Создание структур союзного Наркомата внешней торговли. 6 страница

Рис.№3

Раньше государство могло ценами заставить МТС снижать затраты на обработку земли. Рост количества техники у МТС и неоправданный рост стоимости этой техники сказывался на затратах МТС и их прибыли. Увеличить они её могли лишь повысив свою эффективность и эффективность своей техники. Т.е., они были экономическим контролером заводов сельхозмашин: не давали тем производить неэффективную технику, а всей техники производить больше чем надо. А с ликвидацией МТС производство сельхозмашин в СССР начинало бессмысленно увеличиваться, увеличивая стоимость продуктов питания.

Второй и куда более важный момент – с передачей в собственность МТС колхоз фактически становится независимым производителем. Это нарушение одного из основополагающих принципов социалистической экономики. Ведь при таком сценарии колхозы становятся владельцами средств производства. Т.е. они попали бы в исключительное положение, какого не имело в стране ни одно предприятие. Это еще больше отдалило бы колхозную собственность от общенародной собственности и привело бы не к приближению к социализму, а наоборот, к удалению от него. Колхоз становился независимым производителем. А какая мотивация у независимого производителя? Только прибыль. И логично предположить, что такой колхоз начнет диктовать свои условия по ценам на продукцию и по её объему.

В письме Саниной и Венжеру Сталин указывал на то, что нужно постепенно выключать излишки колхозного производства из системы товарного обращения и включить их в систему продуктообмена между государственной промышленностью и колхозами. В итоге, все сделали наоборот.

Следующей инициативой Хрущева, выдвинутой в декабре 1958 года, стало урезание личных подсобных хозяйств. Формально практически все сельское население страны было объединено в коллективные хозяйства.

Но на деле лишь  около 50% дохода крестьяне получают от работы в колхозе, а остальной доход приходит из личного  хозяйства – от торговли произведенной колхозниками в личных подсобных хозяйствах, и ее продажи государственным заготовителям или на  самостоятельно на рынках.

Рис.№4

 

В сентябре 1952 года в «Экономических проблемах социализма в СССР» Сталин писал: «Нельзя также считать ответом мнение других горе-марксистов, которые думают, что следовало бы, пожалуй, взять власть и пойти на экспроприацию мелких и средних производителей в деревне и обобществить их средства производства. На этот бессмысленный и преступный путь также не могут пойти марксисты, ибо такой путь подорвал бы всякую возможность победы пролетарской революции, отбросил бы крестьянство надолго в лагерь врагов пролетариата». Об этом же писал Ленин в своем кооперативном плане.

Интересны также данные, представленные в аналитической записке экономиста-аграрника Н.Я.Ицкова от апреля 1962 года. В ней указывается, что личные приусадебные хозяйства колхозников в конце 1959 года производили от 50 до 80% валовой продукции молока, мяса, картофеля и овощей, яиц колхозного сектора. Он утверждал, что государство не готово взять на себя снабжение населения, составляющее половину жителей страны.

Не была решена и зерновая проблема. Освоение целины противоречило решениям сентябрьского пленума 1953 года. Т.к. на нём принимались решения об интенсификации сельскохозяйственного производства, а распашка целины была экстенсивным методом ведения сельского хозяйства. Однако стоит признать, что среднегодовые сборы зерна за 1954-1958 годы все-таки выросли и составили 113,2 млн. тонн против 80,9 млн. в 1949-1950 годах. Продолжали они расти и в 60-е годы. Но на «освоение целины» накладывалась масса других решений (укрупнение совхозов, урезание подсобных хозяйств, передача МТС, партийные решения о том, что и где, как сажать), которые не позволили в полной мере решить зерновой вопрос. В этой ситуации освоение целины не только не укрепила зерновой баланс страны, но и привела (наряду с другими факторами) к снижению продовольственного производства и необходимости увеличения закупок зерна за рубежом.

   В 1962 году Н.Хрущев дал добро на проведение хозяйственного эксперимента в некоторых областях производства, который нанес дальнейший самый разрушительный удар по сталинской экономике. Эта реформа эта явилась чужеродным вирусом, который в короткий период времени переформатировал всю экономику и производственные отношения в СССР. Вероятно, по силе разрушительного воздействия, она не идет ни в какое сравнение, ни с планами Рейгана, ни с перестройкой-катастрофой  Горбачева. Все недостатки социализма, которые нам сегодня предъявляют либералы, явились следствием именно этой реформы. Указанные реформы окончательно сделали разворот в сторону стоимостных показателей, а количество натуральных показателей резко сократилось. Это создало для предприятий возможность добиваться выполнения плана такими способами, которые не увеличивали, а наоборот снижали интегральный результат экономической деятельности в масштабах всей страны. Ориентация на валовые показатели способствовало накручиванию предприятиями вала, стоимостного показателя, который усиливал действие затратного механизма. Стало возможным и выгодным накручивать стоимостные показатели вала, при этом динамика реальных натуральных показателей стала значительно отставать. Вал это показатель прибыли в стоимостном выражении. Лучше меньше, да дороже — и план выполнен! Чем и стали успешно пользоваться руководители предприятий в Советском Союзе.

 

                                                   ***

Промежуточные выводы.

Упразднил он и МТС, пробив дыру в товарно — денежных отношениях, заставив колхозы выкупать технику, которая до этого всегда была государственной, а колхозы лишь пользовались техникой на основе договоров с МТС. Техники, теперь стало не хватать на все колхозы, и надо было налаживать новый выпуск тракторов. Соответственно, и ремонт, и обслуживание, и закупка ГСМ легла на плечи колхозников. Те колхозы, что смогли выкупить технику, использовали её не на полную мощность, она стала простаивать. Многие колхозы разорились, поэтому их объединили и перевели в совхозы. Последние, в отличие от колхозов, не могли вывозить продукцию на рынок, а были обязаны всё сдавать государству. Однако вместо ожидаемого улучшения продовольственного снабжения такие меры, наоборот, привели к продовольственному кризису 1963-64 годов, в результате которого стране пришлось закупать продовольствие за границей. В связи с такими проблемами, в городах начались перебои в снабжении населения продуктами. Борясь с мелкотоварным производством как проявлением мелкобуржуазности без предварительного наращивания производства потребительских товаров в государственном секторе, Хрущев создал теневой рынок, который стал частично закрывать возникшие дисбалансы.

 

 

Банковская реформа 1959-1960 гг. Изменение Устава Госбанка.

                             Девальвация рубля.

В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.

В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР. Председатель Госбанка был приравнен к Министру СССР.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав, Госбанк получает больше полномочий в том числе и полномочия на выход в международный валютный финансовый рынок на прямую (ранее только через «Внешторгбанк» и совзагранбанки). Но теперь Госбанк СССР не несет ответственности по обязательствам Союза ССР и союзных республик, а также их центральных и местных органов, за исключением случаев, когда такая ответственность возлагается на него Правительством СССР или когда он примет на себя такую ответственность в порядке поручительства или акцепта.

Правительство СССР и правительства союзных республик, а также их центральные и местные органы не несут ответственности по обязательствам Госбанка СССР.

 Очевидно это было сделано для приобретения зерна за валюту и это задолго до 1963 г.когда начались закупки зерна. Госбанк напрямую открыл р/с в банке «Морган Чейз». Результат – в 1972 г. был открыт филиал банка «Морган Чейз» в Москве - но, ведь это фактически отказ от банковской и валютной монополии в стране! Наличные доллары потекли в страну Советов и это при наличии статьи в УК СССР.

Официальная информация на сайте банка JP Morgan Chase:
Управление J.P.Morgan Chase в России началось в 1920-х годах, когда Чейз Нэшнл Банк был представителем Государственного банка СССР.
В 1964 году Chase Manhattan - председатель Дэвид Рокфеллер посетил Москву и встретился с Никитой Хрущевым. Рокфеллер посетил СССР несколько раз в 1970-х годах и встретился с министрами финансов и внешней торговли.
В 1973 году Chase открыл представительство в Москве, первый американский банк, который начал работать в этой стране с 1920 года.

Спрашивается: кому из верхов это было выгодно?

А с 1972 г в законах вопреки Конституции СССР появился Приоритет Международного Права… и все это задолго до Хельсинских Соглашений 1975 г.!

Возникает естественный вопрос - А был ли это суверенный СССР де – юре с 1960 годов?

И вот еще странная вещь следует из книги Н.Кротова «Совзагранбанки СССР». Совзагранбанки с 60-х годов активно начали играть в валютные игры и кредитовать европейскую экономику и принесли свежий ветер в так называемый евродоллар, на 80% профинансировали тоннель под Ла-Маншем и т.д.

А вот еще маленькое дополнение к портрету Хрущева.

В 1963-64 годах группа либеральных советников Андропова готовилась фактически изменить политический и идеологический строй СССР. План реформ был передан Хрущёву, он согласился возглавить процесс. Новая Конституция, которую писали люди Андропова, предполагала введение поста президента СССР, двухпалатного парламента, суда присяжных и Конституционного суда. Дело партии - идеология. Этот план реформ Советского Союза испугал  партийных консерваторов и привёл к отставке Хрущёва.

советник Андропова в 1960-е Фёдор Бурлацкий в журнале "Итоги" за 28.01.2013 г в ст. «Советник»

Примечание.

Государственный банк и Внешторгбанк при реализации своих функций в части, касающейся государственной валютной монополии, опирались на сеть советских заграничных банков. Совзагранбанки были зарегистрированы в других странах, имели статус акционерных обществ закрытого типа, их уставной капитал на 100% принадлежал Внешторгбанку. Эти заграничные банки были форпостом СССР, продвигали его экономические интересы в мире, тесно взаимодействуя с советскими торгпредствами и внешнеторговыми организациями. Государственная валютная монополия исключала любые операции с иностранной валютой внутри страны.

                                                   ***

                        «деноминация ли, или Девальвация?»

Девальвация (лат. -понижение стоимости в золотом содержании) — уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях «золотого стандарта».

                                                    Отменен с 5.08.1971 г. Президент США - Никсон.

Вроде бы простой обмен – меняем 10 р. «старых» на 1 рубль  новый?

Однако тогда, в шестьдесят первом, мало кто обратил внимание на одну странность: до проведения денежной реформы доллар стоил четыре рубля, а после ее проведения курс был назначен в 0,9рубля. Многие наивно радовались, что рубль стал дороже по отношению к доллару, однако если менять старые деньги на новые один к десяти, то доллар должен был стоить не 90 коп, но лишь 40 копеек. То же самое произошло и с золотым содержанием: вместо того, чтобы получить золотое содержание, равное 2,22168 грамма, рубль получил лишь 0,987412 г золота. Таким образом, рубль был недооценен в 2,25 раза. Несмотря на все заверения партии и правительства, что происходит всего лишь обмен старых денег на новые, базарный рынок среагировал на эту  денежную реформу по-особому: если в  госторговле цены изменились ровно в десять раз, то на рынке они изменились в среднем лишь на 4- 4,2 раза. Вот пример:  в декабре 1960 картофель стоил в госторговле по рублю (рынок от 75 копеек до 1 руб. 30 коп.), в январе - магазинный картофель продается  уже весь по 10 коп. / кг.. Однако картошка на рынке стоила  30-35 копеек. Подобное происходило и с другими продуктами - особенно, с мясом – впервые после 1953 года, рыночные цены вновь значительно превысили магазинные.

А к чему это ведет? Да к тому, что магазинные овощи резко потеряли в качестве!  

Заведующим магазинами оказалось выгоднее продать оптом качественный товар рыночным спекулянтам, положить полученную выручку в кассу и отчитаться о выполнении  кассового плана. Разницу же в цене между закупочной ценой спекулянта и государственной ценой завмаги клали себе в карман! В магазинах же оставалось лишь то, от чего спекулянты сами отказывались, то есть то, что на рынке было невозможно продать. В результате почти все магазинные продукты люди брать перестали, а стали покупать на рынке. Вроде бы «все» довольны: и завмаг, и спекулянт, и начальство- у них было всё нормально в отчётах Начало коррупции в торговле было положено.

Уход качественных  продуктов из магазина на рынок сильно  ударил по благосостоянию  ВСЕГО народа. Так если в 1960 году при средней зарплате в 783 рубля  рабочий человек мог купить около 1- й тонны  картофеля, то в 1961 при средней зарплате в 81,3 рубля лишь 246 килограмм. Можно было, конечно, отстояв  очередь, приобрести якобы дешевую магазинную картошку, которой на зарплату можно было как раз купить  почти 800 кг, но в результате домой приносили одну гниль, и после очистки  даже оставались в убытке.

Рост цен не ограничился январским скачком, а продолжался и в последующие годы. Цены на картофель на рынках крупных городов страны в 1962 году составили 123% к уровню 1961 г., в 1963 г. — 122% к 1962 г., а в первом полугодии 1964 г. — 114% к первому полугодию 1963 г.

Правительство должно было хотя бы как то реагировать! И  в 1962 году, чтобы хоть как-то компенсировать отток продуктов на рынок, было решено повысить розничные цены в госторговле. Решение о повышении цен на мясомолочные продукты было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 31 мая 1962 года. Однако это повышение цен еще больше повысило цены на базарах. В результате тогдашние цены для тогдашних зарплат оказались запредельными по отношению к цене труда рабочего класса. Всё это вызвало народные волнения, а в Новочеркасске даже привела к крупномасштабному митингам (что к стати было разрешено Конституцией СССР), при подавлении которого было убито 24 человека. Всего в 1961-64 годах произошло 11 крупных народных выступлений. Расстрелы продолжились и по другим городам хрущевского Советского Союза, например в Сумгаите, Тбилиси. Для подавления восьми из них применялось огнестрельное оружие и разумеется с разрешения высшего руководства.    

Что (или кто, чьи  классовые интересы, а так же с помощью кого - по ФИО) заставило «партию и правительство» пойти на такую реформу, при которой советский рубль стал дутым? Мы должны в этом рано или поздно, но разобраться - это наш долг перед нашими РОДителями! МЫ должны СДЕЛАТЬ  СВОИ ВЫВОДЫ!

Простой ответ дело в том, что в послевоенный период  в  СССР произошел огромный рост добычи нефти — с 19,436 млн. т.- в 1945 году до 148 млн. т.- в 1960 г.  В первые послевоенные годы экспорт нефтепродуктов из СССР был незначителен; а сырая нефть до 1948 года не вывозилась вообще. В 1950 году доля нефрепродуктов в валютной выручке составляла 3,9%. Но в 1955 году эта доля поднялась до 9,6% и в дальнейшем продолжила свой рост. Нефть в те времена стоила довольно дёшево — 2,88 доллара за баррель.  Что по курсу 1:4, установленному в 1950 году, это составляло 11 рублей 52 копейки.

Себестоимость же добычи 1 барреля нефти (200л) и его транспортировки до пункта назначения составляла в среднем 9 р.60 коп. При таком положении дел экспорт был практически нерентабельным. Рентабельным он мог бы стать в случае, если за доллар будут давать больше рублей.  

После же проведения реформы за баррель нефтяники получали в долларах почти столько же — $2.89, но в рублях эта сумма уже составляла 2 рубля 60 копеек при  той же 96-копеечной себестоимости барреля.  

 Т.н. якобы «деноминация» 1961 года принесла стране как минимум  4  беды:                        —  дисбаланс в сфере производства продуктов питания,

—  зависимость от нефтяного экспорта,

—  хронический дефицит продовольствия

 —  и  коррупцию.

 

Промежуточные  выводы

Для быстрого и  манипулятивного эффекта – с помощью обесценения денежных знаков

(якобы повышения конкурентно способности страны) и реализации  плана СССР как СЫРЬЕВОГО  ПРИДАТКА ЗАПАДА (нефть по заниженным и т.д.) нарушены экономические балансы всего единого  н/х комплекса СССР!

Реформа 1961 года на самом же деле представляла собой полноценную девальвацию рубля, при которой рубль был девальвирован в 2,25 раза.

 

 

                                           ОГАС

…ОГАС не командует экономикой, а лишь командует потоками информации о состоянии экономики.

                                                                                                          В.М. Глушков

ОГАС (Общегосударственная Автоматизированная Система сбора и обработки информации для учета, планирования и управлении народным хозяйством СССР) – это одна из первых глобальных сетей в мире, которая предназначалась для управления экономикой СССР. Создавалась и разрабатывалась под руководством академика Глушкова (Институт кибернетики, г. Киев) с 1964 г. до конца 80-х гг. прошлого столетия.

В отличие от Интернета, первоначально предназначавшегося для коммуникации и передачи личных данных (для пиара Отдельных Личностей или роль отдельной личности!).  Цели ОГАС были иными - это  перевод всего документооборота и доступа к сырью для предприятий в электронный, безбумажный вид, возможностью управление экономикой от станка до министерства в реальном времени, оптимизация технологических, экономических, организационных процессов, реорганизация управления в целом, создание Индустрии быстрой  информации, новых технологий, создание «безбумажной информатики», устранение «ренты снабженцев» в сфере обращения ресурсами страны.

Говоря современным языком, можно сказать, система ОГАС была первой в мире попыткой создания информационного общества в части экономики.

Все начиналось в 1956 году с публикации первой в Советском Союзе книги по вычислительной технике А. Китова «Электронные цифровые машины». По словам Глушкова, именно из этой книги он впервые узнал о том, как работают компьютеры и каковы перспективы их применения и развития.

Оказалось, что в 1959 году Китов подготовил докладную записку на имя тогдашнего главы СССР Никиты Хрущева по вопросам развития вычислительной техники в стране, что сыграло важную роль в подготовке Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об ускорении и расширении производства вычислительных машин и их внедрении в народное хозяйство».

Воодушевленный принятым постановлением, А.И.Китов осенью того же года подготовил доклад для ЦК КПСС, в котором он предложил создать объединенную автоматизированную систему управления для вооруженных сил и для народного хозяйства страны на базе общей сети вычислительных центров, создаваемых и обслуживаемых Министерством обороны СССР. Для рассмотрения предложения была создана комиссия Министерства обороны СССР во главе с маршалом К.К. Рокоссовским. Высказанная в докладе критика состояния дел и предложения по коренной перестройке системы управления в Министерстве обороны и высших эшелонах власти СССР вызвали негативную реакцию к докладу у представителей Минобороны и Кабмина СССР. Китова исключили из Компартии и сняли с занимаемой должности руководителя ВЦ Минобороны.

Несмотря на такую реакцию власти, А.И.Китов остался верен своим идеям, и в 1961 году, в преддверии ХХII съезда КПСС, он опубликовал новую статью, где ученый обосновал необходимость создания национальной системы автоматизации управления народным хозяйством страны на основе создания в перспективе государственной сети вычислительных центров.

Деятельность советского ученого была настолько плодотворной, что, например, за минимальный срок под его руководством была создана первая в стране универсальная управляющая машина «Днепр» (главный конструктор Б.Н. Малиновский). В США разработка аналогичной машины хотя и была начата несколько раньше, но введение в эксплуатацию было осуществлено только в 1961 году, то есть практически одновременно с советским изобретением.

Массовое производство электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в Советском Союзе одновременно совпало с острой необходимостью перехода экономики страны на новый технический уровень. Это объясняется тем, что с развитием народнохозяйственного комплекса процесс планирования становился все сложнее. Поэтому для поддержания высокой эффективности государственной экономики, которая была достигнута к 1960-ым годам, следовало бы использовать передовые технологии, позволяющие значительно лучше обрабатывать информацию. Решить эту проблему В. Глушков предложил с помощью целой сети ЭВМ, размещенных по всей стране. Это, в свою очередь, способствовало бы созданию технической основы для ОГАС.

В решениях XXIV съезда КПСС - ОГАС определена как Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления. Данная система не имела ничего общего с сегодняшним Глобальным интернетом. Конечно, интернет тоже является объединением компьютерных сетей, но это объединение служит лишь основой для передачи данных. Основная задача ОГАС состояла в том, чтобы собирать информацию с предприятий для обеспечения эффективной работы плановой экономики. Особенностью системы В. Глушкова являлось еще и то, что реализовать ее в условиях частной собственности невозможно, так как наличие коммерческой и банковской тайны лишало возможности сбора необходимых данных для проведения расчетов.

Эскизный проект ОГАС был разработан уже к 1964 году. Но прежде чем приступить к созданию проекта ОГАС, В. Глушков изучил работу предприятий и организаций широкого спектра специализаций: заводов, шахт, железных дорог, аэропортов, высших органов управления (Госплана, Госснаба, Минфина и др.). Сам проект, кроме всего прочего, имел 100 центров в крупных промышленных городах, откуда поступала уже обработанная информация в Единый Общегосударственный Центр. Эти центры были объединены между собой широкополосными каналами связи и соединены с 10 тысячами центров предприятий и организаций. При этом механизм обратной связи позволял постоянно корректировать управленческие решения.

Разумеется, что эта система смогла бы очень быстро упразднить бюрократический аппарат. В таком случае вполне справедлив был бы следующий вывод: реализовать на практике ОГАС не удалось по причине сопротивления работников умственного труда. Однако такое мнение ошибочно. Схема советского кибернетика работала по принципу самоокупаемости, позволяющей получить не менее 100 млрд. рублей уже по окончании трех пятилеток. Однако верх над ОГАС одержала реформа экономистов, которая, по их  же словам, стоила ровно столько, сколько бумага с напечатанным указом и постановлением Советов Министров. А так как А. Косыгин был человеком практичным, то им не составило труда убедить его в целесообразности проведения именно такой реформы, суть которой можно свести к названию одной лишь статьи, вышедшей в то время: «Прибыль - движущая сила» Е. Либермана. Примечательно то, что самые активные противники ОГАС из числа экономистов (напр., Белкин, Бирман) затем мигрировали в США и Израиль.

После неудачной попытки реализовать автоматизированную систему управления на общегосударственном уровне В. Глушков принялся за разработку автоматизированной системы управления на отдельных предприятиях (АСУП). Так в 1967 году была сдана в эксплуатацию первая в стране АСУП для предприятия с массовым характером производства «Львов» на львовском телевизионном заводе «Электрон». В начале 1970-х годов завершились работы по системе «Кунцево», проводимые на Кунцевском радиозаводе, которую Виктор Михайлович предлагал положить в основу создания АСУП на предприятиях девяти оборонных министерств. Однако несмотря на все эти достижения, советский кибернетик не оставлял мысли о реализации АСУ в рамках всей страны. К слову сказать, в конце 1960-ых идеи, разработанные в проекте ОГАС, вновь рассматривались на высоком государственном уровне, правда, снова безрезультатно.

Следует также отметить, что далеко не последнюю роль в проведении рыночной реформы в СССР сыграли США, которые делали все, чтобы не допустить укрепления народнохозяйственного комплекса нашей страны. Сначала в «Вашингтон пост» опубликовали статью под названием «Перфокарта управляет Кремлем», рассчитанную на советских руководителей. Затем «Гардиан» напечатала материал, очевидно, для интеллигенции, где утверждалось, что ОГАС - это заказ КГБ, который позволит следить за каждым человеком. Кроме того, неоднократно осуществлялись покушения на жизнь В. Глушкова.

В конечном итоге американцы добились своей цели. Без преувеличения можно сказать, что если удалось бы реализовать проект В. Глушкова, то судьба СССР могла сложиться по-другому. Сейчас это признают даже в США. Например, недавно была опубликована статья Вячеслава Геровича, преподавателя Массачусетского технологического института (Бостон, США), «Интер-Нет! Почему в Советском Союзе не была создана общенациональная компьютерная сеть», где автор приводит текст секретного меморандума ближайшего советника Джона Кеннеди. В нем шла речь о том, что решение сделать ставку на кибернетику даст СССР огромное преимущество, и если США будут продолжать ее игнорировать, то в ближайшее время «с нами будет покончено».

 Смена власти и Брежневский «застой» в кадровой политике. Реформа

                    Косыгина- Либермана.

Реформы, провозглашенные ХХI и ХХII съездами КПСС, не распространялись на сам партийный аппарат. В ходе преобразований конца 50-х годов не удалось обеспечить стабильный экономический рост. В начале 60-х наметились кризисные явления в экономике, которые привели к снижению уровня жизни людей.

Реформы Хрущева исключали действительную инициативу снизу и предопределили особую роль центра в развитии событий. Судьба реформ была поставлена в зависимость от расстановки сил в верхнем эшелоне власти. 14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен с постов Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров с формулировкой в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья. Первым секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь был переименован в Политбюро, вместо Первого секретаря появилась должность Генерального секретаря. В 1977 г. Брежнев занял еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР.


                       Социально-экономическое развитие страны

 Руководство страны еще сохраняло разрушительные импульсы эпохи Хрущева. Реформа была задумана еще при Н.С. Хрущеве и проводилась под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Она затронула управление, промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Реформа началась с проведения новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств (отраслевого управления). Вторым направлением реформы стало введение нового хозрасчета на предприятиях. В советскую экономику стали вводить элементы рынка. Важным критерием деятельности государственных и колхозно-кооперативных предприятий стала считаться доходность. Товарно-денежные отношения были не только сохранены, но ещё и значительно усилены. Каких-либо серьезных мер для сокращения рабочего дня и вовлечения трудящихся в управление государством не принималось. Даже наоборот – вектор культурно-образовательной политики советского государства изменился на 180 градусов. Теперь советский рабочий класс всемерно отвлекали от политики и старались замкнуть в границах быта, материальной обеспеченности и семейных отношений.

Существенные изменения произошли в системе управления промышленностью и строительством: сократилось число планируемых сверху натуральных показателей. Основной оценкой деятельности предприятий должны были стать финансовые объемы произведенной продукции (вал), рентабельность производства, размер прибыли.

В целях экономического стимулирования на предприятиях образовывались специальные фонды: фонд заработной платы рабочих и служащих и фонд самофинансирования предприятия.

Развитие экономики страны, рост благосостояния её граждан и научный прогресс возможны лишь при централизованном (государство, отраслевые и межотраслевые корпорации) накоплении и перераспределении ресурсов. Ни отдельное предприятие, ни отдельный совнархоз ничего подобного обеспечить не могут.

Главными критериями эффективности предприятия стали показатели прибыли и рентабельности производства. Плановые показатели уменьшили с 30 до 9. Предприятиям позволили самим определять численность своих работников, оптовые цены, среднюю зарплату, привлекать для развития производства собственные средства и кредиты, создавать фонды  для личного материального поощрения. Так же была введена арендная плата на средства производства и налог на основные производственные фонды. В результате стало не выгодно иметь частично простаивающие станки и их просто сдали в металлолом, порой совсем новые Налог на основные фонды привел к тому, что стало не выгодно строить и расширять новые цеха - порой цеха так и остались по нормам 30-х годов, но уже с оборудованием 60-70-х годов. В общем, получилось типичное капиталистическое предприятие, но в социалистической системе хозяйствования.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: