Инженерная машина разграждения ИМР-2 предназначена для прокладывания путей передвижения по пересеченной местности и в различных завалах. Машина может использоваться в местах применения оружия массового поражения. Разработана на доработанном шасси танка Т-72 со снятой башней и вооружением. Машина принята на вооружение
в 1980 году.
Броневой корпус полностью герметичен и обеспечивает защиту экипажа от радиации с коэффициентом ослабления 10. В корме расположена установка разминирования, а в башне оператора находится установка с 7,62-мм пулемётом ПКТ.За базу было взято шасси основного боевого танка Т-72, имевшее по классификации ГБТУ обозначение «Объект 637».
Рисунок 3 – Инженерная машина разграждения ИМР-2(Объект 637)
Основное предназначение ИМР-2: создание колонных путей в труднопроходимых местах для продвижения войск, а также создание проходов в минных полях.
Для выполнения этих задач на ИМР-2 имеются:
Электромагнитная приставка ЭМТ и установка разминирования;
Бульдозерное и крановое оборудование;Колейный ножевой минный трал со штыревыми взрывателями.
ИМР-2 снабжена бульдозерным отвалом, установленным спереди корпуса машины и способным работать в двухотвальном, бульдозерном или грейдерном положении, аналогично машине первой модификации. Спереди отвала может устанавливаться лыжа, позволяющая регулировать степень его заглубления в грунт. Производительность машины ИМР-2 при устройстве проходов 300-450 м/час, при прокладке дорог - 6-10 км/час, при использовании бульдозерного оборудования - 230-300 м3/час.
Машина ИМР-2 также имеет телескопическую стрелу с манипулятором-захватом для удаления с пути посторонних тяжелых предметов. Стрела устанавливается в поворотной башне, максимальный вылет стрелы 8,8 м, грузоподъемность 2 тонны, максимальная высота подъема крюка 11 м. Стрела имеет универсальную систему крепления рабочих органов: рыхлителя, грейфера, захвата и экскаваторного оборудования. Емкость экскаваторного ковша - 0,5 м3. Производительность машины в экскаваторном режиме 25 м3/час грунта.
Спереди инженерной машины разграждения установлен колейный ножевой минный трал, а в последующих вариантах - с электромагнитной приставкой, для самостоятельного проделывания проходов в минных полях, оснащенных противотанковыми штыревыми, донными и магнитными минами. Инженерная машина разграждения ИМР-2 имеет вооружение в виде 7,62-мм пулемета ПКТ и установку удлиненного заряда разминирования.
В транспортном положении инженерная машина разграждения ИМР-2 забрасывает на крышу бульдозерный отвал, поднимает минный трал и сдвигает сама в себя стрелу, укладывая ее назад. Машина способна работать в труднопроходимых местах.
Тактико технические характеристики ИМР-2:
Базовая машина: гусеничная база танка Т-72А (изделие 637).
Масса, т: 34
Масса со съемными элементами (ножевой трал КМТ, УР), т: 45,7.
Мощность двигателя (максимальная), л.с.: 840
Экипаж, чел.: 2.
Производительность:
- при подготовке колонных путей на среднепересеченной
местности - 6-10 км/ч;
- при оборудовании проходов в лесных завалах - 340-450 м/ч;
- при оборудовании проходов в каменных завалах - 300-350 м/год;
- при разработке почвы бульдозерным оборудованием (засыпание рвов, воронок и т.п.) - 230-300 м3/год.
Преодолеваемые препятствия, град:
- максимальный угол подъема - 30;
- максимальный угол крена - 25.
Ширина бульдозерного отвала, м:
- в двухотвальном положении - 3,56;
- в бульдозерном положении - 4,15;
- в положении грейдера - 3,4.
Грузоподъемность стрелы 2 т.
Скорость, км/ч:
- по шоссе - 59;
- по грунтовым дорогам - 35-45.
Пусковая установка:
- число направляющих, шт.: 2.
- макс. угол подъема направляющих, град.: 60.
- дальность подачи заряда разминирования, м: 250-500.
Запас хода, км: 500.
Мостоукладчик МТУ-72 (Объект 632)
Базовая машина - танк Т-72М1 без башни и танкового вооружения. Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 4.5 метров), системой противоатомной защиты с прибором радиационной разведки ГПК-59, системой автоматического пожаротушения (3ЭЦ11-3), фильтро - вентилляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в машине может находится без средств защиты.
Рисунок 4 – Мостоукладчик МТУ-72 (Объект 632)
Броневая защита эквивалентна 200мм. брони. Возможна укладка второй мостовой конструкции в качестве продолжения первой, при этом оба пролета скрепляются между собой (конец первого пролета кладется на дно препятствия или на промежуточную опору из подручных средств). В этом случае возможно перекрытие препятствия шириной до 30-35 метров.
Вооружение машины: автомат АКС-74 с запасом патронов 150 шт., 10 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ с запасом сигнальных ракет 30 шт.. Мост наводится (снимается) экипажем без выхода его из машины, т.е. экипаж защищен от огня стрелкового оружия, осколков снарядов.
Танковая радиостанция Р-123М обеспечивает экипажу связь с командиром танкового подразделения. По мосту могут следовать как личный состав пешком, так и все типы колесных и гусеничных машин общей массой до 50 тонн.
Таблица 3 – Технические характеристики Мостоукладчика МТУ-72
Тип машины | танковый мостоукладчик однопролетного моста |
Базовое шасси | танк Т-72М1 |
Экипаж | 2 человека |
Грузоподъемность моста | 50 тонн |
Длина моста | 20 м. |
Ширина перекрываемого горизонтального препятствия | до 20 м. |
Ширина проезжей части | 3.4 м |
Ширина колей | 1.33 м |
Межколейное пространство | 0.8 м |
Время наводки моста | 3 минуты |
Допустимая скорость движения нагрузки по мосту | 5-7 км/час |
Продолжение таблицы 3 – Технические характеристики Мостоукладчика МТУ-72
Масса машины с пролетным строением | 40 тонн |
Габаритные размеры (в транспортном положении): | |
длина | 11.64 м. |
ширина | 3.46 м. |
высота | 3.38 м. |
Максимальная скорость | 60 км/час |
Средняя скорость по пересеченной местности | 30-35 км/час |
Клиренс | 49,2 см. |
Удельное давление на грунт | 0.82 кг/кв. см. |
Максимальный угол подъема | 32 градусов |
Максимальный угол крена | 24 градусов |
Максимальная глубина брода без герметизации | 1.2 м. |
Максимальная глубина брода с герметизацией | 2.8 м. |
Движение под водой на глубине | до 4.5 м. |
Двигатель | дизельный V-образный В-46-6 |
Мощность двигателя | 574 квт. (780 л.с.) |
Запас хода по топливу | 600 км. |
Вопрос 58. Мобильные роботизированные комплексы разведки и пожаротушения - АБР-РОБОТ и МРК-РП. Назначение и краткая тактико-техническая характеристика.
Автомобиль быстрого реагирования для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения в условиях повышенной опасности с использованием мобильного робототехнического комплекса легкого класса МРК-РП собран на шасси КАМАЗ-4326.
АБР-РОБОТ предназначен для:
- доставки мобильного робототехнического комплекса (МРК) и дополнительного оборудования к месту проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения;
- доставки персонала, способного, обслуживать и управлять робототехническим средством;
- доставки к месту выполнения работ расчета, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ.
Рисунок 5 – Мобильный роботизированный комплекс разведки и пожаротушения АБР-РОБОТ
Технические характеристики АБР-РОБОТ:
Шасси: КАМАЗ 4326
Колесная формула: 4 х 4
Число мест боевого расчета: 5(1+4)
Габаритные размеры: 7730 х 2490 х 3290 мм
Дорожный просвет при полной нагрузке: 365 мм
Полная масса автомобиля: 11600 кг
Распределение нагрузки на дорогу
через шины передних колес: 5600 кг
через шины задней тележки: 6000 кг
МРК-РП – мобильный робототехнический комплекс разведки и пожаротушения
Предназначен для проведения визуальной и приборной разведки при спасательных и аварийно-восстановительных работах. Выполнения работ по пожаротушению при ликвидации локальных очагов возгораний на спецобъектах.
Дополнительно оснащается датчиками температуры и газанализаторами, приборами радиационной разведки и поиска, телевизионной инфракрасной телекамерой или тепловизором.
Рисунок 6 – Мобильный роботизированный комплекс разведки и пожаротушения МРК-РП
Таблица 4 – Технические характеристики МРК-РП
Скорость передвижения, м/с | до 1 |
Зона действия в условиях среднепересеченной местности, городской инфраструктуры и в помещениях, м, не менее: - при управлении по радиоканалу; - при управлении по кабельной линии. | - - 1000 200 |
Грузоподъемность манипулятора, кг - номинальная - максимальная | - 30 50 |
Длительность непрерывной работы, часов, не менее | 3 |
Габариты (максимальные/минимальные), мм - длина - ширина - высота | - 1300/950 650 800 |
Масса, кг, не более | 200 |
В состав дополнительного оборудования МРК-РП может входить:
комплект аварийно-спасательного инструмента;
комплект средств пожаротушения;
комплект средств тепловой защиты и охлаждения;
тепловизор.
Вопрос 78. Назначение, компоновка, общее устройство и ТТХ скреперов.
Скрепером называется земле-ройно-транспортная машина, приводимая в движение тягачом или собственным двигателем и предназначенная для послойного срезания грунта, транспортирования и разгрузки его, производимой в большинстве случаев (кроме моделей с разгрузкой назад) с последующими разравниванием и предварительным уплотнением. Скреперы применяют при разработке грунтов до IV категории включительно. Для облегчения процесса копания скрепером грунты выше 2-й категории предварительно разрыхляют рыхлителями.
Дальность транспортирования грунта прицепными скреперами экономически эффективна на расстояние до 300 м и самоходными до 5000 м. Рабочий процесс скрепера состоит из следующих операций: набора грунта, транспортирования груженого скрепера, разгрузки, транспортирования пустого скрепера к забою. С помощью скреперов можно возводить насыпь земляного полотна из боковых резеровов или грунтовых карьеров, устраивать выемки с отвозкой грунта в насыпи или кавальеры, планировать строительные площадки, срезать растительный слой грунта в полосе отвода дороги.
С учетом основных признаков скреперы классифицируются:
1. По емкости ковша (м3) – на скреперы малой емкости, с ковшом емкостью до 5; скреперы средней емкости, с ковшом емкостью до 6-15; скреперы большой емкости с ковшом емкостью более 15;
2. По способу загрузки – на заполняемые за счет подпора грунта при реализации тягового усилия базового тягача и загружаемые с помощью загрузочного устройства. К первому типу относятся скреперы обычного исполнения, а к второму типу – элеваторные, гребковые, роторные.
3. По способу разгрузки – на машины со свободной, принудительной и полупринудительной (комбинированной) разгрузкой. В скреперах со свободной разгрузкой опорожнение ковша осуществляется под действием собственного веса грунта. В скреперах с принудительной разгрузкой полное опорожнение ковша осуществляется с помощью задней стенки. В скреперах с полупринудительной (комбинированной) разгрузкой часть объема грунта высыпается под действием собственного веса, а часть с помощью принудительной очистки.
4. По типу привода – на машины с канатным, электромеханическим и гидравлическим приводом. Канатный привод состоит из следующих узлов: механической лебедки, системы полиспастов и направляющих блоков, а также рычагов управления. Электрический привод состоит из электродвигателя, шестеренчатого редуктора и зубчатого реечного механизма. К электромеханическому приводу следует отнести также привод, состоящий из электролебедки и канатно-блочного механизма. Гидравлический привод включает насос, бак с жидкостью, гибкие шланги и гидрораспределитель.
5. По способу агрегатирования – на прицепные, полуприцепные, самоходные и скреперные поезда.
Прицепной скрепер буксируется гусеничным или двухосным колесным трактором. Полуприцепный скрепер находится в сцепке с гусеничным или двухосным колесным трактором (тягачом) передней частью (хоботом) через опорно-сцепное устройство.
Самоходный скрепер представляет собой единую конструкцию с индивидуальной энергетической установкой, обеспечивающей передвижение машины и работу всех агрегатов, в том числе и управление рабочими органами.
6. По типу тягача или самоходного оборудования — на колесные и гусеничные. Самоходные скреперы, как правило, выполнены на пневмоколесном ходу.
7. По типу трансмиссий – на механические, гидромеханические, электрические и гидростатические.
Рисунок 1 – Схемы скреперов: а и б — двухосный прицепной и одноосный прицепной к гусеничному трактору; в — прицепной к колесному тягачу; г — полуприцепной к двухосному тягачу; д — полуприцепной к одноосному тягачу или самоходный с мотор-колесами; е — самоходный двухмоторный; ж — самоходный с задним двигателем; з — скрепер-бульдозер; 1 — гусеничный трактор или колесный тягач; 2 —ковш; 3 — заслонка; 4 — буфер; цифры указывают примерное распределение, %, массы скрепера с груженым ковшом по осям
Задача 1. С помощью автолестницы была поднята и перенесена железобетонная плита массой m кг, уложенная на люк подвального окна. Определить коэффициент собственной устойчивости АЛ, если комплект колен горизонтален и повернут на 90о относительно продольной оси АЛ.
Исходные данные.
1.1 Масса плиты, кг (m) – 1340 кг;
1.2 Расстояние от центра масс до ребра опрокидывания, м (SЦМ) – 7,4 м;
1.3 Масса неподвижной части автолестницы, кг (mнч) – 15350 кг;
1.4 Масса подвижной части автолестницы, кг (mпч) – 4650 кг;
1.5 Длина неподвижной части автолестницы, м (Lнч) – 6,6 м;
1.6 Длина подвижной части автолестницы, м (Lпч) – 2,9 м;
Для определения коэффициента устойчивости автолестницы для выбранного положения рабочих органов находим отношение удерживающего и опрокидывающих моментов: удерживающий момент определяется массой неповоротной и поворотной частей АЛ без груза, а опрокидывающий — грузом и моментами, создаваемыми ветром и инерционными силами (не учитываем).
𝑘уст = 𝑀уд/𝑀опр = (𝑀нч + 𝑀пч)/𝑀опр,
где: 𝑘уст - коэффициент устойчивости автолестницы;
𝑀уд - удерживающий момент;
𝑀опр - опрокидывающий момент;
𝑀нч - удерживающий момент неповоротной части автолестницы;
𝑀пч - удерживающий момент поворотной части автолестницы;