Статья написана Е.П.Блаватской и вызвала негативный отклик Субба Роу.
Стр. 299. Арьясанга (санскр.) — основатель первой школы йогачарья. Архат, непосредственный ученик Гау-тамы Будды.
Стр. 304. «Ключ к еврейско-египетским мистериям в источнике мер» — J.Ralston Skinner, Key to the Hebrew-Egyptian Mystery in the Source of Measures. Cincinnati: R.Clarke & Co., 1875.
Стр. 308. Виттоба (санскр.) — одна из форм Вишну.
Вишвакарман (санскр.) — «Всесоздатель». Ведическое божество, олицетворение творящей Силы, описан как Единый «всевидящий Бог... породитель, распорядитель, который... пребывает вне пределов понимания (непосвященных) смертных».
Викарттана (санскр.) — букв., «лишенный своих лохмотьев»; имя Солнца и символ посвященного неофита.
Систрум (греч.) — священный храмовый инструмент, обычно делавшийся из бронзы, использовавшийся для произведения, с помощью сочетания его металлов, магнетических токов и звуков.
Строение микрокосма
Стр. 319. «Трансмиграция жизнеатомов» — см. Е.П.Блаватская. Гималайские Братья. — М.: Сфера, 1998. — С. 41-52.
Стр. 320. «Теории перевоплощения и духов» — см. Е.П. Блаватская. Эликсир жизни. — М.: Сфера, 1998. — С. 220-245.
Стр. 321....В одной из моих статей... — «Семеричное деление в различных индийских системах».
Стр. 322. Ч.Т.О. — член Теософского Общества.
«Бхагавадгита» и микрокосмические принципы
Стр. 358....«Заметок»... — «Заметки о "Бхагавадгите"», курс лекций Т.Субба Роу.
Стр. 362. Джадж Уильям Куан (1851-96) — американский адвокат и теософ. Был одним из трех главных основателей Теософского Общества. В 1886 г. начал издавать «The Path», ежемесячный теософский журнал, который существует и поныне. В том же году избран генеральным секретарем Американской Секции Теософского Общества.
Часть V
Заметки из «Письма, адрессованного членам Лондонской Ложи Теософского Общества президентом и вице-президентом Ложи»
Стр. 371. Хьюм Аллан — занимал пост министра в британском правительстве Индии. В течение нескольких лет играл заметную, но неоднозначную роль в Теософском движении. Позже стал основателем Индийского Национального конгресса. Известен также как адресат писем Махатм.
Махатма М.— Махатма Мориа. Стр. 372. Махатма К.Х.— Махатма Кут Хуми.
Стр. 390. Леви Элифас — настоящее имя этого ученого каббалиста было аббат Альфонс Луи Констан. Элифас Леви Захед был автором нескольких сочинений по философской магии.
«Киу-те» — тибетолог Д.Рейгл в работе «Книги "Kiu-te"» (1983) пишет: «Книги "Kiu-te" охарактеризованы в монументальном труде Е.П.Блаватской "Тайная Доктрина" как подлинно оккультные произведения; одни из них общедоступные, другие — тайные. Мы также узнаем, что первые можно найти в любом тибетском монастыре гелугпа, вторые включают в себя "Книгу Дзиан", откуда был переведен ряд строф, составивших основу "Тайной Доктрины". "Книга Дзиан" охарактеризована как первый том комментариев к тайным книгам "Kiu-te" и одновременно глоссарий к доступным книгам "Kiu-te". Хотя сведения, приведенные выше, были опубликованы в конце прошлого века, "общедоступные" книги "Kiu-te" не удавалось идентифицировать вплоть до недавнего времени. Ни образованные тибетцы, ни западные ученые не располагали сведениями о книгах с таким названием. Поэтому они были объявлены плодом воображения Е.П.Блаватской. Но стоило всего-навсего разобраться в пояснениях, данных ею по поводу этих книг, как их удалось идентифицировать вполне достоверно. Как и утверждала Е.П.Блаватская, их действительно можно найти в библиотеке любого тибетского монастыря гелугпа, а также в монастырях других школ (кагьюпа, ньинмапа и сакьяпа), и это действительно самые настоящие оккультные произведения; во всей тибетской буддийской традиции считается, что они заключают в себе тайное учение Будды...
Е.П.Блаватская иногда транскрипировала название этих книг и как "Khiu-te", как это делал капуцинский монах-миссионер Делла Пенна ди Билли, побывавший в Тибете в середине XVIII в. Сегодня они известны как Гью-дэ, один из основных разделов Кангьюра, главной части тибетского буддийского Канона». (Цит. по: С.Крэнстон. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. — Рига: «Лигатма», 1996.) Стр. 391. Лэм Чарльз (1775-1834) — английский писатель, поэт; иногда печатался под псевдонимом Элиа.
Дихотомия — способ классификации: деление одного класса, понятия, термина и пр. на пары «соподчиненных» элементов.
Стр. 398. Наш одаренный президент... — Субба Роу имеет в виду Е.П.Блаватскую и ссылается на ее работу «Классификация "принципов"». Стр. 399. «Принцип семеричности в эзотеризме» — см. Е.П.Блаватская. Смерть и бессмертие. — М.: Сфера, 1997. - С. 368-379.
Стр. 401. Протей (греч.) — в греческой мифологии морское божество, старец, обладавший способностью принимать любой облик. В современном языке Протей стал символом многоликости и изменчивости.
Стр. 410. Мэсси Чарльз Карлтон (1838-1905) - английский адвокат, писатель и переводчик. Оставил успешную адвокатскую практику, чтобы посвятить себя изучению философии и парапсихологии. Выступал защитником Генри Слейда на его знаменитом суде в Лондоне. Один из основателей Общества Психических Исследований. По словам главного организатора Общества, Уильяма Ф.Барретта, Мэсси был «выдающимся исследователем философии и психологии и одним из наиболее оригинальных и полных идей мыслителей, которых я когда-либо знал». Мэсси был убежден, что феномены спиритуализма как таковые не дают и не могут дать доказательства бессмертия. Он утверждал, что самореализация может быть достигнута только через «Крестный путь», обуздание своих страстей и духовное преображение. Был также одним из главных организаторов и первым президентом Британского Теософского Общества. Как явствует из ряда писем Е.П.Блаватской разным лицам, она весьма ценила Мэсси как талантливого исследователя и благородного человека. Стр. 417. Апеллятив — обращение (собственное имя или нарицательное существительное в функции обращения к собеседнику).
Часть VI