Измерение признаков элементов формальной организации, трудности измерения

Формальная организация – это предварительно спланированная структура полномочий и функции, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации.

Формальную организацию характеризует определенный порядок, зафиксированный в уставе, правилах, планах, нормах поведения. Это позволяет сознательно координировать взаимодействия людей для достижения конкретной общей цели организации. Формальная организация является достаточно устойчивой системой с формально установленными правилами и задачами.

Главные признаки формальной организации:

а) рациональность, в основе которой лежит принцип целеполагания– распадается на внутриорганизационные цели, реализация которых есть условие функционирования организации как целого, внешние цели, задаваемые извне, и индивидуальные цели ее работников. Последние две требуют согласования. В формальной организации это достигается, во-первых, путем создания специализированных подразделений, осуществляющих конкретные функции, в совокупности реализующие цели организации (литейный цех, отдел закупок и т.д.), и, во-вторых, созданием вертикальной пирамиды власти т.н. иерархии для согласования этих конкретных функций;

б) формальнаярегламентированность отношений – функций людей безотносительно к их индивидуальным особенностям;

в) подчинённость по вертикали (иерархия).

Во-первых, иерархия означает централизацию. В этом смысле иерархия представляет собой разделение труда по вертикали. Здесь складываются отношения руководства-подчинения, причем на всех уровнях. Как и всякое разделение труда, иерархия вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд за счет централизации.

Во-вторых, иерархия проявляется как человеческие отношения. Это значит, что один из работников может воздействовать на положение и поведение другого, стоящего ниже на иерархической лестнице, а этот нижестоящий лишен такого права. Это положение закрепляется в статусах и выступает как фактор социального неравенства. Серьёзным следствием этой стороны иерархических отношений является то, что связь по субординации не может быть регламентирована полностью. Всегда остается некоторый зазор для проявления личных качеств вышестоящего руководителя по отношению к нижестоящим работникам, причем эти качества далеко не всегда могут быть положительными, что часто является источником социальной напряженности.Таким образом, получается, что организация как общность расслаивается на управляющих и управляемых, причем, если исключить из анализа высший для организации уровень (директор, президент компании и др.) и низший (вахтер, уборщица), каждый в этой иерархической системе одновременно является и управляющим, и управляемым.

В-третьих, иерархия – это форма власти, подчиняющаяся определенным внешне предписанным правилам. Особенность этих иерархических отношений в том, что безличные нормы поведения довлеют над каждым членом организации как личностью, заставляя ограничивать себя в пользу существования организации как целого, как общности. При этом организация применяет определенные стимулы (для поощрения, если поведение индивида соответствует цели организации) или санкции (если это поведение противоречит её целям).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: