, другого — в осла, третьего — в верблюда и четвертого — в козла.

1. Ахмед не стал ни свиньей, ни козлом.

2. Шариф— ни верблюдом, ни свиньей.

3. Если Ахмед не был верблюдом, то Омар не был свиньей.

4. Абу не обернулся ни козлом, ни свиньей.

5. Омар — ни козлом, ни верблюдом.

В кого превратился каждый из братьев? (Омар— в свинью, Шариф— в козла, Ахмед— в верблю­да, Абу стал ослом.)

«Кормушки» (М. Мэнделл)

Ослу Абу пришлось делить корм с лошадью и коровой.

1. Если Абу ест овес, то лошадь ест то же, что и корова.

2. Если лошадь ест овес, то Абу ест то, что не ест корова.

3. Если корова ест сено, то Абу ест то же, что и лошадь. Кто всегда ест из одной и той же кормушки?

(Абу.)

«Друг или враг?» (М. Мэнделл)

Надо сказать, что одни обитатели Марса относились к зем­лянам вполне дружелюбно и всегда говорили им правду. Зато другие, настроенные враждебно, им отчаянно врали. Астронав­ты никак не могли определить, кто им друг, а кто враг.

— Ты тот, кто говорит правду? — спросил астронавт Джон Армстронг полосатого марсианина.

— Он скажет «да»,— заметил подошедший к ним пятнис­тый марсианин, — но он обманет.

Кто из них никогда не солжет: полосатый или пятнистый? (Ответ полосатого марсианина будет звучать одинаково.)

Сказочные головоломки, как и задачи, могут быть разме­щены на карточках и объединены в картотеку по сложности или тематике. Это облегчит их использование в дальнейшем.

26 РАБОТА С КУКЛАМИ

Ни одно занятие не обходится без кукол. Их любят не толь­ко маленькие дети. Причем к готовым, фабричным, за все вре­мя работы, возможно, не прикоснется ни одна рука, в то время как к самодельным проявляется интерес практически всех лю­дей, оказавшихся в кабинете психолога.

Самыми простыми в изготовлении являются абстрактные куклы. Эти куклы создаются из различных материалов и носят абстрактный характер. Они не требуют покупки дорогостоя­щих материалов. Их можно мастерить с маленькими детьми, с детьми, имеющими особенности психофизического разви­тия, а также с детьми, имеющими нормальное развитие, и их родителями.

Кукла из коробочки

Необходимые материалы. Коробочки из-под чая (250 г) или мыла. Размер коробочки должен быть таким, чтобы она легко надевалась на ручку ребенка (эффект варежки); цветная и белая бумага, ножницы, клей, нитки для вязания, фольга, журналы или открытки.

Ход работы. Крышка коробочки из-под чая удаляется нож­ницами так, чтобы получилась картонная варежка. Затем, ис­ходя из того, какую куклу вы собираетесь делать, выбираются материалы для работы. Коробочка оклеивается цветной бума­гой по цвету одежды или меха героя. Затем из открытки или журнала вырезаются готовая голова, ручки, ножки куклы и при­клеиваются к коробке-варежке. Ребенок может нарисовать эти части тела своего героя сам и затем вырезать и приклеить их. Из ниток для вязания можно сделать волосы и прикрепить их к голове клеем, скотчем или скрепкой.

Готовая кукла, словно варежка, надевается на ручку ребен­ка. Двигая рукой, ребенок манипулирует куклой.

Кукла из поролоновой губки

Необходимые материалы. Губка для мытья посуды лю­бого цвета, цветной шнур или лента, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

27

Ход работы. Цветной шнур или лента повязывается на се­редину губки, создавая эффект «талии». В верхней части губки приклеиваются сделанные заранее из цветной бумаги глаза, нос, рот. Из вязальных ниток можно сделать «прическу», при­крепив ее к голове несколькими швами или приклеив.

Если губка двухсторонняя: с одной стороны мягкая, а с другой жесткая, можно передать с ее помощью свои полярные состояния — радость-злость, страх-агрессию и др.

Веерная кукла

Основу куклы образует изготовленный из бумаги веер. На центральной части веера в развернутом виде рисуется сказоч­ный герой. Эту работу ребенок может сделать как сам, так и с помощью родителей или психолога.

В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачива­ется — и получается кукла, с которой можно играть, разыгры­вать сказку. Можно прикрыть веером лицо — и это уже сказоч­ная маска. Такие куклы удобно хранить, так как веер в сложен­ном виде занимает совсем немного места. При желании можно изготовить подобные куклы для работы с конкретной сказкой, все куклы-веера прекрасно поместятся в коробку из-под кон­фет, на которую наклеивается название сказки.

Использование кукол в психологической практике помога­ет решить следующие задачи:

1) развитие саморегуляции и самоуправления, так как ре­бенок (взрослый), идентифицируясь с персонажем-куклой, учится в первую очередь управлять собой;

2) самовыражение через действия и слова куклы;

3) отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;

4) приобретение многочисленных алгоритмов разрешения проблемной ситуации через манипуляции с куклами;

5)развитие гибкости поведения и др.

МЕДИТАЦИИ

С целью расслабления в конце занятий часто используют­ся статические и психодинамические медитации. Маленькие дети больше любят динамические медитации.

28

Статическая медитация «Путешествие на облаке» (К. Фопель)

Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдох­ни и выдохни...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно рас­положились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно под­нимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно бо­лее подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокой­но и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и вол­шебное (30 секунд).

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно мед­ленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура»

(Н. Сакович)

Эта медитация помогает быстро расслабиться детям в тех случаях, когда они сильно напряжены. Прекрасно подходит для гиперактивных детей.

Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место.

Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшеб­ном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее — застывает, как каменная фигура. Застынь­те, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (можно показать детям на собственном примере).

И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшеб­ной палочкой — и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными.

29

Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости стано­вятся мягкими, суставы очень подвижными.

Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 секунд).

(Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления.)

Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула вол­шебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас— с верхней части ног и ступней. Давайте по­благодарим фею за спасение.

Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СКАЗОЧНЫЙ МИР

(Ю. С. ШИМАНОВИЧ)

Программа развития творческого потенциала

детей старшего дошкольного возраста

и младших школьников

Задачи программы:

1)развитие творческого воображения, оригинальности мышления;

2) стимулирование творческого самовыражения;

3) стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

4) развитие уверенности в себе;

5) отработка механизмов саморегуляции;

6) сплочение детского коллектива. Занятия проводятся один раз в неделю.

ЗАНЯТИЕ 1. «ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА»

Задачи:

1) развитие идентификации со своим именем, формирова­ние позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

2) стимулирование творческого самовыражения;

3) развитие произвольности поведения.

30

Необходимые материалы. Клубок ниток, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, вырезки из журна­лов, пластилин, спокойная музыка, стулья по числу детей.

Ход работы. «Доброе утро, ребята! Мне очень приятно всех вас видеть. На наших занятиях мы будем много путешество­вать, фантазировать, узнаем много новых сказочных историй. Будем учиться слушать и понимать друг друга. А каждая наша встреча будет начинаться с приветствия. Сегодня мы попри­ветствуем друг друга улыбкой. Нужно повернуться к соседу справа и подарить ему улыбку. Молодцы! А сейчас устраивай­тесь поудобней, и я расскажу вам одну удивительную историю. Ну так вот, слушайте!

В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказоч­ная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрач­ны, как воздух, и серебрились переливами красочных огонь­ков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешество­вать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Пе­реливаясь разноцветными огоньками, они спускались на зем­лю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились пре­красные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче об­щаться друг с другом.

Вот и до сих пор, когда рождается новый маленький чело­вечек, родители дают ему имя. А если родители долго не могут решить, как назвать своего малыша, то на помощь им прилета­ют имена со сказочной планеты и нашептывают им во снах свои истории. Так продолжается жизнь имен на земле. Вот такая история.

Сегодня я предлагаю вам попробовать разгадать тайну ваших имен. Мы отправимся в сказочную страну Имени, и если нам повезет, то мы сможем не только услышать наши имена, но и увидеть их. Но чтобы войти в сказочную страну, нужно соткать паутинку из наших имен. И только тот, кто пройдет

31

через эту паутинку, сможет наполниться волшебной силой и прикоснуться к таинству имени. Вы готовы?

У меня в руках клубочек. Каждый из вас будет брать его в руки и наматывать ниточку на свой стульчик, произнося свое имя. Все остальные в это время постараются придумать и на­звать как можно больше ласковых имен для своего товарища».

Когда ласковые имена будут названы, ребенок, для которо­го их придумывали, выбирает то, которое ему понравилось боль­ше всего. Затем -перекидывает клубок тому товарищу, который назвал это имя. И так до тех пор, пока каждый из детей не вы­берет себе ласковое имя. В процессе игры психолог помогает закрепить нитку за стульчик, создавая тем самым «паутинку». Дети, которые вторично получили клубок, просто обматывают нитку вокруг своего стульчика и передают клубок дальше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: