Философия эпохи Возрождения: скептицизм и свободомыслие. Натурфилософские и научные достижения Возрождения

Вопрос 1

История и философия науки, как особая научная дисциплина. Связь истории науки, современной науки и научной методологии.

История философии в философии имеет большее значение, чем история в других областях знаний. История философии - необходимый элемент изучения философии, в том числе и современного. Фил- одна из древнейших и увлекательных областей человеческого знания, духовной культуры.

Слово "философия" в переводе с греческого означает "любовь к мудрости". Это слово стал употреблять для обозначения целостного взгляда на мир и учения о правильном образе жизни. Дофилософской миропонимания являлась мифология.

Процесс возникновения философии длительный и сложный. Несмотря на успех древней цивилизации Вавилонии и Египта, философия не сложилась из за отсутствия должного уровня свободы.

У древних греков философия связанна с мудростью. Мудрость - идеал знаний, без которого человеческая жизнь не может быть полноценной, приобретается собственными усилиями человека.

Возникновение философии связано с социальной потребностью более рациональных форм миропонимания, опирающихся на разум, логические рассуждения, чувственный опыт, элементы научного мышления. В качестве нефилософских форм мировоззрения, помимо мифологического, впоследствии появились и иные: религиозное и научное.

 

Вопрос 2

Проблема возникновения европейской науки. Античные математика, астрономия, философия, логика, их историческое значение.

Греческая античная философия возникла в VII-VI Ии до н.э. Она является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

Милетская школа известна как 1-ая фил. школа. В ней был сознательно поставлен вопрос о первоосновных всего существующего, о сущности мира. Основатель школы Фалес из Милета, занимался геометрией, астрономией и арифметикой. Он считал что Земля имеет форму диска и плавает в бесконечной воде.

Гераклит считал основой всего огонь. Принцип учения: «все течет, все изменяется. Одно изменяется, становится другим, а другое, изменившись, становится этим. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку». т.е. закономерность, все состоит из противоположностей.

Элеаты его учение направлено против мифологического, религиозного представления о строении мира. Основатель элейской школы – делает резкое различие между истиной и мнением.

Пифагорейцы значительное внимание уделяют математике, объясняют события на основе чисел и их взаимоотношений. Пифагор приходит к выводу, что все есть число.

Атомисты – основные принципы атомистической философии. Атомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы. Атомы движутся в пустоте. Атомы имеют величину и тяжесть, признают механистическое движение как единственную форму движения.

Роль Аристотеля в развитии европейской философии и науки

Аристотель – логическая переработка всей предыдущей греческой философии. Платоновское учение об идеях сильно повлияла на Аристатея. Аристотель был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предыдущих мыслителей.

Основы бытия – огонь, воздух, вода и земля – производные первой материи – промежуточное звено между реальным миром и первой материей.

Аристотель создал логику – учение о логический законах, суждениях, умозаключениях. Все граждане имеют право на труд. Ар. говорил о первых и вторых сущностях.

Процесс познания по Аристотелю: Ощущение → представление → опыт → искусство → наука.

Вопрос 3

Средневековая европейская наука: проблемы веры и знания, науки и церкви, опыта и философской схоластики. Наука, свободомыслие и скептицизм в эпоху Возрождения.

Начало средневековья связывают с падением Западной Римской империи в 476 г. Уже в античном мире делается упор на религию и мистику как на источник истины, на задний план отступает система рационального доказательства. Для античной философии был свойственен дуализм противоположных начал. В средневек философии на место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – бог, все остальное - его творение.

В религии откровение выступает главным образом в виде священного. Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах.

Аврелия Августин сделал бога центром философского мышления, единственная цель познание бога. 1)Бог - высшая сущность, 2)Бог - наиважнейший предмет познания, 3)Бог – наивысшее благо и причина всякого блага. 4)Душа близка богу и бессмертна. 5)Цель человеческой жизни - счастье - познание бога и человеческой души.

Дьявол - небытие, прикидывающееся бытием. Зло живет за счет блага => хоть зло и умаляет добро, но победить и уничтожить не может. В его философии присутствует синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Вера и разум: превозносит веру за счет разума «верю, чтобы понимать».

ФомаАквинский Говорил что религия и наука обладают разными способами достижения истины. Религия обретает истину в Откровении, а наука – с помощью опыта и разума. Полагал, что религиозные истины м.б. обоснованы с философских позиций. Признавал, что некоторые религиозные представления не м.б. рационально объяснены.

Акцидентальная форма - источник определенных качеств, а не бытия вещей. Бытие – первый из актуальных состояний. Во всякой вещи столько бытия, сколько актуальности => 4 уровня бытийности вещей в зависимости от степени их активности: 1) Низшая ступень бытия. 2) Форма - конечная причина вещи. 3) Форма - действующая причина. 4) Форма – уже не организующий принцип материи.

Философия эпохи Возрождения: скептицизм и свободомыслие. Натурфилософские и научные достижения Возрождения.

15 век знаменует начало эпохи Возрождения. Происходит переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Признание творческих способностей человека, стремление к земному счастью. Гуманизм это стремление к человечности, создание условий для достойной человека жизни.

Философское возрождения – Человек объект философическое внимания, центральное звено космического бытия. Человек мыслится не как божественное, а как космическое бытие. человек не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от природного существа, господин над всей природой. Он может различать добро и зло и поступать соотвественно, также он способен нести ответствености за поступки.

В эпоху возрождения философия вновь возвращается к изучению природы. Руссо – «назад, к природе». Чтобы человек был свободен, следует вернуться к естественному состоянию.

 

Вопрос 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: