Наука в системе культуры. Основания науки: научные картины мира, стили научного мышления, идеалы и нормы научного исследования, философские основания

Наука занимает особое место в жизни людей. Наука – вершина развития культуры, успешно выполняет многие культурные функции. Науку зависит от общекульурных ценностей и традиций. Многообразие знаний объединено в ценность. Ценность достигается за счет основания науки. Основания науки вклюяает 3 блока: 1) идеалы и нормы научных исследования; 2) научные картины мира; 3) философия обоснования.

Первый блок: Знание д.б. доказано и обосновано, объяснено и описано, построено и организовано.

Второй блок: синтез знаний и общих представлений о мире, вырабатываемых на определеном этапе развития науки. Научные картины мира включает представление о природе и о жизни оющества.

Третий блок: это философия идеи и принципы, которые обосновывают идеалы и нормы науки. Любая новая идея, прежде чем стать постулатом, должна пройти через процедуру Философские обоснования.

Философские основания активно участвуют в построении новые теорий, они используются при построении новых картин реальности и представление о мире.

Вопрос 14

Развитие и прогресс научного знания. Дифференциация, интеграция, взаимодействие наук. Основные дилеммы в осмыслении характера развития науки: индуктивизм и дедуктивизм, кумулятивизм и антикумулятивизм, интернализм и экстернализм.

Развитие научное знания получило название научной ревалюции. Основания науки обеспечивает рост знания до тех пор пока изучаемые объекты не будут соответствовать сложившимся идеалам и нормам исследовании но по мере развития науки она может столкнутся с принципом новом типами объектов. Это предполагает перестановку научных знания, оснований науки. Это знаменует глобальную научную ревалюцию.

 В истории науки существуют 2 методологичих направлении: интернализм и экстернализм.

Интернализм: науч идеи подчиняются внутренныи закономерностям, независимо от кождого человека и от периода времени.

Экстернализм: научные идеи определяют внешными социальными факторами.

Кумулятивизм: рассматривает историю науки как поступательный, прогрессивный процесс. Каждый последующий шаг опираетсь на предыдущий.

Антикумулятивизм: не воспринимает развитие науки как непрерывный процесс, развитие происходит прерывно, на основе научных ревалюции.

Индуктивизм: подлинный путь познания природы – движение от частного ко все большим обобщениям.

Дедуктивизм: наука должна опиратся на интуицию и дедукцию: из очевидных истин можно выводить достоверные знания.

 

Вопрос 15

Традиции и новации, революции в науке. Научные парадигмы и их смена, проблема соизмеримости парадигм.

Традиции в науке: нормальная наука опирается на одно или несколько науч достижений (парадигм). Эта традиция не тормоз, а необходимое условие накопления знаний. В традиции входят: 1) Символические обобщения; 2) концептуальные модели высказываний; 3) ценностные установки; 4) образцы решений конкретных задач и проблем.

Новации м.б. преднамеренными и непреднамеренными. Революция – это вид новаций, кот. отличаются от них своей значимостью. Науч рев-ции связаны с перестройкой основн. науч традиций и нередко изменяют сам стиль мышления.

Парадигмы – это признанные всеми науч достижения, кот. дают модель постановки проблем и их решение. Меняется отношение к парадигме, происходит обращение к философии, обсуждаются фундаментальные положения.

 

Вопрос 16

Научное творчество и научные открытия. Логические и интуитивные, социальные и культурные компоненты в научном поиске. Роль личности и научных сообществ в развитии науки.

В самом общем виде научные открытие можеть охарактеризовать как непосредственное видение. Сначала присутствует некоторое ощущение идеи, а потом она проясняется и уточняется. Выдвижение фундам принципов всегда связывалось с деятельностью гениев. Часто открытия делаются одновременно несколькими учеными. Фундамент открытия всегда исторически подготовлены, причем подготовлена не только сама проблема, но и компоненты ее решения. Научное сообщество включает всех ученых не только настоящих времен но и предшествующих поколений. Члены научные сообщества занимаются научностью деятельностью, ведут научных исследования. Их объединяют идеалы и ценности науки.

 

Вопрос 17

Система научной информации и коммуникации. Языки науки, их основные особенности; естественный и искусственный, формализованный языки.

Языки науки – важнейшее средство научного познания. для языка науки характерно определенность используемых терминов, понятий, стремление к четкости и однозначности утверждения, к строгой логичности всего материала. Все больше наук используют язык математики. В связи с математизацией науки в ней все шире используется особый прием теоретического мышления - формализация.

 Основные черты языка науки. Естественный и искусственный язык. Икусственные языки – для решения определенных задач. Формализоанные языки – логические или математические исчисления. При оценке значимости формализовнных языков часто имеют две крайности: их значение либо переоценивается либо недооценивается.

На базе естественного языка (русский, англ...) создаются языки науки: 1 тип: язык наблюдения, 2 тип: язык теории

Язык наблюдения - язык, в котором описывается экспериментальная ситуация.

Язык теории - язык, которым объясняется наблюдаемая ситуация. Это наблюдение описывается в терминах другой теории.

Язык философии - это метаязык максимальной общности, его вынуждены использовать все образованные люди. Метаязык – язык, на основе которого производится исследование другого языка.

 

Вопрос 18

Научная методология, ее уровни и типы. Методология и история науки. Понятие научного метода. Классификация методов науки и области их применения. Методология различных типов наук: естественных, социальных, гуманитарных, технических.

Научная методология призвана разрабатывать методы, нормы, приемы и правила для формирования и развития науч знания.

Выделяются 2 типа науч методологии:

1) Приемы и методы, присущие человеческому познанию (анализ, индукция);

2) Научные методы делятся на эмпирические и теоретические методы построения знания. Методология — учение о методе научных исследований.

А. Философская методология - совокупность философских рассуждений о методах науки

Б. Конкретно-научная - наиболее общие методологические разделы любой конкретной науки

В. Частные методики.

Высокая объективность и достоверность научного знания и его теоретический характер обеспечивается использованием разнообразных эмпирических (опытных) и теоретических методов научного исследования. Всякое научное исследование предполагает в начале постановку какой-то научной проблемы, представленной в форме вопроса. Затем формулируется гипотеза, потом проверка гипотезы путем научного наблюдения или научного эксперимента, которые подтвердили бы ее или опровергли. Наконец, интерполяция эмпирических фактов с целью создания теории.

Этап научного исследования, где получают опытные данные, называют эмпирическим уровнем научного познания, а этап формирования теории - теоретическим уровнем.

 

Вопрос 19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: