Оптимальность предприятия по размеру зависит от избранного критерия. Обычно в качестве критерия принимается объем производства, что обеспечивает минимум себестоимости.
Под оптимальным размером предприятия понимается размер производства, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по выпуску продукции в установленные сроки с наилучшим значением выбранного критерия.
В качестве критерия оптимальности могут выступать: минимум приведенных затрат на производство и реализацию продукции, максимум прибыли, определенный уровень рентабельности, максимальный экологический или социальный эффект.
Каждой отрасли присущи свои минимально допустимые и оптимальные размеры предприятия.
Для каждого вида производства имеется только один минимально допустимый размер производства, ниже которого, с экономической точки зрения, создавать предприятие нецелесообразно.
Минимально-допустимый размер производственной мощности предприятии зависит от уровня научно-технического прогресса в той или иной отрасли
Минимально-допустимый размер производственной мощности должен обеспечивать:
- применение прогрессивной технологии;
- использование современных методов организации труда;
- достаточный уровень загрузки оборудования;
- необходимый уровень производительности труда и себестоимости продукции;
- быструю окупаемость инвестиций.
На предприятиях с массовым и крупносерийным производством минимально допустимый размер предприятия определяется по мощности ведущей группы оборудования.
На предприятиях с индивидуальным и мелкосерийным производством:
- при широкой номенклатуре выпускаемой продукции - по пропускной способности ведущего комплекта технологического оборудования специализированного цеха, по каждому из основных цехов и по предприятию в целом.
- при выпуске однородной продукции – по пропускной способности ведущего цеха.
Увеличение производственной мощности приводит к улучшению технико-экономических показателей до определенных границ, после которых показатели остаются неизменными или ухудшаются. Это происходит под воздействием прямых и косвенных факторов.
Прямые факторы, оказывающие влияние на размер предприятия делятся на факторы внутрипроизводственные и внепроизводственные.
К внутрипроизводственным факторам относятся: мощности ведущих агрегатов, комплексность оборудования, прогрессивность технологии, уровень использования технологии, прогрессивность технологии.
К внепроизводственным факторам относятся: ограниченные сырьевые ресурсы и ограниченная потребность в готовой продукции, дополнительные вложения в смежные отрасли и транспортные затраты.
К косвенным факторам, влияющим на размер предприятия, относятся изменения структуры производства продукции и изменения в структуре потребления продукции предприятия и производства материальных ресурсов.
Одним из важнейших факторов, влияющих на размер предприятия, является организационно-технический уровень производства, под которым понимается уровень организации труда и производства, техники и технологии.
Научно-технический прогресс неизбежно ведет к непрерывному росту минимально-допустимых и оптимальных размеров предприятия.
Для определения размера предприятия нет однозначного критерия, поэтому в мировой практике в качестве критерия размера предприятия используют показатели: численность занятых, стоимость основных производственных фондов, годовой объем выпуска продукции.
Считается, что для определения размера предприятия необходимо использовать комплексный критерий, включающий качественные и количественные показатели. Набор показателей для разных отраслей должен отражать отраслевую специфику. Отраслевая принадлежность относится к качественным критериям, а количественные критерии зависят от специфики отрасли. Отраслевые критерии размера предприятия приведены в таблице 1.
Таблица 1. Отраслевые критерии размера предприятия
Отрасль народного хозяйства | Критерий размера предприятия |
промышленность | Численность занятых работников |
Обрабатывающая промышленность | Численность занятых работников |
Энергетика | Годовой объем производства энергии |
Строительство | Численность занятых работников |
Транспорт | Количество транспортных средств |
Оптовая торговля | Годовой оборот |
Розничная (мелкооптовая) торговля | Годовой оборот, численность занятых |
Необходимо различать размер (объем) производства и размер предприятия.
Размер производства всегда выражается количеством выпускаемой продукции в натуральном выражении, размер предприятия – это количество сосредоточенного на предприятии живого и овеществленного труда, которое необходимо для производственного использования на данном предприятии при прогрессивной технике, организации производства и труда.
Оптимальный размер производства данной продукции зависит от конкретной рыночной ситуации, специализации производства, межпроизводственных связей и условий транспортировки, что предполагает для данной продукции наличие нескольких оптимумов: максимальный размер прибыли или рентабельности.
Оптимальный объем производства в рыночных условиях определяется на основе анализа спроса и предложения.
Определение оптимального объема производства неразрывно связано с понятием «безубыточный объем продаж».
Безубыточность – это такое состояние, при котором выручка только покрывает затраты и прибыль равна нулю.
Объем реализации соответствующий точке безубыточности, называется порогом рентабельности.
Безубыточный объем продаж может быть рассчитан в стоимостном выражении и в количестве единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы покрыть затраты на ее производство, после чего каждая единица продукции будет приносить прибыль.
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении (критической выручки) необходимо сумму постоянных расходов предприятия разделить на долю маржинальной прибыли в выручке:
,
Где ВКР – безубыточный объем продаж в стоимостном выражении;
ЗП - постоянные расходы;
ВАЛ – доля маржинальной прибыли в выручке.
Безубыточный объем продажи в натуральных единицах для конкретного вида продукции рассчитывается по формуле:
,
Где СПЕР – переменные затраты на единицу продукции;
Ц – цена единицы продукции.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности. Чем больше зона безопасности у предприятия, тем прочнее его финансовые позиции.
Для определения зоны безопасности (запаса финансовой прочности в процентах ) используется формула:
Безубыточный объем продаж и зону безопасности можно найти графическим методом (рис. 3)
Рис. 3. Определение точки безубыточности
По горизонтали показывается объем производства продукции в натуральных единицах или в процентах использования производственной мощности, а по вертикали – затраты на производство (с их разделением на постоянные и переменные) и выручка от реализации. Пересечение прямой линии, отражающей зависимость между выпуском продукции и себестоимостью, и прямой линии выручки от реализации показывает критическую точку объема производства.
Вопрос