Типы руководства и стиль руководства

Существует несколько классификаций типов руководства. Одна из классификаций руководства построена на комбинации четырех переменных (элемента):

1) взаимоотношения подчиненных по поводу обсуждения решения;

2) взаимоотношения руководителя и подчиненных по поводу обсуждения решения;

3) роль руководителя;

4) способ принятия решения.

В результате комбинирования этих переменных возникает три типа руководства: авторитарный консультативный и групповой (таблица 2).

 

Таблица 2 – Типы руководства

 

Тип руководства (стратегия принятия решения) Подтип Взаимоотношения подчиненных по поводу обсуждения решения Взаимоотношения руководителя и подчиненными по поводу обсуждения решения Статус, определяющий роль руководи-теля Способ принятия решения
Авторитарный А1 Отсутствуют Отсутствуют Формальный Единоличный
  А2 Отсутствуют Запрашивается необходимая, по мнению руководителя, информация Формальный Единоличный
Консультатив-ный К1 Обсуждаются варианты решения, но не существует единого решения Обсуждаются варианты решения с каждым подчиненным Формальный Единоличный
  К2 Обсуждаются варианты решения, и вырабатывается одно решение Обсуждается два варианта: вариант персонала и вариант руководителя Формальный Единоличный
Групповой Г1 Обсуждаются варианты решения, и вырабатывается одно решение Обсуждается один вариант: вариант персонала Неформальный Групповой

 

Одним из основополагающих признаков эффективности управления, позволяющим достигать желаемых результатов с учетом психологических критериев, является стиль руководства.

Стиль руководства – это совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления деятельностью организации, определяющая его способность влиять на подчиненных, для более эффективного достижения целей предприятия; стиль руководства – это поведенческий стереотип, с помощью которого руководитель пытается достичь цели.

Лучшим считается стиль, обеспечивающий большую степень удовлетворения по поводу того, как была достигнута поставленная цель.

Исходя из определения стиля руководства, можно выделить основные составные элементы данного понятия:

1) стиль каждого руководителя индивидуален;

2) способы приёмы и методы воздействия руководителя на коллектив относительно устойчивы;

3) конечная цель любого стиля руководства – это эффективное выполнение управленческих функций, направленные на получение высоких конечных результатов.

Факторы, определяющие стиль руководителя многочисленны и делятся на объективные и субъективные.

Объективные факторы включают:

- политические;

- стиль руководства вышестоящего менеджера;

- возрастные, образовательные, экономические, социально-психологические, этические и другие характеристики коллектива;

- здоровье менеджера;

- особенности решаемых задач и др.

Субъективные факторы формируются на основании действий объективных факторов и носят личностный характер: человеческие и деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, манеры поведения, привычки.

Рассматривая стиль руководства, следует отметить, что его основой являются параметры взаимодействия руководителя с торговым коллективом:

1) разграничение полномочий и распределение ответственности между руководителем и подчинённым;

2) отношение руководителя к мнению членов коллектива;

3) контакт руководителя с подчинёнными;

4) эффективность работы коллектива при отсутствии руководителя;

5) отношение руководителя к критике со стороны подчинённых;

6) тон и характер приказов руководителя;

7) форма контроля за деятельностью подчинённых;

8) эмоциональная удовлетворённость исполнителей трудом;

9) преобладающие методы и способы воздействия руководителя на членов коллектива;

10) участие и формы поддержания дисциплины руководителем в коллективе;

11) взаимоотношения членов коллектива;

12) степень предоставления самостоятельности подчинённым;

13) отношение руководителя к новому;

14) участие подчинённых в выработке и принятии управленческих решений;

15) критическое отношение руководителя к самому себе;

16) способы предотвращения и разрешения конфликтов в коллективе;

17) Отношение руководителя к подчинённым и вышестоящим начальникам;

18) соотношение производственных и социально-психологических задач в процессе управления коллективом.

При всем разнообразии персональных стилей управления их можно по каким-то признакам объединять в определенные типы. Существует достаточно много типизаций (классификаций).

Каждая организация представляет уникальную совокупность и комбинацию работников, целей и задач. Каждый менеджер также является уникальной личностью, обладающей своими способностями и качествами, поэтому, классифицируя стили, следует иметь в виду, что чистых стилей практически не бывает.

Классификация стилей руководства зависит от используемых признаков (переменных) и подходов в теории лидерства.

В формальных организациях стиль складывается из как минимум двух переменных: забота о людях и забота о производстве. На основании этих двух переменным Р. Блейк и Д. Моутон построили решетку (схему), включавшую в себя пять основных стилей руководства (рассматривается в вопросе 5 рисунок 4).

Стили с позиции поведенческого подхода рассматриваются в вопросах 4-6.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: