Марксистская теория общества

Крупнейшим социологом Х1Х в. является Карл Маркс (1818 – 1883). Вместе с Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) он разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Такое понимание истории исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне.

Марксистская теория общества признает воздействие на его развитие многих факторов. Производственные отношения – это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результаты – государственный строй и т.п., формы права, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения. При этом анализ производственных отношений позволил Марксу выявить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации.

Общественная формация – это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно – историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма.

На основе выработанного ими подхода К.Маркс и Ф.Энгельс исследовали историю становления и развития основных общественных формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической. Ими также были изучены классы и социальные группы современного им общества – пролетариат, буржуазия, крестьянство – и выявлены важнейшие особенности их социального положения и интересов.

 

Социология Г. Зиммеля

Особый интерес представляют взгляды немецкого социолога Георга Зиммеля (1858 – 1918). Социология, считал Зиммель, должна создаваться не традиционным путем – путем выбора не «занятого» другими социальными науками предмета, а как метод науки, не обладающей своим собственным содержанием. Согласно Зиммелю, в основе всех «формы» общественной жизни образуются в результате общения между людьми. Поэтому цель социологического метода – выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм «социации», или общения, за которым должны последовать их систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом развитии.

 

Французская социологическая школа

Классиком «социологической школы», завоевавшей прочные позиции во французском обществоведении, является Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917). Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых образует общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и существующий независимо от него. Так, при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Ее задача – не только исследование социальных фактов. Социология вооружает все другие общественные науки методом и теорией.

При разделении труда в современном обществе Дюркгейм подчеркивал и выделял аспект солидарности. Разделение труда, согласно Дюркгейму, - это тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, коллективного религиозного сознания, создает групповую солидарность, компенсирующую все недостатки, связанные с узкой специализацией.

 

«Идеальный тип» М. Вебера

Один из самых влиятельных теоретиков социологии – Макс Вебер (1864 – 1920). Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической смелости.

Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» представляет собой искусственное, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально – типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению, и т.п.). Идеальный тип создается индуктивным путем на основе обобщения реальных исторических фактов, а не формируется абстрактно. Он не должен иметь ни слишком общего (например, история религии в целом), ни слишком частного (индивидуальный религиозный опыт) характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен (в религии это отдельное направление: кальвинизм, методизм, баптизм). Это – преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феномену.

Основа социологической теории Вебера – это концепция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. По его мнению, действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.

В трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократизации («рационализации») общества. Важная категория, введенная Вебером в научную терминологию – «рациональность», которая понимается им как процесс подчинения всех сфер и проявлений общественной жизни требованиям разума.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: