Создание структур союзного Наркомата внешней торговли. 3 страница

Еще более поразительны успехи экономики в целом, несмотря на полное отсутствие внешних кредитов и минимальные объемы нефтяных денег (газовых денег еще не было).

В основе социалистической экономики, как мы знаем, лежит принцип обобществления средств производства. Плюс производственные отношения базируются на сотрудничестве и взаимной помощи. А остановимся на том, что социалистическая экономика в т.ч. строится на основании закона вертикальной интеграции, согласно которому основная  прибыль извлекается только из конечного продукта.

Для капиталистической экономики нормальная ситуация, когда в ней каждое звено производства стремится извлечь максимальную прибыль в единицу времени.

А как данное производство могло бы быть организовано в вертикально-интегрированном комплексе?

Все предприятия были объединены в рамках единого холдинга, в котором все промежуточные звенья передавали бы свою продукцию Фирме П по себестоимости. А Фирма П уже бы реализовывала свою продукцию с необходимой ей добавленной стоимостью.

Никто бы не извлекал  максимальную прибыль из промежуточного продукта и сырья. Вся прибыль шла от конечного продукта.

Весь процесс ценообразования выглядел так. Предприятие-1 (П №1) продавало промежуточную продукцию Предприятию-2 (П №2) по цене, которая состояла из себестоимости + 3-4% прибыли П-1 (p1). П-2 после необходимых манипуляций с товаром (сделало шкаф из МДФ) отдавало его на реализацию через систему государственной торговли по цене p1 (себестоимость +3-4%). Эта цена называлась оптовой ценой предприятия (p2). Дальше на эту p2 государство накладывало так называемой налог с оборота. Налог с оборота – это и была та самая добавленная стоимость, которая присваивалась в пользу всего общества. Получалась оптовая цена промышленности (р3.).    Ну и сверху на эту цену накладывались 0,5-1%, из которых финансировалась деятельность системы оптовой  государственной торговли. В итоге, р3 + 0,5-1% называлось оптовой ценой.

Например, сделали мы холодильник с себестоимостью за 100 р. (включая гарантийную з/п) его себестоимость + минимальная прибыль до 4 % – 4 рубля. Государство наложило на него налог с оборота в 25 рублей + 1,3 р. ушло на обеспечение системы оптовой  торговли +7% розничной торговли. Итого розничная цена холодильника – 144,4рубля. И эти 25 рублей налога с оборота пошли не кому-то в карман, а всему обществу, А прибыль П-1 использовало для премирования сотрудников, улучшения их материального положения.

Т.е. хозяйственные ячейки получали минимум прибыли, которая шла на материальное поощрение работников ячейки. Основная же часть добавленной стоимости через налог с оборота обобществлялась и шла на бесплатное образование, жилье, медицину, спорт, отдых, компенсацию ж/д и авиаперевозок. А также на модернизацию основных фондов и средств производства, строительство новых предприятий и реализацию инфраструктурных проектов. Напомню, что станки, земля, здания и т.д. не принадлежали отдельным предприятиям, а были в собственности народа. Помимо закона вертикальной интеграции в СССР (и это очень важно) обобществлялась добавленная стоимость. Да, добавленная стоимость – святая святых капитализма, ради которой он и существует, обобществлялась. Если в капиталистической экономике вся прибыль присваивалась отдельным собственником  или их группой, а общество получало только часть прибыли в виде налогов, то в СССР почти вся прибыль обобществлялась и шла для снижения себестоимости продукции, капитальные инвестиции, другие общественные блага (бесплатные медицина, образование, спорт, культура, компенсации авиа- жд- перевозок). Т.е., она шла на повышение благосостояния граждан, ведь целью социалистической экономики является повышение благосостояния граждан, а не максимизация прибыли. Все –  лучшее людям.

Вы скажите, что прибыли может банально не хватить. Это не так. Поясню на простом примере. Подумайте сами, что лучше для экономики страны – продать 100 тонн алюминия по 60 рублей за килограмм или сделать из него 1 Ил-78 за 3,5 миллиарда рублей? Где Вы заработаете больше? Куда более выгодно производить продукцию высоких переделов, чем торговать сырьем. Ведь её добавленная стоимость в десятки, а иногда и в сотни раз больше. Плюс при её создании запускается мультипликационный эффект. Ведь для постройки одного самолета работает порядка 90-100 смежных предприятий. А это рабочие места. И это – спрос на квалифицированные кадры, что неизбежно влечет за собой инвестирование в науку и образование.

Так как целью социалистической экономики было увеличение благосостояния граждан, то в приоритете у государства и предприятий было обеспечить людей всем необходимым. Сначала – это были работа и продукты питания. Далее – одежда и жилье. Потом – медицина, образование, бытовая техника. Систему интересовала не прибыль, а количество и качество произведенной  продукции.

Например, появились холодильники. Принято решение: включить холодильники в список предоставляемых населению товаров. Это означало, что размещались планы на разработку моделей холодильников и строительство заводов по их производству. На этапе освоения производства – вполне естественно – холодильников не хватало. Возникал дефицит. Но по мере развития производство выходило на плановый уровень и дефицит исчезал. Зато появлялся новый товар – телевизоры и цикл повторялся.

Рис.№2

Однако благосостояние граждан повышалось не только за счет увеличения валовых показателей. Важную роль играло снижение себестоимости продукции. Например, шкаф имеет себестоимость в 10 000 рублей и оптовую цену предприятия в 10 500 рублей. Как увеличить прибыль предприятия при плановых ценах? Есть 2 пути:

 а) снизить себестоимость;

б) увеличить количество произведенной продукции.

Т.е., если в первый год прибыль с одного шкафа составила 400 рублей, то, допустим, во второй год коллектив смог снизить себестоимость до 9000 рублей. В итоге, прибыль предприятия увеличилась минимум на 1400 рублей с каждого шкафа. Чтобы коллектив предприятия не расслаблялся, государство ежегодно пересматривало цены в сторону их понижения. В итоге, продукция постепенно дешевела, а значит и уменьшались расходы граждан на её приобретение.

Фактически, шла конкуренция за снижение себестоимости продукции и за внедрение методов повышения эффективности производства.

Главной целью сталинской экономики было улучшение благосостояния населения, которое состояло из:

 а) постоянного и планового снижения себестоимости продукции;

 б) расширение бесплатных общественных благ;

 в) уменьшения рабочего времени граждан.

И данная цель достигалась путем повышения общей эффективности  всего народного хозяйства, а не отдельных его предприятий.

 

Экономика СССР годы Великой Отечественной Войны

 

От СССР война потребовала широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения военных действий. Объём ресурсов государственного бюджета, использованного на военные цели в 1941 - 1945 гг., составил 582,4 млрд. руб.

Но, главная задача, стаявшая перед советской экономикой в начале войны, - перевод хозяйства на военный лад. В результате оккупации в 1941-1942 гг. от СССР была отторгнута территория, на которой до войны проживало 40 % населения,

производилось 68 % чугуна, 58 % стали и алюминия, 40 % железнодорожного

оборудования, 65 % угля, 84 % сахара, 38 % зерна.

Проблема, которую нужно было решить в первую очередь, – это организация

эвакуации. 24 июня при СНК СССР был создан Совет по эвакуации. До конца 1941 г. за Урал было эвакуировано 2,5 тысячи предприятий, 12 млн. человек, 2,4 тысячи голов скота, научные заведения, культурные ценности. Значение эвакуации – в сохранении

ресурсов, которые погибли бы в европейской части СССР. С другой стороны,

эвакуированные на Восток предприятия, как правило, не реэвакуировались после

войны обратно, а составляли основу экономики многих азиатских районов СССР.

В первые дни войны были приняты решения, направленные на милитаризацию

экономики.

Указ «О военном положении» (22 июня) предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ.

Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» (26 июня)давал право директорам предприятий устанавливать сверхурочные работы до 3

часов в день. Отменялись отпуска (кроме как по болезни, беременности и родам,

а также работникам в возрасте до 16 лет), они заменялись денежной компенсацией,

которая переводилась в сберкассы как замороженные на время войны вклады.
В начале войны был создан Государственный Комитет Обороны и  Комитет по учету и распределению рабочей силы.С началом войны должно было произойти сокращение рабочих рук (из-за мобилизации), но за счет женского и детского труда численность рабочих в годы войны сократилась только на 15-16 %. Для перевода экономики на военные рельсы были созданы новые ведомства: в сентябре 1941 г. был создан Наркомат танковой промышленности, в ноябре – Наркомат минометного вооружения и т.д..

По оценке современных исследователей, падение производства в СССР наблюдалось

только до декабря 1941 г., а с марта 1942 г. - наращивание.

 Война и временная оккупация фашистами части советской территории нанесла СССР колоссальный урон. На фронтах и в фашистской неволе погибли многие миллионы человек, в том числе мирные жители. Гитлеровцы разрушили и разграбили более 1 710 городов и посёлков городского типа, сожгли более 70 тыс. сёл и деревень, часть из которых — с людьми заживо. Они уничтожили полностью или частично около 32 тыс. промышленных предприятий, разрушили 65 тыс. км железнодорожных путей, разграбили 98 тыс. колхозов, около 5 тыс. совхозов и МТС, уничтожили десятки тысяч больниц, школ, техникумов, вузов, НИИ и библиотек. В целом материальные потери составили около 2 трлн. 600 млрд. руб. (в ценах 1940 г.), включая 679 млрд. — стоимость расхищенных и уничтоженных материальных ценностей. Ни одна страна, ни в одной войне не имела таких потерь и разрушений!

 

                                  Железнодорожники в годы ВОВ

 

«Прежде всего было принято решение ввести в действие Воинский график движения поездов по сети. Этот график был обновлен в начале 1941 года Наркоматом путей сообщения совместно с Генеральным штабом НКО. В нем были учтены и отражены все изменения, происшедшие в увеличении пропускных способностей дорог всей сети, в особенности пограничных, после разработки графика в 1938 году.

Воинский график отличался от мирного тем, что он был параллельным — все поезда, в том числе пассажирские, которые были сокращены, имели одинаковую скорость движения и одинаковые технические стоянки. При этом, однако, учитывалась возможность первоочередного продвижения особо важных воинских эшелонов, для чего использовались предусмотренные резервы

Согласно Мобилизационному плану с начала войны у нас были сформированы спецформирования — «Торемы», «Твоты», «Водремы», «Связьремы» и «Подремы», которые подчинялись Центральному военному отделу НКПС, а затем вновь созданному Центральному военно-восстановительному управлению НКПС. Эти чисто железнодорожные спецформирования, укомплектованные квалифицированными рабочими и инженерно-техническим персоналом, сыграли большую роль.

В соответствии с предусмотренным графиком и Военно-мобилизационным планом были введены в действие законсервированные разъезды, пункты водоснабжения, экипировочные, тяговые и другие устройства. Новым Воинским графиком установлен унифицированный вес воинского поезда — 900 тонн.

Начальникам дорог приказали ввести в действие все предусмотренные Военно-мобилизационным планом мероприятия и сооружения по обслуживанию воинских эшелонов: кипятильники, водоразборные колонки, военно-продовольственные пункты, ларьки, изоляционно-пропускные пункты, агитационные пункты, постоянные и разборные воинские платформы для погрузки и выгрузки войск и боевой техники и т. д.

Железнодорожники сделали все необходимое и возможное для того, чтобы обеспечить погрузкой и перевозками мобилизацию и стратегическое развертывание главных сил Красной армии. Это особенно ярко показала первая неделя войны — с 24 по 30 июня. В среднем в сутки погружено 31 629 вагонов, в том числе оперативных — 19 794, снабженческих — 11835 вагонов, то есть всего за семь дней более 220 тыс. вагонов, в том числе оперативных, более 138 тыс. вагонов. Чтобы ощутить и понять весомость и значение этих цифр погрузки и перевозок за одну первую неделю войны, необходимо сказать, что такой объем погрузки и перевозок в царской России в начале Первой мировой войны потребовал более двух месяцев.

В июле и августе воинская погрузка снизилась по сравнению с погрузкой в первую неделю войны: в июле погружено 15 573 вагона в среднем в сутки, в том числе оперативных — 7 978, снабженческих — 7 595 вагонов; в августе среднесуточная погрузка составила 12 145 вагонов, в том числе оперативных — 5 634, снабженческих — 6 511 вагонов.

Особенно важна была и работа по увеличению пропускных способностей на важнейших направлениях и участках — развитие узлов, укладка обходных путей при безостановочном пропуске поездов через узловые и участковые станции и т.д.

  Необходимо осветить и внедрение новаторства, изобретательности наших передовых рабочих, машинистов — стахановцев-кривоносовцев, инженерно-технических, научных и руководящих кадров, в том числе наркома и начальников дорог: например, обслуживание воинских поездов паровозными колоннами; применение живой блокировки, давшей возможности увеличить густоту движения, сгущенного пропуска поездов; применение в исключительных случаях одностороннего движения с соблюдением необходимой осторожности, предусмотренной временными правилами; ремонт паровозов самими паровозными бригадами по методу Лунина, массовое применение дровяного отопления паровозов по методу Болонина и т.д.

Особо важным явилось создание военно-эксплуатационных управлений. В первую очередь такое единое управление было создано в Московском узле в напряженный момент боев за Москву».

                                                                         Из воспоминаний Л. Кагановича.

После Второй мировой войны западноевропейские страны и Япония тоже перешли на планирование. Они внимательно изучали советский опыт. В Советском Союзе было директивное планирование, то есть, принимался пятилетний план и годовой план, причем этот план был законом. А закон – это всегда ответственность: административная, иногда и уголовная, поэтому законы эти выполнялись. В западной Европе, Японии — это индикативные планы, то есть некие ориентировки для капитала: государственной и частной формы собственности. Безусловно, эти ориентировки не меняют сущность этой модели, потому что не мешают осуществлять деятельность по максимизации прибыли. Но, тем не менее, очевидно, что японцы откровенно переняли нашу модель.

 В 1991 г., когда на советско-американском симпозиуме наши демократы начали говорить о «японском экономическом чуде», прекрасную отповедь им дал японский миллиардер Хероси Такавама: «Вы не говорите об основном. О вашей первенствующей роли в мире. В 1939 году вы, русские, были умными, а мы, японцы, — дураками. А в 1955 году мы поумнели, а вы превратились в 5-летних детей. Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей, с той только разницей, что у нас капитализм, частные производители, и мы более 15% роста никогда не достигали, а вы же — при общественной собственности на средства производства — достигали 30% и более. Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры». Японцы очень точно скопировали опыт Сталинской экономики, нанимаясь в крупную корпорацию, японцы получают пожизненный наём, корпорация оплачивает им всё, и даёт инструменты для творческого роста, того самого который вырвал Японию в ряд супердержав. И это своего рода японский корпоративный мини социализм.

Примечание.

Япония достигла довоенного уровня лишь в 1955 году, хотя, если не считать ядерных бомбардировок, серьезных разрушений там не было. Лимитированное распределение продуктов по карточкам было отменено в СССР в 1947 году, а в Англии, несмотря на помощь США, лишь в 1954 году. В сентябрьском номере журнала «Нейшнл бизнес» ("National Business") за 1953 г. в статье Герберта Гарриса «Русские догоняют нас» отмечалось,ч то СССР по темпам роста экономической мощи опережает любую страну и что в настоящее время темпы роста в СССР в 2-3 раза выше, чем в США. Годом ранее кандидат в президенты США Стивенсон оценивал положение таким образом, что если темпы роста производства в сталинской России сохранятся, то к 1970 г. объем русского производства в 3-4 раза превысит американский.

Достаточно часто новые либералы умничают по поводу всей советской экономики, говоря, что это «административно-командная система с полным отсутствием свободной конкуренции». Да, это и была именно административно — командная система, никто этого не скрывает. А чтобы понять, как она работала, возьмем простой пример: попытаемся понять, как устроена любая крупная западная корпорация изнутри. Мы увидим, что там нет никакой «демократии», она как раз строится на жёстком плане и на сверхжесткой административно-командной системе. Приблизительно так же, как когда-то строилась сталинская экономика — модель некой сверхкорпорации, с условным названием «СССР». Корпорация под названием СССР, которую мы смело на либеральный язык можем назвать Транснациональной корпорацией, поскольку в неё входили целых 15 республик, которые потом после уничтожения СССР стали отдельными государствами, имела много структурных подразделений в каждой республике. Каждое из этих подразделений работало на некий конечный интегральный результат — общественный продукт, который в первую очередь был выражен в натуральных показателях и уже во вторую очередь имел какое-то стоимостное выражение. И для того, чтобы получить максимальный интегральный результат, все должны были скоординировано работать на этот результат за счет разделения труда, специализации, и слаженной кооперации. Отсюда вывод, что для этого должна быть жёсткая вертикаль управления,  т.е. та самая административно — командная система.

Отдельные подразделения этой мегакорпорации взаимодействовали между собой: происходил переброс новых технологий, полуфабрикатов. Шли условные расчёты между этими структурными подразделениями. Но вознаграждение работников, функционирующих в этих структурных подразделениях, шло в зависимости от общего результата. И не могло быть никакой конкуренции между отдельными цехами и подразделениями одного экономического организма. Такая конкуренция лишь дезорганизует работу и порождает неоправданные издержки.По законам рыночной экономики, крупная корпорация всегда сильнее, могущественнее мелких частных лавочек. Крупная успешная корпорация всегда поглощает более слабые предприятия, это один из законов капитализма.

                                                    ***

Промежуточные выводы:

Никакие формы капитала, ни производственные, ни товарные, ни денежные не являлись допустимыми в советской экономике. Именно поэтому все средства производства: машины, оборудование, заводы, фабрики — весь основной капитал, и находились в государственном секторе экономики.

Каждый советский человек в меру своего понимания воспринимал себя совладельцем этих средств производства. Напрямую он не получал какие-то дивиденды, как их получает совладелец средств производства в рыночной экономике. Но он получал зарплату и, кроме заработной платы, ещё выплаты и льготы из так называемых «Общественных Фондов Потребления». А это: бесплатное здравоохранение, бесплатное образование, бесплатные детские сады, символическая плата за жильё, возможность получ е ния бесплатного жилья, бесплатные путёвки в санатории, дома отдыха, профилактории и, плановое снижение розничных цен, которая равномерно распределяла результат общественного труда. Практически каждый советский человек был бенефициаром этого распределения добавочного продукта.

Важно подчеркнуть, что главным и даже основным принципом сталинской экономики, являлся принцип получения доходов по трудовому участию. Точнее, право на получение дохода получал владелец рабочих рук, человек, который так или иначе, руками или головой, создавал общественный продукт. А зарплата — это всего лишь подтверждение того, что владелец рабочих рук внес свой вклад в создание общественного продукта.

Огородничество и сельское хозяйство в деле укрепления обороноспособности, решения продовольственной безопасности и

             подготовка к укреплению рубля

Важным источником дополнительных продовольственных ресурсов для рабочих и служащих в военный период явилось индивидуальное и коллективное огородничество. К началу войны огородничество играло существенную роль в материальном обеспечении населения. Расширение индивидуального и коллективного огородничества являлось составной частью мероприятий, направленных на перестройку системы снабжения применительно к военным условиям.

Непосредственная работа по развитию огородничества проводилась профсоюзами. Необходимо отметить, что профсоюзы достаточно успешно справились со своими обязанностями, возглавив массовое движение рабочих. 5 января 1942 г. Секретариат ВЦСПС принял постановление «О расширении индивидуального огородничества рабочих и служащих в 1942 г.» Всем профсоюзным организациям предлагалось провести широкую разъяснительную работу среди трудящихся о необходимости работы на огородах.
Посевная площадь индивидуальных и коллективных огородов в 1942 г. составила почти 500 тыс.га. Со своих огородов семьи рабочих и служащих получили 2,0 млн. тонн картофеля и овощей Всего в 1942 г. огородничеством занималось по стране 5 млн. рабочих и служащих.

Принимая во внимание, что нередко выделяемые под огороды местными Советами земельные участки находились на значительном удалении от предприятий, а также трудности по их обработке и освоению, президиум ВЦСПС признал целесообразным наряду с развитием индивидуального огородничества создание коллективных огородов рабочих и служащих. В целях лучшей организации работы профсоюзов по развитию огородничества было принято решение о создании при фабрично-заводских и местных комитетах специальных огородных комиссий на каждом предприятии, в каждом учреждении. Они были созданы путем выборов во всех отраслях промышленности, на транспорте, стройках и в учреждениях. На этих комиссиях лежала организационная работа, поиск и распределение земельных участков, доставка, организация и хранение урожая огородников. Комиссии работали под непосредственным руководством местных комитетов и отчитывались о своей работе на общих собраниях огородников.

В значительной мере проблему удалось решить принятием постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 7 апреля 1942 г. «О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих». В соответствии с постановлением областные исполкомы Советов депутатов трудящихся были обязаны часть выявляемых пустующих участков в городах и поселках, также свободных земель Государственного фонда в пригородных зонах и колхозные земли, не занятые под посевы, отводить под огороды рабочих и служащих. Семьям рабочих и служащих, работавшим в колхозах, и эвакуированному населению было предоставлено право пользования приусадебными земельными участками в размере 0,15 га. При этом установлено, что рабочие, служащие и эвакуированное население, получившие земельные участки под огороды, привлекались к обязательным поставкам государству картофеля в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 16 апреля 1940 г. «Об обязательной поставке картофеля государству колхозами, колхозниками и единоличными хозяйствами» и Постановлением Совнаркома СССР от 1 августа 1940 г. «Об уборке и заготовках сельскохозяйственных продуктов»

В крупных городских центрах при исполкомах городских Советов были созданы специальные сельскохозяйственные отделы, занимавшиеся текущими вопросами развития огородничества. На многих предприятиях развернули свою деятельность огородные комиссии, организованные при фабрично-заводских и местных комитетах профсоюзов. Они занимались вопросами учета рабочих и служащих, изъявивших желание заниматься огородничеством, заботились о своевременном выделении и закреплении земельных участков за предприятиями, распределении их между огородниками. В ряде городов и районов региона исполкомы местных Советов депутатов трудящихся становились координаторами совместной деятельности огородных комиссий различных предприятий, что позволяло успешно решать многие проблемы.

Большинство семей, приступивших к занятию огородничеством, не имело знаний, опыта, навыков эффективного ведения хозяйства. Необходимость создания системы обучения основам агротехнических знаний в полной мере проявилась уже к осени 1942 г. На проводимых по итогам посевного сезона на предприятиях конференциях огородников отчетливо звучала мысль о необходимости значительной активизации работы по пропаганде агротехнических знаний. В пропагандистскую работу были включены печать, радио, лекторы-специалисты. С советами огородникам во многих центральных и местных газетах выступали ученые, агрономы, опытные огородники.
Значительно увеличился выпуск специальной литературы для огородников. Популярные брошюры, различные справочники по огородничеству, листовки, плакаты, другие средства наглядной агитации выпускались большими тиражами.
На предприятиях был организован общественный контроль за выполнением каждым огородником взятых обязательств по уходу за огородом. Профсоюзные организации выделили уполномоченных по качеству, за которыми закреплялось от 100 до 500 огородников.
Таким образом, в 1944-1945 гг. больше внимания стало уделяться проблемам качественной обработке почвы, уходу за посевами, удобрению земли. Это стало возможным в результате повышения агротехнического образования трудящихся и организации действенного контроля.
 В 1943-1944 гг. государство приняло ряд важных законодательных актов, стимулировавших деятельность огородников. Решение Совнаркома СССР от 19 июня 1943 г. позволило решить вопрос об освобождении от обложения сельскохозяйственным налогом доходов рабочих и служащих, полученных за счет личных подсобных хозяйств, что способствовало повышению личной заинтересованности трудящихся в результатах своего труда (газета Труд. -1943.-20 август)].
Новые возможности для организации огородничества, повышения его эффективности открылись с принятием Совнаркомом СССР постановления «О мерах по дальнейшему развитию и улучшению индивидуального и коллективного огородничества рабочих и служащих» от 19 февраля 1944 г. СНК обязал областные исполкомы увеличить в 1944 г. посевные площади под индивидуальные и коллективные огороды по сравнению с 1943 г. не менее чем на 20%. Предлагалось передать предприятиям и учреждениям под коллективные и индивидуальные огороды рабочих и служащих свободные земли городов, поселков и государственные земельные фонды на 5-7 лет. Под огороды следовало отводить свободные земли близлежащих совхозов и неиспользуемые земли колхозов по договоренности с ними. За предприятиями и учреждениями на 1944 г. закреплялись также земли совхозов и колхозов, выделенные в 1943 г. [В указанном постановлении, наряду с мерами по расширению посевных площадей огородов и привлечению к занятию огородничеством новых контингентов рабочих и служащих, предусматривалось осуществление целого комплекса мероприятий по повышению эффективности отдачи земельных участков рабочих и служащих. В частности, были определены меры по широкому развертыванию агротехнической пропаганды, обеспечения рабочих – огородников посевными материалам и удобрениями, сельскохозяйственным инвентарем и орудиями

Во многих областях региона колхозам, совхозам, подсобным хозяйствам предприятий были установлены обязательные планы выращивания семян и рассады для обеспечения ими огородников.
На предприятиях региона было налажено производство орудий и инвентаря для обработки огородов из промышленных отходов основного производства.

Развитие огородничества сдерживалось нехваткой транспортных средств, необходимых ввиду того, что многие огороды, из-за нехватки земельных участков вблизи городов, стали выделяться рабочим и служащим на значительном удалении от них. Поэтому на период посевных и уборочных работ предприятия выделяли для обслуживания огородников специальные автомашины, речные суда, другие транспортные средства. Напряжение упало лишь с принятием Совнаркомом СССР в августе 1943 г. постановления, в соответствии с которым в поездах пригородного и местного сообщения был разрешен беспрепятственный провоз огородниками урожая картофеля и овощей в пределах до 50 кг на одного человека

О масштабах развития огородничества к концу войны свидетельствует тот факт, что число огородников в 1944 г. достигло по стране 16,5 млн. человек и в 1945 г. – 18,6 млн. Если в 1942 г. валовой сбор картофеля и овощей с индивидуальных и коллективных огородов составил почти 2 млн. т, в 1943 г. – 5,5 млн. т, то в 1944 г. – около 9,7 млн. тонн Это сыграло заметную роль в решении продовольственной проблемы в период Великой Отечественной войны.

                                                     ***

Промежуточные выводы:
   Следует отметить, что в связи с обострением продовольственной проблемы выход из создавшегося положения государством был найден в развитии дополнительных источников снабжения населения продуктами питания в виде подсобных хозяйств и коллективных огородов предприятий и индивидуальных хозяйств колхозников, рабочих и служащих.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: