Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:
Сказка информативна. Через анализ придуманной клиентом сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как клиент, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиента к терапевтическому процессу.
Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.
Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевти-ческих сессиях клиент накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
|
|
16
Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска». Последние, как правило, характеризуются противоречивостью Я-концепции, в связи с чем им довольно сложно выстраивать отношения с миром. Используя богатый ресурс сказкотерапии, психолог способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я-концепции подростка.
Педагоги и родители также с интересом участвуют в сказкотерапевтических занятиях. Их внутренний ребенок пробуждается и активно вступает в игру, позволяющую не только расслабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации.
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.
ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ
|
|
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Спустился вечер за окном,
Затушевал дневные краски,
Окутал город нежным сном,
Вновь наступило царство Сказки...
И мама, отложив заботы,
За сказкой время забывает,
И для нее, как в детства годы,
Волшебный мир вдруг оживает.
Сон убаюкал малыша,
Его отважная душа
Слилась с героем в славном царстве,
Волшебном, чудном государстве.
Уснул малыш. Но и во сне
Он примеряет на себе
Роль Золушки, Кота, Руслана,
Жизнь эльфов и царя Салтана.
Он в Сказке вырастет мудрей
И духом тверже и добрей.
Ведь тот, кто с детства Сказку любит,
Тот в жизни злым уже не будет!
ПЕРВЫЕ ШАГИ В СКАЗОЧНОМ МИРЕ
Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.
Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм — стремление
18
приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты [22]. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают совсем.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:
19
1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов;
|
|
а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников составляет от трех до двенадцати человек.
В начальной школе сказкотерапевтическая группа может быть организована на базе группы продленного дня, в которой один или два раза в неделю на протяжении всего года психолог будет проводить занятия, направленные на развитие и коррекцию аффективной и познавательной сфер («В гостях у сказки»). Дети очень любят такие занятия. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.
Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.
20
Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.
|
|
Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.
ИГРЫ ДЛЯ СКАЗОЧНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
«Волчьи игры»
Задача. Снятие напряжения и отреагирование агрессии. Ход работы.
Вариант 1. Молодые волки очень любят играть, бегая за своим хвостом. Дети выстраиваются в шеренгу. Первый — это голова волка, последний — хвост. Голова должна схватить хвост, а он должен увильнуть. Важно, чтобы каждый ребенок побыл в обеих ролях.
Вариант 2. Молодые волки тренируются показывать зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвостом и обнажают клыки, грозно рыча. Группа разбивается на пары. Один в паре — волк, другой — зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает все, что делает волк. Затем они меняются. Такой вариант игры можно вставить в сказку «Маугли», и тогда перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учиться предупреждать, что он злой, и понимать аналогичные предупреждения со стороны партнера.
Вариант 3. Молодые волки (сказка «Три поросенка») тренируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из картона по принципу карточного домика складывается дом. Задача
21
молодого волка — сильным дыханием разрушить дом. Волки могут объединять свои силы.
«Стойкий оловянный солдатик»
Задача. Обучение саморегуляции.
Ход работы. «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий оловянный солдатик на" посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. Молодец!»
Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям предлагается изобразить остальных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: балерину, черта в табакерке и др. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях.
«Водный карнавал»
По возможности в сказкотерапевтические занятия могут быть включены элементы танцевально-двигательной терапии, «упакованные» в сказочный контекст. Примером такой работы может служить это упражнение. (Для детей с 4 лет.)
Ведущий (психолог) предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т. д. Под звуки плавной музыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (психолог) хвалит танцоров.
«Тень»
Задача. Снятие мышечного напряжения и развитие координации (для детей с 5 лет).
Ход работы. Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять за ним движения. Затем ведущий меняется.
Это упражнение можно включать в занятие с использованием сказки Г.-Х. Андерсена «Тень».
22
«Волшебники»
Задача. Развитие эмоциональной сферы.
Ход работы. Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача— дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».
Вторая часть задания состоит в том, что ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».
В заключение каждого ребенка просят изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомиму, придумать для каждого из них танец, подобрать тему на музыкальном инструменте.
Такую игру хорошо использовать в контексте путешествия с Элли по дороге из желтых кирпичей к Изумрудному городу.
В группе целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их.
СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ
На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Так наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, в сказке оказываются зашифрованы алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам, позволяющим справляться с трудностями.
Сказочные задачи широко используют педагоги системы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) при работе с детьми. По этой технологии издано достаточно большое количество сборников со сказочными задачами, и их можно использовать для занятий.
По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои. Задачи можно выписать на отдельные карточки и сделать из них целую сказочную картотеку под различную проблематику.
23
«Спаслание» (по сказке А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»)
Дождь лил неделю, не переставая. Вода все прибывала и прибывала. Винни-Пух давно забрался на дерево и смотрел на проплывающий под ним всякий мусор. Вдруг он увидел, что плывет большой горшок с закрытой крышкой. В горшках обычно бывает мед, и медвежонок спустился вниз, чтобы поймать эту ценную вещь. Меда в горшке не оказалось, зато в нем лежала записка.
«Это Спаслание!»— подумал Пух.
Писать умеет только Кристофер Робин, значит, что-то у него произошло. Надо плыть к нему. Только на чем? На ветке не поплаваешь, а бревна, как назло, не проплывали.
Что делать Винни-Пуху?
«Лиса и тетерев» (по одноименной русской народной сказке)
Бежит лиса, видит — тетерев на березе сидит. Подбежала к дереву, думает, как бы ей тетерева на землю сманить и съесть. Начала лиса такие речи:
— Сойди, тетеревочек, на землю, поговорим, погуляем. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.
Как же ему проверить, правду ли говорит лиса? Хочет тетерев вниз слететь, но боится: вдруг лиса обманет?
«Сказка без конца» (по мотивам восточных сказок)
Один император больше всего на свете любил слушать сказки. Но все сказки имели конец, что не очень нравилось императору. Чем сказка дольше, тем лучше, считал он. Однажды приказал император рассказать ему бесконечную сказку. Если рассказчик доходил до конца, то его казнили. Много длинных сказок услышал император, много голов полетело с плеч, но никто не рассказал бесконечную сказку. Но один юноша не испугался императорского условия и пришел во дворец.
Что же он придумал?
Необходимо придумать как можно больше вариантов решения сказочной задачи, разбирая плюсы и минусы каждого из них.
24
Варианты, предлагаемые ребенком, дадут психологу диагностическую информацию о тех способах преодоления трудностей, которые он использует в своей жизни.
Сказочные головоломки можно использовать в коррекци-онно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете подать в виде сказочного сюжета, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.
«Семимильные сапоги» (М. Мэнделл)
Великан-людоед обнаружил, что в потемках достал из своего чулана шестимильные сапоги. И с досады зашвырнул их обратно. Чтобы поскорее добраться до намеченной цели, требовались только семимильные сапоги.
Если в кладовке у великана стояли четыре шестимильных сапога и восемь семимильных, то сколько всего сапог ему нужно вытащить не глядя, чтобы среди них оказалась пара семимильных?
(Поскольку в кладовке хранилось четыре шестимильных сапога, то великан наверняка получит хотя бы пару семимильных, если достанет шесть сапог.)
«В лесу» (М. Мэнделл)
Желая поупражняться в стрельбе из лука, королевские дети Абел, Бен и Пола вместе со своим старшим другом сэром Каем отправились в лес. Поначалу у каждого из них имелось одинаковое количество стрел. Когда все они были выпущены, выяснилось, что:
1. Сэр Кай набрал больше очков, чем принцесса Пола.
2. Пинц Бэн чаще попадал в цель, чем сэр Кай.
3. Принцесса Пола стреляла точнее, чем принц Абел. Кто же в тот день стрелял лучше всех?
(Принц Бэн.)
25
«Четверо братьев» (М. Мэнделл)
Рассердившись из-за того, что все попытки провести Абу закончились ничем, джинн превратил купца и трех его братьев в животных. Одного — в свинью, другого — в осла, третьего — в верблюда и четвертого — в козла.
1. Ахмед не стал ни свиньей, ни козлом.
2. Шариф— ни верблюдом, ни свиньей.
3. Если Ахмед не был верблюдом, то Омар не был свиньей.
4. Абу не обернулся ни козлом, ни свиньей.
5. Омар — ни козлом, ни верблюдом.
В кого превратился каждый из братьев? (Омар— в свинью, Шариф— в козла, Ахмед— в верблюда, Абу стал ослом.)
«Кормушки» (М. Мэнделл)
Ослу Абу пришлось делить корм с лошадью и коровой.
1. Если Абу ест овес, то лошадь ест то же, что и корова.
2. Если лошадь ест овес, то Абу ест то, что не ест корова.
3. Если корова ест сено, то Абу ест то же, что и лошадь. Кто всегда ест из одной и той же кормушки?
(Абу.)
«Друг или враг?» (М. Мэнделл)
Надо сказать, что одни обитатели Марса относились к землянам вполне дружелюбно и всегда говорили им правду. Зато другие, настроенные враждебно, им отчаянно врали. Астронавты никак не могли определить, кто им друг, а кто враг.
— Ты тот, кто говорит правду? — спросил астронавт Джон Армстронг полосатого марсианина.
— Он скажет «да»,— заметил подошедший к ним пятнистый марсианин, — но он обманет.
Кто из них никогда не солжет: полосатый или пятнистый? (Ответ полосатого марсианина будет звучать одинаково.)
Сказочные головоломки, как и задачи, могут быть размещены на карточках и объединены в картотеку по сложности или тематике. Это облегчит их использование в дальнейшем.
26 РАБОТА С КУКЛАМИ
Ни одно занятие не обходится без кукол. Их любят не только маленькие дети. Причем к готовым, фабричным, за все время работы, возможно, не прикоснется ни одна рука, в то время как к самодельным проявляется интерес практически всех людей, оказавшихся в кабинете психолога.
Самыми простыми в изготовлении являются абстрактные куклы. Эти куклы создаются из различных материалов и носят абстрактный характер. Они не требуют покупки дорогостоящих материалов. Их можно мастерить с маленькими детьми, с детьми, имеющими особенности психофизического развития, а также с детьми, имеющими нормальное развитие, и их родителями.
Кукла из коробочки
Необходимые материалы. Коробочки из-под чая (250 г) или мыла. Размер коробочки должен быть таким, чтобы она легко надевалась на ручку ребенка (эффект варежки); цветная и белая бумага, ножницы, клей, нитки для вязания, фольга, журналы или открытки.
Ход работы. Крышка коробочки из-под чая удаляется ножницами так, чтобы получилась картонная варежка. Затем, исходя из того, какую куклу вы собираетесь делать, выбираются материалы для работы. Коробочка оклеивается цветной бумагой по цвету одежды или меха героя. Затем из открытки или журнала вырезаются готовая голова, ручки, ножки куклы и приклеиваются к коробке-варежке. Ребенок может нарисовать эти части тела своего героя сам и затем вырезать и приклеить их. Из ниток для вязания можно сделать волосы и прикрепить их к голове клеем, скотчем или скрепкой.
Готовая кукла, словно варежка, надевается на ручку ребенка. Двигая рукой, ребенок манипулирует куклой.
Кукла из поролоновой губки
Необходимые материалы. Губка для мытья посуды любого цвета, цветной шнур или лента, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
27
Ход работы. Цветной шнур или лента повязывается на середину губки, создавая эффект «талии». В верхней части губки приклеиваются сделанные заранее из цветной бумаги глаза, нос, рот. Из вязальных ниток можно сделать «прическу», прикрепив ее к голове несколькими швами или приклеив.
Если губка двухсторонняя: с одной стороны мягкая, а с другой жесткая, можно передать с ее помощью свои полярные состояния — радость-злость, страх-агрессию и др.
Веерная кукла
Основу куклы образует изготовленный из бумаги веер. На центральной части веера в развернутом виде рисуется сказочный герой. Эту работу ребенок может сделать как сам, так и с помощью родителей или психолога.
В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачивается — и получается кукла, с которой можно играть, разыгрывать сказку. Можно прикрыть веером лицо — и это уже сказочная маска. Такие куклы удобно хранить, так как веер в сложенном виде занимает совсем немного места. При желании можно изготовить подобные куклы для работы с конкретной сказкой, все куклы-веера прекрасно поместятся в коробку из-под конфет, на которую наклеивается название сказки.
Использование кукол в психологической практике помогает решить следующие задачи:
1) развитие саморегуляции и самоуправления, так как ребенок (взрослый), идентифицируясь с персонажем-куклой, учится в первую очередь управлять собой;
2) самовыражение через действия и слова куклы;
3) отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;
4) приобретение многочисленных алгоритмов разрешения проблемной ситуации через манипуляции с куклами;
5)развитие гибкости поведения и др.
МЕДИТАЦИИ
С целью расслабления в конце занятий часто используются статические и психодинамические медитации. Маленькие дети больше любят динамические медитации.
28
Статическая медитация «Путешествие на облаке» (К. Фопель)
Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни...
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное (30 секунд).
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура»
(Н. Сакович)
Эта медитация помогает быстро расслабиться детям в тех случаях, когда они сильно напряжены. Прекрасно подходит для гиперактивных детей.
Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место.
Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее — застывает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (можно показать детям на собственном примере).
И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой — и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными.
29
Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы очень подвижными.
Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 секунд).
(Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления.)
Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула волшебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас— с верхней части ног и ступней. Давайте поблагодарим фею за спасение.
Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СКАЗОЧНЫЙ МИР
(Ю. С. ШИМАНОВИЧ)
Программа развития творческого потенциала
детей старшего дошкольного возраста
и младших школьников
Задачи программы:
1)развитие творческого воображения, оригинальности мышления;
2) стимулирование творческого самовыражения;
3) стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
4) развитие уверенности в себе;
5) отработка механизмов саморегуляции;
6) сплочение детского коллектива. Занятия проводятся один раз в неделю.
ЗАНЯТИЕ 1. «ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА»
Задачи:
1) развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
2) стимулирование творческого самовыражения;
3) развитие произвольности поведения.
30
Необходимые материалы. Клубок ниток, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, вырезки из журналов, пластилин, спокойная музыка, стулья по числу детей.
Ход работы. «Доброе утро, ребята! Мне очень приятно всех вас видеть. На наших занятиях мы будем много путешествовать, фантазировать, узнаем много новых сказочных историй. Будем учиться слушать и понимать друг друга. А каждая наша встреча будет начинаться с приветствия. Сегодня мы поприветствуем друг друга улыбкой. Нужно повернуться к соседу справа и подарить ему улыбку. Молодцы! А сейчас устраивайтесь поудобней, и я расскажу вам одну удивительную историю. Ну так вот, слушайте!
В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказочная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрачны, как воздух, и серебрились переливами красочных огоньков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешествовать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Переливаясь разноцветными огоньками, они спускались на землю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились прекрасные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче общаться друг с другом.
Вот и до сих пор, когда рождается новый маленький человечек, родители дают ему имя. А если родители долго не могут решить, как назвать своего малыша, то на помощь им прилетают имена со сказочной планеты и нашептывают им во снах свои истории. Так продолжается жизнь имен на земле. Вот такая история.
Сегодня я предлагаю вам попробовать разгадать тайну ваших имен. Мы отправимся в сказочную страну Имени, и если нам повезет, то мы сможем не только услышать наши имена, но и увидеть их. Но чтобы войти в сказочную страну, нужно соткать паутинку из наших имен. И только тот, кто пройдет
31
через эту паутинку, сможет наполниться волшебной силой и прикоснуться к таинству имени. Вы готовы?
У меня в руках клубочек. Каждый из вас будет брать его в руки и наматывать ниточку на свой стульчик, произнося свое имя. Все остальные в это время постараются придумать и назвать как можно больше ласковых имен для своего товарища».
Когда ласковые имена будут названы, ребенок, для которого их придумывали, выбирает то, которое ему понравилось больше всего. Затем -перекидывает клубок тому товарищу, который назвал это имя. И так до тех пор, пока каждый из детей не выберет себе ласковое имя. В процессе игры психолог помогает закрепить нитку за стульчик, создавая тем самым «паутинку». Дети, которые вторично получили клубок, просто обматывают нитку вокруг своего стульчика и передают клубок дальше.