Оптимизация размеров промышленных предприятий

Оптимальность предприятия по размеру зависит от избранного критерия. Обычно в качестве критерия принимается объем производства, что обеспечивает минимум себестоимости.

Под оптимальным размером предприятия понимается размер производства, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по выпуску продукции в установленные сроки с наилучшим значением выбранного критерия. 

В качестве критерия оптимальности могут выступать: минимум приведенных затрат на производство и реализацию продукции, максимум прибыли, определенный уровень рентабельности, максимальный экологический или социальный эффект.

Каждой отрасли присущи свои минимально допустимые и оптимальные размеры предприятия.

Для каждого вида производства имеется только один минимально допустимый размер производства, ниже которого, с экономической точки зрения, создавать предприятие нецелесообразно.

 Минимально-допустимый размер производственной мощности предприятии зависит от уровня научно-технического прогресса в той или иной отрасли

 Минимально-допустимый размер производственной мощности должен обеспечивать:

- применение прогрессивной технологии;

- использование современных методов организации труда;

- достаточный уровень загрузки оборудования;

- необходимый уровень производительности труда и себестоимости продукции;

- быструю окупаемость инвестиций.

На предприятиях с массовым и крупносерийным производством минимально допустимый размер предприятия определяется по мощности ведущей группы оборудования.

На предприятиях с индивидуальным и мелкосерийным производством:

- при широкой номенклатуре выпускаемой продукции - по пропускной способности ведущего комплекта технологического оборудования специализированного цеха, по каждому из основных цехов и по предприятию в целом.

- при выпуске однородной продукции – по пропускной способности ведущего цеха.

Увеличение производственной мощности приводит к улучшению технико-экономических показателей до определенных границ, после которых показатели остаются неизменными или ухудшаются. Это происходит под воздействием прямых и косвенных факторов.

 Прямые факторы, оказывающие влияние на размер предприятия делятся на факторы внутрипроизводственные и внепроизводственные.

К внутрипроизводственным факторам относятся: мощности ведущих агрегатов, комплексность оборудования, прогрессивность технологии, уровень использования технологии, прогрессивность технологии.

К внепроизводственным факторам относятся: ограниченные сырьевые ресурсы и ограниченная потребность в готовой продукции, дополнительные вложения в смежные отрасли и транспортные затраты.

К косвенным факторам, влияющим на размер предприятия, относятся изменения структуры производства продукции и изменения в структуре потребления продукции предприятия и производства материальных ресурсов.

Одним из важнейших факторов, влияющих на размер предприятия, является организационно-технический уровень производства, под которым понимается уровень организации труда и производства, техники и технологии.

Научно-технический прогресс неизбежно ведет к непрерывному росту минимально-допустимых и оптимальных размеров предприятия.

Для определения размера предприятия нет однозначного критерия, поэтому в мировой практике в качестве критерия размера предприятия используют показатели: численность занятых, стоимость основных производственных фондов, годовой объем выпуска продукции.

Считается, что для определения размера предприятия необходимо использовать комплексный критерий, включающий качественные и количественные показатели. Набор показателей для разных отраслей должен отражать отраслевую специфику. Отраслевая принадлежность относится к качественным критериям, а количественные критерии зависят от специфики отрасли. Отраслевые критерии размера предприятия приведены в таблице 1.

Таблица 1. Отраслевые критерии размера предприятия

Отрасль народного хозяйства Критерий размера предприятия
промышленность Численность занятых работников
Обрабатывающая промышленность Численность занятых работников
Энергетика Годовой объем производства энергии
Строительство Численность занятых работников
Транспорт Количество транспортных средств
Оптовая торговля Годовой оборот
Розничная (мелкооптовая) торговля Годовой оборот, численность занятых

Необходимо различать размер (объем) производства и размер предприятия.

Размер производства всегда выражается количеством выпускаемой продукции в натуральном выражении, размер предприятия – это количество сосредоточенного на предприятии живого и овеществленного труда, которое необходимо для производственного использования на данном предприятии при прогрессивной технике, организации производства и труда.

Оптимальный размер производства данной продукции зависит от конкретной рыночной ситуации, специализации производства, межпроизводственных связей и условий транспортировки, что предполагает для данной продукции наличие нескольких оптимумов: максимальный размер прибыли или рентабельности.

Оптимальный объем производства в рыночных условиях определяется на основе анализа спроса и предложения.

Определение оптимального объема производства неразрывно связано с понятием «безубыточный объем продаж».

Безубыточность – это такое состояние, при котором выручка только покрывает затраты и прибыль равна нулю.

Объем реализации соответствующий точке безубыточности, называется порогом рентабельности.

Безубыточный объем продаж может быть рассчитан в стоимостном выражении и в количестве единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы покрыть затраты на ее производство, после чего каждая единица продукции будет приносить прибыль.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении (критической выручки) необходимо сумму постоянных расходов предприятия разделить на долю маржинальной прибыли в выручке:

                                      ,

Где ВКР безубыточный объем продаж в стоимостном выражении;

  ЗП - постоянные расходы;

ВАЛ – доля маржинальной прибыли в выручке.

Безубыточный объем продажи в натуральных единицах для конкретного вида продукции рассчитывается по формуле:

                                  ,

Где  СПЕР – переменные затраты на единицу продукции;

         Ц – цена единицы продукции.

Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности.  Чем больше зона безопасности у предприятия, тем прочнее его финансовые позиции.

Для определения зоны безопасности (запаса финансовой прочности в процентах ) используется формула:

 

 

Безубыточный объем продаж и зону безопасности можно найти графическим методом (рис. 3)

 

Рис. 3. Определение точки безубыточности

По горизонтали показывается объем производства продукции в натуральных единицах или в процентах использования производственной мощности, а по вертикали – затраты на производство (с их разделением на постоянные и переменные) и выручка от реализации. Пересечение прямой линии, отражающей зависимость между выпуском продукции и себестоимостью, и прямой линии выручки от реализации показывает критическую точку объема производства.

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: