Итак, подведем итоги. Мы предприняли этот довольно долгий и подробный анализ критики, составляющей содержание статей, совместно написанных президентом и вице-президентом Лондонской Ложи, дабы продемонстрировать нашим коллегам и всем беспристрастным читателям «Эзотерического буддизма», что изложенные в нем учения нельзя назвать ни ненаучными, ни полностью аллегорическими. Если же, в силу своей крайней сложности, они представляются туманными или, точнее, сложными для понимания, то сам автор в этом нисколько не виноват. Напротив, он сделал все, что смог; и поскольку изложенная м-ром Синнеттом философская система безусловно исходит из высочайших источников эзотерического знания, известных нам на Востоке, то автор заслуживает нашей глубочайшей благодарности даже за те скромные результаты, которых ему все же удалось достичь. Его книга представляет собою часть целостной системы эзотерической науки и философии, которая не является ни индусской, ни буддийской по своему происхождению, поскольку тождественна древней Религии-Мудрости, составляющей фундамент, или основу, каждой религиозной системы, сконструированной человеческим разумом с тех пор, как самый первый Дхиан Коган появился на этой планете, чтобы насаждать зерна эзотерической Мудрости. Способ истолкования этого учения может показаться туманным, и не исключено, что его концепции будут нуждаться в существенном расширении и видоизменении в случае изложения всей системы в целом. А пока этого не произошло, следует признать крайне поспешной и несвоевременной всякую попытку прийти к окончательным выводам относительно наивысших целей и задач этой системы или же относительно невозможности ее признания «совершенной системой мышления и... образа жизни». Для того чтобы делать подобные заключения, нам необходимо дождаться, когда вся система предстанет перед нами в своей самой совершенной форме, а не в виде фрагментарных доктрин, собранных воедино в книге м-ра Синнет-та. И к тому же вряд ли можно признать обоснованной критику этих учений перед всем миром с позиций одного лишь эзотерического христианства. Разумеется, если кто-то из членов Лондонской Ложи полагает, что на Востоке существуют и другие, еще более чистые и возвышенные учения, то они, конечно же, имеют полное право на изучение последних. Однако предоставляемая им абсолютная свобода мнений ни в коей мере не оправдывает те многочисленные малоуместные ремарки, коими изобилуют оба «Письма», нацеленные против «вдохновителей "Эзотерического буддизма" м-ра Синнетта». И, наконец, заявлять, как это делает м-р Мейтленд, «что наилучшим, что... мы (члены Лондонской Ложи) могли бы сделать... это присягнуть на верность непонятной и отдаленной секте... обладающей лишь фрагментарным знанием истины... настолько искаженной к тому же, что ее теперь можно назвать скорее заблуждением, нежели истиной», не имея при этом никаких неоспоримых доказательств, — значит поступать явно не по-теософски, не по-буддийски и даже не по-христиански, но просто жестоко и несправедливо по отношению ко всему Обществу в целом.
|
|
|
|
Что же касается предложения разделить Лондонское Отделение на две секции, которые носили бы названия Тибетской и Католической, то, по нашему скромному разумению, эта реформа едва ли будет способствовать делу распространения теософии на Западе. Как советовал достопочтенный Махатма, Лондонская Ложа Теософского Общества может быть разделена на две самостоятельные группы, но только на основании полного равенства этих групп. Признание взглядов миссис Кингсфорд и м-ра Мейт-ленда во всей их полноте, помимо тех моментов, в которых они совпадают с мнением Учителя, было бы губительным для всей католической политики Общества, и потому головное Общество не даст на это своего согласия. По правилам Ассоциации, каждое Теософское Общество является «католическим» по своим целям и намерениям; и мы не видим никаких оснований объявлять какую бы то ни было отдельно взятую секцию Общества католической (т.е. Вселенской) — в противовес всем прочим секциям, ограничивая их тем самым чьими-то персональными взглядами. Я могу также заключить из письма миссис Кингсфорд, что целью католической секции является проповедь эзотерического христианства западному миру. Но если это будет единственная цель данной секции и если эзотерическое христианство в ней будет интерпретироваться исключительно в соответствии с убеждениями обоих ее руководителей, а все прочие системы эзотерической доктрины будут рассматриваться и трактоваться так же, как книга м-ра Синнетта, то не заслуживает ли эта секция отличительного апелляти-ва' в той же мере, в какой непонятная индийская секта имеет право отождествлять себя с древней Религией-Мудростью? Что же касается практического решения частных административных вопросов, то вслед за этим письмом в Лондон вскоре прибудет сам Президент-Основатель, достаточно компетентный для того, чтобы взяться за их решение в соответствии с инструкциями, полученными им от Махатм — своих и наших наставников и Учителей.
Т. Субба Роу
Часть VI
ВЕДАНТА И ТЕОСОФИЯ
ЛИЧНЫЙ И БЕЗЛИЧНЫЙ БОГ
Некоторые высказывания, подмеченные мною в Арье, навели меня на мысль, что различия в интерпретации одних и тех же терминов очень часто приводят ко внешнему антагонизму между людьми, взгляды которых на самом деле абсолютно одинаковы.
Я вижу, как подвергаются критике те, кто отрицает существование личного Бога; более того, нам говорят, что даже те, кто верит в безличного Бога, все равно атеисты.
Однако, по моему скромному разумению, это явное заблуждение, возникшее вследствие того, что разные люди по-разному понимают, что такое личный и безличный Бог.
Впрочем, для начала я хотел бы пояснить, что вовсе не собираюсь отстаивать правоту «Theosophist» или же вашу собственную. Вы и сами вполне способны себя защитить; я же ни в коей мере не уполномочен, да и недостаточно компетентен для того, чтобы комментировать ваши взгляды на природу Первопричины или же взгляды Гималайских Братьев, представителями которых вы являетесь. Я также не хочу ни с кем вступать в полемику, поскольку предпочитаю жить в мире и братской любви со всеми людьми. У меня есть собственные взгляды, удовлетворяющие моему уму и сердцу, я нисколько не сомневаюсь в их истинности и надеюсь, что все окружающие с уважением отнесутся к моему праву на собственное мнение. Не сомневаюсь также, что другие люди тоже имеют собственное мировоззрение, соответствующее их умам и сердцам, и у них также есть полное право требовать, в свою очередь, от меня уважительного отношения к их убеждениям.
|
|
Обозревая мысленным взором вселенную, я более всего удивляюсь повсеместно существующей в ней системе разделения труда. Практический результат никогда не бывает следствием всего одной причины, в его основе всегда лежат различные, в большей или меньшей степени многообразные воздействия, проистекающие из запутанного клубка самых разных причин. Все радости и красоты мира рождаются из противоречий, вся вселенная существует благодаря равновесию антагонистических сил. Прогресс происходит благодаря непостоянству, а эволюция является результатом дифференциации как в великом, так и в духовном; как в видимой, так и в невидимой вселенной.
Отчего же люди не могут понять, что расхождения во мнениях по духовным вопросам являются необходимыми атрибутами действия механизма духовного организма, повсеместно лежащего в основании (так же, как кости лежат в основании тела, состоящего из мяса и костей) физического, или видимого, мира? Почему один человек осуждает другого за несогласие со своим личным мнением? Почему он не видит, что и другие, так же как и он сам, действуют в полном соответствии с универсальной программой, или с общемировым законом? Ночь так же важна для нашей земной жизни, как и день, так следует ли ночи осуждать день за то, что он такой яркий, шумный и жаркий, а дню — упрекать ночь за ее мрачную неподвижность?
Таким образом, мною движет не желание выискивать ошибки в рассуждениях тех, чье мнение отличается от моего, но только надежда на то, что мне удастся устранить воображаемые разногласия, которые — именно в силу своей нереальности — приносят только вред, в то время как подлинные разногласия приносят пользу. С этой целью я хотел бы сказать несколько слов о вере в личного Бога, безличного Бога, а также о неверии ни в какого Бога вообще.
|
|
Эти три веры значительно отличаются друг от друга, что и служит причиной разногласий с нашими арийскими братьями, которые, похоже, придерживаются иной точки зрения. Однако тот, кто верит в безличного Бога, — не только не атеист; во многих случаях его позиция в точности соответствует учениям упанишад.
Источник разногласий в данном случае кроется в понимании слова «личность».
Арья сообщает: «Под личностью мы понимаем атрибут индивидуального бытия; сущностью личности является сознание — осознание того факта, что Я есть Я». Однако это, да простит меня автор, не совсем точное определение. Персона, или маска, — это только личина из плоти, крови и костей, а также сопутствующих им сил, за которыми скрывается дух, или душа, — как бы мы ни называли эту часть человеческого существа, продолжающую жить после распада физического тела. Материалист, верящий в то, что вместе с последним полностью исчезает сам человек, возможно, сочтет правильным утверждение, что сущностью личности является сознание, но ведантист, если он правильно понимает значение слова личность, конечно же, никогда с этим не согласится. Сознание — сущность индивидуальности, именно индивидуальность осознает, что «Я есть Я», а не личность, которая не более способна на это, чем костюм, который надевает на себя человек.
Далее, многие достойные люди верят в личного Бога — лучезарного, сияющего в славе человека с головою, телом и конечностями. Они даже рисуют своего бога (только те, кто часто посещал европейские картинные галереи, знают, как эта вера способствовала прославлению и идеализации «божественной человеческой формы») и наделяют его человеческими чувствами: гневом, раскаянием и так далее. Таким они его и рисуют, и любят его как своего истинного «Небесного Отца». Однако есть и другие (те, кто не желает соглашаться с подобными концепциями, так как считают их унизительными для Бесконечного абсолюта), кто верит в безличного, имперсо-нального Бога. По их мнению, Бог — это не просто возвеличенный человек. У него нет формы, или личности (во всяком случае, в нашем понимании), ибо он — дух, всепроникающий, все оживляющий, не подверженный ни гневу, ни раскаянию, ни переменам вообще, а это значит, что он никогда не поддается панике (поскольку знает и всегда знал, с самого начала времен, что правильно и, следовательно, чего он хочет), но всегда действует в соответствии с неизменными законами. Многие из этих людей (но ни в коем случае не все) полагают также, что Бог не обладает ни сознанием, ни интеллектом (в нашем понимании), поскольку оба эти понятия предполагают двойственность: существо, которое познает, и объект, который познают. И в то же время Бог есть Все и Вся; в Нем мы, равно как и все вещи, движемся, живем и существуем, ибо Он представляет собою Все сознание и весь разум. Следовательно, из тех, кто верит в безличного Бога, некоторые могут быть теистами, некоторые — пантеистами, но их ни в коем случае нельзя назвать атеистами.
И наконец, есть еще так называемые атеисты, которые заявляют, что не верят ни в какого Бога — ни в личного, ни в безличного, утверждая, что вселенная — это бесконечное скопление вещества, бессознательного и неразумного в своем недифференцированном состоянии, но расширяющееся и сокращающееся, в соответствии с неотъемлемыми законами собственного бытия, и создающее вследствие этого ритмичные периоды дня и ночи, активности и покоя. Во время этих периодов активности, в соответствии с теми же присущими материи законами, из первичной, всепроникающей субстанции формируются и эволюционируют все вещи— земные и небесные, чтобы снова раствориться в этой субстанции с наступлением ночного покоя.
Такие люди сами называют себя атеистами; и если это так, то кому же как не им надлежит с полным правом носить это наименование? Однако я все же сомневаюсь в том, что они действительно атеисты.
Во-первых, говоря о законах, они, как мне кажется,
упускают из виду тот факт, что наличие закона предполагает наличие «законодателя» или, по крайней мере, воли, определяющей направление развития; и коль скоро логика требует, чтобы из закона была выведена воля, этот закон установившая, то, как мне кажется, эта воля вполне может быть отождествлена с тем, что люди обычно называют Богом.
И во-вторых, хотя они и отрицают эту первичную волю, они, по сути дела, не отвергают всех Богов. Ибо они говорят, что, в соответствии с внутренними законами, эволюционируют не только те вещи, которые мы видим и знаем, но и невероятно, непостижимо более высокие духовные существа, управляющие всеми вещами видимой вселенной. Их силе и любви мы обязаны всеми красотами и чудесами мира, вызывающими в нас ощущение поразительной продуманности и соразмеренности[89].
И следовательно, как бы эти возвышенные существа ни назывались их приверженцами — Дхиан Коганами, или Элохимами, они все равно остаются, по сути дела, Богами для этих людей, коих, таким образом, следует признать скорее политеистами, нежели атеистами. Следует, однако, помнить, что эти их Боги не являются ни вечными, ни абсолютными. Они ограничены; и пусть они даже живут миллиарды лет, им все равно предстоит кануть в не-существование (относительно того, можно ли назвать это несуществование не-бытием, у последователей данного учения пока еще нет единого мнения) по окончании великого дня, и они так же обусловлены вечным и непреложным законом безграничной субстанции, из которой они, как и мы, некогда эволюционировали.
Почему они предпочли конечных и обусловленных Богов Единому, Бесконечному и Абсолютному Богу, понять несложно. Первая гипотеза без труда объясняет возникновение зла, существование греха и страдания. Боги делают что могут. Но ведь есть еще законы противоположной полярности и антагонистических противоречий, коим обязана своим существованием вселенная, а значит — и сами эти Боги. Законы выше Богов, и последние не в состоянии их контролировать, хотя и способны оказывать значительное влияние на результаты их действий. Боги стараются по мере своих сил; и если в мире все равно остаются зло и несчастья, то только потому, что Боги не всесильны и не могут лечить мир, не имея лекарств; не могут сделать видимым свет, не противопоставляя его темноте.
Понятно также, почему они отрицают первичную Волю, управляющую так называемыми изначально присущими законами. Доколе мы имеем дело со слепыми, самосущими законами, никто не несет ответственности за грехи, страдания и бедствия, происходящие в результате их деятельности. Но признай мы за ними какую-то волю, и это (гипотетическое) Всемогущество стало бы ответственным за все то зло, что творится по его велению, а это значит, что такого Бога никак нельзя было бы назвать полностью благодетельным. Таким образом, каким бы путем мы ни пошли, везде нас подстерегают трудности. Ни одну из попыток решить проблему первоосновы вселенной нельзя признать абсолютно безупречной несмотря на то, что разум человеческий трудился над ее разрешением тысячи и тысячи лет.
Пусть же каждый из нас примет решение, наиболее согласующееся со складом его ума и души; и пусть наши ближние имеют такую же полную свободу выбора в этом вопросе. Мы должны без смущения и боязни излагать и отстаивать наши собственные взгляды, опровергая те, что кажутся нам ошибочными. Но нам надлежит делать это так, как будто мы защищаем свои позиции и противостоим сопернику при игре в шахматы, не позволяя своим страстям проявляться в большей стпени, чем во время этой мудрой игры.
И еще мы должны помнить, что в нашей повседневной жизни возвышенные теоретические рассуждения о личном и безличном Боге или о безбожии играют гораздо меньшую роль, чем наши повседневные дела, также требующие от нас выбора правильной линии поведения, но не заставляющие нас решать вышеупомянутые вопросы.
Мы все должны стараться любить своих ближних как себя самих, прощать своих врагов, отвечать добром тем, кто причиняет нам зло, и ценить чистоту жизни, истину и доброту превыше богатства, или должности, или личных удовольствий — вот истины, признаваемые ubique, semper et ab omnibus. Нет никакого сомнения в том, что они в состоянии помочь всем нам: браминам, христианам, теософам, арийцам и так далее — найти между собою общий язык и совместно трудиться в едином Вселенском Братстве.
Н.Х.
Письмо за подписью «Н.Х.», напечатанное в декабрьском номере «Theosophist» под упомянутым выше названием, содержит в себе некоторые «теоретические рассуждения о личном и безличном Боге и о безбожии». Любая сколь бы то ни было вразумительная дискуссия на эту тему сопряжена с почти непреодолимыми трудностями, и вряд ли стоит надеяться на то, что кто-либо, пока не определивший для себя со всею точностью, что познаваемо, а что непознаваемо для человека, сможет через обстоятельное изучение природы человека и скрытых в нем сил прояснить хоть что-нибудь в этом вопросе, сколько бы времени он на него ни потратил. Иисус утверждал, что никто никогда не видел Отца, Будда хранил молчание, когда его спросили о природе Абсолюта и Бесконечности, и наш Шанкарачарья говорил, что все написанное до сих пор на эту тему выявляет лишь глубину человеческого невежества. Но человечество никогда не переставало размышлять и фантазировать на сей счет, и результатом этих размышлений стали тысячи противоречивых гипотез. Спорящие стороны непрестанно выясняют, кто же из них прав, и вся человеческая раса расколота на сотни враждующих сект, отстаивающих каждая собственную точку зрения на проблемы теоретической метафизики. Если, как сказал «Н.Х.», расхождения во мнениях по «духовным» вопросам неизбежны, то таким же неизбежным и неистребимым должно быть человеческое желание вцепиться мертвой хваткой во все непознанное и непознаваемое, даже не рассчитав предварительно свои силы и возможности. Большинство людей (во всяком случае, в этой стране) привыкли связывать всякое религиозное и общественное движение с тем или иным верованием, касающимся этих фундаментальных вопросов. По их мнению, философская, научная или этическая система, не содержащая никаких конкретных учений по данным вопросам, — явно несовершенна.
Степень важности каждого религиозного движения, полезность всякого сообщества и ценность всякой философской системы неизменно связывается в их представлении с этими верованиями и учениями. Организация вроде Теософского Общества, объединяющая представителей различных религий и основанная для исследований в области науки и религии, для них в диковину. Вот почему не прекращаются попытки выяснить, каких же взглядов на фундаментальные религиозные проблемы придерживаются основатели Теософского Общества и наши великие Учителя из Химавата. Некоторые решили, что их следует считать насти-ками'. Когда большая масса людей не приучена к философскому исследованию и точным методам мышления, обвинения в атеизме оказывается вполне достаточно для того, чтобы принизить в их глазах роль какой-либо отдельной личности или же целой ассоциации. Когда кого-то априорно, даже не выслушав, обвиняют в атеизме, то при этом, как правило, не уточняют, в чем именно состоит этот атеизм, предоставляя читателю возможность самостоятельно пририсовать к нему различные сопутствующие прегрешения и уродства. Поэтому в высшей степени желательно разъяснить публике простым и понятным языком суть учения философии архатов относительно фундаментальных философских проблем, обращая особое внимание на те неверные представления, которые могут возникнуть у читателя при вдумчивом прочтении вышеприведенного письма. Прежде чем начать, я хотел бы указать читателям на то, что, говоря в своем письме о безличном Боге, «Н.Х.» имеет в виду доктрину адвайты, а говоря об атеизме, подразумевает учение архатов. Было бы лучше, если бы он назвал эти две философские системы своими именами. Подавляющее большинство публики пока еще не признало никаких характеристик так называемого безличного Бога, а слово «атеизм», как было сказано выше, имеет слишком неопределенное значение. Поэтому я не стану пытаться конкретизировать эти понятия, но лучше изложу основные принципы учений архатов и адвайты, затрагивающих рассматриваемую тему, и предоставлю моим читателям самим решать, утверждают ли они веру в личного или безличного Бога или же сводятся к атеизму.
Я могу предложить своим читателям (по крайней мере, тем из них, кто не знаком с космологическими теориями идеалистических мыслителей Европы) предварительно ознакомиться с космологической теорией Джона Стюарта Миля, изложенной в его разборе философии сэра Уильяма Гамильтона*, прежде чем пытаться понять учение адвайты, и я заранее извещаю их, что, объясняя основные принципы упомянутого учения, я буду пользоваться, насколько это возможно, фразеологией, принятой английскими психологами идеалистической школы мышления. Рассматривая феномены нашего нынешнего уровня существования, Джон Стюарт Миль в конечном итоге пришел к заключению, что материя, или так называемые внешние феномены, суть не что иное, как порождения нашего разума: это просто проявления определенной фазы нашего субъективного эго и наших мыслей, желаний, ощущений и эмоций, которые в своей совокупности составляют основу этого эго. Материя, таким образом, есть постоянная возможность ощущений, и так называемые законы материи, строго говоря, являются законами, которые управляют последовательностью и сосуществованием различных состояний нашего сознания. Далее, Миль считает, что ноуменального эго как такового не существует. Сама идея разума, являющегося отдельной, самостоятельной сущностью, отличной от состояний сознания, которые, как полагают, ему присуши, по мнению Миля, иллюзорна, как и идея о внешнем объекте, который, как нам кажется, воспринимается нашими чувствами.
Таким образом, понятия о разуме и материи, о субъекте и объекте, об эго и внешнем мире в действительности развиваются из множества наших ментальных состояний, которые являются единственными реальностями, во всяком случае, в том, что касается нас.
Цепь наших ментальных состояний сознания, по словам профессора Бейна, — это «двуголовое чудовище», имеющее два различных аспекта: объективный и субъективный. М-р Миль на этом останавливается, признаваясь, что психологический анализ далее не простирается; таинственное звено, соединяющее вместе цепь состояний нашего сознания и порождающее нашу ахамкару в этих условиях существования, все еще остается непостижимой загадкой для психологов Запада, хотя существование оного все-таки смутно ощущается в субъективных феноменах памяти и предвидения.
С другой стороны, великие физики Европы постепенно приходят к выводу[90], что разум является продуктом материи, или что он — один из атрибутов материи в некоторых ее состояниях. Таким образом, из рассуждений западных психологов следует, что материя есть порождение разума, а разум — порождение материи. Эти два положения явно несовместимы. Миль и Тиндаль признали, что западная наука пока не в состоянии глубже проникнуть в суть этой проблемы. И непохоже, что ей удастся разгадать эту тайну в скором времени, если она не обратится за помощью к восточной оккультной науке и не выработает более широкий взгляд на способности реальной субъективной сущности человека и на различные аспекты великой объективной Вселенной. Великие адвайтистские философы древней Арьяварты исследовали взаимоотношения субъекта и объекта во всех состояниях существования в этой солнечной системе — повсюду, где только присутствует эта дифференциация. Точно так же, как человеческое существо состоит из семи принципов, так и дифференцированная материя в солнечной системе существует в семи различных состояниях. Не все эти состояния входят в сферу нашего нынешнего объективного сознания. Но они могут быть объективно восприняты духовным Эго человека. Для освобожденной духовной монады человека, или для Дхиан Коганов, объектом восприятия является все материальное и во всех состояниях материи. Далее, Праджна, или способность к восприятию, существует в семи различных аспектах, соответствующих семи состояниям материи. Строго говоря, есть только шесть таких состояний, так называемое седьмое состояние является аспектом космической материи в ее изначальной, недифференцированной форме. Подобно этому, имеется шесть состояний дифференцированной Праджны, седьмое есть состояние абсолютной бессознательности. Под дифференцированной Праджной я подразумеваю то состояние, в котором Праджна раздроблена на различные состояния сознания. Таким образом, мы имеем (во всяком случае — пока) шесть состояний сознания, объективных или субъективных, и состояние совершенной бессознательности, которое есть начало и конец всех мыслимых состояний сознания, соответствующих различным состояниям дифференцированной материи и ее первоначальной недифференцированной основе, являющейся началом и концом всех космических эволюции. Несложно заметить, что существование сознания необходимо для дифференциации субъекта и объекта. Следовательно, обе эти фазы представлены в шести различных состояниях, но в последнем, как было указано выше, сознания нет, и потому упомянутая дифференциация перестает существовать. Число этих состояний может варьироваться в разных философских системах. Но каким бы ни было принятое количество подразделений в различных классификациях, все они распределяются между абсолютной бессознательностью с одной стороны и нынешним состоянием нашего сознания (бахипраджна) — с другой. Чтобы понять действительную природу этих различных состояний сознания, я прошу моих читателей сравнить сознание обычного человека с сознанием человека астрального, а сознание последнего — с сознанием человеческого духовного Эго. В этих трех состояниях объективная Вселенная отнюдь не одинакова. Но различие между эго и не-эго присуще им всем. Следовательно, признавая правильность рассуждений Миля в отношении субъекта и объекта на нынешнем уровне нашего сознания, великие мыс-лители-адвайтистьг Индии распространили те же самые рассуждения на другие состояния сознания и пришли к заключению, что различные состояния эго и не-эго являются не более чем проявлениями одной и той же сущности — первоисходного состояния бессознательности. Сущность эта ни материя, ни дух; ни эго, ни не-эго; не объект и не субъект. На языке индусских философов это изначальная и вечная комбинация Пуруши и Пракрити. Так как адвайтисты придерживаются мнения, что внешний объект есть просто продукт нашего ментального состояния, то Пракрити есть не что иное, как иллюзия, а Пуруша — единственная реальность; это единое бытие, вечно пребывающее в этой Идеальной Вселенной. Следовательно, эта сущность и есть Парабрахман адвайтистов. Даже если бы существовал персонифицированный Бог, имеющий нечто подобное материальной упадхи (физическому носителю какой бы то ни было формы), то, с точки зрения адвайтиста, его ноуменальное существование оставалось бы таким же сомнительным, как и существование любого другого предмета. По их мнению, сознательный Бог не может быть первоначалом Вселенной, ибо его Эго было бы только следствием предыдущей причины (если вкладывать в слово «сознательный» обычный, общепринятый смысл). Они не могут признать своим божеством всю огромную совокупность состояний сознания во Вселенной, так как эти состояния постоянно изменяются, и к тому же космические идеи перестают существовать вб время пралайи. По сути дела, существует лишь одно постоянное состояние во Вселенной — совершенной Бессознательности, чистая чидакаша.
Когда мои читатели усвоят тот факт, что эта величественная Вселенная на самом деле есть лишь огромная агрегация различных состояний сознания, то они не будут удивлены, узнав, что исходное состояние бессознательности рассматривается адвай-тистами как Парабрахман.
Идея Бога, Божества, Ишвары или безличного Бога [если сознание является одним из его атрибутов] предполагает идею эго или не-эго, существующего в той или иной форме; и так как каждое мыслимое эго или не-эго возникает из этого первичного элемента [я употребляю это слово за неимением лучшего], то существование какого-либо надкосми-ческого бога, обладавшего такими качествами еще до перехода в это состояние, становится абсолютно немыслимым. Хотя я говорю об этом элементе как о состоянии бессознательности, он, строго говоря, есть чидакаша, или чинматра индусских философов, содержащая в себе в потенциале все состояния Праджны и создающая в результате: с одной стороны — сознание, а с другой — объективную Вселенную, благодаря действию скрытой в ней читшакти (силы, порождающей мысль).
Прежде чем приступить к обсуждению природы Парабрахмана, следует заметить, что, по мнению адвайтистов, упанишады и «Брахма-сутры» полностью подтверждают их взгляды на этот вопрос. В упанишадах ясно сказано, что Парабрахман, являющийся только чистым потенциалом праджны[91], нельзя назвать аспектом Праджны, или эго, в какой-либо форме и что он не имеет ни жизни, ни сознания. «Н.Х.» может удостовериться, что это действительно так, исследуя «Мундака» и «Мандукья» упанишады. Язык, иногда используемый в упанишадах, может привести к ошибочному убеждению, будто они указывают на существование сознательного Ишвары. Но необходимость такого языка, возможно, станет понятной из следующих замечаний.
При тщательном исследовании космологической теории Миля, рассмотренной в моей предыдущей статье, можно прийти к выводу, что удовлетворительно объяснить механизм зарождения сознательных состояний в человеке с точки зрения упомянутой теории чрезвычайно сложно. Принято считать, что ощущения возникают в нас благодаря воздействию окружающих нас объектов; они суть следствия впечатлений, производимых на наши чувства объективным миром, в котором мы существуем. Это довольно просто для обычного ума, как бы ни было трудно при этом объяснить трансформацию мозгового нервного тока в состояние сознания.