Заключительная беседа

Обсуждение.

• Чему учит эта сказка?

«Картинка к мультфильму» (рисование)

Ход работы. Детям предлагается задание нарисовать кар­тинку к мультфильму.

ЗАНЯТИЕ 4. МУЛЬТФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ХОМЫ»

Задачи:

1) развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти;

2) формирование способности регулировать процессы воз­буждения и торможения, умения быстро переключаться с актив­ной деятельности на пассивную, и наоборот;

3) развитие силы голоса, интонационной выразительности;

4) развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, умения устанавливать причинно-следственные связи;

5) развитие координации движений, чувства равновесия;

6)осознание детьми своих желаний, их направленности;

7) воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Необходимые материалы. Коробки из-под обуви, бечев­ка или длинный шарф шириной около 15 см, бумага и цветные карандаши.

Ход работы. Просмотр мультфильма с начала. «Стоп» № 1: Два домика.

«Угадай, как выглядит хозяин домика» (упражнение)

Ход работы. Детям предлагается пофантазировать и опи­сать внешний вид сказочных героев, живущих в каждом из домиков.

«Стоп» № 2: Суслик делает зарядку, Хома лежит.

104 «Начало дня» (упражнение)

Ход работы. Дети изображают, как встречает новый день Хома (лежат на ковре), затем — Суслика, встречающего новый день зарядкой. Каждому ребенку предлагается вспомнить уп­ражнения, которые делал мультипликационный герой. Затем ведущий проводит игру на внимание: по его сигналу (он коман­дует— «Хома!», «Суслик!») дети изображают то Хому, то Сус­лика.

«Стоп» № 3: Хома говорит: «Это я устал».

Обсуждение.

• Как вы думаете, человек устает, когда делают что-то за него?

• А что вы любите, чтобы за вас делали?

• Какая польза для вас, если за вас делают другие?

• Например, мама почистила за вас зубы, какая вам от этого польза? А какой вред?

• А если за школьника папа сделал домашнее задание, ка­кая от этого польза ученику? А какой вред?

• А если кто-то захочет за вас съесть мороженое, сходить в парк, вы согласитесь? А почему?

«Стоп» № 4: Слова Хомы: «За тебя я бояться буду».

«Два образа» (этюд)

Ход работы. Детям в парах предлагается передать два образа, демонстрируемые героями мультфильма: образ глав­ного, руководящего действиями другого, а также образ слабо­го, подчиняющегося. Обращается внимание на громкость го­лоса, интонации, движения тела, жесты.

Детям можно предложить следующий текст для разыгры­вания:

Суслик: Может, хватит?

Хома: Плавай, плавай.

Хома: Переходим к завтраку. Беги на дальнее поле за струч­ками.

Суслик: Через рощу? Через рощу — я лисы боюсь!

Хома: Не бойся, за тебя я бояться буду.

«Стоп» № 5: Хома прошел по бревну.

105

«Поход за горохом» (упражнение)

Ход работы. Ребенок изображает сбор гороха: собирает коробки, складывает их одна на одну, берет руками перед со­бой, как Хома горох, затем идет с ними через болото по мостку (две веревки изображают мостик). Остальные дети изобража­ют лягушек. Затем происходит смена ролей.

«Стоп» № 6: Хома перешел болото во второй раз.

Обсуждение.

• Сколько было лягушек?

• Сколько было слева?

• Сколько было справа?

• Сколько шло по бревну?

• Теперь проверим свои ответы — посмотрим еще раз этот эпизод. Итак, сколько было лягушек?

«Стоп» № 7: Конец мультфильма.

Заключительная беседа

Обсуждение.

• Почему же Хома остался голодным?

• Чему учит эта сказка?

«Придумай продолжение» (упражнение)

Ход работы. Детям предлагается придумать, что будет завтра, когда Суслик и Хома встретятся утром. Будет ли Хома вести себя так же или по-другому? Как по-другому? Все то, что они делали раньше, как они будут делать теперь?

«Мои друзья» (рисование)

Дети рисуют картину под названием «Мои друзья».

ЗАНЯТИЕ 5. МУЛЬТФИЛЬМ «ОН ПОПАЛСЯ»

Задачи:

8) тренировка произвольного внимания, зрительной, слу-хсг^ой памяти;

106

9) формирование логического мышления детей;

10) развитие пластичности, координации движений;

11) работа со страхами;

12) развитие позитивного отношения к жизни, закрепление положительных эмоций, стимулирование воображения.

Необходимые материалы. Канат или скакалка, бланки с заданиями, бумага, карандаши.

Ход работы. Просмотр мультфильма с начала. «Стоп» № 1: Белочка спешит.

«Белочка» (этюд)

Ход работы. Дети передают состояние спешащего чело­века.

Обсуждение.

• Как вы думаете, почему спешит белочка? Куда? «Стоп» № 2: Барсук выходит из норки. Обсуждение.

• Что случилось с барсуком?

• А почему он вдруг заболел?

«Стоп» № 3: Белочка говорит: «Эх, ты!» Обсуждение.

• Так куда же и зачем спешила белочка? «Стоп» № 4: После диалога белки и барсука. Обсуждение.

• Кого здесь можно назвать смелым?

• Как вы это поняли?

• Какие животные считаются смелыми?

«Закончи фразу» (упражнение)

Ход работы. Детям предлагается изобразить смелое жи­вотное, проговорить «Я смелый как...» (лев, тигр, собака и т. д.) и передать голосом смелые звуки выбранного животного.

«Стоп» № 5: Белочка говорит: «А мы думали, ты первый начал».

«Перетягивание каната» (игра)

Ход работы. Детям предлагается попробовать перетянуть соперника на свою сторону при помощи каната. «Стоп» № 6: Рыбалка.

107

Обсуждение.

• Что это за рыба, кто узнал?

• Каких еще рыб вы знаете?

«Рыболов» (игра)

Ход работы. Ведущий в центре со скакалкой кружится во­круг себя и раскручивает над полом скакалку. Дети, стоящие во­круг, должны ее перепрыгнуть, то есть не попасться на удочку.

«Стоп» № 7: Мышонок говорит: «Я сам зайку выручу».

Обсуждение.

• Сколько героев уже идет выручать зайку?

• Постройте их по росту, начиная с самого высокого. Кто самый высокий в этой компании, кто поменьше, еще меньше, а самый маленький?

«Построимся» (игра)

Ход работы. Детям предлагается построиться по росту и затем пройтись по тропинке через лес, через кусты, обогнуть яму, перебраться через поваленное дерево, переплыть на лод­ке озеро и т. д.

«Стоп» № 8: Барсук говорит: «Вот она, берлога».

Обсуждение.

• Зачем барсук предлагает залезть на дерево?

• Какой у него план?

• Почему бобер не принимает предложение барсука залезть на дерево?

• Кто из героев мультфильма вам нравится, кто не нравится? Почему?

«Стоп» № 9: Белочка говорит: «Не может быть!» Силуэт медведя в окне. Обсуждение.

• Как вы думаете, герои правильно думают о том, что там происходит?

• А как вам кажется, что там на самом деле?

• Почему барсук решил, что будут варить суп?

• Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»?

108

• Вспомните, были ли в вашей жизни похожие ситуации, когда вы преувеличивали опасность? Вы боялись чего-то, что оказалось неопасным?

• Расскажите свою историю так, чтобы стало страшно дру­гим, так, как это сделал барсук.

• Придумайте страшную историю и расскажите ее шепо­том, страшным голосом.

Ход работы. «Давайте посмотрим, что же было на самом деле».

«Стоп» № 9: Конец мультфильма.

Заключительная беседа

Обсуждение.

• Мультик называется «Он попался», а как бы вы его назвали?

• Вспомните, в каком порядке животные шли выручать зайку?

«Все вместе» (игра)

Ход работы. «Герои мультика после того, как попили чай, стали дружно все вместе играть и каждый зверек предлагал свою игру. Давайте и мы поиграем вместе с вами».

Вариант 1. Среди детей распределяются роли героев мульт­фильма, и каждый ребенок по очереди предлагает детям сыг­рать в ту игру, которую он предложит. Если требуется, веду­щий помогает ребенку вспомнить какую-нибудь игру.

Вариант 2. Ведущий предлагает игры сам:

• От имени Зайчика — игру «Попрыгунчики»: «Давайте узна­ем, кто прыгнет дальше всех, перепрыгнет предмет (мя­чик, воздушный шарик и т. д.), перепрыгнет друг через друга (чехарда)».

• От имени Белочки — игру «Поймай шишку и закончи сло­во»: ведущий начинает слово, произнося первый слог, а ребенок его заканчивает. «Отгадай, что я хочу сказать! По...» и т. д.

• От имени Бобра — рисование по заданным командам на листе в клеточку домика или других предметов (2 клетки вверх, 3 влево, 2 вниз и т. д.).

• От имени Мышки — игра «Кот и мыши».

109

• От имени Барсука— игра «Ягоды, рыбы, животные»: ве­дущий указывает по очереди на каждого игрока и произ­носит: «Ягоды, рыбы, животные...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать выпавшее ему понятие, например рыбу.

• От имени «Медведя» — игра «Пройди и не задень».

ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ С ПОДРОСТКАМИ

— А ты кто?

— Я и сама не знаю.

— Если ты не знаешь, то я тем более.

— Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась...

Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СКАЗКОТЕРАПИИ ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период фор­мирования эго-идентичности. Вместе с тем это самый ответ­ственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные фор­мы межличностного поведения. Главные мотивационные ли­нии этого возрастного периода, связанные с активным стрем­лением к личностному самосовершенствованию, — это само­познание, самовыражение и самоутверждение.

Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчиво­стью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении — с желанием уединиться, раз­вязность соседствуете застенчивостью, романтизм, мечтатель­ность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим ра­ционализмом и циничностью, на смену искренней нежности,

111

ласковости могут быстро приходить черствость, отчужденность, враждебность и даже жестокость.

В подростковом возрасте у ребенка появляется и усилива­ется стремление быть взрослым, что обусловливает измене­ние поведения и создает совершенно новую ситуацию личност­ного и психологического развития. Она требует и порождает трансформацию всей системы отношений подростка — и к окружающим людям, и к самому себе.

Подростковый возраст— это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не­простые: «Кто я?», «Откуда пришел?» и «Куда я иду?» В процес­се поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется одна из установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я не значу», — это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становит­ся «трудным». На основе отрицательных самопредставлений строится и его негативное поведение.

История самостановления — это история героя, так часто встречающаяся в мифах и сказках. Каждый подросток стано­вится на путь «героя», проходя через испытания, преодолевая трудности, делая тот или иной выбор. Используя героическую сказку или миф в коррекционной работе с подростками, мы помогаем им в этом выборе. Сам подросток не в состоянии пройти множество путей, сделать множество выборов, полу­чить множество различных результатов. Но, идентифицируя себя с героем мифа или сказки, он имеет такую возможность. Опираясь на опыт других «героев», он сможет выбрать, по ка­кому пути пойти ему самому.

Групповые и индивидуальные занятия с подростками про­водятся один раз в неделю по полтора-два часа. Оптимальное число участников в группе— 8-12человек. Исходя из возраст­ных новообразований, наиболее эффективной представляется групповая форма работы.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В сказочном путешествии можно предлагать подросткам различные игры и упражнения, направленные на развитие ин­тереса к самому себе, рефлексии, повышение самооценки и

112

уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения и на­копление положительного эмоционального опыта.

На первом занятии мы можем узнать, какие герои отпра­вятся в сказочное путешествие. Для этого можно предложить следующее упражнение.

«Сказочная поляна» (упражнение)

Задачи:

1) развитие интереса подростка к самому себе;

2) стимулирование творческого самовыражения;

3) развитие рефлексии.

Ход работы. Участники сидят в кругу.

«Мы оказались на сказочной поляне страны Фантазия. Имен­но с нее начнется наше путешествие. Попав сюда, каждый из нас преобразился в сказочного героя. Какие же герои собра­лись на поляне? Сейчас каждый из вас должен представить себя. Каждая строчка представления должна начинаться словами: «Я», «Мой», «У меня»... Например: «Я— Белый рыцарь. Я люблю ло­шадей. Я сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард».

Обсуждение. После представления всех участников веду­щий спрашивает у героев:

• Чье самоописание понравилось больше всего?

• С кем они хотели бы встретиться в Фантазии?

• Что они могли бы дать волшебной стране?

«Свиток правил» (игра)

В любой групповой работе важен этап принятия правил, в соответствии с которыми группа будет существовать. В сказ-котерапевтической группе с подростками разработка и приня­тие правил проходит в игровой форме.

Необходимые материалы. Большие листы бумаги или обоев и маркеры или фломастеры. Могут быть использованы краски для граффити (пульверизаторы для окраски автомоби­лей), если подростки захотят оформить правила в этом стиле. В таком случае на стены заранее нужно будет прикрепить обои.

Ход работы. «Жизнь страны Фантазии протекает по опре­деленным правилам. Но самое интересное в том, что эти пра­вила определяют те, кто путешествует по этой стране. Каждый

113

из вас может установить здесь любые законы, которые пока­жутся вам разумными. Какие правила каждый из вас введет в этой стране?

Сейчас каждый герой получит свиток, на котором он дол­жен будет записать свои правила. Затем он объявит их для всех жителей и гостей страны Фантазии. На эту работу у вас есть 10 минут».

После того как все путешествующие герои огласят свои правила, необходимо составить из них один список, который будет действовать на территории Фантазии все то время, пока продолжается путешествие. Для этого необходимо выделить общие для всех правила, а также предложенные отдельным участником, но которые готовы принять и остальные.

Единый свод правил можно записать на отдельном листе и украсить. Он будет висеть на стене на протяжении всего путе­шествия.

Обсуждение. Обсуждение проходит по следующей схеме:

• Какое из собственных правил тебе кажется особенно важ­ным?

• Понравилось ли тебе чье-то другое правило?

• С какими правилами ты был совершенно не согласен?

• Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод правил?

Упражнения с зеркалами: общие принципы

На сказкотерапевтических занятиях с подростками часто используется зеркало. В древних философских концепциях зер­кало — символ души, удерживающий и хранящий все впечат­ления, а также проекция сознания и познания. Часто зеркало воспринималось как дверь («Алиса в Зазеркалье»), и поэтому оно может быть частью ритуала «перемещения» в сказочную страну или страну Фантазию.

«Чтобы попасть в страну Фантазию, каждый герой, отправ­ляющийся в путешествие, должен подойти к этому волшебно­му зеркалу, посмотреть одну минуту на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме. Например: «Я хоро­ший друг», «Я красивая», «Я сильный» и др. Это пароль для входа.

Утверждения не должны повторяться. Каждый раз при «вхо­де» называется новое достоинство.

114

При выходе из страны Фантазия необходимо снова посмот­реть на себя в зеркало и, повторив названное при входе свое достоинство, добавить, как оно помогло в путешествии. На­пример: «Я хороший друг. В пути я не оставил в беде своих друзей», «Я красивая. Красота помогала мне в общении» и т. д. Это пароль для выхода».

На своем сказочном пути герои сталкиваются с различны­ми испытаниями. Одним из них может быть встреча с «Зер­кальным Оракулом» или с «Волшебными зеркалами троллей».

«Зеркальный Оракул» (упражнение)

Необходимые материалы. Зеркала по числу участников (могут быть разные).

Ход работы. Участники рассаживаются по кругу. На каж­дом стуле лежит зеркало. Это и есть «Зеркальный Оракул».

«Путешествуя по Фантазии, мы оказались в ущелье Зеркаль­ного Оракула. Каждый из героев сталкивается с ним на своем пути. Только тот сможет продолжить путь, кто задаст Оракулу вопросы и получит ответы. Обратитесь к нему с вопросами:

• Кто я?

• Что я люблю?

• Что я не люблю?

• Что меня пугает?

• Что имеет для меня большое значение?

• Что я хочу?»

Эта работа занимает около 5 минут. Обсуждение. Затем проводится обсуждение:

• Какой вопрос оказался для вас самым сложным?

• Что отвечал Оракул?

• Какой ответ понравился больше всего?

• Для чего, на ваш взгляд, в стране Фантазия существует Зеркальный Оракул?

«Волшебные зеркала троллей» (упражнение)

Необходимые материалы. Два зеркала примерно одного размера. Одно должно быть простым, в обычной рамке или без нее. Другое — нестандартной формы в красивой рамке, резной или литой. Рамки можно сделать из картона, придав обычным зеркалам волшебную форму; два листа бумаги, фломастеры.

115

Ход работы. «Страну Фантазия населяют различные вол­шебные существа. Глубоко под землей живут тролли-зеркаль­щики. Они делают разные волшебные зеркала. Сегодня нам предстоит пройти испытание волшебными зеркалами троллей. Зеркало в простой рамке показывает герою мир в серых, пес­симистичных красках. Зеркало в ажурной рамке показывает мир в ярких, оптимистичных красках. Каждому герою необходимо подойти по очереди к каждому зеркалу, посмотреть в него и записать на листе, что лежит под зеркалом, первые, что при­шли в голову, пессимистичные и оптимистичные утверждения о себе».

Каждому участнику предоставляется для рассказа 2 минуты.

Обсуждение. Обсуждение проводится по следующим во­просам:

• Как вы чувствовали себя, когда смотрели в зеркала трол­лей?

• Какое зеркало понравилось больше?

• Как получается, что одни герои смотрят больше в одно зеркало, а другие в другое?

• Чего сможет достичь каждый герой, если будет смотреть только в одно зеркало?

«Замок героя» (игра)

Часто у «трудных» подростков повышена агрессивность, и в связи с этим существуют проблемы конструктивного взаи­модействия друг с другом. Для их разрешения в сказочном путешествии можно предложить следующую игру.

Необходимые материалы. Скотч, ножницы, картон, ко­робки разного размера, ватман.

Ход работы. «Недавно в стране Фантазия прошел сильный ураган, который наслала на нее великая колдунья Ничто. Этот ураган разрушил прекрасные замки волшебной страны. Насто­ящие герои не только борются со злом, но и создают что-то новое и прекрасное. Сейчас нам необходимо разделиться на три группы по четыре человека. Затем каждая группа героев, используя предложенные материалы, должна за 15 минут создать свой волшебный замок. А теперь очень важный момент— в про­цессе работы нельзя разговаривать друг с другом, постарай­тесь найти другие способы взаимодействия между собой».

116

Через 15 минут группы представляют свои замки. Обсуждение. Вопросы для обсуждения:

• Хватило ли материала?

• Как работала ваша группа?

• Был ли у вас ведущий?

• Как вы понимали друг друга?

• Довольны ли вы результатом?

• Сердился ли кто-то на кого-то?

• От чего зависит успех при такой работе?

«Ослиная шкура» (упражнение)

Во многих ситуациях подростки воспринимают себя как имеющих более низкое или высокое положение по отношению к окружающим. Обе эти позиции изолируют их от других людей и неизбежно приводят к возникновению напряжения в отноше­ниях. Для снятия такого рода напряжения и коррекции само­оценки можно предложить это упражнение.

Ход работы. «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда— хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес и бродим в нем. Пускай каждый сейчас представит, что все другие герои хуже него... Они все слабее тебя, не такие умные, не такие красивые, как ты... Ты один настоящий герой. И не просто герой, а Принц или даже Король волшебной страны. Как ты при этом ходишь, что чув­ствуешь? (1 минута)

А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас пред­ставит, что он хуже других. На тебе теперь надета ослиная шку­ра. Это ведьма надела ее на тебя. Ее не так просто снять. А все вокруг видят тебя таким и смеются. Они гораздо сильнее и ум­нее тебя. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (1 минута)

Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбрось­те чары. Мы на волшебной поляне. Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать Королем, а другой — «Ослиной шкурой». Пусть Король расскажет своему партнеру, что ему дает ощу­щение превосходства, что он чувствует при этом состоянии (1-2 минуты).

Теперь пусть «Ослиная шкура» расскажет о своих чувствах (1-2 минуты).

117

Сейчас чары спали, и все герои снова стали равными. Ни­кто не лучше и не хуже других. Что при этом вы видите друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Что вы чув­ствуете? Расскажите об этом друг другу». (1-2 минуты)

Обсуждение. Вопросы для обсуждения:

• Что дает ощущение, что ты Король?

• Есть ли что-то неприятное в превосходстве?

• Какие есть преимущества у «Ослиной шкуры»?

• А какие недостатки?

• Какие преимущества дает равноправие?

• Бывали ли в твоей жизни моменты, когда ты был Коро­лем? А «Ослиной шкурой»?

«Сон героя» (упражнение)

Для того чтобы человек мог справляться с ежедневными проблемами, ему нужен позитивный образ будущего. Особен­но это важно в наше время, когда ребята со всех сторон слы­шат о том, что ничего хорошего от будущего ожидать нельзя.

Ход работы. «Мы долго путешествовали и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Пред­ставьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет... (15 секунд)

Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет... Где вы живете... Что вы делаете... (15секунд)

Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто нахо­дится рядом с вами? (15 секунд)

Теперь сделайте три глубоких выдоха. Потянитесь, напря­гите и затем расслабьте все свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что вы увидели о самом себе.

Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и запишите, какие вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто бу­дет рядом, как вы достигли этого и т. д.» (10 минут)

Когда листочки заполнены образами будущего, подростки вновь занимают свои места в кругу, где проводится обсуждение:

• Довольны ли вы увиденным образом будущего?

• Что понравилось больше всего?

• Было ли что-то, что не понравилось?

118

• Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?

ЛАБИРИНТЫ Я (Н. А. САКОВИЧ) Коррекционно-развивающая программа для подростков

Трудности и противоречия, связанные с формированием Я-концепции подростка и влияющие на характер его взаимо­действия с социальным окружением, с референтной группой, с близкими людьми, нередко создавая атмосферу страха, вызы­вая ощущение «одиночества среди толпы», рождая чувства не­уверенности, замешательства, бессилия, а подчас и агрессии, можно преодолеть. Опыт, приобретенный на занятиях програм­мы «Лабиринты Я», оказывает не только эффект «поддержки» в сложный для подростков период, но и создает определенный социально-психологический «иммунитет», помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении. Новые положительные Я-схемы («Я значу», «Я любим», «Я могу» и т. п.), а также новые умения и навыки, которые формируются в процессе программы, как показала практика, помогают эф­фективно преодолевать сложности реального мира.

Цель. Содействие формированию позитивной Я-концеп­ции подростков «группы риска».

Задачи:

1) накопление эмоционально-положительного опыта;

2) снятие напряжения, тревожности, агрессивности;

3) формирование мотивации на самопознание;

4) развитие интереса к себе; 5)позитивизация Я-схем;

6) повышение самооценки;

7) повышение уверенности в себе;

8) развитие вариативности мышления;

9) стимулирование творческого самовыражения. Необходимые материалы. Бумага разного формата,

обои, ватман. Краски акварельные или гуашь. Карандаши, фло­мастеры, восковые мелки. Цветная бумага, фольга, журналы с картинками. Клей, кисточки, ножницы. Материалы для изготов­ления марионетки. Материалы для изготовления «Волшебной

119

краски». Несколько клубочков шерстяных ниток. Воздушные шары.

Группа. Число участников: 8-12 человек. Возраст участни­ков: 14-15 лет.

ЗАНЯТИЕ 1. «ВСТРЕЧА СО СКАЗКОЙ ДЕТСТВА»

«Имя» (игра)

Задача. Знакомство участников.

Ход работы. Каждый участник называет свое имя. Затем на первую и последнюю буквы своего имени он называет свои качества, которые ему помогают и мешают в общении. Зна­комство происходит по кругу.

Принятие групповых норм

После знакомства нужно рассказать участникам о группо­вых нормах и помочь принять их.

1. Правило «Здесь и теперь» — предметом анализа и об­суждения могут являться те процессы, которые происходят в группе в данный момент. Этот же принцип распространяется на чувства, мысли и переживания. Подросткам следует проде­монстрировать важность того, что происходит именно сейчас. Это позволит им в процессе занятий сосредоточить внимание на себе и будет способствовать развитию навыков самоанали­за и рефлексии.

2. Искренность и открытость — соглашение о том, чтобы не лицемерить и не лгать. Самораскрытие, направленное на другого, позволяет стать самим собой, получить и предоста­вить честную обратную связь.

3. Принцип «Я» — основное внимание сосредоточено на процессах самопознания, самоанализе и рефлексии. Оценка другого осуществляется через высказывание собственных чувств и переживаний. Допустимы только Я-высказывания.

4. Активность — желательно активное участие всех.

5. Конфиденциальность — вся информация относительно конкретных участников должна сохраняться в группе — это усло­вие психологической безопасности и самораскрытия.

120

«Ассоциации» (разогрев)

Группа делится на пары. Каждый участник на листе бумаги рисует на своего партнера ассоциации (если бы он был цве­том, предметом, животным, музыкальным направлением, то каким?). На эту работу отводится 10 минут. Когда ассоциации готовы, можно с их помощью представить своего партнера.

Для составления ассоциативного ряда можно воспользо­ваться готовыми образами, вырезав их из журнала и наклеив на бумагу.

«Рисунок на сказочную тему» (основное задание)

Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать любимую сказку дет­ства или любимого сказочного героя.

Обсуждение. Как следует проводить обсуждение? Пред­лагаем следующую схему, в основу которой положены реко­мендации J. Bowers (1992):

1. Дайте подростку рассказать о своей работе так, как он этого хочет, — это основополагающее, «золотое» правило.

2. Попросите подростка прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы как персонажи. Следование этому плану поможет избежать преждевременных предположений относи­тельно содержания работы.

3. Попросите подростка описать работу от первого лица и возможно, сделать это с каждым из элементов изображения. Он может построить диалоги между отдельными частями работы независимо от того, являются ли эти части персонажами, гео­метрическими формами или объектами. Комментарии подрост­ка могут касаться внешних или внутренних свойств предмета

4. Если ребенок не знает, что означает та или иная часть изображения, психолог может дать объяснение, однако следу­ет спросить подростка, насколько это объяснение представля­ется ему верным.

5. Побуждайте подростка фокусировать внимание на цве тах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает, фокусируясь на цвете, он может что-то осознать.

6. Помогайте подростку осознать связь между его выска зываниями о работе или ее частях и его жизненной ситуацией

121

осторожно задавая ему вопросы о том, что в его жизни проис­ходит и как это может отражать его работа.

7. Обратите особое внимание на отсутствующие части изо­бражения и пустые пространства на рисунке.

8. Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображенному, в осо­бенности если есть основания для такого предположения. Если изображение не соответствует реальному образу, это может быть изображение подростка с сильным Эго, уверенного в себе, либо нереалистический (идеальный) образ «Я» ребенка со слабым Эго.

9. Просите подростка рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее за­вершения. Необходимо спрашивать о самочувствии ребенка в разные периоды работы; таким образом можно избежать мно­гих защитных реакций.

10. Предоставьте подростку возможность работать в удоб­ном для него темпе и с сознанием того, что он будет изобра­жать нечто, что может изобразить, и отражать те состояния, которые он готов отражать.

11. Стремитесь выделить в работах подростков наиболее устойчивые темы и образы. Со временем каждый подросток будет готов увидеть в своих работах единые смысловые линии.

Каждый берет в руки свою работу и садится в круг. Далее необходимо представить свою работу, рассказать, что нравит­ся в герое, почему выбрана та или иная сказка и т. д., по пред­ложенной выше схеме обсуждения.

«Первое впечатление» (завершение работы)

Группа сидит в кругу. «Посмотрите еще раз, пожалуйста, на соседей справа и слева. Прежде чем вы пойдете домой, встаньте и скажите ребятам, с которыми сегодня познакоми­лись, каждому в отдельности, что вам понравилось в них».

ЗАНЯТИЕ 2. «УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВА»

«Воздушные шарики» (разогрев)

Задачи. Усиление чувства группы, создание положитель­ного эмоционального настроя.

122

Ход работы. Все участники стоят в кругу. «Сегодня на за­нятии мы с вами будем использовать воздушные шары. Пред­лагаю начать вот с этого шара (ведущий держит в руках один воздушный шар). Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали».

Второй круг: шар передается только ногами (сжав шар коленками).

Третий круг: шар передается с помощью головы (шар при­жимается головой к плечу).

«Существа из шариков» (основное задание)

Все участники возвращаются на свои места. Психолог дает в руки каждому по надутому воздушному шару. «Когда-то дав­но на земле жили удивительные существа. Они выводились из яиц и были полностью отличны друг от друга. Падение метео­рита на землю остановило их существование. Но мы с вами можем сейчас закрыть глаза, представить, что в руках у каждо­го из нас яйцо удивительного существа, которое готово вылу­питься и выйти на свет. Давайте представим, кто же вылупится из яйца, как это существо будет выглядеть, какое оно будет по характеру. Затем нарисуйте, пожалуйста, это существо, приду­майте ему имя и историю его жизни».

Психолог включает приятную, специально подобранную музыку.

Обсуждение. В руках каждого участника находится изоб­ражение вылупившегося из его шарика существа. Каждый дол­жен назвать его, представить и рассказать его историю.

«Первое впечатление — 2» (завершение работы)

Задачи. Установление позитивной, поддерживающей об­ратной связи, что способствует переносу результатов занятия в повседневную жизнь участников. Что особенно важно для подростков с негативной Я-концепцией, данное упражнение позволяет им «потренироваться» в получении позитивной об­ратной связи, в нахождении адекватных формулировок для своих впечатлений.

Ход работы. «Вспомните, пожалуйста, тот момент, когда вы впервые увидели своего соседа слева. Вспомните первое

123

впечатление от контакта с ним. Сейчас каждый по кругу выска­жет свои первые впечатления».

ЗАНЯТИЕ 3. «ЗА МАСКОЙ»

«Общий признак» (разогрев)

Задачи. Снижение напряженности, повышение настроения, активизация внимания и мыслительных процессов.

Ход работы. Участники садятся в круг, в центре которого стоит психолог. «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предла­гает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза», — и все, у кого карие глаза, должны поме­няться местами».

При этом ведущий тоже принимает участие в игре и дол­жен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить подростков: «Как вы себя чувствуете?»

«Создай маску» (основное задание)

Ход работы. Подросткам предлагается сделать маску. Главное, чтобы маска каждого отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует расска­зать о том, для чего в разных культурах применяются маски, что маска может означать для человека, одевшего ее.

На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подрост­ка, определяется место для глаз и рта и затем с использовани­ем красок, карандашей, журналов и других материалов маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил.

После завершения изображения маску необходимо выре­зать, надеть себе на лицо.

Обсуждение. По очереди «оживают» маски всех участни­ков и каждой маске предоставляется время для выступления. Психолог обращается к ним с вопросом, что они хотели бы рассказать о своем владельце. Затем группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на

124

себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала эта маска на предыдущем этапе. Другой ребенок в паре должен проговорить то, что он чувствует, когда видит эту мас­ку и слышит эти слова.

«Сильные стороны» (завершение работы)

Задачи. Создание положительного эмоционального на­строя в конце занятия, получение каждым подростком личност­ной обратной связи, которая так важна для него.

Ход работы. «Закончим сегодняшний день так: бросая по очереди мяч друг другу! будем говорить о сильных сторонах того, кому направляем мяч. Мяч должен побывать у каждого».

ЗАНЯТИЕ 4. «ТЕАТР МАСОК»

«Путаница» (разогрев)

Задача. Манипуляция психологическими пространствами с целью тренировки реакции подростков на трансформацию зон комфорта.

Ход работы. «Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу».

Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

«Драматизация с масками» (основное задание)

Ход работы. «Сейчас каждый из вас возьмет в руки свою маску, которую изготовил на прошлом занятии. Мы уже знако­мы с ними. Ваша задача— сначала придумать историю, в кото­рой будут участвовать эти маски, а затем проиграть ее. В сю­жете и драматизации обязательно должны быть задействова­ны все маски».

Время на выполнение этого задания — 30 минут.

Лучше не помогать подросткам придумывать историю. Они сами должны решить, кто будет сценаристом, кто — режиссером,

125

либо они найдут групповое решение. Когда история будет готова, можно помочь им, в случае необходимости, организовать про­странство для драматизации. Поскольку важны спонтанность и импровизация, представление начинается без предварительных репетиций.

Обсуждение. Участники возвращаются в круг. Каждому подростку предлагается рассказать о своих чувствах и пережи­ваниях, связанных с работой, о том опыте (негативном или позитивном), который он получил.

Драматизация, в которой наиболее полно реализуются основные принципы личностного роста подростков — событий­ность, театральность, демократичность, экологичность, — по­зволила подросткам «примерить» различные маски и роли, получая в психологически защищенной комфортной обстанов­ке тот опыт, который они смогут применить в реальной жизни. Следующее за ней обсуждение происходившего направлено на то, чтобы они научились проговаривать свои переживания и принимать переживания других.

«Покажи пальцем» (завершение работы)

Задача. Реализация обратной связи в группе.

Ход работы. Участники садятся в круг. Психолог просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. За­тем он предлагает показывать пальцем на того, кто, с точки зрения каждого участника, обладает определенным свойством. Он задает следующие вопросы: «Покажите самого активного сегодня. Самого веселого. Самого обаятельного. Того, кто сегодня удивил. Того, кто помог вам сегодня. Того, кто был звездой группы. Того, кто особенно много шутил и т. д.»

ЗАНЯТИЕ 5. «МНОГОГРАННОЕ „Я"»

«Шеренга» (разогрев)

Задачи. Осознание невербальных средств установления контакта, апробация их в безопасных условиях группы, предо­ставление шанса проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, что,

126

прежде всего, необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход работы. «Сейчас вам предстоит построиться в ше­ренгу по цвету глаз: от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали».

На построение дается 2 минуты. Затем предлагается постро­иться по цвету волос: от самых светлых к самым темным. Усло­вия те же.

Последнее задание самое сложное: необходимо постро­иться по росту с закрытыми глазами и не разговаривая.

По окончании психолог может задать вопросы: «Что вы сей­час чувствуете?», «Что вам больше всего понравилось?» и др.

Коллаж «Грани моего „Я"» (основное задание)

Ход работы. «Необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них на листе бума­ги составить композицию на заданную тему. Если в компози­ции чего-либо не хватает и этого не нашлось в предлагаемых журналах, то вы можете дорисовать или дописать все необхо­димое самостоятельно».

Во время работы над коллажем может звучать приятная музыка. Время работы — 30 минут.

Обсуждение. Все участники возвращаются в круг и пред­ставляют свои коллажи. Хорошо, если подростки раскроют значение каждого символа в их коллаже. Это позволит глубже осознать составляющие Я-концепции каждого.

«Комплименты» (завершение работы)

Задачи. Стабилизация и повышение самооценки подрост­ков, актуализация их личностных ресурсов.

Ход работы. Участники делятся на две группы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круг стоят лицом друг к другу- «Сейчас я засеку время — одну минуту, — в течение которой те, кто стоят во внешнем круге, будут гово­рить комплименты стоящему напротив участнику из внутрен­него круга. Через минуту они меняются, и стоящие во внутрен­нем круге говорят комплименты стоящим напротив участникам внешнего круга. Затем внешний круг передвигается по часо­вой стрелке на одного человека, и задание повторяется уже с

127

другими партнерами. Внешний круг двигается, пока первые пары не совпадут».

ЗАНЯТИЕ 6. «ЛЮДИ И КУКЛЫ»

«Атомы» (разогрев)

Ход работы. Все участники становятся в круг. «Предста­вим себе, что всё мы— атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Здесь оно будет зависеть от того, какое число назову я. Все мы сейчас начнем быстро двигаться по комнате, и я время от времени буду говорить какое-то чис­ло. И тогда атомы должны объединиться в молекулы соответ­ственно этому числу».

Обсуждение. По окончании упражнения психолог может спросить у подростков: «Как вы себя чувствуете?», «Что вам понравилось?» и т. д.

Изготовление марионетки (основное задание)

Задачи. Психодиагностика, развитие интереса к себе, повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции, развитие саморегуляции и самоуправления.

Необходимые материалы. Два куска ткани размером 50 х 50 см для верхнего платья и 70 х 70 см для нижнего платья (брюк). Футляр от киндер-сюрприза, как основа для головы. 4-5 мелких предметов: бусинки, кнопки, скобки, бисер и т. п. Эти предметы помещаются в футляр от киндерсюрприза. Каждый предмет наделяется качеством, которого у подростка нет, но которое ему хотелось бы иметь или развить в себе (эффект «моз­гов» Страшилы из сказки «Волшебник изумрудного города»). При движении марионетки мелкие предметы в футляре будут шу­меть, создавая тем самым эффект действия заложенных качеств, их присутствия. Вата для головы и рук. Чулок для головы и рук. Нитки, мочалка, магнитная лента от аудиокассеты либо что-то другое для изготовления волос. Пуговицы или клеящаяся бума­га для глаз и рта. Нитки типа ирис для «подвязывания» марио­нетки. 2 иглы (маленькая и большая), ножницы, клей. Украшения для марионетки.

128

Ход работы. «Вам нужно изготовить свой автопортрет-ма­рионетку. Портретное сходство необязательно. Важно, чтобы кукла передавала основные черты характера того, кто ее делает».

Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от киндерсюрприза (с начинкой из мелких предметов) плотно оборачивается ватой. Если у куклы должна быть большая голо­ва, значит, ваты понадобится побольше. После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цве­та, который сшивается на «затылке» куклы. Затем поверх обли­цованной основы голова снова обтягивается чулком телесного цвета или другой тканью для лица (куклу можно сделать темно­кожей, розовой и т. д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» из ткани или чулка не менее 5 см. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.

Костюм куклы (верхнее платье) шьется из цветной краси­вой ткани размером 50x50 см. В кусочке ткани надрезается середина, куда продевается «шея-хвостик» куклы. Далее ткань расправляется и пришивается к «шее» куклы.

Для изготовления нижнего платья рекомендуется взять ткань размером 70 х 70 см. В середине кусочка нужно сделать малень­кую дырочку и просунуть в нее «хвостик», к которому уже при­шито «верхнее платье». Далее «нижнее платье» тоже пришива­ется к «шее» куклы. Для того чтобы пришить руки, нужно поло­жить куклу на стол, разложить «верхнее платье» треугольником и, слегка подвернув ткань в двух верхних углах вовнутрь, при­шить туда руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее нужно вырезать два прямоугольника разме­ром 7x4см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты, следует подумать об украшении куклы: сделать ей при­ческу, дополнительные детали костюма — все, что подскажет воображение изготовителей куклы-автопортрета.

Когда кукла будет полностью готова, можно ее «подвязать». Для этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет ирис). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков. Таким образом кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Длина нити над головой куклы должна быть не больше 12-15 см, чтобы ребенку было удобно ей управлять. Концы нити связываются.

129

Подвязать руки можно следующим образом: один конец длин­ной нити привязывается к запястью правой руки куклы, а дру­гой к левому запястью. Кукла-автопортрет готова.

Психолог совместно с участниками группы изготавливает марионетку, демонстрируя на ней все этапы работы. При этом не стоит тратить много времени на украшение марионетки, это мож­но будет сделать дома. Время работы — 40 минут. Эта работа проходит под музыкальное сопровождение. Музыка должна быть спокойной, гармонизирующей эмоциональное состояние.

Обсуждение. Участники возвращаются в круг. У каждого в руках своя марионетка. Необходимо представить ее, назвать имя, рассказать о ее характере, предназначении и др. Важно, чтобы участники познакомились со всеми марионетками.

Подростки должны рассказать также о тех чувствах, кото­рые у них вызывают их марионетки.

«Представление марионеток» (завершение работы)

Задачи. Осознание регулятивных ресурсов, гармонизация эмоционального состояния группы, снижение напряженности, в том числе и телесной, более глубокое знакомство друг с другом и самим собой.

Ход работы. Участники становятся в круг, держа в руках марионетки. «Сейчас каждый из вас должен представить свою марионетку по очереди всем другим. Марионетки должны «по­знакомиться» друг с другом и сказать друг другу, чем одна нравится другой. Будьте внимательны, вы должны познакомить­ся со всеми марионетками».

Ребята могут забрать марионеток домой, но необходимо предупредить их о том, чтобы они не забыли их принести на следующее занятие. Если марионетки не нуждаются в допол­нительной доработке дома, можно оставить их до следующего занятия у психолога.

ЗАНЯТИЕ 7. «ВЕСЬ МИР — ТЕАТР»

«Стул» (разогрев)

Ход работы. Из круга убирается один стул. Участники вста­ют вокруг оставшихся стульев. «Сейчас мы все будем хаотично

130

двигаться по комнате. По команде «Стул!» каждый должен за­нять стул, который ближе всего к нему находится. Ведущий тоже двигается со всеми и неожиданно подает команду, занимая сво­бодный стул. Тот, кто остался без стула, становится ведущим». Время игры — 5-7 минут.

Импровизация с марионеткой (основное задание)

Задача. Обучение управлению собой, своими чувствами и эмоциями посредством управления своей марионеткой.

Ход работы. Участники садятся в круг. У каждого в руках его марионетка. «Сейчас вам необходимо будет придумать сказку с участием сказочных героев — ваших марионеток, а затем разыграть ее на импровизированной сцене».

Время на подготовку — 20 минут.

Каждая марионетка должна быть задействована в этой сказ­ке. Импровизированная сцена делается из трех стульев, постав­ленных вплотную друг к другу. Три сиденья образуют сцену. За спинки стульев подростки будут заходить, чтобы оттуда «водить» марионетку по «сцене». Можно задрапировать стулья занавес­кой или какой-либо другой, заранее заготовленной тканью.

При необходимости, подростки могут воспользоваться му­зыкальными инструментами или аудиозаписями (чтобы озвучить роли и события). Хорошо, если у психолога окажется достаточ­ный выбор не только музыки для медитаций, но и молодежной, модной музыки. Можно накануне предложить подросткам прине­сти свои кассеты.

После того как сказка готова, подростки проигрывают ее на импровизированной сцене.

Обсуждение. Участники садятся в круг. Каждому подростку предлагается поделиться своими чувствами, переживаниями после проделанной работы, полученным опытом (позитивным или негативным).

«Комплименты — 2» (завершение работы)

Задача. Создание эмоционально-положительного настроя, повышение самооценки.

Ход работы. «Сейчас мы всем по очереди будем делать комплименты. Начнем с Максима. Посмотрите на него. Вспом­ните его действия, мысли, то, как он говорит, смеется. А те­перь мы все по очереди сделаем ему комплимент».

131

Упражнение проводится по кругу, пока каждый подросток не получит свою «норму» комплиментов.

ЗАНЯТИЕ 8. «ЦВЕТА ЖИЗНИ»

«Броуновское движение» (разогрев)

Задачи. Развитие способности пространственного взаи­модействия, стабилизация уровня психофизиологической ак­тивности.

Ход работы. Пространство с помощью стульев организо­вано по типу лабиринта. «Сейчас каждому будут завязаны гла­за. Затем один из вас получит шапку, которую он наденет на голову. Ваша задача — пройти по лабиринту из стульев, найти в нем участника в шапке и «прицепиться» к нему или к тому, кто нашел его ранее и уже стоит за ним. Когда выстроится цепочка из всех участников, будет дана команда снять повязки».

«Волшебные краски» (основное задание)

Ход работы. Рецепт краски и процесс работы описан выше, в разделе работы с дошкольниками и младшими школь­никами. Эта технология может широко использоваться и с под­ростками, и даже со взрослыми. Весь процесс идентичен ра­боте с младшими детьми. Подростки также изготавливают крас­ку своими руками, смешивая поочередно все ингредиенты. Когда краска готова, начинается работа над созданием раз­личных образов под специально подобранную музыку. Упор делается на творческое самовыражение, «открытие» внутрен­них ресурсов и гармонизацию эмоционального состояния.

Картон, как и другой изобразительный материал, лежит на отдельном столе. В процессе рисования у подростков должна быть возможность в случае необходимости подойти к этому столу и взять то, что им потребуется.

По времени этот этап работы занимает 20-25 минут.

Готовые работы раскладываются на свободном месте, орга­низуя выставку. В течение 5 минут выставка работает. В это время продолжает играть музыка. Каждый может «посетить» выставку и рассмотреть работы.

Обсуждение. Участники садятся в круг, обсуждение про­водится по предложенной выше схеме.

132

«Прощание» (завершение работы)

«Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить в центр круга и прощаться с нами каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, прощаясь с ним».

ЗАНЯТИЕ 9. «ЯРМАРКА ИДЕЙ»

«Невербальное приветствие» (разогрев)

Задачи. Повышение степени внимания друг к другу, со­здание благоприятной для работы атмосферы.

Ход работы. «Сегодня мы начнем наше занятие с того, что поздороваемся друг с другом. Способы приветствия не долж­ны повторяться, и делать это нужно невербально (без слов). Будьте внимательны, не пропустите никого».

«Создание групповой композиции» (основное задание)

Необходимые материалы. 4-6 листов ватмана, скреплен­ных скотчем в виде квадрата; различные изобразительные материалы, фольга, пленка для пищевых продуктов (в рулоне), обрезки меха, ткани, поролона; различные журналы; клей; нож­ницы; клубки старых шерстяных или других ниток; коробочки из-под чая, мыла, конфет, сигарет; несколько пустых пластико­вых бутылок; елочная гирлянда. Для такой работы нужна также разнообразная музыка, которую подростки могут сами подо­брать для своей композиции.

Ход работы. Пространство для работы организовано та­ким образом, чтобы каждый мог легко подойти к столу с раз­личными изобразительными материалами и к месту создания групповой композиции.

Тема групповой композиции (инсталляции) может быть опре­делена заранее психологом в соответствии с его целями, но мне кажется, более интересной для подростков будет работа над темой, выбранной ими самостоятельно. В этом случае подрост­кам предлагается подумать и назвать различные темы, над ко­торыми они хотели бы поработать. Один из них должен фик­сировать названия тем на листе бумаги. Затем следует, огласив весь список, проголосовать за наиболее интересный вариант.

133

Условие голосования: голосовать можно только один раз. Прини­мается тема, набравшая самое большое количество голосов.

Подготовленный заранее ватман помещается в центр ком­наты. Участники рассаживаются вокруг него.

«Сейчас, используя предложенные материалы, вы созда­дите групповую композицию на тему... Участвовать в этой ра­боте должен каждый».

Время на работу — около 30-35 минут.

С самого начала работы включается выбранная подростка­ми фоновая музыка, которая соответствует теме.

Обсуждение. Участники рассаживаются вокруг групповой композиции. В течение 5-7 минут необходимо придумать к ком­позиции частушки, черный юмор, историю, сказку, афоризм, что-то еще. Можно использовать готовый материал: известные сти­хи, куплеты песен и т. д. Главное, чтобы он подходил к теме ком­позиции. Затем по кругу каждый подросток зачитывает то, что подготовил. После этого необходимо обсудить групповую рабо­ту, проговорить свои чувства, переживания, полученный опыт. Можно воспользоваться схемой обсуждения.

«Подарок» (завершение работы)

Задачи. Расширение эмоционально-положительного опы­та, открытие внутренних ресурсов.

Ход работы. «Сейчас каждый из вас сможет сделать дру­гому подарок. Необходимо представить, что это будет, а это должно быть что-то очень важное и очень нужное тому, кому вы его хотите вручить. Затем изобразите этот подарок с помо­щью рук (невербально) и передайте тому, кому он предназна­чен. Будьте внимательны, подарки должны получить все».

Лучше, когда дети выполняют это упражнение по кругу.

ЗАНЯТИЕ 10. «ОКНА В БУДУЩЕЕ»

«Лабиринт» (разогрев)

Ход работы. Участники встают в круг, взявшись за руки. Через плечо ведущего перекинут круг из корсажной ленты (раз­мер ленты: ширина 1,5-2 см, длина 2 м 20 см, концы сшиты или связаны крепким узлом).

134

«Сейчас мы будем путешествовать по лабиринту. Не раз­нимая рук, необходимо пройти через этот круг. Только помогая друг другу, мы можем справиться с этим заданием. Если кто-то разнимет руки, лабиринт начинается сначала».

Второй этап игры можно усложнить, свернув ленту вдвое, таким образом сузив проход лабиринта.

Подростковый триптих «Окно» (основное задание)

Задачи. Интеграция опыта, интеграция Я-схем прошлого, настоящего и будущего, преодоление ролевого смешения и достижение эго-идентичности.

Необходимые материалы. Восковые мелки или каранда­ши, по три одинаковых листа бумаги на каждого, скотч для креп­ления частей триптиха.

Ход работы. «Перед каждым из вас три оконных стекла од­ного окна, что в искусстве называется триптих — картина состоит из трех объединенных частей. Представьте, что вы смотрите че­рез каждое стекло и видите себя в разные периоды своей жизни: в прошлом, настоящем, будущем. Для каждого стекла можно создать свое обрамление. Начните с прошлого. Обращайтесь к вашей памяти и воображению. Затем всмотритесь в настоящее и будущее. Каждую часть триптиха можно подписать. Приступайте».

Рисунки можно прикреплять к стене комнаты либо скреп­лять между собой на столе или полу. Первым рисуется Прошлое, затем Настоящее и Будущее. Они скрепляются между собой в этом порядке, чтоб получился триптих.

По окончании работы организуется выставка триптихов. Под­росткам необходимо дать время, чтобы познакомиться с работа­ми других.

Обсуждение. Обсуждая триптих, необходимо остановить­ся на каждой его детали. Подросток может вставать с места, подходить к своей работе и рассказывать о том, что вложил в нее. Важно также, чтобы он смог поделиться своими чувствами и переживаниями, связанными с процессом создания и уже го­товой работой.

«Ожерелье пожеланий» (завершение работы)

Задача. Интеграция эмоционально-положительного опы­та, полученного на занятиях.

135

Ход работы. В центре комнаты стоит стул, на котором лежат заранее подготовленные по числу участников отрезки шерстяной нити по 60 см и достаточно большое количество от­резков шерстяной нити по 10 см разного цвета.

«Сейчас каждый из вас возьмет себе один отрезок нити, который побольше, и, повесив его на грудь, завяжет узелком, сделав основу под «Ожерелье пожеланий». Затем каждый бе­рет несколько маленьких отрезков разных цветов, каждый из которых он будет привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своим пожеланием. Очень важно пожелать чело­веку то, что ему действительно нужно. Будьте внимательны, не пропустите никого».

В результате у каждого на груди должно получиться «Оже­релье пожеланий» из разноцветных ниточек, закрепленных в разных местах, разными способами.

Подведение итогов

Так как это последнее занятие, необходимо подвести ито­ги проделанной работы. Можно предложить подросткам напи­сать на ватмане маркерами, чему они научились, какими стали, что им дали эти занятия. Хорошо, если каждый подросток по кругу расскажет о том, с чем он уходит с этих занятий, поде­лится своими планами на будущее, выразит пожелания другим участникам.

Психолог тоже может остановиться на каждом подростке и дать каждому положительную обратную связь, пожелания на будущее.

МОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (Т. В. КУНИГЕЛЬ)

Коррекционно-развивающие занятия для подростков

Занятия данной программы представляют собой совокуп­ность рисуночных заданий, тестов, психогимнастических упраж­нений и экспериментов, направленных на то, чтобы помочь под­росткам освоить разные виды творческого и осмысленного вре­мяпрепровождения и расширить их временную перспективу.

136

Выбор арттехнологий не случаен, ибо что, как не художе­ственное творчество, способно открыть созидательную сторо­ну человека, пробудить в нем Творца, активизировать личност­ные ресурсы и показать ему его индивидуальность и неповто­римость. Именно с помощью творческих заданий можно удовлетворить потребность подростка в «путешествиях», в стремлении найти другой мир, где его понимают, любят, при­нимают, мир, в котором он герой, способный вынести тяготы и боль жизни.

Изучение подростком других миров на таких занятиях на­чинается с познания такого близкого, однако такого незнако­мого мира — самого себя. Акцент в работе психолога стоит на формировании у подростка осознанности, осмысленности своего бытия и самого себя. Co-бытие, которым, по сути, яв­ляются групповые занятия, дает возможность заглянуть не только в собственный мир, но и посетить другие миры, не только узнать свое время и расширить его, но и побывать в «другом» времени — времени другого человека. Наряду с ак­тивно используемыми в ходе занятий заданиями и упражне­ниями творческого характера, регулярно используется техни­ка «Ритмическое эхо». Она помогает решать задачи развития чувствительности к собственной двигательной активности, проявлениям других участников, а также задачу формирова­ния децентрации, осознавания различия позиций «главный — подчиненный», снятия мышечных зажимов и развития коор­динации — не только двигательной, но и позиционной, миро­воззренческой.

Задачи:

1) укрепление идентичности, определение границ своего «Я»;

2) развитие внутренних критериев самооценки;

3) формирование интереса к себе и к другим;

4) поддержка и развитие творческого самовыражения;

5) тренировка навыков самоконтроля и постановки цели;

6) накопление эмоционально-положительного опыта и'по­вышение внимания к происходящим изменениям в самом себе и у других;

7) формирование осознания необходимости самопознания;

8) развитие вариативности мышления.

137

ЗАНЯТИЕ 1. «ЗНАКОМСТВО»

Задачи:

1)установление контакта;

2) создание положительной мотивации к предстоящему циклу занятий;

3) освоение приемов самодиагностики и способов само­раскрытия и самовыражения.

Знакомство с ведущим

Участникам предлагается, рассмотрев кабинет, определить, чем любит заниматься человек, работающий в нем.

Знакомство друг с другом

Дается задание нарисовать свою комнату или свое место в квартире, а затем назвать себя и рассказать о себе, используя рисунок. Психолог может обратиться к каждому из участников группы с вопросом: «Если бы я пришла к тебе домой, что я мог­ла бы узнать о тебе, просто рассматривая твою комнату?»

«Каракули» (упражнение)

Участникам предлагается нарисовать на листе бумаги не­сколько непроизвольных линий и передать свой рисунок сосе­ду слева. Тот, в свою очередь, передает свои каракули также соседу слева. И все одновременно получают чужие каракули. Необходимо увидеть в каракулях какой-либо образ и дорисо­вать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.

«Ритмическое эхо» (разминка)

Под музыку участники группы («эхо») повторяют за веду­щим те движения, которые он показывает: танцевальные, гим­настические, голосовые, мимические. Задача ведущего — до­биться синхронизации движений всех членов группы, поэтому предлагаемые им движения должны быть посильными, инте­ресными, повторяющимися до тех пор, пока все не начинают выполнять их в едином ритме.

138

Упражнение выполняется на каждом занятии, что способ­ствует сплочению группы.

«Круг воли» (упражнение)

Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними — безвольный человек.

Затем даются определения волевых качеств. После этого предлагается за


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: