Перейдем теперь к эволюции сознательного существования. Утверждать, что великая первопричина, Парабрахман, бессознательна — в том смысле, что он является отрицанием всякого сознания, — было бы величайшим заблуждением. Но если, напротив, представлять себе, что Парабрахман обладает сознанием того же типа, что и наше, это будет не меньшим заблуждением. Говорят (если это хоть что-нибудь да значит), что осознанное существование включает в себя три элемента — Познающего, Познаваемое и Познанное. Но Парабрахман считается «Единственным и не имеющим пары» (эка-мэвадвития), что подразумевает объединение этих трех вышеупомянутых элементов сознательного существования, разрушение всех трех сосудов, технически называемое трипути бхангой. Следовательно, в Парабрахмане не может быть никакого сознательного существования. С другой стороны, если признать Парабрахман абсолютной бессознательностью, это будет противоречить фундаментальным принципам нашей философии. Бессознательность есть отрицание всякой формы сознания и, следовательно, не может иметь к последнему никакого отношения. Но выводить последнее из первого означало бы устанавливать между ними какую-то связь, чего, как мы уже сказали, быть не может. А потому Парабрахман не является ни бессознательностью, ни сознанием (в общепринятом и единственно известном нам смысле этого слова). Таким образом, нам остается только одно — признать Парабрахман абсолютным сознанием, или нирупадхикой маха-чайтаньей, как сказано в упанишадах. Этот вывод подтверждается, опять-таки, опытом практического оккультизма. Эманации Мулапракрити становятся сознательными вследствие отражения этого абсолютного сознания. Пытаясь раскрыть завесы майи, это абсолютное сознание создает обусловленную сопадхику — сознание, или сознательное существование. Мы не можем описать здесь подробности этого процесса, так как они затрагивают многие великие секреты посвящения.
|
|
Следующей проблемой, на которую я хотел бы обратить внимание, является критика м-ром Мейт-лендом положения, приписываемого в системе Космической эволюции Дхиан Коганам. Свое возражение он начинает с вопроса: как могли развиться первые Дхиан Коганы, если не было никакого личностного Бога, который мог бы их создать? И из этого извлекает свой следующий вопрос: «Если помощь Дхиан Коганов необходима для построения Вселенной», то как смогла «Вселенная с самого начала создать столь совершенное существо, как Дхиан Коган, если не было другого Дхиан Когана, который мог бы руководить этим сложным процессом»? Если м-р Мейтленд задал эти вопросы для того, чтобы получить дополнительную информацию на данную тему, то я могу сказать ему только, что такая информация непременно поступит, после того как для нее подготовят почву те учения, которые он сейчас критикует. Но если его вопросы нацелены на то, чтобы бросить тень сомнения на точку зрения м-ра Синнетта, то я могу заметить, что м-р Мейтленд совершенно забывает о посредниках, участвующих в процессе формирования идей Вселенским Разумом, — о Демиургах западных мистиков. Не следует думать к тому же, что данный процесс начинается по собственной воле и желанию этого Разума, ибо дело обстоит как раз наоборот. Мыслительная деятельность Демиургов подчинена вечной причинноследственной цепи и потому абсолютно непроизвольна. Море света проливает на эту проблему письмо от одного из Махатм, ныне хранящееся у м-ра Синнетта. Опять же, следует напомнить, что не Дхиан Коганы эволюционируют разными путями, и заметить, что говорить о самом первом Дхиан Когане вообще не слишком логично. Цепь, состоящая из манвантар и пралай — «Косми-ческих Дней и Ночей», бесконечна. У вечности не бывает начала, и точно так же не может быть пер-вого Дхиан Когана.
|
|
Перейду теперь к одному из важнейших вопросов. Наш одаренный президент* утверждает, что человек имеет ту же самую семеричную структуру, что и семь созидающих викар, или продуктов Пракрити, перечисленных Капилой в его философии санкхья, — только более материализованную и составленную в ином порядке. Как ни печально это признавать, но в данном случае эта талантливая леди абсолютно неправа. Если она возьмет последнюю из семи викар, то обнаружит, что она представляет собой элемент настолько же удаленный от грубого, внешнего человеческого тела — первого принципа в классификации м-ра Синнетта, насколько это вообще возможно себе представить. В системе Капилы, как бы она ни соотносилась с системой, принятой в «Эзотерическом буддизме», перечислены, конечно же, не те таттвы (или принципы), что в книге м-ра Синнетта. Некоторые намеки на их истинное соотношение можно обнаружить в статье «Принцип семеричности в эзотеризме»*, опубликованной в «Theosophist» за минувший июль (vol. IV, № 10). Но наилучший обзор данной темы приведен в другом письме Махатмы м-ру Синнетту. Каждый, кто ознакомится с его содержанием, заметит, что таттвы в нем перечислены в надлежащем порядке и особое внимание обращено на различия, существующие между двумя классификациями. Семеричное деление, принятое в «Эзотерическом буддизме», Капила излагает в иной форме. И я могу лишь сожалеть о том, что такая образованная дама, как миссис Кингсфорд, не только неправильно поняла Капилу, но и не уделила, как мне кажется, должного внимания книге м-ра Синнетта. Я говорю о внимании, коего заслуживает всякая работа, которую намерены подвергнуть испытанию огнем, а по-другому эту немилосердную критику никак не назовешь.
Далее президент обвиняет м-ра Синнетта в том, что он якобы принизил значение Пракрити Капилы, назвав ее «молекулярной материей», так как последняя, по ее мнению, не может быть неделимой. Я самым тщательным образом проштудировал книгу м-ра Синнетта и вынужден признать, что так и не обнаружил в ней фрагмент, навлекший на нее это обвинение. Кроме того, я так и не смог понять, почему термин «сущность», предложенный вместо «молекулярной материи», не может быть аналогичным образом обвинен в материалистическом принижении определяемого им понятия (в чем как раз и состоит суть рассматриваемых критических замечаний), тем более что истоки «молекулярности» и, следовательно, «движения» совершенно неизвестны современной науке, а свои представления о молекулах миссис Кингсфорд может черпать только из нее. Миссис Кингсфорд сможет лучше осознать силу этого аргумента, если повнимательнее изучит научное определение слова «сущность». Ее доводы против использования м-ром Синнеттом терминов «материя» и «движение» ясно указывают на то, что она самым прискорбным образом заблуждается насчет природы и характера как первого, так и второго и что все ее возражения на сей счет, как и возражения ее соавтора, целиком и полностью основаны на неверных представлениях.
|
|
Ни одно из возражений миссис Кингсфорд и м-ра Мейтленда не содержит столько ошибочных суждений, сколько это, посвященное Дхиан Коганам. На странице 7 своего памфлета миссис Кингсфорд пишет: «Ни одно другое учение в его (м-ра Синнетта) книге не представляется более противным здравому смыслу и интуитивному ощущению соразмерности вещей, чем то, что приписывает физическое сотворение миров совершенным людям, или Дхиан Коганам. Нам говорят, что именно они и только они являются созидателями планет и восстановителями Вселенной». Здесь, и возможно, что только здесь, мы видим, что наш одаренный президент не может полностью отрешиться от одностороннего взгляда на вещи с позиций собственного пола. Это самый настоящий пример того, что Шекспир называет «женским рассужденьем». Но прежде чем переходить к анализу рассуждений этой дамы, попробую исправить небольшую неточность, которую она допустила. М-р Синнетт вовсе не приписывает Дхиан Коганам «физическое сотворение». Свою мысль он выражает вполне определенно: «Все вещи возникают благодаря закону, воздействующему на материю в различных ее формах, плюс направляющему и видоизменяющему влиянию высочайших интеллектов, связанных с Солнечной системой, Дхиан Коганов». Разве это означает, что Дхиан Коганам отводится роль творцов — физических или каких бы то ни было еще? Далее м-р Син-нетт говорит: «Они (Дхиан Коганы) могут действовать, только опираясь на принцип эволюции» и т.д. Эта фраза неоспоримо указывает на то, что Дхиан Коганов нельзя считать творцами — во всяком случае, не в традиционном понимании этого слова. И все-таки самое первое возражение, выдвигаемое против этого учения, состоит в том, что оно противно «здравому смыслу». Что и говорить, «здравый смысл» — понятие весьма растяжимое и такое же обманчивое, как греческий бог Протей*; и мне до сих пор не доводилось слышать, чтобы оно использовалось в качестве третейского судьи, когда речь идет о трансцендентальном уровне, на котором, по общему признанию, наш повседневный опыт ничем не может нам помочь. Помимо этого, мнению м-ра Синнетта противопоставляется всего один дополнительный аргумент: это мнение якобы противоречит «интуитивному ощущению соразмерности вещей». Рассматриваемое учение включает в себя несколько аспектов, и потому необходимо определить, который из них мог стать причиной вышеупомянутого возражения. Что так противно «интуитивному ощущению соразмерности вещей» миссис Кингсфорд: утверждение, что Дхиан Коганам позволено принимать участие в формировании планет или что люди сами могут возвыситься до состояния Дхиан Коганов? Первое утверждение вряд ли может вызвать возражения. Значит, «крамольным» считается учение о том, что состояние Дхиан Коганов не является недостижимым для человечества. Однако самые несложные рассуждения доказывают, что эта доктрина полностью согласуется со здравым смыслом — и со справедливостью. Если бы Дхиан Коганам не приходилось проходить через все стадии эволюционного прогресса и, следовательно, в какой-то момент времени приходить в этот мир в образе людей, что стало бы тогда с господством абсолютной справедливости во вселенной? Столь чудовищное учение было бы, по сути дела, воспроизведением отвратительной кальвинистской догмы о спасении богоизбранных и заранее предопределенном проклятии. Поэтому я попросил бы нашу ученую леди еще раз поразмыслить над тем, действительно ли изложенное м-ром Синнеттом учение так противно соразмерности вещей, как ей это представляется. Миссис Кингсфорд заявляет, что учение о Дхиан Коганах присутствует и в буддизме, и в христианстве, а затем принимается истолковывать его со своей собственной точки зрения. «Первая из этих религий [т.е. буддизм] утверждает, что, когда какой-нибудь Будда входит в нирвану, его карма изливается на все миры, как живая моральная энергия, придающая им свежий импульс духовной жизни», — пишет она. И далее, в качестве параллели к этому тезису, упоминает христианское учение, воплощенное в словах Христа: «Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». [Иван., 16, 7.]
|
|
При всем уважении к миссис Кингсфорд я вынужден признать, что она придерживается совершенно неправильного представления о природе той энергии, которую Монада вырабатывает в состоянии мукти (выход из вращающегося колеса рождений и смертей), а также в состоянии нирваны. Каждый человек по достижении определенного уровня своего духовного развития начинает излучать в окружающий мир «живую моральную энергию», придающую последнему «свежий импульс духовной жизни»; и переход в нирвану (в том смысле, в котором его представляет себе миссис Кингсфорд) для этого совсем не нужен. Опять же, ниспосылаемый Утешитель не имеет ничего общего с Дхиан Коганами, которые, в свою очередь, не являются Монадами в состоянии нирваны, о которых фактически идет речь. Когда Монада достигает Видеха-Кайвалъи (единение раз-воплощенной Монады с абсолютным Парабрахма-ном), вся накопленная ею карма обогащает собою Вселенский Разум, в котором сокрыты прототипы всего, что было, есть или будет. Вследствие этого в мир поступает свежий импульс усвоенных идей: он проливается в виде потоков космической энергии, которую буддийские оккультисты и посвященные называют Фохатом. Именно так происходит нисхождение Утешителя (или проявленной Буддхи), согласно подлинной эзотерической доктрине. Но о Дхиан Коганах нельзя сказать, что они пребывают в том состоянии нирваны, из которого нисходит Буддхи, или Праджна (гностическая София, или, опять-таки, христианский Утешитель). Как известно всем восточным оккультистам, существуют четырнадцать степеней нирваны, если не считать двух других (являющихся, по сути дела, одним и тем же состоянием, только в проявленной и непроявленной форме). Некоторые из этих состояний (а именно девять) могут быть достигнуты адептами при жизни, прочие же достигаются только в состоянии Дхиан Когана и т.д. Это объяснение явно указывает на то, что учение о Дхиан Коганах, каким бы противным оно ни представлялось «здравому смыслу» миссис Кингсфорд, было понято ею совершенно неправильно.
Перейду теперь к возражениям м-ра Мейтленда из этой же самой главы. Его первый контрдовод состоит в том, что существование Дхиан Коганов препятствует свободному изъявлению человеческой воли. Соотношение свободы воли с предопределением с незапамятных времен являлось яблоком (или, может быть, костью) раздора между западными теологами и метафизиками, в силу чего данная тема имеет особое очарование в глазах западных мыслителей. Не следует, однако, забывать, что метафизическая проблема свободы воли и предопределенности теряет практически всю свою остроту за пределами религиозной системы, в основе которой лежит тезис о всемогущем и всеведущем Боге, способном создать все существа, извлекая их из сферы абсолютного небытия одним лишь усилием собственной воли. Как уже было сказано выше, Дхиан Коганы являются творцами и творениями не в большей степени, чем мы сами. Так что наша воля полностью свободна, коль скоро нет никакой силы, которая управляла бы ею или же вмешивалась в ее действия. Но в то же время необходимо помнить, что существует закон, коему вынуждена подчиняться всякая воля, поскольку Единая и единственная Субстанция во Вселенной представляет собой, по природе своей, воплощение этого закона. Полагаю, я изложил это учение достаточно внятно, и теперь мне остается только предоставить читателю самому решать, согласуется оно с его собственными представлениями о свободе воли и предопределении или же нет. По всей вероятности, рассматриваемое возражение тоже возникло из неверного представления о природе Дхиан Коганов, но, будучи как следует истолкованным, излагаемое в «Эзотерическом буддизме» учение становится намного более научным по своему содержанию, чем это могут представить себе все его критики. И те два фрагмента, которые, по мнению м-ра Мейтленда, ограничивают «свободную волю» человека, опять-таки истолковываются в довольно странном духе. На странице 189 сказано, что Дхиан Коганы «управляют, на божественный манер, судьбами мира». Возможно, именно слово «божественный», фигурирующее в этой фразе, навело м-ра Мейтленда на мысль о том, что м-р Синнетт наделяет Дхиан Коганов всеми атрибутами божества hoi polloi. Однако любому непредвзятому читателю должно быть ясно, что на самом деле м-р Синнетт просто ссылается, ради примера, на общераспространенные представления о божестве. И еще один фрагмент (с. 177): «[Дхиан Коганы] оказывают направляющее и видоизменяющее влияние на весь процесс эволюции; все вещи возникают благодаря закону, воздействующему на материю в различных ее формах, плюс направляющему и видоизменяющему влиянию... Дхиан Коганов». И опять же он подтверждает правоту м-ра Мейтленда ничуть не более, чем предыдущий фрагмент. Все, что утверждает здесь м-р Синнетт, сводится лишь к тому, что некоторое количество эволюционной энергии Вселенной передается через посредство сонма возвышенных существ — сознательных исполнителей Неизменного Закона, неотъемлемо присущего Единой Жизни, которая представляет собой не-сознание только потому, что всякое сознание ограничено и обусловлено. Это ни в коей мере не означает, что Дхиан Коганы могут сами выковывать, на манер так называемого личного Бога, железную цепь причинности, приносящую результаты: для одних — приятные, для других — болезненные.
Не больше пользы может принести м-ру Мейтлен-ду и следующий его аргумент, направленный против учения о Дхиан Коганах. Вкратце его суть можно сформулировать следующим образом: эзотерическая доктрина и оккультизм абсолютно бесполезны, поскольку «наивысшей (или, вернее, единственной) целью, предлагаемой нам для поклонения, остается наша собственная, смертная сущность. Ибо на какой бы высокой ступени эволюции ни находилась эта сущность, это все равно будет промежуточная стадия — такая же далекая от "дара Божьего, который есть жизнь вечная", как и наша собственная. Более того, достижение этой стадии становится прелюдией к неизбежному исчезновению, причем исчезновению не только проявленного существа, но и всей сущности в целом». Прочитав подобное, трудно удержаться, чтобы не впасть в отчаяние! Получается, м-р Синнетт написал свою книгу напрасно — во всяком случае, не для таких читателей, как его вице-президент! Но в самом ли деле высказанная выше мысль о том, что нирвана — конечная цель человека — есть только исчезновение, подтверждается учениями «Эзотерического буддизма»? На странице 163 сказано: «Словами о нирване можно сказать только то, что она является возвышенным состоянием осознанного отдыха, обеспечиваемого всеведением». Разве это описание состояния нирваны, данное м-ром Синнеттом, дает повод полагать, что речь в нем идет о простом исчезновении? Если да, то чем скорее мы признаем, что человеческая речь не может более служить средством общения между людьми, тем лучше. Совершенно ясно, что м-р Мейт-ленд обрушил град своей критики на невинную голову м-ра Синнетта, даже не познакомившись как следует с тем учением, которое критикует, и потому должен быть подвергнут осуждению, коего, несомненно, заслуживает такое легкомысленное поведение. Принимая во внимание тот непроницаемый туман, который постоянно окружает Дхиан Коганов, нелишним будет добавить кое-какие дополнительные рассуждения на их счет с точки зрения индуизма или, вернее, адвайты, тем более что это учение во всем согласуется с «Эзотерическим буддизмом». Но прежде всего хотелось бы уточнить, во избежание недоразумений, что мое мнение вовсе не является обязательным для кого бы то ни было из членов Теософского Общества — в этой стране или за ее пределами. Я хочу всего лишь дать своим читателям пищу для размышлений и побудить своих коллег и собратьев к более активным и самостоятельным исследованиям.
В индусских священных писаниях Дхиан Коганы называются различными именами. Первый Дхиан Коган, воплотившийся в образе человека в момент появления на нашей планете человеческой расы, называется Ману Сваямбху (самосущим). Он порождает (нетелесно) семерых Риши, называемых его мана-сапутрами — детьми манаса, или разума, и, следовательно, олицетворяющих 5-й принцип планеты. Они связываются с числом 7x7 в оккультных трактатах, и им же, как нам говорят, поручено хранить священную Религию-Мудрость для нарождающейся человеческой расы. Эти Риши порождают (т.е. берут под свое покровительство) семерых питри — первых людей, эволюционировавших на этой планете, предков всей будущей человеческой семьи. Это один из аспектов учения. Как потомки Адити — «Безграничной», или Бесконечной (Пракрити), Дхиан Коганы называются Адитьями; говорят, что всего их двенадцать, что соответствует числу их различных типов. Как духи-охранители этого мира Дхиан Коганы известны также под названием Дикпалы (стражи различных стран света); и несложно убедиться в том, что под этим именем они постоянно упоминаются в ранних буддийских сочинениях. А как участники разрушения нашей системы (когда ее эволюция подходит к своему естественному завершению) они становятся двенадцатью Рудрами («пылающими яростью»[85], а не «плакальщиками», как ошибочно переводит Макс Мюллер), возвращающими все назад, в недифференцированное состояние. По мнению м-ра Мейтленда, м-р Синнетт будто бы утверждает, что Дхиан Коганы исчезают со временем, как и все остальное. Но, как было показано раньше, ни одно существо, однажды достигшее Паранирваны, не может исчезнуть; и, хотя состояние существования, известное как уровень Дхиан Коганов, конечно же, тоже переходит в состояние Абсолютного Сознания и на некоторое время растворяется в нем, когда пробьют часы Махапралайи, с первыми же лучами следующей манвантары оно вновь возобновляет свое существование[86]. Таким образом, об «исчезновении» Дхиан Коганов мы можем говорить только в том же смысле, в каком мы можем говорить об исчезновении воды, превращенной в пар. Собственно говоря, Дхиан Коганы — это те самые боги, которые аллегорически упоминаются в наших пуранах. Эти возвышенные существа, подобно всем прочим классам существ, относящихся к царству дэвов (богов), подразделяются на два типа: тех, кто уже был людьми; и тех, кому еще предстоит стать людьми в будущем. В наших книгах недвусмысленно сказано, что нынешние боги жили когда-то на этой земле и были людьми. Дхиан Коганы — это Элохим западных кабба-листов. Я вынужден был сделать это пространное отступление, дабы показать, что учение о Дхиан Коганах, являющееся неотъемлемой частью эзотерической доктрины и лишь едва очерченное в «Эзотерическом буддизме», по сути своей тождественно тому, что о них говорят древние риши, Шанкара-чарья и даже современные брахманские авторитеты, какие бы они ни допускали при этом искажения. А те, кто считает данное учение «противным здравому смыслу», но все-таки, признавая «растущую на Западе потребность в более ярком свете с Востока», «приветствуют учения также и других школ оккультной науки», просто рискуют угодить из огня да в полымя, так как в Индии нет ни одной школы, эзотерической или экзотерической, которая придерживалась бы принципиально иного взгляда на Адитьев, или Дхиан Коганов, исключая разве что всемирно известную Валлабхачарью, или «черную тантрику», к философским догматам которой м-р Мейтленд и его последователи также вольны обратиться, если пожелают.
Перейдем теперь к возражению миссис Кинге -форд против всей системы эволюции, предложенной м-ром Синнеттом. По ее утверждению, «математически точная классификация, выводимая из механистической системы м-ра Синнетта», не согласуется с «заключениями научной и спиритической мысли».
Каковы бы ни были достоинства или недостатки этой рассматриваемой системы, невозможно взять в толк, как вообще можно обвинять какую-либо систему в «ненаучности» исключительно по причине ее математической точности. Если все во Вселенной подчинено строгой и точной цепи причинности, то едва ли можно отрицать, что все природные факты могут быть классифицированы с «математической точностью», даже если нынешней официальной науке эта задача пока не по силам. И нельзя ни на секунду усомниться в том, что, чем большую точность приобретает та или иная наука, тем ближе она подходит к своему абстрактному идеалу — неизменному Закону. Так что самыми ненаучными во всей этой дискуссии выглядят возражения самой миссис Кингсфорд.
Свое дальнейшее наступление эта ученая дама развивает против тезиса о физическом существовании семи планет, образующих планетарную цепь, о которой м-р Синнетт говорит в своей книге. Ссылаясь на авторитет некоторых экзотерических догматов буддизма, миссис Кингсфорд утверждает, что эти семь планет являются всего лишь «аллегориями», в действительности олицетворяющими такое же количество «духовных состояний». Но в другом месте она признает разнородность духовных состояний, а затем, странным образом позабыв одну из фундаментальных аксиом оккультной науки — «как наверху, так и внизу», отрицает множественность материальных состояний существования. Но если есть несколько состояний дэвакхана и несколько состояний нирваны, то почему в таком случае материальное существование должно ограничиваться только одним? Из примечания на странице 6 я могу заключить, что миссис Кингсфорд не оспаривает сам факт «планетарной эволюции и трансмиграции», из чего следует, что ее возражения касаются только деталей. Но поскольку непонятно, против чего именно она возражает, то продолжать далее разговор на эту тему нет никакой возможности. Что же касается исчезновения Атлантиды, то м-р Мейт-ленд, похоже, считает (с. 22), что, хотя погружение континентов под воду является убедительно доказанным фактом, все-таки «история Атлантиды — это притча», имеющая чисто духовное значение. И хотя идея эта — не его собственное изобретение и совсем недавно ее во всех подробностях рассмотрел другой спиритуалист, м-р Джеральд Мэсси*, она от этого не становится менее фантастической. Автор
«Сурья сиддханты» жил, невзирая на все попытки западных санскритологов приблизить время его жизни к нашему, в исчезнувшей ныне Атлантиде, о чем свидетельствуют все наши предания и летописи. В географической системе, изложенной в этом астрономическом сочинении, упомянуты семь островов Атлантиды — Плакшадвипа и другие, а их местоположение определено с научной точностью. Эти сведения есть и в книге, известной европейским санскритологам. Что же касается многочисленных сочинений, подробно рассматривающих проблему исчезнувших континентов, а также третьей и четвертой рас, их населявших, но совершенно неведомых европейцу, то говорить о них нет никакой нужды, поскольку дело неизбежно закончится возмущенным отказом признать их подлинность. Знаменитый астроном «Асура Майя» (превращенный профессором Вебером в греческого Птолемея) был другим уроженцем Атлантиды. О погружении этого острова на дно моря сказано также в «Уттара Рамаяне» (если, конечно, правильно ее понять), равно как и в некоторых других книгах, авторитет которых не вызывает сомнений. Истина заключается в том, что исчезновение Атлантиды является географическим и скоро станет историческим фактом, хотя я и не отрицаю, что данный факт мог быть использован для аллегорического описания тех или иных духовных истин.
Следующим пунктом, на котором я хотел бы заострить внимание, является немыслимая пародия м-ра Мейтленда на рассуждения м-ра Синнетта относительно Будды. Я не чувствую себя вправе публично излагать истинное эзотерическое Учение о состоянии Будды. Поэтому все, что я могу сказать по этому поводу: хотя учение, изложенное м-ром Синнеттом, и не является исчерпывающим, то, что он все-таки сказал, вполне соответствует действительности. Первое, на что я хотел бы обратить внимание: Христос и Будда обозначают совсем не одно и то же, так как Христос — это принцип, а будда — состояние. И вовсе не каждая Монада проходит через состояние будды на своем пути к нирване[87]. Человек, проходящий последнюю ступень посвящения, не обязательно должен входить в состояние будды. Так что исторический взгляд на проблему в данном случае вполне уместен, и м-р Синнетт вовсе не путает «похожесть» и «идентичность», как полагает м-р Мейтленд (с. 22).
Завершить этот обзор недочетов, в коих обвиняют учения, изложенные в «Эзотерическом буддизме», и выдвигаемых против них аргументов мне хотелось бы обращением к саркастическому замечанию м-ра Мейтленда относительно «самого главного адепта-вдохновителя» (как он называет Учителя). М-р Мейтленд считает «достойным упоминания то, что, хотя существование Бога или какого бы то ни было абсолютного добра энергично отрицается, существование "абсолютного зла"... утверждается, что следует из слов самого главного адептавдохновителя этой книги». Однако цитируемая им фраза напрочь отсечена от контекста, в котором упомянутый «адепт» поясняет, что он на самом деле имеет в виду, хотя в данном случае извлечение каких-либо выводов из этого изолированного выражения (без привлечения предшествующей и последующей информации) практически не может не повлечь за собой искажение смысла. Я вынужден извиниться перед м-ром Мейтлендом, но на странице 61 ясно сказано, «что, когда ваша раса, пятая, достигнет зенита своей физической интеллектуальности и наивысшего уровня развития своей цивилизации... так что не сможет уже подняться ни на йоту выше в пределах собственного цикла, ее продвижение в направлении абсолютного зла будет остановлено (так же, как было остановлено продвижение их предшественников... к этой же самой цели)». Поистине, довольно странным должен был быть ход мысли вице-президента, побудивший его сделать на основании приведенного выше фрагмента вывод о том, что «существование "абсолютного зла" утверждается... адептом»! Напротив, подразумеваемый смысл здесь совершенно очевиден: такое состояние, как «абсолютное зло», является так же абсолютно недостижимым для человечества. Если же на данную тему нужны еще какие-то пояснения, я могу указать еще на один фрагмент (на странице 84), принадлежащий тому же самому «адепту-вдохновителю», так как этот фрагмент делает (как мне хотелось бы считать — непредумышленное) искажение, допущенное м-ром Мейтлендом, ясным как день. На этой странице почтенный Учитель пишет: «Даже на земле больше кажущегося и относительного, нежели реального, зла и массам hoi polloi не суждено каждодневно достигать фатального величия и могущества Сатаны». И остается только удивляться, как мог такой несомненно объективный и компетентный человек, как м-р Мейтленд, так безнадежно увязнуть в трясине настолько серьезных ошибок!
Чтобы завершить этот список вольных и невольных ошибок и искажений, напомним о некоторых заявлениях, приписываемых мадам Блаватской, — заявлениях, которых она, учитывая ее отношение к святым персонажам, коим они посвящены, никак не могла себе позволить (и в действительности никогда не делала). При отсутствии подписи вполне достаточно внутреннего свидетельства, имеющегося в статье («Ответы английскому Ч.Т.О.»), из которой заимствована фраза (см.: «Theosophist», October, 1883, p. 3), чтобы предостеречь внимательного читателя от безоговорочного признания необоснованных домыслов м-ра Мейтленда. И все-таки странно, что этот джентльмен не упустил ни единой возможности впасть в заблуждение! Как известно каждому члену нашего Общества, «Ответы» были написаны тремя «адептами» (как их называет м-р Мейтленд), которых в Лондонской Ложе не знает никто, исключая одного человека — м-ра Синнетта. Цитируемая и приписываемая мадам Блаватской фраза фигурирует в рукописи, присланной Махатмой, проживающим в Южной Индии, ибо он — единственный, кто имеет право высказываться о другом Махатме в подобном тоне. Но даже его слова передаются неправильно[88], о чем подробнее сказано в примечании. Сделав это замечание, я могу наконец приступить к завершению этого и без того затянувшегося спора.