Структура научного знания: эмпирические и теоретические компоненты науки, их различия и взаимосвязи

Принято выделять два основных уровня научного исследования (в экспериментальных науках):

1.Эмпирический уровень

2.Теоретический уровень

К эмпирическому уровню относятся: те действия, которые связывают познающий субъект с познаваемой эксперимент. Все результаты фиксирующие эту деятельность (протоколы).

К теоретическому уровню относится более опосредованное познание благодаря которому ученые познают общее в объективном мире — законы.

Переход от эмпирического уровня к теоретическому является переходом от познания явления к познанию сущности.

К эмпирическому уровню обычно относятся следующие процедуры: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент и др.

Различие эмпирического и теоретического появляется в двух основных моментах:

1) В формах и методах научного исследования. 2) В языке науки.

 

Вопрос 20

Эмпирические научные знания и методы исследования. Факты науки и способы их обобщения. Эмпирические законы. Роль наблюдения, эксперимента, моделирования в науке, их связь с научной теорией.

Среди методов научного исследования различаются методы, эмпирические и теоретические уровния исследовании. Общелогические методы применяются на обоих уровнях, но они преломляются через систему специфических для каждого уровня приемов и методов. Методы используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования: идеализация, анализ, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, системный анализ.

К эмпирическому уровню обычно относятся следующие процедуры: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент.

Один из важнейших методов эмпирического познания - наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах.

Наблюдение как научный метод познания отличается от вненаучного наблюдения рядом особенностей: Оно связано с решением определенной научной проблемы. Научное наблюдение проводится с использованием наблюдательных и измерительных приборов.

Через измерение происходит переход от наблюдаемого в опыте к теоретическим обобщениям. Измерение может быть прямым и косвенным.

Прямое — непосредственное эмпирическое сравнение некоторого измеряемого свойства с эталоном. Косвенное — получение значения измеряемой величины на основе математической функциональной зависимости.

Недостатки наблюдения преодолеваются в эксперименте. Эксперимент — вид практической деятельности, состоящий в активном воздействии на объект изучения с целью его познания.

С помощь описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр для дальнейшей рациональной обработки. Описание подразделяется на два вида - качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур.

Научное знание в любой области науки представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов. Факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории.

Моделирование - изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели). Модель всегда соответствует объекту – оригиналу.

Моделирование включает в себя: 1) Построение модели., 2) Экспериментальное исследование этой модели., 3) Перенесение данных, полученных на изучаемый объект.

Метод моделирования тесно связан с системным подходом к объекту научного исследования, поскольку объектом моделирования всегда являются системы различной степени сложности.

 

Вопрос 21

Теоретический уровень научного знания. Методы теоретического исследования. Основные типы теоретического знания: теоретические модели и законы, развитые теории. Роль гипотез в науке.

К теоретическому уровню относится более опосредованное познание благодаря которому ученые познают общее в объективном мире — законы.

1) Метод построения развитой теории – аксиоматический метод. Задается набор исходных положений, нетребующих доказательств. Затем из них строится система выводных положений.

2) Гипотетическо-дедуктивный метод – системы дедуктивно связанных гипотез, из которых выводят утверждения об эмпирических фактах.

Переход от эмпирического уровня к теоретическому является переходом от познания явления к познанию сущности. Одной из важнейших форм научного познания является научная гипотеза. Переход от фактов к теории осуществляется с помощью ряда методов, важнейшим из которых является индукция.

Научная гипотеза как путь к построению теории. Научное объяснение и предсказание. Гипотеза - промежуточное звено между опытом и теорией. Переход от простых эмпирических построений к теоретическим - опосредуется путем формулирования гипотез.

Теория - система логически взаимосвязанных суждений, отображающих объективные законы.

Гипотеза - система логически взаимосвязанных суждений в которых формулируется предположение об объективных законах.

Гипотеза и теория различаются не по логической структуре, а по степени обоснованности. Гипотеза - менее обоснованное знание.

 

Вопрос 22

Формализация и математические методы современной науки. Наука и ЭВМ. Математическое моделирование: методологические аспекты.

В связи с математизацией науки в ней все шире используется особый прием теоретического мышления - формализация. Этот прием заключается в построении математических моделей, раскрывающих изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся на плоскость оперирования со знаками, формулами. Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели). Математическое моделировние имеет три вида: предметно-математическое моделирование, Абстрактно-математическое, Логико- информационное моделирование (на ЭВМ).

 

Вопрос 23

Наука, техника, технология. Философия техники. Технические науки, их специфика и связь с естествознанием и математикой. Эмпирические и теоретические компоненты в технических науках.

Результаты научных исследований широко применяются для совершенствования существующих и создания новых технологий.

Философия техники исследует феномен техники в целом и ее место в общественном развитии.

Для выявления специфики технических наук, их сопоставляют с естественными науками. Естественные и технические науки – это равноправные дисциплины. В технических науках выделяются фундаментальные и прикладные исследования. Важную роль здесь сыграла математика. Технические науки заимствовали как теоретические так и экспериментальные методы науки. Они стимулируют развитие естественных наук. Специфика технических наук – инженерная деятельность заменяет эксперимент. Эмпирические компоненты: технические и технологические знания как результат обобщения практического опыта.

 

Вопрос 24


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: