Понятие предмета социологического исследования

Введение

 

Настоящее учебное пособие подготовлено для использования в учебном процессе студентам высших учебных заведений, в первую очередь студентам технических вузов, изучающими социологию.

Учебный курс «Социология» является необходимым условием формирования у студентов целостного образа окружающего социального мира. Изучение курса позволяет приобрести знания об основных понятиях и концепциях социологии, получить представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе.

Цель учебного пособия - культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам, объективной оценки реальных событий, что позволит им легче ориентироваться в сложном социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия.

При создании данного учебного пособия составители опирались на учебники, которые уже рекомендованы для преподавания в высшей школе и в то же время использовали материал научных, научно-популярных источников. Во многих случаях отсутствуют отсылки к использованным источникам, так как основная задача учебного пособия педагогическая, а не научная. В конце учебного пособия дается список трудов, которые были использованы.

Изложение учебного материала характеризуется систематичностью и строгой логикой. Фундаментальные знания социологии раскрываются в ее предмете, где основные понятия и категории связаны между собой логически непротиворечивым способом. Первая глава пособия, таким образом, дает общий взгляд на социологию, показывая процесс ее становления и современное состояние научного знания.

Во всех последующих главах та же логика - от общего к частному. Вы познакомитесь с тем, что такое человеческое общество, каковы его признаки. От общества в целом мы перейдем к рассмотрению его социальной системы и социальной структуры. С проблемами становления «социального Я» вы познакомитесь в последующих главах. Большое внимание в учебном пособии уделяется рассмотрению социальных процессов и, в частности, таких вопросов как социальные взаимосвязи, социальные движения, социальные конфликты.

Предлагаемое учебное пособие соответствует Государственному образовательному стандарту. Оно включает две части: 1) собственно учебник, освещающий теорию вопроса, и 2) приложение, которое состоит из словаря ключевых социологических терминов и таблиц по курсу «Социология».

 

Желаем успехов в изучении социологии!    

 

Глава 1. Социология как наука. История становления и развития социологии

                     §1. Предмет изучения социологии

  

 

Смысл понятий «объект» и «предмет» исследования

Для того, чтобы определить объект и предмет социологии как науки, необходимо предварительно уточнить смысл общих понятий объекта и предмета.

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора – с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений.

 

Объект социологии

Объектом изучения социологии, как и многих других социальных наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Но это – довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией, и т.д. При этом предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политических наук – крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящие в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп и обществ; поведенческие науки (прежде всего психология и социальная психология) выделяют в объекте и различают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека его социального окружения.

 

Понятие предмета социологического исследования

Для лучшего же понимания предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении – определить систему связей между отдельными частями структуры.

Еще одним моментом, играющим важную роль в определении предмета социологии, является следующее: при изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов – т.е. изменять структуру в целом. Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.

Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: