В экономике СССР благодаря ГМВТ никаких признаков кризиса не было ни в 1929, ни в последующие годы. За период существования ГМВТ в СССР (примерно 70 лет) в мире случалось много экономических кризисов, но благодаря «буферу» ГМВТ, ни один из них не сумел оказать негативного влияния на советскую экономику.
Важность защиты от западных монополий народного хозяйства СССР была обусловлена тем, что на мировой рынок выходили преимущественно гигантские монополии.
Мелкий и средний бизнес всегда был неконкурентоспособен на мировых рынках.
Даже сравнительно крупные советские предприятия выглядели «карликами» на фоне гигантских западных монополий и были заранее обречены на неэквивалентный обмен в сфере внешней торговли.
Созидательная функция — подчинение внешней торговли решению задач социалистического строительства, максимально эффективному выполнению планов развития всего народного хозяйства СССР.
Уже после ВОВ, когда на географической карте появился целый ряд социалистических государств, возник социалистический лагерь, ГМВТ стала важным инструментом международной социалистической интеграции, благодаря ГМВТ Советский Союз мог оказывать эффективную помощь тем странам развивающегося мира, которые выбрали путь не капиталистического развития.
Для введения ГМВТ необходимо три условия.
1. Политическая власть должна находиться в руках тех сил, которые действительно ориентированы на создание сильного и независимого государства. Более того, эти силы должны ориентироваться на такую социально-экономическую модель общества, которая не имеет ничего общего с капитализмом. Поскольку государственная монополия внешней торговли несовместима с капитализмом.
2. Необходимо обобществление земли и недр, крупной промышленности(средств производства), транспорта, оптовой продовольственной и лекарственной, ГСМ торговли, ТЭКа, услуг ЖКХ, банковской системы, то есть сосредоточение командных высот народного хозяйства в руках выше обозначенных политических сил.
3. Обязательно дополнение ГМВТ государственной валютной монополией.
Большевики (Ленин, Сталин) прекрасно понимали важность выполнения этих условий. И если политическая власть оказалась в их руках уже в 1917 году, то вот обобществление крупной промышленности, транспорта, банковской системы потребовало определенного времени. Параллельно с созданием системы ГМВТ большевики проводили национализацию предприятий и организаций, принадлежавших частному капиталу (в том числе иностранного). Процесс обобществления в основном завершился в конце 1920-х — начале 1930-х гг., тогда в СССР и началась индустриализация.
Что касается государственной валютной монополии (ГВМ), то суть ее заключается в том, что в руках государства сосредотачивается вся валюта и приравненные к ней ценности (прежде всего, золото); государство осуществляет все международные расчеты. ГВМ — это своеобразный «буфер», защищающий внутреннюю денежно-кредитную систему страны от мировой валютно-финансовой системы (МВФС).
Во-первых, МВФС — источник капиталистической стихии (те же кризисы).
Во-вторых, Запад может использовать каналы МВФС для ведения подрывной деятельности против СССР.
ГВМ выполняет важную созидательную функцию — обеспечивает наиболее эффективное использование валютных ресурсов страны в целях выполнения планов развития народного хозяйства СССР.
Наглядно эта созидательная функция ГВМ проявилась в годы первых пятилеток, когда социалистическое государство при достаточно ограниченных валютных ресурсах сумело обеспечить закупку большого количества машин и оборудования. За период 1929–1941 г.г. в СССР было построено около 8 500-9000 крупных предприятий. Такой высокий темп социалистической индустриализации был бы немыслим без государственной монополии в валютной сфере и сфере внешней торговли.
Западу приходилось признавать де-факто государственную монополию внешней торговли СССР. Впрочем, не только де-факто, но и де-юре. В торговом договоре с Италией от 7 февраля 1924 г. впервые была признана монополия внешней торговли и установлены в полном объеме права Торгпредства, как части полномочного представительства СССР в Италии. Всего за годы восстановительного периода нашей страной было заключено свыше 40 различного рода договоров и соглашений более чем с 20 странами. Если в 1920 г. советская страна полулегально вывозила свои товары только в 7- мь и ввозила немногочисленные товары из 16-ти стран, то уже в 1921/22 г. она вывозила товары в 17-ть стран и ввозила из 31-й страны. В 1924/25 г. советские товары вывозились в 33 страны, а необходимые нам товары ввозились уже из 38 стран.
Дольше всего сопротивлялись установлению с Советским государством дипломатических и нормальных торговых отношений Соединенные Штаты. Однако торговля между СССР и США все-таки развивалась. Она велась через «Амторг» — акционерное общество, учрежденное по законам штата Нью-Йорк. Начиная с 1934 года (на следующий год после установления дипломатических отношений между США и СССР) началось быстрое наращивание товарооборота между странами. По объемам поставок машин и оборудования для наших строек эпохи сталинской индустриализации США оказались на первом месте.
Широкое развитие товарно-денежных и хозрасчетных отношений в народном хозяйстве страны привело к образованию новой системы органов внешней торговли и участников внешнеторгового оборота. В связи с переходом к НЭПу, НКВТ стал участвовать в товарно-денежных отношениях и внутри страны. Он получил право самостоятельных заготовок сельскохозяйственных продуктов на экспорт, право иметь собственный экспортный товарный фонд, а также денежный фонд в национальной валюте для осуществления своих торговых операций.
Создание структур союзного Наркомата внешней торговли.
До образования Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1922 году правительство РСФСР заключило ряд договоров с УССР, БССР и ЗСФСР об объединении органов, ведающих внешней торговлей. По этим соглашениям был создан объединенный Наркомат, координировавший внешнюю торговлю советских республик. С образованием СССР в его Конституции было записано, что руководство внешней торговлей является компетенцией верховных органов Союза.
С 1922 года начинают свою деятельность государственные торговые импортно-экспортные конторы (Госторги), учрежденные при Совете Народных Комиссаров каждой союзной республики. Госторги имели право производить операции по закупке за границей, ввозу и продаже в СССР импортных товаров, а также по заготовкам и закупкам в союзных республиках, вывозу и продаже на внешних рынках экспортных товаров за свой счет и на комиссионных началах по заказам и поручениям государственных, кооперативных и общественных организаций, а также частных предприятий и лиц. Крупные сделки Госторгов должны были утверждаться торгпредами или иными представителями СССР за границей. Госторги могли организовать свои представительства, отделения и конторы как в союзных республиках, так и за границей.
Централизованное руководство деятельностью республиканских Госторгов в общесоюзном масштабе отсутствовало. Каждый Госторг выступал на внешнем рынке самостоятельно, что приводило к параллелизму в работе и даже к известной конкуренции между ними на внешнем рынке. В 1925 г. в Госторгах была проведена частичная специализация по отдельным товарам, что до некоторой степени ликвидировало параллелизм в работе. Госторги осуществляли значительный объем экспортно-импортных операций вплоть до 1930 года.
Впрочем, следует признать, что определенное ослабление ГМВТ в этот период имело место. Некоторые государственные предприятия и их объединения получали в этот период право совершать операции по внешней торговле помимо Госторгов. С 1923 года издавался особый список таких предприятий, которые могли при условии неуклонного соблюдения законов о монополии внешней торговли вести торговые операции за границей через своих специальных представителей. Было установлено, что такие предприятия могли реализовать на внешнем рынке лишь собственную продукцию и покупать за границей товары лишь для своих производственных потребностей. Перепродажа товаров запрещалась. О своих внешнеторговых операциях указанные предприятия извещали НКВТ и могли осуществлять сделки только при согласии с его стороны. В число предприятий с правом совершения внешнеторговых операций были включены лесные тресты: «Северолес», «Петролес,» «Двинолес», «Фанертрест». Среди других организаций, выходивших на внешний рынок, можно назвать экспортное управление «Нефтесиндиката», «Чаеуправление», «Текстильный синдикат», «Резинотрест» и т. д.
Ряд государственных предприятий и организаций, не обладавших правом самостоятельного осуществления внешнеторговых сделок, могли иметь своих представителей в составе торговых представительств СССР за границей. Сделки этих предприятий с иностранными фирмами заключались от имени торгпредств. К таким предприятиям и организациям относились, например, «Главное электротехническое управление ВСНХ», «Южнорудный трест» и другие.
Особо стоит сказать об участии во внешней торговле кооперативных организаций. Их роль была немалой, учитывая, что ряд стран соглашался торговать лишь с организациями негосударственного сектора экономики. Первичные кооперативные организации могли, как правило, совершать экспортно-импортные операции лишь с предварительного разрешения НКВТ. Центросоюз, представлявший весь кооперативный сектор экономики, имел право продавать и покупать товары непосредственно у заграничных кооперативных объединений при условии согласования своей внешнеторговой деятельности с НКВТ и под его контролем. Центросоюз мог заключать сделки и с частными фирмами, но лишь в том случае, когда он удостоверял, что данная сделка выгоднее подобной сделки с кооперативной организацией. Центросоюз имел своих представителей за границей. Доля кооперации в экспорте СССР составляла в 1924/25 г. — 12,5 %, в 1925/26 г. — 10,4 %, в 1926/27 г. — 7,8 %.
В целях привлечения иностранного капитала к развитию советской внешней торговли создавались также смешанные акционерные общества, где средства принадлежали как Советскому государству, так и иностранным капиталистическим предприятиям. Однако во всех подобных обществах большинство акций и решающий голос оставались за советскими организациями. Смешанные акционерные общества создавались для заготовки в СССР экспортных товаров и сбыта их за границей, а также для ввоза в Советский Союз необходимых товаров. Срок деятельности смешанных обществ устанавливался от 6 месяцев до 20 лет. В 1922 г. были созданы русско-английские общества: „Хлебо-экспортное общество» (в Лондоне), „Руссанглолес», русско-германские общества „Книга», „Дерулюфт», „Деруметалл» и другие. Характер организации и деятельности смешанных акционерных обществ виден на примере акционерного общества «Руссанглолес». 51 % акций его принадлежали советской организации „Северолес», 49 % — английской „Северной компании». Правление состояло из трех представителей с каждой стороны. Председателем правления являлся представитель „Северолеса». Общество получило концессию на разработку лесных массивов сроком на 20 лет. В концессионном договоре было установлено, что общество должно заготовлять определенный объем экспортного леса и осуществлять экспорт лесоматериалов. Кроме того, «Руссанглолес». должен построить в течение трех лет и пустить в ход завод по химической обработке древесины в Архангельске, а также в течение срока договора построить и пустить в эксплуатацию еще ряд заводов для переработки древесины. Роль смешанных обществ в советской внешней торговле составляла по экспорту в отдельные годы 7–10 %, по импорту — до 5 %.
Следует особо отметить, что эффективность реализации принципа ГМВТ в стране в значительной степени зависел от организации таможенной службы. Поначалу таможенная служба в СССР работала неудовлетворительно. Были велики масштабы контрабанды (незаконного ввоза и вывоза) товаров. В декабре 1921 года был принят декрет о борьбе с контрабандой. Экономическая охрана границ в этот период была вверена двум государственным органам: Народному Комиссариату Внешней Торговли (НКВТ) и Государственному Политическому Управлению (ГПУ), причем НКВТ осуществлял эту охрану через свои таможенные пограничные учреждения. В связи с этим в ряде таможенных округов пограничные таможенные учреждения подразделялись на оперативно-таможенные и по борьбе с контрабандой и действовали по директивам ГПУ. В конце второго периода становления ГМВТ масштабы контрабанды удалось резко сократить.
Этап сворачивания НЭПа (1923–1937 гг.)
Вторая половина 1920-х гг. — время сворачивания НЭПа и подготовки к социалистической индустриализации. Новые задачи потребовали дальнейшего развития и совершенствования организационных форм советской внешней торговли.
Важной вехой в перестройке организации внешней торговли СССР стал октябрьский пленум ЦК ВКП(б) в 1925 году. Он наметил следующую линию в этой области:
«… сохраняя в неприкосновенности систему монополии внешней торговли, мы должны вместе с тем приспособить к изменяющимся хозяйственным условиям и задачам Союза формы организации внешней торговли при обязательном сохранении абсолютного единства всех действующих за границей советских органов… Мероприятия должны идти по следующим линиям:
а) сохранение системы монополии внешней торговли;
б) создание более гибкой системы специальных торговых организаций, упрощение, удешевление торгового аппарата…».
Если говорить более конкретно, то было принято решение создать специализированные внешнеторговые акционерные общества, которые должны были обслуживать отдельные отрасли народного хозяйства.
Акционерные общества специализировались на операциях по определенной номенклатуре товаров (хлеб, нефть, металлы, электротовары, химические товары, кожа и т. д.). Акционерные общества позволили в значительной мере устранить раздробленность и параллелизм в экспорте, хотя они не являлись, как правило, монопольными экспортерами или импортерами данного товара. Они назывались акционерными, но почти все акции принадлежали государственным организациям, в некоторых случаях допускалось участие кооперативных организаций. Например, в А/О «Экспортхлеб» учредителями и главными акционерами являлись Наркомат торговли СССР, Госбанк СССР, Центросоюз, «Хлебопродукт», «Сельхозсоюз» и «Всекобанк». Другими акционерами являлись Госторг РСФСР, Укргосторг, «Льноцентр», «АРКОС», «Укрхлеб», «Хлебоцентр», «Украинобанк», «Вукоспилка», «Масложирсиндикат». Акционерный капитал общества составлял 5 млн. руб. Государственные акционерные общества были специфической формой привлечения накоплений государственных и кооперативных предприятий и их использования для развития советской внешней торговли.
Право самостоятельного выступления на внешнем рынке получили также синдикаты — организации, объединявшие торговую и финансовую деятельность трестов данной отрасли. Наиболее известные из них — «Нефтесиндикат» и «Спичсиндикат».
С развитием внешнеторговых операций государственных акционерных обществ и синдикатов снизилась роль других государственных и кооперативных внешнеторговых организаций. Доля Госторгов и других госорганов (за исключением акционерных обществ) в период с 1924/25 по 1926/27 гг. снизилась (%): по экспорту — с 47,3 до 34,0; по импорту — с 86,8 до 54,1.
За это же время доля государственных акционерных обществ выросла по экспорту — с 31,6 до 59,9 %, а по импорту — с 6,3 до 34,0 %.
Одним из мероприятий по обеспечению единства работы заготовительных, закупочных и внешнеторговых органов в этот период было создание в 1925 году Объединенного Наркомата Внутренней и Внешней торговли.
Оправдал ли себя НЭП…
Новая экономическая политика привела к торжеству торговли и мелких производств, что было явно недостаточным требованиям того времени. Безработица в крупных городах достигла до 25% всего трудоспособного населения. Поэтому идея форсированной индустриализации страны стала превалировать над всеми иными путями развития советского государства.
И на XIV съезде Коммунистической партии (1925 г.) в качестве главной задачи партии была поставлена социалистическая индустриализация страны. В постановлении съезда утверждалось следующее: «Вести экономическое строительство под таким углом зрения, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование, чтобы таким образом СССР в обстановке капиталистического окружения отнюдь не мог превратиться в экономический придаток капиталистического мирового хозяйства, а представлял собой самостоятельную экономическую единицу, строящуюся по-социалистически».
В условиях капиталистического хозяйствования индустриализация начинается с развития отраслей группы «Б», которая объединяет предметы потребления. Частному капиталу для получения прибыли проще произвести товары, широко пользующиеся у населения спросом. Далее за расширением отраслей группы «Б» следует рост производства группы «А» (средства производства).
Для СССР такой путь был неприемлем, так как он означал возврат в колониальную зависимость от западных стран. Для строительства заводов и фабрик группы «Б» элементарно не было отраслей группы «А», т.е. отсутствовало производство станков и оборудования. Поэтому приняли решение развивать в первую очередь производство отраслей группы «А». Импорт оборудования требовал значительных валютных ресурсов.
«Центр индустриализации, основа её состоит в развитии тяжёлой промышленности (топливо, металл и т. п.), в развитии, в конце концов, производства средств производства, в развитии своего собственного машиностроения»
(Сталин И.В. О хозяйственном положении Советского Союза и политике партии. Сочинения, т. 8, стр. 120)
Продукция отраслей «А» в СССР не являлась товаром, и не могла свободно обращаться, что значительно отличало такую модель хозяйствования от капиталистической. Сталин по этому поводу отмечал: «Наши средства производства нельзя расценивать как товары по существу. Это не предметы потребления, питания (как, например, хлеб, мясо и. т. д.), которые поступают на рынок, которые покупает кто хочет. Средства производства мы, собственно, распределяем. Это не товар в общепринятом смысле, не тот товар, который существует в капиталистических условиях. Там средства производства являются товарами».
Индустриализация и казнокрадство!
В годы, предшествовавшие индустриализации, цены на машины и оборудование, которые закупались Советским Союзом, были крайне завышенными.
Это, в свою очередь объясняется двумя причинами:
Во-первых, тем, что мировая экономика была на подъеме, цены на все росли.
Во-вторых, имел место так называемый «субъективный фактор». Речь идет о коррупции госчиновников, принимающих участие в различных государственных закупках, в том числе импортных. Исследователь сталинской эпохи А. Б. Мартиросян анализирует действия Л. Троцкого — главного чиновника, отвечавшего в первые годы после революции за закупки машин и оборудования за рубежом. Он пишет: «…именно после пребывания «беса» (так автор называет Л. Троцкого) за рубежом Запад взял за моду «принцип» так называемых «джентльменских соглашений» по усилению ограбления СССР за счет неимоверно задранных цен на промышленную продукцию, особенно на электрогенераторы и тяжелые электромоторы, без которых ни электростанций, ни заводов не построить. Кто из тех, кто тогда пребывал за границей, кроме главы Главконцесскома, мог знать истинные масштабы потребности СССР именно в этой продукции, срыв поставок которой из-за высокой цены непосредственно означал бы провал всей политики индустриализации Советского Союза? Между тем, по упомянутым «джентльменским соглашениям» цены рекомендовалось завышать минимум на 60–70 %, а, то и в 2–2,5 раза. А Троцкий в то время обладал еще и правом первой подписи по внешнеторговым договорам, в том числе и по поставкам оборудования. Естественно в рамках задранных до небес цен появилась возможность для столь хорошо знакомого всем «отката» в пользу все того же «беса». Благодаря проведенной операции «Крест» в конце 20-х годов НКВД были установлены даже перечни оборудования, на которые распространялся принцип «джентльменских соглашений» и фамилии участников «сделок», так же расчетные счета на которых находились «откаты»
Л. Троцкий был замечен во многих аферах и махинациях в сфере импортных закупок. Самая известная из них — закупка паровозов в Швеции. Тогда «бес революции» вывез из страны большие количества валюты и золота, которые ушли в американские банки. Но это было в 1920–1921 гг. К 1926-х г. «бес революции» от курирования импортных закупок был полностью отстранен. Сталин через Наркомат внешней торговли и другие организации установил жесткий контроль над экспортно-импортными операциями. Государственная монополия внешней торговли последовательно проводилась в жизнь.
СССР своими закупками во время кризиса поддерживал экономику Запада, некоторым странам (особенно Америке и Германии) СССР в большей степени смягчил кризис. Но выйти из кризиса Западу не удалось на протяжении всех 30-х годов, и он был прерван лишь начавшейся мировой войной.
Рис.№1

Золотая блокада» и индустриализация.
Напомню. Запад отказался принимать любые деньги и золото, в том числе, в торговых расчетах с Россией. Только ЗЕРНО. Даже на нефть, лес и прочие товары из России было наложено эмбарго. Только зерно шло в расчетах за покупки на Западе тех же станков и оборудования для проведения индустриализации А ведь «Золотая Блокада» против России была введена ещё в 1925(!) году. И ведь никакой коллективизации, и «раскрестьянивания» и «раскулачивания» ещё не было и в помине. Был объявлен НЭП в СССР, и многие коммунисты после введения НЭПа и начавшегося разгула капитализма действительно бросали партийные билеты на стол.. Это очень похоже на сегодняшнюю ситуацию, когда России на Западе ставят препятствия для экспорта разных товаров; «зеленый свет» оставляют лишь нефти и природному газу.
Земля крестьянам
Революция и победа в Гражданской войне позволили обеспечить миллионы безземельных крестьян своими наделами. Сформировался класс мелких собственников, форма хозяйствования которого не предполагала высокую товарность сельскохозяйственного производства. Подворья жили натуральным хозяйством (огород для себя) и эта ситуация угрожала возможностью появления голода в крупных городах.
«Хотя сельское хозяйство в целом и перевалило через довоенный уровень (речь о 1-й Мировой войне), валовая продукция его главной отрасли – зернового хозяйства – составляла лишь 91% довоенного уровня, а товарная часть зерновой продукции, продаваемая на сторону для снабжения городов, едва доходила до 37% довоенного уровня, причем все данные говорили о том, что есть опасность дальнейшего падения товарной продукции зерна. Это означало, что дробление крупных товарных хозяйств в деревне на мелкие хозяйства, а мелких на мельчавшие, начавшееся в 1918 году, все еще продолжается, что мелкое и мельчайшее крестьянское хозяйство становится полунатуральным хозяйством, способным дать лишь минимум товарного зерна, что зерновое хозяйство периода 1927 года, производя немногим меньше зерна, чем зерновое хозяйство довоенного времени, может, однако, продать на сторону для городов лишь немногим больше третьей части того количества зерна, которое способно было продать довоенное зерновое хозяйство. Не подлежало сомнению, что при таком состоянии зернового хозяйства армия и города СССР должны были очутиться перед лицом хронического голода»
(История ВКП (б). Краткий курс. М., 1950. С.273-274.)
Проведение коллективизации сформировало социалистическое хозяйство на деревне, позволило увеличить товарность производства и привело к значительному увеличению спроса на средства механизации. Так же за счет роста производительности труда коллективизация высвободила миллионы работников, в которых остро нуждалась развивающаяся промышленность. С 1927 по 1939 годы из деревни в город переехало порядка 18,7млн. чел.
(Пыхалов И.В. Сталин без лжи. Вождь знал, как спасти Россию! М., Яуза-пресс, 2014. С.86.)
Как мы видим из таблице №2 к 1928 г., после первой Мировой Войны и Гражданской войны, интервенции Антанты и периода политики НЭПа, российская экономика отставала от экономик западных стран больше, чем в 1913 г.
Таблица №2

Часто при коллективизации действовали не обдуманно и жестко. Так, к примеру, была проведена политика по раскулачиванию крупных землевладельцев. В целом выслали из мест их проживания порядка 1,8 млн. кулаков и членов их семей.
Поэтому многие критикуют коллективизацию. Однако если бы даже государство не принуждало к объединению, то крестьяне со временем стали бы кооперироваться самостоятельно. Это обусловлено тем, что сельское хозяйство – трудное дело, и его неэффективно вести одним двором. Болезнь или иная причина могли сорвать посевную или уборочную кампанию. Совместное хозяйствование предоставляло гарантию непрерывности сельскохозяйственного производства. Коллективизация была начата в 1928 г. и, в целом, финишировала к 1937 г.
Динамика увеличения посевных площадей представлена в таблице №3
| Наименование | 1913 г. | 1928 г. | 1940 г. |
| Вся посевная площадь | 118,2 | 113 | 150,4 |
| Все зерновые культуры | 104,6 | 92,2 | 110,5 |
| из них пшеница (озимая и яровая) | 33 | 27,7 | 40,3 |
| Технические культуры | 4,9 | 8,6 | 11,8 |
| Картофель и овоще-бахчевые культуры | 5,1 | 7,7 | 10 |
| Кормовые культуры | 3,3 | 3,9 | 18,1 |
Для повышения уровня механизации сельскохозяйственного производства создавались машинно-технические станции (МТС), в которых происходила концентрация тракторов, комбайнов и прочей техники. Эксплуатация тракторов или иной техники требовала определенных навыков и знаний, которых не было у простых крестьян. Количество производимой техники не позволяло обеспечить всех новыми машинами.
Производимая сельскохозяйственная продукция сдавалась МТС (за выполненную работу как % от урожая) и государству по плану согласно закупочным ценам. Излишки продукции колхозы и совхозы имели право свободно продавать на специальных рынках. Так же свою продукцию на этих рынках продавали колхозники и оставшиеся единоличники. В 1935 г. более 80% продовольствия реализовывалось через колхозные рынки, к 1950 г. этот показатель снизился до 65%.
Таблица № 4– Динамика производства продукции в натуральном выражении
| Наименование | 1913г. | 1928г. | 1932г. | 1937 г. | 1940 г. | 1940 г./1913 г., % | 1940 г./1928 г., % |
| Нефть, тыс.тн | 9234 | 11625 | 21414 | 28501 | 31121 | 337,0 | 267,7 |
| Уголь, тыс.тн | 29117 | 35510 | 64360 | 127968 | 165923 | 569,8 | 467,3 |
| Сталь, тыс.тн | 4231 | 4251 | 5927 | 17730 | 18317 | 432,9 | 430,9 |
| Металлорежущие станки, шт | 1754 | 1978 | 19720 | 48437 | 58437 | 3331,6 | 2954,3 |
| Паровозы магистральные, шт | 477 | 479 | 827 | 1172 | 914 | 191,6 | 190,8 |
| Легковые автомобили, тыс.шт | - | - | 0,2 | 117 | 35 | - | - |
| Грузовые автомобили, тыс.шт | - | 1,0 | 32 | 244 | 184 | - | 18400,0 |
| Комбайны зерновые, тыс.шт | - | - | 10,0 | 43,9 | 12,8 | - | - |
| Экскаваторы, шт | - | - | 85 | 522 | 274 | - | - |
| Краны автомобильные, шт | - | - | - | 137 | 139 | - | - |
| Минеральные удобрения, тыс.тн | 89,0 | 135,4 | 920,8 | 3240 | 3237,6 | 3637,8 | 2391,1 |
| Кирпич, млн.шт | 3357 | 2790 | 4900 | 8666 | 7455 | 222,1 | 267,2 |
| Цемент, тыс.тн | 1777 | 1850 | 3478 | 5454 | 5675 | 319,4 | 306,8 |
| Обувь резиновая, млн.пар | 38,9 | 36,3 | 64,7 | 84,6 | 69,7 | 179,2 | 192,0 |
| Ткани, млн.м2 | 2679 | 2678 | 2694 | 3448 | 3954 | 147,6 | 147,6 |
| Сахар, тыс.тн | 1347 | 1283 | 828 | 2421 | 2165 | 160,7 | 168,7 |
| Масло животное, тыс. тн. | 104 | 82 | 72 | 185 | 226 | 217,3 | 275,6 |
| Макаронные изделия, тыс. тн. | 30 | 47 | 185 | 264 | 324 | 1080,0 | 689,4 |






