Век смерти Господа Будды

Стр. 52. Гайя — древний город Магадхи, немного на се­веро-запад от теперешней Гайяхи. В этом городе Шакьямуни достиг состояния Будды — под знаме­нитым деревом Бодхи.

Стр. 54. «Сурья-сиддханта» (санскр., букв. «Учение о Солнце») — знаменитый трактат по астрономии; считается откровением бога Солнца Сурьи.

Надигрантхи и их истолкователи

Стр. 64. Олькотт Генри Стил (1832-1907) — американ­ский журналист, один из основателей и первый пре­зидент Теософского Общества; также приложил силы к возрождению буддизма на Цейлоне.

Места паломничества в Индии

Стр. 78. Варанаси (древнее название — Каши, европеи­зированное — Бенарес) — один из древнейших го­родов Индии, некогда столица царства Каши. «Оле­ний парк», расположенный в пригороде Варанаси Сарнатхе, известен как место первой проповеди Будды и издавна был важным объектом буддийского паломничества. В городе более 1500 храмов, здесь жили многие прославленные ученые и литераторы, город славился своим ремеслом, а также искусством....или мир... — В значении «отсутствия войны».

Стр. 80. Капила — риши, основавший философскую си­стему аналитической метафизики под названием санкхья (одна из шести даршан).

Стр. 85. София гностиков — Женский Логос.

«Бхагавадгита»

Конспект лекции, прочитанной на съезде Теософс­кого Общества в 1885 г. м-ром Т.Субба Роу в качестве предисловия к лекционному курсу.

Стр. 88....о так называемом Обитателе Порога, которого [Бульвер]Литтон... описал в своем романе «Занони»... — или Страж Порога. Термин, придуманный Бульвер-Литтоном в романе «Занони»; в оккультизме относится к определенным вредоносным астраль­ным двойникам умерших личностей.

Стр. 89. Вордсворд Уильям (1770-1850) — английский поэт-романтик. Представитель «озерной школы». «Ли­рические баллады» (совместно с С.Т.Колриджем), поэма «Прелюдия». Приблизил поэтический язык к разговорной речи.

Заметки о хатха-йоге

Заметки по поводу разговора с «Солнечным Сфинк­сом».

Оккультизм в Южной Индии

Статья представляет собой конспект дискуссии с м-ром Субба Роу, состоявшейся в Библиотеке Адьяра 1 де­кабря 1888 г.

 

 

Часть II

 

Воля

Стр. 111. Sors de I'enfance ami, reveilles toi (фр.) — Расстань­ся с детством, друг мой, пробудись.

Стр. 112. Декарт Рене (1596-1650) — французский фило­соф, математик, физик и физиолог. В основе фило­софии Декарта — дуализм души и тела.

Беркли Джордж (1685-1753) — английский фило­соф, епископ в Клойне (Ирландия). В «Трактате о началах человеческого знания» (1710) утверждал, что внешний мир не существует независимо от вос­приятий и мышления: бытие вещей состоит из их воспринимаемости.

Заметки об оккультной философии

Эти заметки представляют собою ответы на философ­ские вопросы, заданные некоторыми делегатами съезда Теософского Общества.

Стр. 121. Гартман Эдуард (1842-1950) — немецкий фило­соф-идеалист, сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютно бессознательное духов­ное начало — мировую волю («Философия бессозна­тельного»). В этике вслед за А.Шопенгауэром раз­рабатывал концепцию   пессимизма.

Стр. 125. Френология — теория о связи между формой че­репа и умственными способностями и моральными качествами человека.

Формы Вак

Стр. 144. Мадхьяма — Основное значение слова «мадхьяма» на санскрите — «средний», «серединный».

 

Часть III

 

«Философия духа»

Стр. 155. Крор(ина.)- 10 000 000.

Стр. 158. Потерянное Слово (масон.) — следовало бы писать «потерянные слова» и утерянные тайны, поскольку это не совсем слово, как и в случае с Неизреченным Именем.

Стр. 160. Дурадришти и дурашравана — дословно, «даль­новидение» и «дальнослышание»: способность ви­деть и слышать происходящее за пределами досяга­емости физических чувств.

Стр. 162. Патагония — природная область на юго-востоке Южной Америки, в Аргентине.

Зулуленд — земля зулусов, в основном на терри­тории Южно-Африканской Республики.

«Psychological Review» — «Психологическое обо­зрение».

Дева Мира

Стр. 214. Мейтленд Эдвард — коллега и помощник А.Кингсфорд.

Кингсфорд Анна — президент Лондонской Ложи Теософского Общества. Больше симпатизировала гностическому христианству и египетской герметической философии, нежели восточным учениям, что вызвало разногласия в ложе. Ее книги по эзоте­рическому христианству пользовались большой популярностью.

«Дева Мира»

Стр. 238. Нейт (егип.) — царица Небес, богиня Луны в Египте.

Идиллия Белого Лотоса

Стр. 244. Хеми, или Та-Хемет (Страна Хеми) — древнее самоназвание Египта.

 

Часть IV

 

Эзотерические учения арийцев и архатов о принципе семеричности в человеке

Стр. 267. Тиндаль Джон (1820-93) — английский физик, член Лондонского Королевского общества. Автор научно-популярных книг, переведенных на многие языки.

Стр. 271....согласно первому закону механики... — Первый закон механики, сформулированный Ньютоном: всякое тело пребывает в состоянии покоя или рав­номерного прямолинейного движения до тех пор, пока действующие на него силы не изменят это со­стояние.

Стр. 282. М.А.Оксон (псевдоним Стейнтона Моузеса) — преподаватель английского и классических языков в лондонском University College. Один из лидеров спиритуалистического движения, медиум, автор многих блестящих статей в спиритических издани­ях. Принимал участие также и в теософском движении.

Приложение

Стр. 287. Желтые шапки и красные шапки — желтые шап­ки (гелугпа) — наивысшая и самая ортодоксальная буддийская секта в Тибете, противоположная крас­ным шапкам (дугпа), давним «дьяволопоклонникам».

Стр. 287. Цзонхава (Цзонкапа, 1357-1419) — тибетский религиозный деятель, ученый, проповедник, осно­ватель секты гелугпа («желтых шапок») и мистического Братства, связанного с ее водителями. Он был великим Адептом, который, будучи не в состоянии дольше выносить осквернение буддийской филосо­фии лжеслужителями, превратившими ее в выгодное предприятие, решительно положил этому конец сво­евременным переворотом и высылкой 40 000 лжемо­нахов и лам из страны. Его считают аватаром Будды.

Ваал (Баал, Балу) — древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на Запад (в Египет, Грецию и др.). По­клонение ему сопровождалось безнравственными оргиями и человеческими жертвоприношениями.

Стр. 288. Манасаровар — священное озеро в Тибете в Ги­малаях. Манасаровара есть имя божества-храните­ля этого озера, и, согласно народному фольклору, это наг, «змий». Истолкованное эзотерически, это означает великого адепта, мудреца. Это озеро явля­ется крупным центром ежегодного паломничества индусов, так как утверждается, что Веды были на­писаны на его берегах.

Стр. 289. Лао-Цзы (Ли Эр) — великий мудрец, святой и философ, автор древнекитайского трактата «Дао дэ цзин», IV-III вв. до н.э., канонического сочинения даосизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: