Т. Субба Роу
«БХАГАВАДГИТА» И МИКРОКОСМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Своими учеными лекциями, прочитанными на последнем ежегодном съезде Общества, м-р Т.Суб-ба Роу внес важный вклад в изучение «Бхагавадгиты» и ее философии. А их публикация в «Theo-sophist» позволила многим ученикам увидеть перед собою в ясном свете некоторые важнейшие учения веданты. Однако некоторые вопросы требуют дополнительных пояснений, так как не совсем понятны читателям. На их сложность уже обратили внимание многие теософы и нетеософы, и потому я решил попытаться сформулировать их насколько возможно кратко, в надежде на то, что м-р Субба Роу соблаговолит выступить с дополнительными пояснениями, которые сделают его лекции еще более полезными и поучительными.
М-р Субба Роу говорит: «У истоков творения, или эволюции, стоит интеллектуальная энергия Логоса». Можно ли отождествить эту интеллектуальную энергию со Светом Логоса! И еще: «То, что изначально появляется в Логосе, есть только образ, концепция того, что должно возникнуть в космосе». Откуда появляется этот образ?
|
|
Он перечисляет также четыре принципа, составляющие весь бесконечный космос:
Проявленная солнечная система, во всей своей совокупности и во всех своих принципах составляющая стхулашариру.
Свет Логоса, сукшмашарира.
Логос, являющийся единым зародышем, из которого эволюционирует весь космос и который содержит в себе образ Вселенной. Он соответствует каранашарире.
Парабрахман.
И четыре принципа проявленного космоса:
Вайшванара, или основа объективного мира.
Хираньягарбха, или основа астрального мира.
Ишвара, или, точнее, Сутратма.
Парабрахман.
Сказано, что по поводу этого 4-го принципа «возникли разногласия; и поскольку у этого принципа, как и у космоса, должна быть какая-то сущность, из которой исходят три остальных принципа и которая существует в этом принципе (и благодаря ему), то нам следует признать 4-м принципом Авьякту, или Мулапракрити санкхьев». «Вам надлежит понять, дабы мне не пришлось описывать весь процесс эволюции, что из этих трех принципов, имеющих в своей основе Мулапракрити, возникла вся солнечная система, со всем многообразием существующих в ней объектов». Но Мулапракрити именуется «завесой Парабрах-мана (с объективной точки зрения Логоса)». И все же в процитированных выше фрагментах сказано, что Мулапракрити является основой, из которой исходят три первых принципа проявленной солнечной системы, включая Логос. Но тогда подлинным 4-м принципом действительно является сам Парабрахман, а не Мулапракрити, из которой Логос никак не может исходить и, конечно же, не исходит. Таким образом, эти фрагменты требуют дополнительных пояснений.
|
|
«Ко времени появления человека этот единый свет (свет Логоса) дифференцируется, образуя монады, закрепляющие существование индивидуальности».
Термин «человеческая монада» также не получил должного объяснения, что создает немалую путаницу при обсуждении его сути, но для правильного понимания перечисленных в лекции четырех принципов необходимо точно знать, что представляет собою эта человеческая монада.
В лекции упоминаются следующие четыре принципа, составляющие человека:
Физическое тело.
Сукшмашарира.
Каранашарира, которую можно представить себе только как центр праджны — центр силы, или энергии, возникшей вследствие дифференциации
3-го принципа (или Сутратмы) космоса, под воздействием того же самого импульса, который дифференцировал и тем самым породил все прочие космические принципы. «И теперь остается только ответить на вопрос: что же завершает эту троицу, превращая ее в четверицу?»
«Конечно же, свет Логоса»[76].
Сказано также: «По мнению ведантистов, а также по мнению Кришны, человек представляет собой четверицу. Во-первых, у него есть физическое тело, или стхулашарира; во-вторых — астральное тело, или сукшмашарира; в-третьих — вместилище его высшей индивидуальности, каранашарира; и в-четвертых (в-последних) — его Атма»[77].
Значит, человеческую Атму можно отождествить со светом Логоса? Слово атма повторяется в лекциях несколько раз, и похоже, что оно связывается с Логосом. Но что означает слово атма применительно к четверичной классификации?
Термин человеческая душа тоже встречается несколько раз, но не совсем понятно, что означает слово «душа» в четверичной классификации человека.
«Говорят, что сукшмашарира, или астральное тело, — это просто вместилище низшей природы человека. Его животные страсти и эмоции, а также те рядовые мысли, которые связаны, как правило, с его физическими нуждами, конечно же, могут передаваться астральному человеку, но выше этого они не в состоянии подняться».
«Эта каранашарира играет роль истинного Эго, переходящего из одного воплощения в другое, приобретая в каждом из них новый опыт, развивающий ее высшую индивидуальность, как результат всего ассимиляционного процесса. Вот почему каранаша-риру называют также человеческим Эго, а в некоторых философских системах ее называют дживой».
«Следует четко уяснить, что эта каранашарира изначально представляет собою результат действия света Логоса, который является ее жизнью и энергией, а также источником ее сознания на уровне Му-лапракрити, составляющей ее физический базис и называемой нами Сутратмой».
Раньше слово Сутратма применялось в отношении Ишвары, или Логоса. Как же тогда следует понимать этот уровень Мулапракрити, называемый Сутратмой? Логос, конечно же, никаким уровнем Мулапракрити не является.
Отвергая семеричную классификацию и вводя на ее место четверичную, м-р Т.Субба Роу говорит, что последняя делит человека на сущности, способные существовать автономно, и потому эти четыре принципа связаны с четырьмя упадхи.
Но что это за четыре упадхи, которые связаны с четырьмя вышеупомянутыми принципами?
Оба принципа — каранашарира и сукшмашарира — выглядят ничуть не более вразумительными, чем 3, 4, 5 и 6-й принципы семеричной классификации. Данное им обоим описание слишком скупо и неконкретно, чтобы убедить рядового читателя в реальности существования этих принципов как отдельных сущностей. Непонятно, к каким принципам следует относить человеческий разум, волю, эмоции, страсти, желания, интуицию и т.д. и по каким признакам можно судить о том, что два эти принципа действительно обособленно сосуществуют в человеке. Опять же, возвращаясь к определению четвертого принципа как света Логоса: значит ли это, что упомянутый свет просто проявляется как каранашарира, или же он действует одновременно как каранашарира и как 4-й принцип; и какие функции он при этом выполняет, и по каким признакам можно распознать его действие? В соответствии с предложенной классификацией Логос не является одним из человеческих принципов, но представляет собой нечто более возвышенное, к чему должна стремиться человеческая монада. В структуре космоса (равно как и солнечной системы) Логос является 3-м принципом, в то время как в структуре человека Логос не присутствует вообще. Здесь явно нарушается учение о соответствиях. Логос, стоящий 3-м в структуре космоса, для человека становится чем-то даже более высоким, нежели его 4-й принцип. Это несоответствие также нуждается в дополнительных комментариях.
|
|
О Логосе сказано, что «это центр энергии, но таких центров энергии в недрах Парабрахмана — неисчислимое множество, и каждый такой центр энергии может иметь индивидуальные черты». «Маха Вишну олицетворяет Логос; но не следует думать, что в космосе есть только один Логос или что в космосе возможна только одна форма Логоса». «Маха Вишну сходен с Дхиан Коганом, который первым появился на этой планете, когда началась человеческая эволюция в нынешней кальпе». И поскольку считается, что Логосов в космосе неисчислимо много, то сказано, что речь пойдет просто об абстрактном Логосе.
Коль скоро доктрина Логоса является краеугольным камнем учений «Бхагавадгиты», то едва ли не каждый читатель «Заметок»* м-ра Субба Роу был озадачен известием о бесчисленных Логосах, а потому этот раздел учения нуждается в особо подробных и убедительных комментариях и пояснениях. Что это за неисчислимые Логосы, и как они связаны между собой? И тождественны ли они Дхиан Коганам, как то можно предположительно заключить из упоминания Маха Вишну?
Во вступительной лекции[78] о «Бхагавадгите» м-р Субба Роу говорит: «Кришна тоже может быть Логосом, но только особой его формой. И символизирует эту особую форму число 18». Кришна — это 7-й принцип человека, а то, что он отдал свою сестру в жены Арджуне, символизирует единение между 6-м и 5-м принципами. Но что же имеется в виду под формой Логоса? Далее в той же самой лекции м-р Субба Роу говорит о Логосе как о 7-м, или наивысшем, принципе человека, тогда как в четверичной классификации для Логоса вообще не остается места. И как же тогда отразить в этой четверичной классификации «единение между 6-м и 5-м принципами»?
|
|
В рецензии2 на книгу «Дева Мира» сказано, что Озирис — это не Логос, но нечто более возвышенное, чем Логос. Логос тоже имеет душу и дух, как и все прочие проявленные объекты, и потому не будет ничего невероятного, если мы предположим, что Озирис и Будда могут олицетворять душу Логоса.
Не совсем ясно, что имел в виду автор, когда говорил о том, что Логос имеет душу и дух; и если Логос является самой первой эманацией Парабрах-мана, то как Озирис может быть выше Логоса?
В другой статье[79] м-р Субба Роу говорит: там, где какая-либо монада достигает Видеха-Кайвальи (единения развоплощенной монады с абсолютным Пара-брахманом), вся накопленная ею карма обогащает собою вселенский разум, в котором заключены прототипы всего, что есть, было или будет. Но в «Заметках» речь идет уже о воссоединении монады с Логосом. Значит, Видеха-Кайвалья есть то же самое, что и единение с Логосом, или же это разные вещи? И что такое вселенский разум? Судя по процитированным выше словам, вселенский разум аналогичен Логосу.
Сказано, что «четверичная классификация вполне удовлетворяет всем практическим целям», но что есть еще другая, «подлинная семеричная классификация (отличная от той, что признавалась до сих пор), имеющая огромное теоретическое и научное значение... даже более подходящая на роль фундамента для совершенной системы психологии. Она имеет более тесную связь с брахманическим Логосом, нежели с Логосом буддистов. В космосе существует семь типов Логосов. И каждый из них лег в основу одного из семи первичных ответвлений древней Религии-Мудрости».
М-р Субба Роу заявляет, что решил выступить против старой классификации только ради того, «чтобы приготовить пути для принятия настоящей научной классификации», и жалуется, что «никак не ожидал, что его замечания выльются в такую полемику». И далее: «Говорить о подлинной семеричной классификации сейчас было бы бессмысленной тратой времени, так как нет никакой надежды, что меня выслушают».
М-р Субба Роу намекает здесь на непродолжительный, но напряженный спор, который не мог не возникнуть после того, как он на протяжении нескольких лет молчаливо признавал справедливость существовавшей до сих пор семеричной классификации, тем самым позволяя читателям «Theosophist» следовать ей. В позапрошлом году м-р Субба Роу прочел вступительную лекцию о «Бхагавадгите» и в этой лекции, как мы указывали выше, недвусмысленно говорил о 7-м принципе и о единении 5-го принципа с 6-м. Однако его заметки, зачитанные на последнем съезде, содержали в себе краткий и неожиданный выпад против семеричной классификации, причем он так и не назвал причины, вдруг побудившие его занять явно недружелюбную позицию.
Если бы в своей вступительной лекции о «Бхагавадгите» он потрудился сказать нечто вроде: «В освещении философии «Бхагавадгиты» я не стану пользоваться признанной ныне семеричной классификацией человека, так как научная обоснованность этой классификации еще не до конца доказана и семь ее принципов сформулированы без должной точности и аккуратности. Поэтому я возьму на вооружение более научную и более удобную для практического использования четверичную классификацию веданты, суть которой я намерен вам объяснить. Хочу заметить также, что существует другая, подлинная семеричная классификация, вполне подходящая для того, чтобы выстроить на ней совершенную систему психологии. Я постараюсь описать также и эту семеричную классификацию, дабы вы сами могли решить, которая из них представляется наиболее правдоподобной».
Несколько спокойных замечаний подобного рода в сочетании с обещанием четко и подробно объяснить, о чем идет речь, позволили бы сэкономить уйму времени обеим спорящим сторонам.
Заметки м-ра Субба Роу у многих создали впечатление, будто он опровергает факт существования какой бы то ни было семеричной классификации вообще. Но интуиция многих учеников-философов подсказывала им, что семеричная классификация все-таки должна существовать, и м-р Субба Роу в конце концов поддержал эту веру. Практически все мы в полной мере осознаем, что семеричная классификация в ее нынешнем виде создает некоторую путаницу в умах и что составить четкое представление о некоторых ее принципах едва ли возможно. Так что мы сами не слишком склонны признавать теорию этих принципов за окончательную истину.
Но точно так же мы со всем уважением должны заявить, что до сих пор мало что понимаем в предложенных м-ром Субба Роу четырех микрокосмических принципах. К тому же нам как будто бы говорят о существовании брахманического Логоса, буддийского Логоса, бесчисленном множестве Логосов и так далее. Все эти заявления кого угодно могут сбить с толку: и не потому, что мы неспособны осмыслить сказанное, а потому лишь, что м-р Субба Роу всякий раз ограничивается краткими, разрозненными фразами, избегая обстоятельных объяснений.
М-р Субба Роу глубоко ошибается, полагая, что «говорить о подлинной семеричной классификации сейчас было бы бессмысленной тратой времени, так как нет никакой надежды, что его выслушают». Все, что до сих пор писал м-р Субба Роу, очень внимательно читали и изучали едва ли не все образованные теософы, и, как бы он ни расходился во мнениях по некоторым вопросам эзотерической философии с мадам Блаватской и другими авторами, пишущими на эту же тему, все, что он когда-либо скажет или напишет в дальнейшем, образованные теософы будут воспринимать с неизменным интересом и благодарностью. Гипотезы, теории и истины признаются и изучаются не потому, что они исходят от м-ра А или м-ра Б, но лишь в силу их собственных, внутренних достоинств. И именно сейчас у м-ра Субба Роу как никогда много шансов найти себе благодарных читателей и благодарных слушателей. Письмо м-ра У.К.Джаджа* в августовский номер «Theosophist» показывает, что даже на дальнем Западе его непременно выслушают и поймут, а уж здесь — тем более.
Коль скоро м-р Субба Роу смело указал на недостатки принятой ныне семеричной классификации и поведал нам о существовании четверичной, а также иной семеричной классификации (подлинных, по его словам, классификаций, признаваемых брахманским оккультизмом), уверив нас в том, что обе они ему известны, то было бы величайшей глупостью с нашей стороны отвергнуть его дальнейшие объяснения. Как я уже сказал, та причина, которой м-р Субба Роу объясняет свое молчание, на самом деле не существует. Он найдет множество искренних и беспристрастных слушателей. Эта дискуссия затягивается как раз по той причине, что о существующих разногласиях говорят одними лишь общими фразами, но истина в этом споре сможет родиться только тогда, когда м-р Субба Роу подробно разъяснит известную ему суть четырех своих принципов, а также тех принципов, что составляют истинную семеричную классификацию. Очевидно, что иного выхода из создавшегося затруднения нет.
Навроджи Дорабджи Кхандалавала
Часть V
УЧИТЕЛЯ И ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО
ПИСЬМО К МАДАМ Е.П.БЛАВАТСКОЙ
Мадам Е.П.Блаватской, Ответственному секретарю
Теософского Общества.
Мадам,
Внимательно изучив частное и конфиденциальное «Письмо», адресованное членам Лондонской Ложи ее президентом и одним из вице-президентов, я вынужден был заключить, что авторы письма совершенно неверно представляют себе отношения, существующие между Гималайским Братством и Теософским Обществом, а также те обстоятельства, при которых была написана книга м-ра Синнетта «Эзотерический буддизм». Более того, их критика учений, изложенных в этой книге, представляется мне нелогичной и абсолютно неуместной, что я и попытался передать в прилагаемых заметках.
В соответствии с распоряжением Махатм и пожеланием Совета, я во всех случаях обосновывал свои выводы и заключения. И потому я имею честь просить вас представить прилагаемые заметки на рассмотрение членов Лондонской Ложи, дополнив их любыми замечаниями, которые вы сочтете нужным сделать.
Ваш и т.д.,
Т. Субба Роу, член Совета Теософского Общества
Направлено в Лондонскую Ложу Теософского Общества на рассмотрение ее членов.
Штаб-квартира Теософского Общества, Адьяр (Мадрас), Индия 27 января 1884 г. | По распоряжению Е.П. Блаватской Ответственного секретаря Теософского Общества |
ЗАМЕТКИ ИЗ «ПИСЬМА, АДРЕСОВАННОГО ЧЛЕНАМ ЛОНДОНСКОЙ ЛОЖИ ТЕОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА ПРЕЗИДЕНТОМ И ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТОМ ЛОЖИ»
В уставе Теософского Общества не сказано ничего такого, что могло бы навести на мысль, будто такое Общество, как наше, может придерживаться какого-либо специфического вероучения или требовать от своих членов проявления лояльности к какой-то одной определенной школе или системе философии либо к какому бы то ни было братству религиозных учителей. Напротив, устав ясно указывает, что Общество поощряет полную свободу исследования всех философских систем — древних или современных, с целью выявления общих, фундаментальных принципов, составляющих основу каждой школы религиозной философии (такое определение будет самым точным), и, как следствие, «утверждения принципа Вселенского Братства человечества, без различия расы или вероисповедания». При этом, конечно же, предполагается, что после тщательного изучения догматов каждой такой системы или школы Общество сможет «воссоздать религию на научной, и науку — на религиозной основе и выработать совершенную систему мышления и совершенный образ жизни»; точно так же, как коллегия юристов имеет шанс создать совершенную научную систему юриспруденции, изучив и сопоставив различные кодексы законов, существующие ныне во всех цивилизованных странах мира. И для того чтобы эта великая цель была достигнута, необходимо, чтобы каждый наш коллега изучал, по мере своих сил и способностей, какую-нибудь систему религиозной философии по собственному выбору, доводя результаты своих исследований до сведения коллег — для сравнения и обсуждения. Однако устав нашей Ассоциации запрещает кому бы то ни было из ее членов навязывать коллегам свои индивидуальные убеждения или верования, запрещает требовать их признания другими. Мы — не общество религиозных учителей, но ассоциация учеников и исследователей.
Таковы четко и ясно изложенные принципы, коими должно руководствоваться Теософское Общество, — принципы, подтвержденные и одобренные великими Гималайскими Посвященными, являющимися подлинными основателями этого Общества. И поскольку наши Махатмы никогда не претендовали на роль единственных наставников для членов нашей Ассоциации и никогда не пытались «сосредоточить их уважение и лояльность на своих собственных персонах», то едва ли мы можем заподозрить их в намерении отказаться от вышеназванных принципов или же каким-то образом вмешаться в работу какого бы то ни было Отделения, доколе последнее само не нарушает установленных для него правил. И хотя принято считать, что учение (или фрагменты учения) исходит от Махатм, оценивать его все равно следует исключительно сообразно его собственным достоинствам, и никакие другие соображения не должны при этом приниматься в расчет. С учетом данных обстоятельств едва ли возможно представить себе, что могло вызвать предположение, будто составители книги м-ра Синнетта преследовали цель «заменить ею все остальные и сосредоточить уважение и лояльность Теософского Общества на своих собственных персонах». И вряд ли у мистера Мейтленда были причины жаловаться на то, что «выбор наставников» не оставлял никакой альтернативы или что ему приходилось признавать своими наставниками всех подряд (коль скоро никто еще, насколько нам известно, не предлагал себя на эту роль). Если м-р Синнетт действительно запретил высказывать несогласие и, тем более, критиковать свою книгу или же «ее непререкаемый авторитет», как то утверждается в рассматриваемом письме, то он, безусловно, идет против устава Общества; и Лондонская Ложа имеет полное право указать ему на недопустимость подобного поведения, не обращаясь при этом за поддержкой к штаб-квартире. Но если м-р Синнетт просто отказывается соглашаться с тем, что говорят об учениях, изложенных в его книге, миссис Кинге -форд и м-р Мейтленд, и приводит в их защиту те доводы, которые считает разумными, то в этом случае его позиция безупречна. М-р Синнетт имеет такое же право истолковывать суть эзотерического буддизма своим коллегам по Лондонской Ложе, как и миссис Кингсфорд, и м-р Мейтленд — истолковывать эзотерическое значение христианской символики. И в то же время у последних не больше прав интерпретировать на свой лад книгу м-ра Синнетта, требуя на то санкции штаб-квартиры или даже самих Махатм, чем у первого — давать собственную трактовку «Совершенного Пути», ссылаясь на те же самые авторитеты и испрашивая для себя титул апостола как восточной, так и западной теософии. И все-таки миссис Кингсфорд и м-р Мейтленд заявляют, что учения, изложенные в книге м-ра Синнетта, — атеистичные, нелогичные, ненаучные, нелепые и небуддийские, если воспринимать их в буквальном значении; и что, по их мнению, эти учения облачены в аллегорическую, или метафорическую, оболочку, дабы испытать способность западных теософов отличать истину от лжи. Более того, их возмущает упрямство м-ра Синнетта, настаивающего на правильности его собственной интерпретации, хотя интерпретация эта такова, что может вызвать недоверие к Гималайским Братьям и их философии. Такова основная мысль их жалобы и «суть и соль» преступления м-ра Синнетта. Одаренный президент Лондонской Ложи, вероятно, полагает, что ей удалось найти «правильный ответ на загадку Сфинкса». Но в данном случае мы имеем дело не с христианским, но с индусско-буд-дийским Сфинксом, который, возможно, вовсе не собирается совершать самоубийство по рецепту, предложенному талантливыми «авторами "Совершенного Пути"». Отвергая четыре из пяти предложенных м-ром Мейтлендом гипотез, мы принимаем—с некоторыми оговорками — гипотезу № 3 (страница 35), согласно которой «эта система в ее нынешнем виде является всего лишь частью (или несколькими произвольно выбранными частями) более величественной системы — совершенной во всей своей полноте; так что, когда станут известны ее недостающие части, мы сможем убедиться в ее завершенности и гармоничности».
Египетский Сфинкс загадывал загадки, а Эдип разгадывал их; но теперь буддистский Сфинкс говорит строгим языком факта, и Эдип XIX столетия чувствует себя совершенно сбитым с толку — возможно, в силу того, что «истина еще более необычна, чем фантазия». Поистине, книга м-ра Синнетта стала настоящим «испытанием», только испытание это — совершенно неожиданного свойства.
После всего сказанного я, пожалуй, имею право подробно рассмотреть ту недружественную критику, которой была подвергнута упомянутая книга м-ра Синнетта. Однако прежде необходимо сказать несколько слов об обстоятельствах ее написания, а также об источниках, из которых ее автор заимствовал те учения, рассмотрению коих она посвящена.
После того как месье Хьюм* и Синнетт были представлены Махатмам и вступили с ними в диалог, они принялись задавать последним вопросы на различные темы — поначалу ради удовлетворения собственного любопытства и, возможно, для того, чтобы оценить глубину их познаний в религиозных и научных вопросах. Так что сначала они даже не помышляли о создании какой-либо целостной философской системы на основании тех скупых ответов, коими их удостаивали.
Сначала вопросы задавались через мадам Блават-скую, но из опасения скомпрометировать себя вступлением на запретную почву последняя препоручила их нашему Гуру, Махатме М.*, который просто отверг большую часть вопросов, мотивируя это тем, что ответы на них сообщаются только признанным чела после соответствующих посвящений, а на прочие вопросы отвечал крайне немногословно. Подобные ограничения и секретность вызвали немало нареканий. Ни м-р Синнетт, ни м-р Хьюм не могли понять эту «эгоистичную политику», не дававшую им ничего, кроме «вымученных намеков на высшее тайное знание». По мнению м-ра Хьюма, «грех Учителей заключается в сокрытии от мира всех тех знаний, которыми они обладали...» и которыми «они обязаны поделиться...», и т.д., и т.п. Будучи высказанными публично на страницах «Theosophist» (см.: сентябрь 1882, с. 324-326), эти обвинения сразу же вызвали большое недовольство индусских чела, вылившееся в их «Протест», напечатанный в том же номере нашего журнала. После долгих упрашиваний Махатма К.Х.*, не имевший никакого отношения к переданным прежде наставлениям, пообещал предоставить м-ру Синнетту всю информацию и все пояснения, которые только позволят строгие правила Братства. Но даже тогда мысль о публикации пришла не сразу, и поначалу вопросы зачастую задавались совершенно бессистемно. Разумеется, разрозненные вопросы мало способствовали созданию целостной и последовательной теории, да и ответы никак нельзя было назвать безукоризненным, систематизированным и исчерпывающим освещением того или иного раздела эзотерической доктрины, или тайного знания Учителей эзотеризма. Гималайские Адепты никогда не вызывались инструктировать какую-либо отдельную секцию Теософской Ассоциации. Один из них ясно и недвусмысленно заявил однажды Теософскому Обществу Симлы, что было бы крайне нежелательно, а то и вовсе невозможно прикомандировать к ним одного из адептов или даже чела высокого ранга, чтобы он непосредственно инструктировал это англо-индийское общество. И когда впоследствии м-р Синнетт получил разрешение на публикацию переданных ему «Фрагментов оккультной Истины» (действительно фрагментов!) информации, ему было позволено самостоятельно решать, в какой форме изложить и преподнести ту философию, которая была в них заключена. Необходимо также сказать несколько слов о тех материалах, на которые м-р Синнетт опирался при написании своей книги, а также о тех трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться, прежде чем он окончательно определил для себя форму своего будущего сочинения. Здесь я могу сообщить, что, помимо писем, посвященных планетарной эволюции, закону кармы, сущности пребывания в дэвакхане, семи принципам в человеке и другим смежным вопросам, рассмотренным им так толково и обстоятельно, как он только мог, м-р Синнетт получил от Махатм еще несколько писем, или посланий, касающихся природы Пракрити и Пуруши, начала космической эволюции, семеричного строения проявленного Космоса, природы и эволюции зародышей первичных элементов природы (махабхутов) и некоторых других разрозненных тем, связанных с физической наукой. Но все эти последние темы были изложены в полученных им письмах не иначе как просто схематичные наброски. Что же касается подробностей и соотношения рассматриваемых вопросов с другими, более масштабными и фундаментальными, учениями, то об этом Учителя даже не загадывали, поскольку откровения подобного рода относятся исключительно к мистериям Посвящения. Вследствие всех этих строгостей и ограничений некоторые письма дошли до адресата в сильно урезанном виде, а иные стороны учения, жизненно необходимые для логической завершенности изложения, и вовсе не были отражены в книге, столь немилосердно критикуемой м-ром Э.Мейтлендом, — просто потому, что м-р Синнетт никогда и ничего о них не слышал[80]. И все же, невзирая на скудость имеющейся информации, он предпринял попытку написать книгу, в которой постарался передать читающей публике в целом и теософам в частности хотя бы приблизительно верные представления о системе эзотерической науки и философии, хранимой «великими Учителями Снежных Гор». И то, как м-р Синнетт справился с этой задачей, поистине удивительно, а его интеллектуальная проницательность заслуживает самой высокой похвалы. Но эзотерическая философия в своей полной и завершенной форме, которая только и может быть названа «системой совершенного мышления и совершенного образа жизни», должна не только подробно и доходчиво объяснять природу и характер первопричин Космоса, равно как и их конечных следствий в проявленном мире, не только отслеживать весь процесс эволюции во всех его аспектах — с самого начала и до наступления пралайи, но также и предоставлять всему человечеству такую систему физической, интеллектуальной, моральной и духовной подготовки, которая позволяла бы людям достигать наивысшей возможной ступени развития; систему, которая включала бы в себя такой безупречный моральный кодекс и рекомендации по созданию такой совершенной политической и социальной организации, которые позволили бы человечеству en masse быстро продвигаться вперед, параллельно течению прогрессирующей эволюции, к назначенной цели — достижению духовного совершенства. Такая система, когда она будет максимально усовершенствована, должна приобрести форму дедуктивной науки, такой же, как и все прочие научные дисциплины. И как всякая отрасль науки (если это, конечно, подлинная наука) должна использовать индуктивные методы в пору своего становления, так и эзотерическая наука должна придерживаться аналогичных методов на начальном этапе своего развития, целью которого является построение религии на подлинно научной основе. И поскольку м-р Синнетт не располагал ни знаниями, ни материалами, необходимыми для создания завершенной системы эзотерической науки и философии, ему пришлось удовлетвориться доступным по своей форме изложением полезной и интересной, хотя и фрагментарной информации, предназначенной для членов Теософского Общества, а также для интеллигентной публики в целом. Эта информация включает в себя природу и направленность планетарной эволюции, строение человека и некоторые смежные темы, которые, по его мнению, могли бы пролить некоторый свет, по крайней мере, на отдельные фундаментальные вопросы религиозной философии, а также подсказать, в каких направлениях заинтересованные ученики могли бы продолжить свои исследования. При этом м-р Синнетт благоразумно воздержался от включения в текст книги каких-либо категоричных заявлений, касающихся истинной природы первопричин, действующих в Космосе, высшего духовного принципа в человеке, самых первых этапов космической эволюции и вообще каких-либо тем, одинаково важных как для религиозной метафизики, так и для догматической теологии. Те разрозненные замечания из фундаментальных вопросов, которые все-таки попали в текст книги, призваны всего лишь дать читателю некоторое, пусть даже весьма поверхностное представление о последних, поскольку без этого было бы просто невозможно ясно представить себе механизм действия некоторых законов или природу некоторых типов феноменов. Ни одно из этих замечаний не претендует на роль полномасштабного изложения той части эзотерической философии, которая касается первооснов; не означают они также и того, что никакая другая трактовка в данном случае невозможна или что иной взгляд, соотносимый с другими фазами Космоса, непременно должен быть ошибочным. В истолковании эзотерической философии нередко приходится брать на вооружение тот же метод, которым почти всегда пользуются, удобства ради, учителя астрономии, дабы разъяснить ученикам соотношение между зенитом, полюсом, экватором, эклиптикой и горизонтом, дать понятные определения подъема и склонения небесных тел, широты и долготы, объяснить смену времен года, применение сферической тригонометрии для решения астрономических проблем, а также многие другие явления. Данный метод заключается в рассмотрении всех этих вопросов с геоцентрической точки зрения. Утверждение, будто Земля представляет собой неподвижный центр, вокруг которого обращаются все небесные тела, конечно же, неверно, но в указанных случаях данная концепция оказывается насущно необходимой, дабы изложение могло стать более простым и доходчивым. Далее, по достижении более высокой стадии прогресса, за основу берется гелиоцентрическая система, где фиксированным центром в пространстве признается Солнце, хотя это утверждение — такое же некорректное, как и первое, так как известно, что Солнце тоже движется в Космосе. Представьте себе, что профессор астрономии, объясняя ученикам суть вышеперечисленных, сравнительно простых феноменов, станет учитывать все эти пространственные перемещения и начнет вычерчивать сложную кривую, отмечающую траекторию, которую описывает в пространстве та или иная точка земной поверхности: разве не очевидно, что очень скоро и ученики, и сам профессор безнадежно запутаются во всех этих ненужных нагромождениях? Но можно ли в данных обстоятельствах утверждать, что нынешний учитель астрономии, предлагающий своим ученикам геоцентрическую систему, чтобы приобщить их к основам своей науки, ничего не знает о гелиоцентрической системе и о передвижении так называемых «неподвижных» звезд? Или что он неправильно объясняет феномены, о которых ведет речь; или что он говорит загадками, для разрешения которых нужен Эдип; или что он пользуется аллегорическим языком, намеренно стараясь ввести в заблуждение учеников, дабы проверить их способность отличать факт от вымысла? Нетрудно понять, что все эти предположения абсолютно беспочвенны, так как упрощенность истолкования в данном случае диктуется исключительно соображениями удобства. Однако это обстоятельство совершенно упускают из виду критики м-ра Синнетта. Дабы исключить всякую возможность недопонимания, я должен пояснить здесь, что вышеизложенные замечания касаются только некоторых фактов, отраженных в «Эзотерическом буддизме» (об этом мы тоже говорили выше).