IV. Говоря о том, что семеричная классификация принципов абсолютно необходима для объяснения феноменов посмертного существования, я всего лишь повторяю то, что всегда говорила и что без труда поймет каждый мистик. «Даже перейдя от чисто субъективных (или метафизических, а значит — чисто теоретических) рассуждений об эзотерических материях на уровень практической демонстрации оккультизма, где каждый (низший) принцип и признак требует анализа и точного определения его роли в посмертной жизни (жизни призраков и пишачей), мы столь же уверенно можем опираться на семеричную классификацию». Значение этих моих слов должно быть понятно каждому спиритуалисту. Метафизики-ведантисты, отрицающие объективную реальность или важность даже физического тела человека, вряд ли станут тратить свое время на разделение низших принципов человека — составных аспектов и структуры призрака этого тела. Однако это представляет интерес для практического оккультизма. И те теософы, которые изучают оккультизм, просто обязаны предупредить своих братьев об опасностях, которые навлекают на себя те, кто ничего не знает об истинной природе вышеупомянутых привидений, уведомить их о том, что оболочка — это вовсе не дух. Именно это мое утверждение было названо «абсурдом». Коль скоро я не называла абсурдным ничего из того, что было сказано или написано м-ром Субба Роу, то я не могу, да и не хочу, отвечать ему тем же. Я могу только назвать его отзыв крайне нелюбезным и заявить о том, что я категорически с ним не согласна. Если бы автор самолично столкнулся с «практической демонстрацией» спиритуалистических феноменов и так называемой «материализацией духов», то очень скоро убедился бы в том, что дать им исчерпывающее объяснение на основании одних лишь четырех его принципов невозможно. Даже низшего аспекта манасического принципа (физического мозга или его посмертного аурического аналога) и камарупы вряд ли будет достаточно для того, чтобы объяснить факт существования псевдоразумных и «сеедодуховных принципов (бхутов, или элементов), проявляющихся через медиумов.
V. Было бы преступлением против факта и истины обвинять меня — «самую первую (?) распространительницу» семеричной классификации — в изменении своих взглядов на природу принципов. Я никогда их не изменяла, да и не могла изменить. В этом плане я, как и м-р Субба Роу, считаю себя вправе утверждать, что мое свидетельство является «наилучшим и наиболее конкретным свидетельством, доступным для того состояния сознания, в котором я пребываю в данное время». Вполне возможно, что я неправильно использовала некоторые санскритские выражения (и не исключено, что по этой причине некоторые английские фразы тоже оказались неточными и корявыми), пытаясь связать воедино оккультные доктрины архатов и браминов. Но что касается самих концепций, то тут скорее все мои «четыре принципа» распадутся на части и растворятся в воздухе, чем я позволю чьей бы то ни было критике, в каком бы количестве она на меня ни обрушилась, убедить меня в том, будто у меня на руках вместо десяти пальцев всего лишь четыре. Хотя я вполне готова признать, что метафизически все эти пальцы, сколько бы их ни было, существуют только в моих собственных майявических восприятиях и состояниях сознания.
VI. Говоря об «Эзотерическом буддизме», «Эликсире жизни» и «Man», м-р Субба Роу предпочитает сваливать все вольные и невольные огрехи этих сочинений на «первую распространительницу». Едва ли это справедливо. Первая из этих книг была написана вообще без моего участия, и поскольку ее автор черпал свои учения из писем, то причем здесь я? «Эликсир жизни» и вовсе был написан автором в собственном доме под диктовку (или под надзором), да к тому же в далекой стране, в которой я впервые побывала только спустя два года. И наконец, «Man» был полностью переписан одним из двух «чела», причем на основании тех же самых материалов, которые м-р Синнетт использовал для своего «Эзотерического буддизма». Они оба поняли суть учений, но каждый — по-своему. И какое же отношение я могу иметь к «состояниям сознания» трех авторов, двое из которых к тому же трудились в Англии, в то время как я была в Индии? Но то, что в их сочинениях царит совершеннейший «беспорядок», м-р Субба Роу наверняка объяснит недостатком научной точности в самих «изначальных учениях». Никто не говорит, что лекциям м-ра Субба Роу о «Бхагавадгите» присущи те же самые недостатки. Однако мне уже доводилось слышать о трех или четырех весьма образованных людях из числа членов нашего Общества, которые истолковывают три упомянутые лекции (те, которые уже опубликованы) тремя различными и диаметрально противоположными способами.
Полагаю, этого достаточно. Не приходится сомневаться в том, что «Тайная Доктрина» будет содержать еще более еретические суждения (с точки зрения брамина). Но никто в Теософском Обществе не обязан соглашаться с моими взглядами и учениями, так как одно из правил этого Общества предписывает взаимную терпимость к религиозным убеждениям друг друга. Наша организация полностью свободна от духа сектантства и «требует от каждого своего члена только одного — проявлять ту же терпимость к верованиям других, какую он хотел бы видеть... в отношении своей собственной веры».
Многие из нас отлынивают от исполнения этого правила по отношению к другим, а жаль.
Е. П. Блаватская
СТРОЕНИЕ МИКРОКОСМА
Я продолжу свою статью о строении микрокосма. Мадам Е.П.Блаватская прислала в этот же номер свой ответ на первую часть моей статьи, и я, дабы не писать сразу две статьи на одну и ту же тему, решил просто учесть содержание ее ответа при написании второй части.
Суть обсуждаемой нами проблемы на самом деле довольно проста, но мадам Е.П.Блаватская намеренно усложняет ее или отодвигает на второй план, явно не желая высказываться по существу. Я никогда не оспаривал важность роли числа семь в процессе естественной эволюции или интерпретации космических феноменов. Напротив, из моей первой лекции неоспоримо следует, что я в полной мере осознаю его значение, хотя и отвергаю принятую ныне семеричную классификацию как необоснованную и ненаучную. Я вовсе не отрицаю возможность существования семеричной классификации применительно к микрокосмическим принципам или наличие оной в древней оккультной науке. Мои замечания и критика ограничиваются исключительно той классификацией, которую пропагандируют и истолковывают сейчас в теософских публикациях. Следует отметить в этой связи, что целью моей критики вовсе не является защита ортодоксальной брахманской догмы. Я осуждаю упомянутую классификацию потому, что вижу ее явные недостатки, а не потому, что она исходит из трансгималайского источника. И изъян я нахожу не в мадам Е.П.Блаватской, не в тех санскритских терминах, которые она использует, и даже не в ее манере изложения брахманской философии, но в самой классификации, некорректной и вводящей в заблуждение, а также внесшей немало противоречий и неразберихи в теософские сочинения. Если не забывать об этом, то несложно убедиться в том, что значительная доля аргументов мадам Е.П.Блаватской не имеет никакого отношения к сути поставленного вопроса. Весь текст от начала 452-й страницы и до конца второго абзаца на странице 455 посвящен исключительно подтверждению того, что число семь играет важную роль в природе и в оккультной символике. Но сам по себе этот факт еще не означает, что мы во всех случаях должны придерживаться только семеричной классификации. Единственный вывод, который мы можем уверенно сделать на его основе, заключается в том, что человеческое существо также должно состоять из семи принципов. Но этот вывод не может служить доказательством истинности именно этой конкретной семеричной классификации. Ведь в таком случае можно было бы взять любую семеричную классификацию и объявить ее истинной на основании тех же самых рассуждений. Каждый сможет разделить комплексную структуру человека на любые произвольные семь принципов и заявить, что его классификация санкционирована самой природой. Похоже, что именно так и поступает мой критик.
В ответе указывается, что семеричная классификация необходима для «практической демонстрации оккультизма» и что четверичная классификация хотя и верна «метафизически» и «теоретически», не годится для практического изучения «феноменов повседневной жизни, и особенно посмертного существования». В разных формах этот аргумент то и дело повторяется по ходу всего ответа. Это один из тех неконкретных и расплывчатых аргументов, которые кажутся очень вескими и в силу этого производят впечатление на умы людей, не имеющих привычки осмысливать и анализировать свои собственные идеи. Я же до сих пор не могу понять, какие именно практические демонстрации так настоятельно требуют признания вышеупомянутой семеричной классификации. И мой критик тоже ничего не говорит по этому поводу. Но я точно знаю, что такая семеричная классификация может только помешать изучению и истолкованию многих оккультных процессов, через которые должен пройти посвященный, ищущий окончательного воссоединения с Логосом — конечной целью его трудов. Данное неудобство проистекает из того факта, что мистическое строение самого Логоса изображается в виде священного Тетраграмматона и не имеет семеричного базиса. Если же заявление моего критика подразумевает только то, что семеричная классификация необходима для объяснения так называемых спиритуалистических феноменов, то я готов доказать, что каждый из этих феноменов можно объяснить с помощью той классификации, которой придерживаюсь я. В своей лекции я уже анализировал спиритуализм в общих чертах и делал это с позиций собственного учения. Тот факт, что четверичной классификации вполне хватало для всех практических нужд оккультистам, которые на протяжении тысячелетий исследовали эти феномены и изучали природные процессы на всех уровнях их проявления, является самым красноречивым ответом на все возражения моего критика. И я уверен, что никакие пишачи и бхуты никогда не смогут поставить мою классификацию под сомнение. Мне представляется, что те недостатки, которые усматривает в этой четверичной классификации мой критик, являются следствием неверного представления о ее характере. В конце 450-й страницы мадам Е.П.Блаватская упоминает три упадхи, соответствующие классификации раджа-йоги: джаграта, свапна и сушупти; после чего указывает: «Но далее, в трансцендентальных состояниях самадхи, тело и его лингашарира, носитель жизненного принципа, уже не рассматриваются: три состояния сознания соотносятся только с тремя (четвертым является Атма) принципами, остающимися после смерти. В этом кроется подлинный ключ к семеричному строению человека, три принципа прибавляются к нему только на время физической жизни». Увы, этот подлинный ключ ломается в наших руках, как только мы начинаем его поворачивать. А причина ошибки кроется в том, что мадам Е.П.Блаватская смешивает существующие упадхи со связанными с ними состояниями Прадж-ны. Упадхи — это физический организм. Первая упадхи — это само физическое тело, а не просто джаграта-авастха. И опять же, как можно идентифицировать джаграту с четвертым принципом? Если, следуя выражению моего критика, три состояния сознания — джаграта, свапна и сушупти — соотносятся только с тремя принципами, остающимися после смерти (в дополнение к Атме), то джаграту, конечно же, следует отождествить с четвертым принципом. Но совершенно очевидно, что физическое тело четвертым принципом быть не может. И четыре принципа моей классификации не могут быть просто добавлены к первым трем принципам семеричной, поскольку в четверичной классификации физическое тело является первым принципом. И даже если упадхи по ошибке смешивают с состоянием сознания, семеричная классификация все равно никоим образом не выводится из классификации раджа-йоги. Джаграта-авастха никак не может быть состоянием Праджны, связанным с четвертым принципом. Все аргументы мадам Е.П.Бла-ватской сводятся, таким образом, к нулю; и все же она считает себя вправе выносить на их основе свой вердикт (пункт четвертый ее последнего ответа), согласно которому ведантисты отрицают объективную реальность и важность физического тела, которое они якобы не включили в свою классификацию, чем сделали последнюю непригодной для практических целей. Мадам Е.П.Блаватской следовало не торопиться с выводами, но поразмыслить сперва над истинным значением упадхи и джаграты, прежде чем выдвигать бессмысленные аргументы в защиту своей классификации и высказывать неверные суждения по поводу теории веданты.
Все ее рассуждения относительно достоинств и недостатков обеих классификаций основываются на череде неверных представлений или произвольных предположений. Первая упадхи идентифицируется с джаграта-авастхой, из чего выводится тождественность последней четвертому принципу семеричной классификации. Здесь мне хотелось бы привлечь внимание читателей к одной курьезной ошибке, допущенной в ответе. Во втором абзаце на странице 456 сказано, что четверичная классификация — это «классификация "Бхагавадгиты"», а «не веданты». И замечание это сделано, судя по всему, с целью каким-то непонятным образом дискредитировать четверичную классификацию. Однако данное утверждение совершенно беспочвенно и может только сбить читателя с толку. Очевидно, мадам Е.П.Блаватскую спровоцировали на это высказывание наименования, данные мною пятеричной и четверичной классификациям в заметке под названием «Семеричное деление в различных индийских системах». Я определил пятеричную классификацию как ведантийскую, а четверичную — как классификацию раджа-йоги просто ради удобства изложения, а не потому, что эти две классификации принадлежат двум различным философским системам. В философии веданты используются обе эти классификации, только четверичная классификация упоминается гораздо чаще. Тарака раджа-йога является, по сути дела, центром и сердцем ведантийской философии, и не приходится сомневаться в том, что в наиболее возвышенных своих аспектах она является самой важной составляющей древней Религии-Мудрости. В современной Индии о ней известно очень мало. А то, что можно найти в наиболее читаемых книгах, дает до крайности неадекватное представление о ее масштабах и значении. По большому счету, она представляет собой одно из семи основных ответвлений, на которые делится вся оккультная наука, а ее изначальными распространителями были «Дети Огненного Тумана» из загадочной страны Шамбала.
В связи с этим необходимо дополнить, что используемая мною четверичная классификация вовсе не является единственной в этой величественной философской системе. В ней есть даже своя семеричная классификация, о чем будет сказано ниже.
Были упомянуты также некоторые прежние мои статьи в «Theosophist», в которых я якобы признавал справедливость и точность той классификации, которую сейчас критикую, и на этом основании делается вывод, что я теперь отказываюсь от своих собственных слов. Но этот аргумент и вовсе неуместен применительно к данному случаю. Единственная статья, в которой я уделил серьезное внимание рассматриваемому вопросу, это та, что упоминается как «Брахманизм о принципе семеричности в человеке». Тут я должен рассказать немного об обстоятельствах появления этой, с позволения сказать, статьи. Когда я и мадам Е.П.Блаватская еще не были знакомы друг с другом лично, она, прочитав мою статью о Зодиаке, прислала мне письмо с просьбой ответить на некоторые вопросы, связанные с классификацией различных сил и энергий, признаваемых оккультизмом. И в этом же письме, обратив мое внимание на «Фрагменты оккультной Истины», она спрашивала меня, согласуются ли мои взгляды на спиритуалистические феномены с теми, что были изложены в этой статье. Я отправил ей ответное письмо, совершенно не подозревая в тот момент, что оно будет опубликовано в журнале как статья и станет достоянием широкой публики. Данный факт признал и сам редактор в предисловии к этой статье, когда она была впервые напечатана на страницах «Theosophist». И все тот же редактор подобрал для нее название. Несложно заметить, что статья фактически делится на две части. Первая часть ограничивается исключительно ответами на вопросы, касающиеся классификации «природных сил», тогда как вторая посвящена спиритуалистическим феноменам. И все же мадам Е.П.Блаватская сочла допустимым процитировать фрагмент из первой части, не имеющий никакого отношения к классификации микрокосмических принципов или спиритуалистическим феноменам, дабы извлечь из него необоснованный вывод в поддержку собственной точки зрения и бросить тень недоверия на древнюю оккультную науку Индии. Воспроизведу еще раз этот фрагмент:
Как бы то ни было, знание оккультных сил природы (курсив оригинала, см. «Five Years of Theosophy», p. 155), которым обладали обитатели погибшей Атлантиды, было воспринято древними адептами Индии и присовокуплено к эзотерической доктрине, которую проповедовали обитатели священного острова. Однако тибетские адепты так и не внесли это дополнение в свою экзотерическую доктрину; и именно в этом отношении следует ожидать различий между двумя доктринами.
В этом фрагменте нет ничего неопределенного. Он ясно указывает на тантры и агамы, изначально созданные и разработанные атлантами. С течением времени их учения и ритуал постепенно просочились в брахманические доктрины, так же как учения дугпа прокрались в тибетский буддизм до прихода Цзонхавы. И точно так же, как этот адепт предпринял попытку изгнать учения дугпа из тибетской религии, Шанкарачарья старался очистить брахманскую веру. Но приведенное в статье замечание никоим образом не свидетельствует в пользу предположения, будто брахманическая оккультная наука была заимствована у атлантов. Тантры и агамы не имеют никакого (или почти никакого) отношения к классификации микрокосмических принципов; и цитируемая фраза тоже никак не связана ни с семеричной, ни с четверичной классификациями. Это же мнение в какой-то мере разделяла и мадам Е.П.Блаватская, когда писала свою первую статью «Классификация "принципов"», опубликованную в апрельском номере журнала. Процитировав вышеупомянутый абзац из моей статьи, она делает по этому поводу следующее замечание (с. 442): «Но семеричное деление вовсе не входит в число расхождений между двумя учениями...» Похоже, однако, что с тех пор ее точка зрения на этот счет радикально изменилась. Поскольку в последней статье, цитируя ту же самую фразу, она замечает: «Таким образом, читатели «Theosophist» были с самого начала (в 1882 г.) извещены о том, что им "следует ожидать различий между двумя доктринами". И одним из этих "различий" как раз и является экзотерическая трактовка, или форма изложения принципа семеричности в человеке». Фраза звучит немного туманно, что вполне естественно. Ведь у семеричной классификации не может быть никакой «экзотерической трактовки», поскольку, по ее собственному мнению, эта классификация «всегда была эзотерической» (с. 448). И значит, сказанное должно относиться к четверичной классификации, которая рассматривается как экзотерическая форма эзотерической семеричной классификации. Только так эту фразу и можно истолковать. Семеричная классификация — эзотерическая и была заимствована тибетскими адептами из Шамбалы, а четверичная классификация — экзотерическая и была заимствована древними адептами Индии у атлантов. Это различие было сформулировано и признано уже в статье о «Брахманизме и принципе семеричности в человеке».
Такова суть рассматриваемого аргумента, который, кстати говоря, опровергается самой же мадам Е.П.Блаватской, вернее, тем, что она написала в своей апрельской статье. Тогда она считала, что мои заявления не имели отношения к классификациям, и утверждала, что обе стороны позаимствовали семеричную классификацию у атлантов (см. с. 449). Дальнейший разбор этого аргумента был бы просто бесполезной тратой времени. И я могу лишь сожалеть о том, что мой критик скатился до такого рода аргументов и инсинуаций ради утверждения собственной правоты.
Вторая часть моей статьи посвящена семеричной классификации лишь фрагментарно. В той статье мне просто не было необходимости подвергать критике семеричную классификацию «Фрагментов оккультной Истины». И я не счел нужным отклоняться от главной темы ради критических отступлений. Было бы глупо с моей стороны навязывать собственное мнение совершенно незнакомому мне тогда корреспонденту, тем более что для меня было совершенно очевидным, что она считает свою классификацию безупречной. Поэтому я и решил, удобства ради, следовать классификации «Фрагментов оккультной Истины», внося в нее коррективы только там, где это было совершенно необходимо. Нижеследующий фрагмент, напечатанный в начале второй части моей статьи, показывает, с какой целью эта статья была написана и почему я не возражал в ней против семеричной классификации: «После тщательного их ("Фрагментов оккультной Истины") изучения, я обнаружил, что полученные выводы не намного отличаются от заключений нашей арийской философии, хотя наш образ изложения аргументов может отличаться по форме. Я намерен анализировать этот вопрос со своей собственной точки зрения, следуя, однако, ради простоты сравнения и удобства обсуждения, семеричному порядку классификации сущностей, или принципов, составляющих человека, принятому во "Фрагментах оккультной Истины". На обсуждение выдвигаются следующие вопросы: 1) появляются ли развопло-щенные духи людей в комнатах во время сеансов и в других местах; 2) связаны ли происходящие при этом явления, полностью или частично, с помощью и посредничеством упомянутых духов». Упоминаемые в цитате выводы касаются исключительно мнений, высказанных по заданным вопросам, и не имеют никакого отношения к спорной классификации. Причины следования этой классификации также названы с предельной ясностью и не оставляют никаких сомнений. А так называемое математическое доказательство эволюции семи сущностей из трех, даже если оно верно, может свидетельствовать лишь о возможности семеричного деления, но никоим образом не подтверждает справедливость именно той семеричной классификации, которую нам предложено признать и принять. К тому же, как будет показано ниже, та семеричная классификация, которой я придерживался в своей статье, во многих важных аспектах, а именно в позиции, занимаемой Праной, а также в том, что касается природы и значения 5-го и 6-го принципов, отличается от классификации «Фрагментов оккультной Истины», в коих отражены так называемые «изначальные учения». Показательно то, что внесенные мною коррективы без единого слова протеста принимались во всех последующих пояснениях, невзирая на их явное несоответствие «изначальным учениям», о которых сейчас так истово пекутся. Я и тогда не претендовал и сейчас не претендую на роль учителя оккультной мудрости для членов Теософского Общества. Полагаю, что с учетом вышеописанных фактов было бы неблагоразумно придавать слишком большое значение той моей статье при рассмотрении столь важного вопроса, ныне поставленного во главу угла и требующего окончательного разрешения. Я признаю, что воздержался от критики недочетов и изъянов семеричной классификации, когда публиковал свою заметку о различных классификациях, будучи действующим редактором «Theosophist», хотя и уведомил читателя о том, что в ряде случаев удобнее пользоваться четверичной классификацией. Тогда я придерживался мнения, что в интересах теософского исследования не стоит торопиться заострять внимание на недостатках семеричной классификации, так как подобный шаг был бы преждевременным. Какой бы несовершенной ни была семеричная классификация, она все равно являлась важным шагом вперед. В некотором смысле она играла полезную роль в изучении древних систем оккультной психологии. Вот я и счел неразумным опровергать устоявшуюся точку зрения, когда предпосылки для нового шага вперед в верном направлении пока еще явно не сложились. Моя статья «Личный и безличный Бог» также не может служить аргументом при рассмотрении нашего спорного вопроса. Да, в ней говорится о семи состояниях материи, семи принципах в человеке и семи аспектах Праджны. Но в ней ничего не сказано о семеричной классификации, предложенной мадам Е.П.Блаватской. Она основана на «Мандукья-упанишаде», которая перечисляет семь фаз сознания, но признает четверичную классификацию. Таким образом, упомянутые статьи не решают поставленного вопроса, но, напротив, являются наилучшим свидетельством слабости позиции моего критика. Ибо что может быть красноречивее того факта, что мадам Е.П.Блаватская, вместо того чтобы судить о семеричной классификации сообразно ее внутренним достоинствам, обращается за помощью к такому малоподходящему для данного случая примеру, как вышеназванные статьи?
Мадам Е.П.Блаватская заявляет о своей уверенности в том, что она отстаивает подлинную эзотерическую семеричную классификацию. Мне же остается только сожалеть о чрезмерной категоричности ее суждений. По моему скромному мнению, подлинной эзотерической эту классификацию никак не назовешь. Есть только один источник, из которого все авторы, писавшие об оккультной науке, заимствовали свои классификации. Согласно одному из древнейших наставлений древнейшей Религии-Мудрости, строение Макрокосма следует определять в соответствии с планом, указанным Малкутом, а Шекину надлежит рассматривать как руководство для определения структуры микрокосма. Я использую здесь каббалистические термины, но вкладываю в них, так сказать, не совсем каббалистический смысл, поскольку мне не позволено пользоваться их санскритскими эквивалентами. Эта Шекина — андрогинная сила; это туриячайтанья Космоса. Ее мужской аспект изображен в виде фигуры человека, восседающего на мистическом престоле в видении Иезекииля. Эта мистическая структура дает нам своего рода уравнение микрокосма, вечную модель микрокосма в его совершенстве. Вселенская жизнь копирует эту модель в своем эволюционном строительстве. Этот вопрос можно интерпретировать девятью различными способами, что и делали древние учителя. Существуют девять разных точек зрения, с которых может рассматриваться микрокосм, и потому есть девять разных способов описания его структуры. Настоящая семеричная эзотерическая классификация является одной из важнейших (если не самой важной), основанных на мистическом описании этой вечной модели. И я мог бы также добавить, что четверичная классификация претендует на происхождение из того же источника. Можно сказать, что свет жизни преломляется через трехгранную призму Пракрити, три гуны которой составляют три ее грани, и разделяется на семь лучей, из которых развиваются со временем семь принципов. Этот процесс в какой-то мере напоминает постепенное формирование лучей солнечного спектра. В то время как четверичная классификация вполне удовлетворяет практическим целям, подлинная семеричная классификация имеет огромное теоретическое и научное значение. Она необходима для истолкования некоторых типов феноменов, известных оккультистам, и, возможно, даже лучше подходит на роль фундамента для совершенной системы психологии. И она вовсе не является эксклюзивной собственностью «трансгималайской эзотерической доктрины». Я сказал бы даже, что она имеет более тесную связь с брахманическим Логосом, нежели с Логосом буддистов. Поясняя эту мысль, напомню, что Логос имеет семь форм. Иными словами, в космосе существуют семь типов Логосов. И каждый из них лег в основу одного из семи первичных ответвлений древней Религии-Мудрости. Но все-таки это не та семеричная классификация, которую нам предлагают. Я утверждаю это, нимало не боясь никаких возможных возражений. Настоящая классификация имеет все признаки подлинной научности. Она включает в себя семь конкретных принципов, соответствующих семи различным состояниям Праджны, или сознания. Она представляет собою нечто вроде моста, перекинутого над пропастью, отделяющей объективное от субъективного, или же мистическую цепь, сквозь звенья которой проходит формирующаяся мысль. Семь принципов соотносятся с семью состояниями материи и семью формами силы. Эти принципы гармонично распределены между двумя противоположными полюсами, определяющими границы человеческого сознания. Из всего, что было сказано за время нашей продолжительной дискуссии, несложно заключить, что всеми этими качествами рассматриваемая семеричная классификация не обладает. Мадам Е.П.Блаватская сама признает, что семи отдельных носителей сознания в ее классификации нет (см. с. 451). Расположение принципов также нелогично. Например, жизненный принцип, носителем которого называется лингашарира, предшествует последней в этой классификации, хотя должен был бы следовать за нею. Подобного рода просчеты свидетельствуют о том, что классификация, которой мы ныне придерживаемся, является не совсем точной и не совсем научной. Я потому и решил подвергнуть ее критике, чтобы приготовить пути для принятия настоящей научной классификации, и никак не ожидал, что мои замечания выльются в такую полемику. Говорить о подлинной семеричной классификации сейчас было бы бессмысленной тратой времени, так как нет никакой надежды на то, что меня выслушают. Время покажет, была ли моя критика справедливой или нет. Лично мне абсолютно все равно, признают члены Теософского Общества семеричную классификацию или же отвергнут ее. У меня нет ни малейшего желания вербовать среди членов Общества собственную паству или же создавать свой филиал, в котором насаждались бы мои взгляды на материю. А потому я ограничусь тем, что обращу внимание читателя еще на один пункт, содержащийся в ответе моего критика, и закончу на этом свою статью. Я никогда не говорил, что мадам Е.П.Блаватская должна нести ответственность за ошибки, допущенные в «Man» и «Эзотерическом буддизме» (как то, вероятно, представляется ей и некоторым ее друзьям). Я просто собрал воедино все несостоятельные заявления, касающиеся рассматриваемой классификации, которые обнаружил в важнейших теософских публикациях, и потому, цитируя их, всякий раз ссылался на соответствующую книгу или статью. Я никогда не утверждал того и даже не намекал на то, что мадам Е.П.Блаватская должна нести ответственность за оплошности, допущенные другими. Все мои аргументы изложены доходчиво и ясно, достаточно лишь внимательно прочитать мою статью. Но пока полемический запал не будет исчерпан, спорящие стороны неизменно будут сбиваться с основной темы обсуждения на ненужные побочные вопросы, и поделать с этим ничего нельзя. Я и сам не рад тому, что ввязался в эту неприятную дискуссию. И надеюсь, что мадам Е.П.Блаватская великодушно простит меня, если моя критика и мои замечания каким-то образом оскорбили ее чувства.