Философия науки и методология научных исследований: содержание, структура, основные проблемы, место в системе философского знания

Наука – наиболее развитая форма рационального мышления. Наука сама является объектом изучения. Философия науки пытается ответить на вопросы: 1) Что такое научное знание, 2) Принципы организации научного знания, 3) Закономерности развития научн. дисциплин.

Наука включает в себя: экспериментальные средства, методы исследования, людей, научные инструменты, библиотеки, конференции, экспедиции, и т.д.

Науку может анализировать как традицию и как деятельность и эти подходы будут дополнять друг друга.

Философия науки – это гуманитарная дисциплина. Одна из проблем, с которой она сталкивается – соотношение понимающего и объясняющего подходов. Предметом философии науки является научное познание, его тенденции изакономерность. Она анализирует структуру конкретных научных дисциплин, выявляет общие закономерности из развития.

Существует 2 типа методов исследований: 1) Методы, присущие человеческому познанию в целом, 2) Научные методы исследований, кототорые делятся на методы получения эмпирический и теоретический знания.

 

Вопрос 8

Наука как особый тип знания, деятельности и социальной организации. Единство и разнообразие научных знаний; Фундаментальные и прикладные науки. Классификация наук.

Наука – основа челевическое познания. Она призвана изучать объективный мир вещей, имеющих практическое знач. для чел. Целью науки явл. получ. знаний о реальности.

В зависимости от предмета исследовании, науки можно разделить на: естественные, технические, социальные, и гуманитарные.

В зависимости от целей исследовании, науки делятся на фундаментальные и прикладные.

Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Предметом научном исследовании является научные знания, выраженные в языке или опредмеченные в приборах.

Наука – сложная развивающаяся система. Она делится на отрасли: физика, химия, биология, и т.д. Все многообразие научние знаний объединено в целостность, которой обеспечивает взаимосвязи между теоретическим и эмпирическим уровнями знания

 

Вопрос 9

Научность как проблема философии науки. Историзм в понимании науки. Критерии научности. Ценностные и целевые установки науч-го познания. Феномен псевдонауки.

Цель науки – описать, объяснить процессы на основе открываемых ею законов. Научность представляет собой систему познавательных ценностей и норм. Научность содержит описания и объяснения, построения знаний.

Минимальные требования научности: 1) Относительное  единство взглядов; 2) Ориентированность и истинность.

Философия науки, анализируя развитие научного знания, должна учитывать историзм науки, т.к. в процессе ее развития происходит накопления нового знания, меняются представления о мире.

Критерии научности:

1) Истинность науки не должна содержать «никакой примеси заблуждений», 2) Научное знание д.б. обосновано фундаментальном образом; 3) Научное знание д.б. системно ориентировано, носить логический характер; 4) Научное знание д.б. проверяемо на опыте, результаты опыта д.б. одинаковы; 5) Логических выводов; 6) Критерий экономии мышления.

Вопрос 10

Наука и вненаучные типы знаний (повседневный здравый смысл, практические знания, оккультизм, религия, искусство): проблемы их взаимоотношений и соизмеримости.

Наукой не является: 1) Повседневный человеческий опыт. Это наши повседневные мысли, взгляды, рассуждения; 2) Специализированные практические знания в различных облястях; 3) Случайные изобретения техники, технология; 4) Область мифологии, религии, верований; 5) Область искусства.

Основное отличие науки от вненаучных типов знания – наука имеет дело с объектами.

Наука всегда оказывает влияние на мировоззрение людей, затрагивая их представления о боге и его отношении к миру. Проблема взаимоотн. науки и религиозных знаний велика.

В наш век каждая форма культуры, в т.ч. и религия стремится стать научной, однако, теологии пока не удается адекватно реагировать на прогресс науки.

 

Вопрос 11

Наука и общество. Мировоззренческая оценка науки: дилемма сциентизма и антисциентизма. Наука, человек и социальный прогресс.

Развитие науки изменило структуру и характер общественных процессов. В зависимости от степени развития и применения науки выделяют 3 типа общества: 1) Доиндустриальное – состязание чел-ка и природы; 2) Индустриальное – широкое применение техники; 3) Постиндустриальное –  Информационные технологии.

Сциентизм сложился в рамках позитивистской традиции. Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира человека. Наука успешно заменяет все сферы человека.

Антисциентизм – противоположная мировоззренческая ориентация. Недоверие к возможностям науки и разуму.

Наука и общество – Наука не может сегодня обойтись без помощи общества, госсударства. Наука испытывает огромное давление со стороны общества. Коммерческая выгода и политика задают направление науке, она стала богатой, но потеряла свободу.

Общество влияет не только на выбор проблем исследования, но и на выбор методов, и даже на оценку полученных рез-тов.

 

Вопрос 12

Мировоззренческие и социальные функции науки. Роль научной рациональности в современном миропонимании и практической деятельности.

Есть 3 группы философий науки: 1) Культурно-мировоззренческие (борьба с теологией, неверным представлением о строении мира, формирование научные мировоззрения); 2) Производственные (синтез науки и техники); 3.Социальные (разработка планов социальной развития, решение глобальных проблем современности).

Наука – это наиболее развитая форма рациональной мышления. Каторая направлеа на достижение практических целей, на познание мира. Рационализм – главная идея научных мышления. Человек рационально мыслит только в пределах своей профессии.

 

Вопрос 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: